Просмотр содержимого документа
«"Использование строевых упражнений на музыкальных занятиях и праздниках с детьми дошкольного возраста" активная консультация ля педагогов»
«Использование строевых упражнений на музыкальных занятиях и праздниках
с детьми дошкольного возраста»
Активная консультация для педагогов
Строевые упражнения являются одним из средств физического воспитания детей, без которых невозможна организация двигательной деятельности (на занятиях, утренней гимнастике, в подвижных играх, хороводах, досугах, праздниках, развлечениях и т. д., и в повседневной жизни.)
Такого вида деятельности как строевые упражнения в музыкальной деятельности нет. Строевым упражнениям дети обучаются на занятиях по физическому развитию. Но, на музыкальных занятиях я использую те знания, умения и навыки детей в построениях, перестроениях, передвижениях, которые использую в песнях с движениями, танцах, хороводах, играх.
Основные задачи строевых упражнений:
-образовательная: содействуют формированиюдисциплины и организованности, навыков коллективных действий, дают возможность педагогу быстро и оптимально располагать детей по всему пространству музыкального зала;
- развивающая: развивают чувства ритма и темпа движений, эмоциональное состояние детей, помогают развитию ориентации детей в пространстве умения быстро и четко выполнять строевые приемы.
Воспитанники становятся более организованными, следят за своей осанкой и расстоянием во время движения;
- воспитательная: воспитывают патриотические чувства, чувства товарищества и коллективизма.
Строевые упражнения используются в разных частях музыкального занятия:
- в начале занятия: музыкально-ритмические упражнения – при разучивании или отрабатывании отдельных элементов танцев или песен и перестроений;
- в основной части занятия: при разучивании и исполнении песен с движениями, танцев и хороводов, подвижных и музыкальных игр;
- в заключительной части занятия: при подведении итогов занятия.
Строевые упражнения включают в себя:
1) строевые приемы (как выполнение команд: "Становись!", "Равняйсь!", "Смирно!", "Вольно!", "Отставить!", "Разойдись!" "Сомкнуться!" "Разомкнуться!", повороты на месте и расчет)
2) построения и перестроения (построения - в шеренгу, в колонну, в круг, в полукруг, перестроения - в колонну по 2, по 3, по 4, и обратно)
3) передвижения (Все передвижения в зале производятся по трем направлениям:
- прямое (в обход по залу) - параллельно основным границам зала;
- по диагонали - под углом к основным границам площадки;
- круговые - по дуге к основным границам площадки.
4) размыкания и смыкания. (Размыкание в колонну – на вытянутые вперед или в стороны руки; размыкание в шеренге – на вытянутые в стороны руки)
Для организации детей во время праздников используются такие упражнения, как построение в колонну, шеренгу, в круг, в полукруг, различные перестроения.
В повседневной жизни упражнения на построение используются во время зарядки, походов, экскурсий, обычных прогулок, в подвижных играх.
Обучение строевым упражнениям проводится по принципу «от простого к сложному». Начинать обучение следует с самых необходимых для проведения занятий построений и строевых приёмов, передвижений и затем обучать размыканиям и смыканиям.
Строевые упражнения выполняются детьми дошкольного возраста с различными предметами. Занятия сопровождаются музыкой, речевками, песнями, ударными инструментами (бубном, барабаном, клависами). В самом начале обучения пространственная терминология должна даваться детям с ориентировкой на предмет: «Повернись к окну, направо!»
Команды и распоряжения
Перестроения – переходы из одного строя в другой
СТОЯ НА МЕСТЕ - «По порядку – рассчитайсь!», «В колонну по два – стройся!» «Прямо – марш!» (для начала движения).
ВО ВРЕМЯ ДВИЖЕНИЯ - «В колонну по 4 через центр – марш!» «Парами – марш!», «Четверками – марш!»
Распределение строевых упражнений по возрастным группам (из ФОП)
Возраст
Физическое развитие
Музыкальная деятельность
Младший дошкольный возраст
Построение в колонну по одному, в шеренгу, в круг по ориентирам, в пары; перестроение в колонну по два, врассыпную, смыкание и размыкание обычным шагом, повороты направо и налево переступанием.
Педагог выполняет вместе с детьми упражнения из разных исходных положений (стоя, ноги слегка расставлены, ноги врозь, сидя), с предметами (кубики двух цветов, флажки, кегли и другое).
Развитие ритмических способностей. Обучение танцевальным и имитационным движениям.
Средний
дошкольный возраст
Построение в круг, в шеренгу, в колонну по одному, по два, по росту, врассыпную; размыкание и смыкание на вытянутые руки, равнение по ориентирам и без; перестроение из колонны по одному в колонну по два в движении, со сменой ведущего; из одной колонны или шеренги в звенья на месте и в движении; повороты направо, налево, кругом на месте переступанием и в движении. (с помощью воспитателя, по ориентирам, самостоятельно),
Старший
дошкольный возраст
Построение по росту, поддерживая равнение в колонне, шеренге; построение в колонну по одному, в шеренгу, в круг; перестроение в колонну по три, в две шеренги на месте и при передвижении; размыкание в колонне на вытянутые вперед руки, в шеренге на вытянутые руки в стороны; повороты налево, направо, кругом переступанием и прыжком; ходьба "змейкой", расхождение из колонны по одному в разные стороны с последующим слиянием в пары.
Совершенствование навыков детей в построении, перестроении, передвижении строем: быстрое и самостоятельное построение в колонну по одному и по два, в круг, в шеренгу; равнение в колонне, шеренге; перестроение из одной колонны в колонну по двое, по трое, по четыре на ходу, из одного круга в несколько (2 - 3); расчет на первый - второй и перестроение из одной шеренги в две; размыкание и смыкание приставным шагом; повороты направо, налево, кругом; повороты во время ходьбы на углах площадки.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1)Все построения и перестроения вместе с командами стоя на месте, в движении.
2) «Пони» Т.Морозовой (в колонну по одному с клависами+ высоко поднимая ноги, на припев – клависы перед собой (под уздцы), галоп
3) Игра «Будь внимательным» (с пилоткой на перестроения)