kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Использование приёма ТРИЗ «Ожившие предметы»»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семинар-практикум «Использование приёма ТРИЗ

«Ожившие предметы»»

ТРИЗ –краткая историческая справка

Теория решения изобретательских задач является одной из самых уникальных методик для развития творческих способностей ребенка. Ее основателем в 1956 году стал Г. С. Альтшуллер – советский инженер. Он считает, что любой желающий может научиться изобретать, и для этого не нужно иметь врожденный талант.
 

Задачи ТРИЗ в дошкольном воспитании – это:
 

  1. Научить видеть объекты окружающего мира как многофункциональные, разносторонние.
  2. Научить ребенка выделять противоречия между объектами окружающего мира.
  3. Научить ребенка фантазировать и изобретать новое.
  4. Научить решать фантастические, сказочные, игровые задачи с помощью приемов ТРИЗ.
  5. Научить находить выход и эффективно решать реальные ситуации.

Основные методы ТРИЗ

Основными из них можно назвать следующие.

 

·         Мозговой штурм. В процессе этого занятия перед детьми ставится изобретательская задача. Учащиеся же, в свою очередь, стараются найти различные способы ее решения при помощи перебора ресурсов. Необходимо приложить все усилия, чтобы найти идеальное решение.

Каждый предложенный вариант решения оценивается с позиции "что такое хорошо, что такое плохо". Из всего имеющегося выбирается оптимальное. Этот метод развивает у ребенка способность анализировать, оказывает стимулирующее воздействие на творческую активность в поиске новых ответов, показывает, что любую проблему можно решить.

·         "Да-нет-ка" – своеобразная игра, которая позволяет детям научиться выделять главный признак предмета, классифицировать вещи по общим показателям, а также быть внимательным к высказываниям других ребят, строить на основе их ответов свои предложения. Этот метод ТРИЗ в развитии речи дошкольников играет не последнюю роль.

·         Синектика – метод аналогий. Он подразделяется на несколько направлений: эмпатию, прямую аналогию и фантастическую. В первом случае детям предоставляется возможность побыть в качестве объекта проблемной ситуации. В прямой аналогии ребенок ищет сходные процессы в других сферах. Фантастическая аналогия отвечает за все, что находится за гранью реальности, и тут можно предложить самые невероятные выходы из сложной ситуации.

·         Морфологический анализ необходим для того, чтобы проверить все варианты решения поставленной задачи, которые могли быть упущены в ходе обычного перечисления.

·         Метод фокальных объектов заключается в том, что к определенному явлению или предмету пытаются подставить свойства и характеристики того, что ему совершенно не подходит (на первый взгляд).

Метод Робинзона научит дошкольников искать применение любым, даже совершенно ненужным, на первый взгляд, предметам.

 Ожившие предметы

Цель: Развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами

Развивающая: развивать образное, логическое мышление, творческую фантазию, воображение, умение видеть необычное в обычном.

Образовательная: формировать умение работать над замыслом, закрепить умение рисовать изображаемый предмет, передавая форму частей, их расположение, относительную величину.

Воспитательная: воспитывать аккуратность, усидчивость, точность, бережное отношение к материалам и инструментам, трудолюбие, добросовестность, старательность, эстетический вкус.

Как оживить предмет?       

           Нарисовать, дорисовать,

         Приклеить части к рисунку,

         Сделать из чего-либо, доделать,

         Самому войти в образ (превратится)

Как оживить предмет?

         Оживить с помощью волшебного инструмента (волшебная палочка …)

       Пригласить волшебника

        Самому стать волшебником (джином…)

         Прочитать магические заклинания

 В младшем дошкольном возрасте

 «Оживление» сначала проводит сам взрослый, а затем эту роль на себя берут уже сами дети.

Здесь показывается прозрачный экран, на котором нанесены (наклеены, нарисованы) глаза, рот, нос, ручки и ножки, а туловища нет. Если его приложить к любому предмету, предмет “оживает”

Это обыгрывание предметов очень нравится детям и воспитывает эмпатийное отношение к окружающему. Когда предмет начинает рассказывать о себе в лице ребенка (эмпатия) здесь происходит помимо развития воображения, фантазии и закрепление сенсорных эталонов (цвет, размер, форма, величина), развивается и совершенствуется речь ребенка, его интерес к окружающему миру, что немаловажно в этом возрасте.

•          Для детей младшего дошкольного возраста рекомендуются упражнения с поочередным приглашением Волшебников Оживления и Окаменения.

- Волшебник Оживления коснулся ваших стульев. Давайте покажем, как они побежали, как стали разговаривать и т. д.

- Птички в клетке коснулся Волшебник Окаменения. Покажите, как она прыгала, клевала зернышки, а сейчас какая она?

•          В средней группе рекомендуется усложнение  игр. Производятся преобразования части объекта, места его нахождения.

- Что будет с игрушками (с одеждой), если их коснется Волшебник Оживления?

- Что случится с животными и растениями в уголке природы, если его навестит Волшебник Окаменения?

•          В старшем дошкольном возрасте организуются игры согласно представленной технологической цепочке с самостоятельным использованием приема статики-динамики.

•          В течение всего дошкольного периода следует вычленять прием оживления-окаменения при знакомстве со сказками, легендами, мифами.

    Прием оживления: дерево – Буратино, овощи – Чиполлино, тесто – Колобок, снег – Снегурочка, металл – Железный Дровосек, говорящие зеркало и голова в сказках и т.п.

   Прием статики: заснувшая царевна, Белоснежка, Спящая Красавица, Настенька (“Морозко”)…

Продуктивная деятельность:

•          Лепка посуды, которой коснулся Волшебник Оживления Всемогу;

•          Рисование (универсальный костюм, в котором можно и ходить в гости, и плавать под водой, и спать, и т.д.);

•          Конструирование   “Я могу сделать только это…” (ребенок сам выбирает материал и тему), далее объясняется “Мы можем много всего сделать из данных заготовок и с использованием дополнительных средств).”

•          На основе этого приема происходит

•          и закрепление сказок,

•          и инсценирование,

•          и драматизация,

•          развиваются артистические способности,

•          формируется речь,

•          развиваются коммуникативные навыки и умения

•          и конечно же творческие способности.

Кредо триз.

Каждый  ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Использование приёма ТРИЗ «Ожившие предметы»»»

Семинар-практикум «Использование приёма ТРИЗ

«Ожившие предметы»»


ТРИЗ –краткая историческая справка

Теория решения изобретательских задач является одной из самых уникальных методик для развития творческих способностей ребенка. Ее основателем в 1956 году стал Г. С. Альтшуллер – советский инженер. Он считает, что любой желающий может научиться изобретать, и для этого не нужно иметь врожденный талант.

Задачи ТРИЗ в дошкольном воспитании – это:

  1. Научить видеть объекты окружающего мира как многофункциональные, разносторонние.

  2. Научить ребенка выделять противоречия между объектами окружающего мира.

  3. Научить ребенка фантазировать и изобретать новое.

  4. Научить решать фантастические, сказочные, игровые задачи с помощью приемов ТРИЗ.

  5. Научить находить выход и эффективно решать реальные ситуации.

Основные методы ТРИЗ

Основными из них можно назвать следующие.


         Мозговой штурм. В процессе этого занятия перед детьми ставится изобретательская задача. Учащиеся же, в свою очередь, стараются найти различные способы ее решения при помощи перебора ресурсов. Необходимо приложить все усилия, чтобы найти идеальное решение.

Каждый предложенный вариант решения оценивается с позиции "что такое хорошо, что такое плохо". Из всего имеющегося выбирается оптимальное. Этот метод развивает у ребенка способность анализировать, оказывает стимулирующее воздействие на творческую активность в поиске новых ответов, показывает, что любую проблему можно решить.

         "Да-нет-ка" – своеобразная игра, которая позволяет детям научиться выделять главный признак предмета, классифицировать вещи по общим показателям, а также быть внимательным к высказываниям других ребят, строить на основе их ответов свои предложения. Этот метод ТРИЗ в развитии речи дошкольников играет не последнюю роль.

         Синектика – метод аналогий. Он подразделяется на несколько направлений: эмпатию, прямую аналогию и фантастическую. В первом случае детям предоставляется возможность побыть в качестве объекта проблемной ситуации. В прямой аналогии ребенок ищет сходные процессы в других сферах. Фантастическая аналогия отвечает за все, что находится за гранью реальности, и тут можно предложить самые невероятные выходы из сложной ситуации.

         Морфологический анализ необходим для того, чтобы проверить все варианты решения поставленной задачи, которые могли быть упущены в ходе обычного перечисления.

         Метод фокальных объектов заключается в том, что к определенному явлению или предмету пытаются подставить свойства и характеристики того, что ему совершенно не подходит (на первый взгляд).

Метод Робинзона научит дошкольников искать применение любым, даже совершенно ненужным, на первый взгляд, предметам.


 Ожившие предметы

Цель: Развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами

Развивающая: развивать образное, логическое мышление, творческую фантазию, воображение, умение видеть необычное в обычном.

Образовательная: формировать умение работать над замыслом, закрепить умение рисовать изображаемый предмет, передавая форму частей, их расположение, относительную величину.

Воспитательная: воспитывать аккуратность, усидчивость, точность, бережное отношение к материалам и инструментам, трудолюбие, добросовестность, старательность, эстетический вкус.

Как оживить предмет?       

  Нарисовать, дорисовать,

        Приклеить части к рисунку,

         Сделать из чего-либо, доделать,

         Самому войти в образ (превратится)

Как оживить предмет?

         Оживить с помощью волшебного инструмента (волшебная палочка …)

       Пригласить волшебника

        Самому стать волшебником (джином…)

         Прочитать магические заклинания

 В младшем дошкольном возрасте

 «Оживление» сначала проводит сам взрослый, а затем эту роль на себя берут уже сами дети.

Здесь показывается прозрачный экран, на котором нанесены (наклеены, нарисованы) глаза, рот, нос, ручки и ножки, а туловища нет. Если его приложить к любому предмету, предмет “оживает”

Это обыгрывание предметов очень нравится детям и воспитывает эмпатийное отношение к окружающему. Когда предмет начинает рассказывать о себе в лице ребенка (эмпатия) здесь происходит помимо развития воображения, фантазии и закрепление сенсорных эталонов (цвет, размер, форма, величина), развивается и совершенствуется речь ребенка, его интерес к окружающему миру, что немаловажно в этом возрасте.

•          Для детей младшего дошкольного возраста рекомендуются упражнения с поочередным приглашением Волшебников Оживления и Окаменения.

- Волшебник Оживления коснулся ваших стульев. Давайте покажем, как они побежали, как стали разговаривать и т. д.

- Птички в клетке коснулся Волшебник Окаменения. Покажите, как она прыгала, клевала зернышки, а сейчас какая она?

•          В средней группе рекомендуется усложнение  игр. Производятся преобразования части объекта, места его нахождения.

- Что будет с игрушками (с одеждой), если их коснется Волшебник Оживления?

- Что случится с животными и растениями в уголке природы, если его навестит Волшебник Окаменения?

•          В старшем дошкольном возрасте организуются игры согласно представленной технологической цепочке с самостоятельным использованием приема статики-динамики.

•          В течение всего дошкольного периода следует вычленять прием оживления-окаменения при знакомстве со сказками, легендами, мифами.

    Прием оживления: дерево – Буратино, овощи – Чиполлино, тесто – Колобок, снег – Снегурочка, металл – Железный Дровосек, говорящие зеркало и голова в сказках и т.п.

   Прием статики: заснувшая царевна, Белоснежка, Спящая Красавица, Настенька (“Морозко”)…

Продуктивная деятельность:

•          Лепка посуды, которой коснулся Волшебник Оживления Всемогу;

•          Рисование (универсальный костюм, в котором можно и ходить в гости, и плавать под водой, и спать, и т.д.);

•          Конструирование   “Я могу сделать только это…” (ребенок сам выбирает материал и тему), далее объясняется “Мы можем много всего сделать из данных заготовок и с использованием дополнительных средств).”

•          На основе этого приема происходит

•          и закрепление сказок,

•          и инсценирование,

•          и драматизация,

•          развиваются артистические способности,

•          формируется речь,

•          развиваются коммуникативные навыки и умения

•          и конечно же творческие способности.

Кредо триз.

Каждый  ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Использование приёма ТРИЗ «Ожившие предметы»»

Автор: Шихова Альбина Султанмаджидовна

Дата: 22.07.2019

Номер свидетельства: 516995


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства