kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Использование современных игровых технологий для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игровые технологии в развитии певческих навыков дошкольников

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Использование современных игровых технологий для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»»


Музыкальный руководитель


ГКДОУ «Детский сад № 279 г.о. Донецк» ДНР

Целых Ольга Васильевна










ДОКЛАД

«Использование современных игровых технологий

для развития певческих навыков

детей старшего дошкольного возраста»




















         На сегодняшний день современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы ФГОС, где основной задачей является совершенствование образовательного процесса, требующего поиска новых педагогических подходов, при которых детский певческий голос формировался бы более успешно. Многолетний опыт работы многих педагогов показал, что методика вхождения в мир любого искусства должна проходить через игру.

Игра – это «волшебная палочка», при помощи которой можно научить детей петь, играть на инструментах, красиво двигаться и танцевать, слушать музыку. Игровая методика воспитания, развития и обучения замечательна тем, что все эти процессы происходят незаметно для детей, непроизвольно.

       Использование игрового распевания для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста окажется эффективным при условии, что этому разделу будет уделяться систематически 5-7 минут музыкальной НОД, закрепления в режимных моментах, дома, в самостоятельной деятельности, на концертах, праздниках и развлечениях, итоговых мероприятиях.

       Виды игрового распевания разнообразны по своей направленности и значимости:

 - игры-упражнения на расширение певческого диапазона;

 - голосовые игры на основе фонопедического метода В.В.Емельянова;

 - диалогические игры-распевки на контрастное сопоставление;

 - игровые песенки-массажи;

 - игры-импровизации, основанные на музыкально-слуховом опыте.

        Игровые упражнения с детьми на музыкальных занятиях необходимо разучивать поэтапно:

Первый этап -  обычно проводится знакомство с песней в целом, с объяснением. Прежде чем разучивать песню, дети знакомятся с теми персонажами или явлениями, о которых рассказывается в ней.

Второй этап -  разучивание песни. Постепенно, от занятия к занятию развивается игровая ситуация, связанная с содержанием песни, и, наконец, все дети включаются в игру.

Третий этап -  систематическое повторение, т.е. закрепление. При закреплении игры детям предоставляется возможность играть под пение без музыкального сопровождения, но с поддержкой голоса взрослого, а в дальнейшем они играют и поют самостоятельно.

 Для закрепления певческих навыков важно, чтобы песня звучала не только в стенах детского сада, но и в семье.

       В работе над развитием певческих навыков средствами игрового распевания у старших дошкольников используют все формы организации музыкальной деятельности для работы с детьми: групповые, подгрупповые, индивидуальные.

       Перед тем как перейти непосредственно к исполнению   игровых упражнений, необходимо проводить комплекс артикуляционной и дыхательной гимнастик А.Н.Стрельниковой, М.Ю.Картушиной, целью которых является подготовка голосового аппарата к пению.

Основной целью артикуляционной гимнастики является выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произношению фонем. Артикуляционная гимнастика не занимает много времени, но эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию.

       Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, проводятся в игровой форме. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни.

       В игре ребенок самоутверждается как личность, у него развивается фантазия. Сами того не замечая, дошкольники решают в игре сложные задачи по развитию дикции и артикуляции. Важно то, что именно этот вид широко используются детьми в самостоятельной музыкальной деятельности вне занятий.

       Основные задачи дыхательных упражнений направлены на укрепление физиологического дыхания детей. Правильно взятое дыхание необходимо для того, чтобы научиться регулировать силу воспроизводимого звука. Делаем это при помощи упражнений: «Вдохнули аромат цветка», «Надули шарик», «Чей паровозик дольше проедет», «Чей комарик дольше прозвенит». Благодаря таким заданиям задействуются нижние отделы легких, которые помогают разогреть нежный певческий аппарат ребенка и подготовит его к пению. На правильную работу сердечной мышцы и мышц брюшной полости я применяю оздоровительные интонационно-фонетические голосовые песенки-игры Л.Волошиной «Музыкальные складушки про веселые игрушки», например: «Все игрушки любят смех», «Песенка кота», «Бегемот», «Матрешка пляшет», «Ночная песенка филина». В этих песенках-играх используются особые звуки, которые называются сигналами доречевой коммуникации. Они формируют опыт общения со звуками разной высоты, устраняют отсутствие координации между слухом и голосом.

       В качестве специальной технологии для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста можно использовать голосовые игры на основе «фонопедического метода развития голоса» В.В. Емельянова – известного учителя-исследователя. Доступность и вариативность интонационно-фонетических упражнений позволяют значительно разнообразить занятия с детьми, повысить интерес к процессу пения и желание учиться управлять своим голосом. Интонациями голоса дети моделируют различные образы: образ ветра, шум морских волн, облака, дождь, солнце и т.д. Или озвучивают мини-сценки, например: «Баба Яга собирается в полет», «Белка в лесу грызет орешки», «Путешествие снежинки», «Самолет летит», «Озорной листочек». Скольжение или глиссандирование голосом вверх или вниз, по кругу, по лесенке – способствует расширению певческого диапазона детей, развитию координации между мелодическим слухом и голосом.

