Просмотр содержимого документа
««Использование сенсорных игр для развития речи детей»»
Консультация«Использование сенсорных игр для
развития речи детей»
Подготовила: учитель-логопед Сафонова Т.А.
Для развития речи большое значение имеют сенсорные игры, основная цель которых – дать ребенку новые чувственные ощущения: зрительные, слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые.
Целесообразность проведения с детьми, имеющими речевые нарушения, такихигр основывается на утверждении о том, что сенсорный компонент вознакомлении с окружающим миром приобретает для них особую значимость.
Данные игры позволяют установить с ребенком эмоциональный контакт,который позволяет в дальнейшем всесторонне воздействовать на развитие речи.
Вот основные виды сенсорных игр.
Игра с красками
Для проведения игры потребуются: акварельные краски, кисточки, пять прозрачных пластиковых стаканчиков. Стаканы расставляются в ряд на столе и наполняются водой, затем в них поочередно разводятся краски разных цветов.
Обычно ребёнок заворожённо следит за тем, как «облачко» краски постепенно растворяется в воде. Можно разнообразить эффект и в следующем стакане можно развести краску быстро, помешивая кисточкой, - ребёнок своей реакцией даст вам понять, какой из способов ему больше нравится. В этой игре ребёнок довольно быстро может проявить желание более активно участвовать в происходящем – начинает «заказывать» следующую краску или выхватывает кисточку и принимается действовать самостоятельно.
Игры с водой
Возня с водой, переливание и брызгание особенно любимы детьми. К тому же игры с водой имеют и терапевтический эффект. Чтобы ребёнку было удобнее достать из крана, придвиньте к раковине стул. Достаньте приготовленные заранее небольшие пластиковые бутылки и пузырьки – наполняйте их водой из-под крана. Можно переливать воду из одной посуды в другую, сделать «фонтан»,подставив под струю воды ложку либо пузырёк с узким горлышком - обычно такой эффект приводит детей в восторг. Наполнив водой таз, организуйте игру в «бассейн», в котором плавают игрушки. Наполненный водой таз теперь станет«озером», в котором плавают рыбки или уточки.
Игры с мыльными пузырями
Детям нравится наблюдать за кружением в воздухе мыльных пузырей. Чтобы вызвать у ребёнка интерес к самостоятельному выдуванию пузырей, предложите ему разнообразные трубочки – например, трубочку для коктейля, или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубку для получения большого пузыря.
Игры со свечами
Держа в руке потушенную свечу, порисуйте в воздухе дымом.
Наполнив таз водой, опустите на поверхность воды одну или несколько плавающих свечей – в тёмной комнате получится эффектное, с переливающимися в воде световыми бликами зрелище.
Наполните столовую ложку водой и подержите над пламенем свечи, обратите внимание ребёнка на то, что холодная вода стала тёплой. Подобным образомможно растопить кусочек льда или сливочного масла.
Игры со светом и тенями.
Солнечный зайчик. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и покажите ребенку, как солнечный зайчик прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. Возможно, ему захочется дотронуться до светового пятна. В этом случае, не спеша, отодвигайте луч в сторону, предложите ему поймать убегающего «зайчика».
Тени на стене. Вечером, когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте её свет на стену. При помощи кистей рук, различных предметов и игрушек вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т.д.
Театр теней. Можно придумать несложный сюжет и организовать «театр теней», используя также приготовленные заранее бумажные фигурки-силуэты.
Игры со льдом.
Подогрейте кусочек льда над свечой. В прозрачную стеклянную кружку и стакан налейте горячий чай (можно подкрасить воду), опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов, понаблюдать и увидеть, что лед по-разному тает в воде разной температуры.
Приготовьте разноцветный лёд, добавив в воду краски; рисуйте красками на большом куске льда.
Игры со звуками
Обратите внимание ребёнка на звуки в окружающем мире: скрип двери, стук ложечки о стенки чашки, когда размешиваем чай, скрип тормозов, стук колес поезда.