Просмотр содержимого документа
««Использование технологии лэпбук в коррекционной работе учителя-логопеда».»
«Использование технологии лэпбук в коррекционной работе
учителя-логопеда».
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования и увеличением количества детей с речевыми патологиями мне, как учителю-логопеду, приходится искать новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и эффективно решали образовательные и воспитательные задачи по формированию лексико-грамматических категорий, коррекции звукопроизношения и развитию связной речи.
Современные требования, предъявляемые к учителю-логопеду в детском саду, подразумевают, что необходимо постоянно заниматься самообразованием, повышать уровень профессиональной компетентности и владеть новейшими образовательными технологиями.
В своей работе я использую лэпбук на индивидуальных и групповых занятиях. А также предлагаю детям использование в свободной деятельности карточек и игр из лэпбуков для автоматизации поставленных звуков.
Что такое лэпбук, зачем он нужен?
Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях». Он представляет собой папку или другую прочную картонную основу, на которую наклеены маленькие книжки (мини книжки — простые и фигурные, в виде кармашков, гармошек, стрелочек и т.д.), несмотря на кажущуюся простоту, в нем содержится необходимый материал, который объединен одной темой. Было бы даже правильнее определить лэпбук не как средство обучения, а как особую форму организации учебного материала.
Лэпбук помогает организовать информацию по изучаемой теме и лучше систематизировать материал, сделать его понятным и доступным каждому ребенку.
У детей с речевыми патологиями речь самостоятельно не развивается. Страдает процесс накопления слов и оперирования ими в речевой деятельности. Путь исправления звукопроизношения трудный и длительный. Как правило, у дошкольников этой категории страдают познавательные процессы: память, внимание, восприятие, мышление.
Решение данных проблем – одна из задач использования лэпбука в коррекционно-речевой работе.
Такая интерактивная папка позволяет:
- пополнять словарь детей и расширять «семантические поля» значений слов;
- ускорить и сделать более привлекательным процесс автоматизации и дифференциации звуков;
- формировать грамматические категории.
В лэпбуке собирается материал по какой-то определенной теме, учитель-логопед может включить такие разделы, как:
Артикуляционная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Дыхательная гимнастика.
Задания на автоматизацию звука: в словах, предложениях и текстах.
Задания, направленные на формирование звуко-слогового анализа и синтеза, грамматические упражнения, задания направленные на запоминание графического образа буквы.
Развитие связной речи (составление рассказа по серии картинок).
Тема для папки может быть совершенно любой, как и ее сложность. Хочу подробно рассказать о лэпбуке «Рычалки и ревелки» для автоматизации звука «Р».
В пособии представлены игры и упражнения, наглядный материал, нацеленный на развитие всех компонентов речи.
Все материалы пособия несут в себе познавательную и развивающую функции.
Лэпбук включает:
- артикуляционную гимнастику;
- чистоговорки;
- лото «Ракета», для определения места звука в слове;
- игру «Собери букву» для развития внимания, восприятия, мышления;
- интерактивное окошко для анализа слов, определения места звука в слове, его твердости и мягкости с набором карточек для игры «Найди пару» по звучанию;
- карточки с подвижными играми на отработку звука «р»;
- игра «Собери персонаж»;
- карточки для игры «Прятки» для нахождения на картинке всех предметов со звуком «Р»;
- набором карточек для составления рассказов;
- персонажи театра для отработки поставленного звука.
Совершенно необязательно (и даже нежелательно!) выполнить все задания, заложенные в лэпбук за один раз или за один день. Многие из них рассчитаны на длительную работу, изучение дополнительной информации и проведение собственных исследований.
Ведь лэпбук – это не просто книжка-игрушка. По ней надо заниматься! Только тогда это пособие выполнит свою цель – не только развлечь ребенка, но и помочь ему как следует изучить тему. Такая необычная, яркая, красочная и занимательная папка обязательно будет привлекать внимание детей, что будет способствовать закреплению полученных знаний.
На мой взгляд, лэпбук – это современная эффективная технология обучения, отличный помощник в работе учителя-логопеда.
Когда я узнала о технологии лэпбук, первую интерактивную папку я приобрела в интернете, убедившись, что эта технология эффективна в работе, я начала делать лэпбуки сама. На автоматизацию звуков и по лексическим темам.
Работа с лэпбукам внесла много положительных моментов в общее и речевое развитие наших детей.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №29 город Ейск муниципального образования Ейский район
«Использование технологии лэпбук в коррекционной работе