        Для развития мотивации дошкольников к музыкальной деятельности, для дополнения слуховых впечатлений и образных представлений детей можно включать в работу современные ИКТ (информационно-коммуникационные технологии). Летящая на экране снежинка или порхающая с цветка на цветок бабочка побуждают ребенка совершить путешествие голосом вместе с героями. Очень важным моментом в исполнении таких голосовых игр является применение метода «моторного» обучения (самоподкрепления – показ рукой).

       Необыкновенный интерес вызывает у детей исполнение игровых песенок-массажей М.Ю.Картушиной, например: «По дорожке, по тропинке», «Да-да, наступили холода», «Лепим мы снеговика». Они могут исполняться как индивидуально (самомассаж), так и дуэтом (дети стоят парами и делают друг другу массаж). Такой вид игрового распевания многофункционален: развивает музыкальные способности детей, укрепляет здоровье и являются одним из средств физического развития ребенка. Использование здоровьесберегающих технологий в игровой форме, включенных в процесс работы над песней, обеспечивает каждому ребенку укрепление физического здоровья; формирование и развитие у детей певческих умений и навыков.

  Встреча с героями распевок может иметь продолжение на музыкальной НОД, например: Петрушка загадывает детям музыкальные загадки, а озорному листочку ребята помогают найти друзей, выполнив определенные задания. Таким образом, игровая распевка может стать завязкой сюжета занятия.

       Игровые песенки-массажи дети с удовольствием используют в группе и дома, доставляя наслаждение   своим родным и друзьям.      

       В основе диалогических голосовых игр А.Евтодьевой есть знакомые и понятные детям сюжеты из сказок на сопоставление двух героев, поющих в среднем и высоком регистрах, например: «Лисенок и бабочка», «Карабас-барабас и куклы», «Медвежонок и пчела». Контрастность этих образов поможет детям четко сопоставить и воспроизвести их голоса, и даже поиграть в них. Такое игровое распевание многофункционально: благодаря наглядности игровой ситуации, оно развивает образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса (среднего или высокого) в связи с озвучиванием знакомых персонажей:

-развивает тембровый слух; формирует самоконтроль;

-умение анализировать свое пение и пение товарищей;

-развивает творческие способности детей;

-формирует навыки театральной деятельности.

Так как игровое распевание предполагает разыгрывание театральных этюдов, пение по ролям.

Игровое распевание может плавно перейти в музыкальную игру, танец, музицирование.

        Для эффективности процесса развития певческих навыков необходима совместная работа музыкального руководителя воспитателей и родителей. Каждому родителю, посетившему музыкальное занятие, понравится то, как его ребёнок сопит носиком, играет с пальчиками, усердно делает массаж. Но вдвойне полезнее для малыша будет повторение этих игр дома, вместе с мамой и папой.

        Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает и организует самостоятельное музицирование детей в группе.

       Игровое распевание чрезвычайно нравится детям, так как оно наглядно, понятно, проходит в игровой форме и, как показывает опыт, является весьма результативным. Дети воспринимают игровое распевание как первую из песен и ждут его с нетерпением. Чередование распевок и смена иллюстраций только подогревает интерес детей к этому виду деятельности, делая его занимательным и творческим. Здесь и пение, и игра, и преемственность с работой воспитателя – повтор прочитанных сказок.

Игровое распевание имеет большое воспитательное значение не только для музыкального, но и всестороннего развития ребенка. Игры с пением – это коллективная форма общения детей с музыкой на игровой основе, которая воспитывает у них дружеские взаимоотношения, сознательную дисциплину, так как каждый ребенок должен подчиняться правилам игры и точно выполнять их. Фантазия, воображение, элементы творческих проявлений сопровождают каждую игру детей, а возможность играть без музыкального сопровождения, под собственное пение, делает такие игры наиболее ценным музыкальным материалом. Общее воодушевление в игре, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей, помогает воспитанникам приобрести веру в себя, освободиться от напряженности, стеснения.




































Список литературы:

1.Евтодьева А.А. «Учимся петь, играя»

2.Емельянов В.В. «Развивающие голосовые игры» Москва 1996г.

3.Емельянов В.В. «Развитие голоса» //координация и тренинг// издание

4.Метлов Н.А. «Музыка – детям» Москва1985г.

5.Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей детей». Москва 1985г.

6. Теплов Б.М. «Психология индивидуальных различий» Москва 1985г.

7.Картушина М.Ю. «Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет».

8.А.Н.Стрельникова «Дыхательная гимнастика».

9.Т.Боровик «Звуки, ритмы и слова» 1999г.

10.О.В.Кацер «Игровая методика обучения детей пению»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Целых Ольга Васильевна

Дата: 07.06.2025

Номер свидетельства: 671341


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства