Использование приемов здоровьесбережения в ходе проектной деятельности учителя-логопеда
Использование приемов здоровьесбережения в ходе проектной деятельности учителя-логопеда
У детей с общим недоразвитием речи не сформировано речевое дыхание. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.
Цель дыхательных упражнений - увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный выдох. Кроме того, дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование приемов здоровьесбережения в ходе проектной деятельности учителя-логопеда»
Проект: «Послушный ветерок»
на развитие речевого дыхания
для детей старшего дошкольного возраста
Тип проекта: практико-ориентированный, Руководитель проекта: учитель– логопед
Длительность проекта – сентябрь - май Образовательная область – «Речевое развитие» Участники проекта: - дошкольники (5 - 6 лет) компенсирующей группы
- родители
- воспитатели комбинированных групп
Место реализации – МБДОУ
Актуальность
У детей с общим недоразвитием речи не сформировано речевое дыхание. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.
Цель дыхательных упражнений - увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный выдох. Кроме того, дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Звуки речи образуются при определенном положении артикуляционного аппарата, при соответствующих движениях языка, губ, мягкого нёба.
Речевой выдох — необходимое условие для произношения звуков. В зависимости от того, куда направлена воздушная струя — в ротовую или носовую полость, звуки будут (при одинаковой установке артикуляционного аппарата) звучать по-разному: «м, мь», «н, нь» — при прохождении воздуха через носовую полость; «б, бь», «д, дь» — при выходе воздушной струи через рот. При произнесении фрикативных звуков «с», «ш», «ж» и др. требуется достаточно длительный выдох через рот. Чтобы привести в колебание кончик языка при произнесении звуков «р», «рь», нужна сильная воздушная струя. Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи, следует, прежде всего, с развития дыхания. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в процессе логопедического занятия или как часть его.
Предложенная система применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте.
Цель проекта: обучение детей правильному нижне-диафрагмальному дыханию, обогащение знаний о роли правильного дыхания для сохранения здоровья и развития правильного звукопроизношения, формирование у детей умения управлять органами дыхания. Задачи: 1. Формировать у детей понятия о здоровом образе жизни и правильном дыхании. 2. Обучить детей технике диафрагмально – релаксационного дыхания. 3. Закрепить у детей навык дифференциации носового и ротового дыхания, эффективно использовать речевое дыхание. 4. Формировать силу, плавность и направленность выдыхаемой воздушной струи. 5. Повысить компетенцию воспитателей в данной области. 6. Привлечь внимание педагогов и родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей. Ожидаемый результат:
Дети научатся правильному дыханию «животиком», глубокому вдоху и удлиненному выдоху;
Сформированная устойчивая мотивация детей к речевому развитию.
Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе.
Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями. Практический результат проекта:
Собрана картотека игр и упражнений по формированию речевого дыхания;
Оборудован «уголок дыхания» в логопедической зоне предметно - развивающей пространственной среды группы;
Изготовлена раздаточная продукция в виде буклетов для родителей;
Оборудованы папки с консультациями для родителей;
Изготовлены специальные пособия для проведения дыхательной гимнастики с детьми с помощью детско-родительского творчества
Оформление выставки «Послушный ветерок».
Практическое применение пособий в течение учебного года в утренней коррекционной гимнастике, на коррекционных занятиях и непосредственно образовательной деятельности в группе.
Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительный 1. Определение целей и задач проектной деятельности. 2. Информирование воспитателей и родителей о проведении проекта. 3. Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта. 4. Составление плана деятельности.
5. Планирование работы с родителями по вопросу формирования правильного дыхания у детей и привлечение к изготовлению пособий для дыхательной гимнастики для занятий дома.
2 этап. Основной Работа с детьми: 1. Выработка длительного плавного выдоха, дифференциация ротового и носового выдоха 2. Выработка глубокого вдоха и длительного выдоха, обучение технике диафрагмального дыхания. 3. Закрепление диафрагмального дыхания на материале гласных и согласных звуков. 4. Развитие силы голоса, направленности и силы выдоха. 5. Выполнение дыхательных игр и упражнений с использованием дыхательных тренажёров. 6. Беседа с презентацией для детей комбинированных групп « Зачем правильно дышать» о роли правильного дыхания для сохранения здоровья.
Работа с родителями: 1. Консультация на сайте МБДОУ «Как развивать речевое дыхание у детей».
2. Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми по изготовлению тренажеров на развитие дыхания. 3. Распространение буклетов для родителей «Будем правильно дышать». 4. Выставка тренажеров на развитие дыхания в группах (для родителей).
Работа с педагогами ДОУ: 1. Консультация «Развитие воздушной струи у ребенка с ОНР».
2. Распространение буклетов для педагогов «Игровые упражнения для развития речевого дыхания у детей». 3. Презентация игр и пособий по развитию дыхания у детей.
3 этап. Заключительный 1.Оформление картотеки упражнений на формирование речевого дыхания, комплексов дыхательной гимнастики.
2. Презентация игр и пособий по развитию дыхания у детей.
Вывод:
Выработка воздушной струи является одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работу по воспитанию воздушной струи необходимо начинать на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. Правильное речевое дыхание-основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Работа, направленная на развитие дыхания, выработки воздушной струи дает положительный эффект. При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет быстрее, раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность быстрее поставить необходимые звуки.
В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.
Использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков. Но эта деятельность должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.
Литература:
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010
Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005
Леонова М.А., Крапивина Л.М. Дидактические материалы по логопедии: «Послушный ветерок» М., «Школа – пресс», 1999.