Просмотр содержимого документа
«Использование техник музыкального воздействия в коррекционной работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ»
«Использование техник музыкального воздействия в коррекционной работе в детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ»
Гаврилина О. В., воспитатель
отделения социальной реабилитации
детей-инвалидов и детей с ОВЗ «Поддержка»
Дети с ОВЗ или с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
С данной категорией детей я работаю более 5 лет, из них 11 месяцев в центре «Рассвет».
Цель моей работы как воспитателя:социальная реабилитация и адаптация детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, коррекция недостатков в познавательной и эмоционально-волевой сфере.
В коррекционной работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ я использую множество техник и методов работы, учитывая индивидуальные физические и психические особенности развития каждого ребёнка. В качестве вспомогательного средства, как часть других технологий, для снятия эмоционального напряжения, повышения эмоционального настроя, я использую технологии музыкального воздействия.
Артикуляционная гимнастика.
Под музыку проводятся упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, язык, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения (пример видео и аудио).
Музыкальное сопровождение в данном случае помогает детям получить более игровой настрой, снять эмоциональное напряжение.
Арт-терапия.
Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.
Музыкальную терапию широко применяют во многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений, в частности:
- отклонения в развитии;
- эмоциональная нестабильность;
- поведенческие нарушения;
- сенсорный дефицит;
- спинно-мозговые травмы;
- психосоматические заболевания; - внутренние болезни;
- психические отклонения;
- афазия (локальное отсутствие или расстройство уже сформировавшейся речи (в отличие от алалии) с нарушением восприятия речи при сохранении слуха);
- аутизм.
В работе с детьми я использую музыкотерапию как дополнение музыкальным сопровождением занятий по рисованию, лепке. Для расслабления, снятия эмоционального напряжения, детям предлагается использование понравившегося им цвета краски, которой они рисуют картинку на свободную тему, и включается спокойная музыка. Так же можно предложить малышам нарисовать рисунок на заданную тему и в сопровождение включить соответствующую музыку (например, рисуем ручеёк – включается аудиозапись «журчание ручья», рисуем птичек – включается «пение птиц» и т. д.). С детьми школьного возраста очень эффективна техника «мандалотерапии»: ребёнку предлагается заранее подготовленная мандала для раскрашивания, в это время в комнате должно быть спокойно, не должны отвлекать посторонние факторы, включается спокойная расслабляющая музыка.
Стоит отметить, что применение музыкального сопровождения используется с учётом психологических особенностей детей, в случае, если хотя бы один ребёнок негативно реагирует на посторонние звуки, то использование музыки следует отменить.
Для психологической разгрузки так же используется расслабляющая музыка. Занятия можно проводить в группе или в темной сенсорной комнате. Дети удобно располагаются (ложатся на ковёр, пуфики и т. д.), закрывают глаза и под сопровождение соответствующей музыки представляют себя, например, в лесу, в космосе, на берегу моря и т. д. В это время педагог может словами направлять фантазии детей.
Музыкально-дидактические игры.
Такие игры развивают творческие способности детей, дети начинают воспринимать музыку более сознательно. Музыкальная игра вызывает у детей приподнятое настроение, положительные эмоции, которые активизируют познавательную и мыслительную деятельность, способствуют развитию произвольного внимания, памяти, речи, моторики.
Очень эффективна форма занятий, на которых используются танцевальные движения, ритмическая жестикуляция, игра на детских музыкальных инструментах, инсценирование песен («Весёлые гуси», «Как на маленький ледок» и т.д.), музыкальные ритмические инсценировки («Ванька-встанька»).
Логоритмика — это одно из звеньев коррекционной педагогики. Она связывает воедино слово (звук), музыку и движения.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Ежедневное выполнение в определённое время различных по своему характеру логоритмических упражнений (утренняя дыхательно-голосовая зарядка с движением, упражнения на расслабление, пение гласных звуков с движением и т.д.) приучает детей к оздоровительному режиму. Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, рече-двигательной, познавательной и др.
Логопедическая ритмика включает в себя:
ходьбу в разных направлениях;
упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
речевые упражнения без музыкального сопровождения;
упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
ритмические упражнения;
пение;
упражнения на развитие мелкой моторики.
Очень разнообразны музыкальные развивалочки Екатерины Железновой (коммуникативные игры, пальчиковая гимнастика, игры-потешки, игры с предметами), которые я часто использую в своей работе. (Примеры аудиозаписей)
Музыка – это искусство, а любое искусство развивает, воспитывает личность ребёнка.
Желаю успехов всем коллегам в развитии и воспитании детей!