kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование приемов здоровьесбережения в ходе проектной деятельности учителя-логопеда

Нажмите, чтобы узнать подробности

У детей с общим недоразвитием речи не сформировано речевое дыхание.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.

Цель дыхательных упражнений - увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный  выдох. Кроме того, дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование приемов здоровьесбережения в ходе проектной деятельности учителя-логопеда»


Проект: «Послушный ветерок»

на развитие речевого дыхания

для детей старшего дошкольного возраста

Тип проекта: практико-ориентированный,
Руководитель проекта: учитель – логопед

Длительность проекта – сентябрь - май
Образовательная область – «Речевое развитие»
Участники проекта:
- дошкольники (5 - 6 лет) компенсирующей группы

- родители

- воспитатели комбинированных групп

Место реализации – МБДОУ

Актуальность

У детей с общим недоразвитием речи не сформировано речевое дыхание.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.

Цель дыхательных упражнений - увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный выдох. Кроме того, дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. 
Звуки речи образуются при определенном положении артикуляционного аппарата, при соответствующих движениях языка, губ, мягкого нёба.

Речевой выдох — необходимое условие для произношения звуков. В зависимости от того, куда направлена воздушная струя — в ротовую или носовую полость, звуки будут (при одинаковой установке артикуляционного аппарата) звучать по-разному: «м, мь», «н, нь» — при прохождении воздуха через носовую полость; «б, бь», «д, дь» — при выходе воздушной струи через рот. При произнесении фрикативных звуков «с», «ш», «ж» и др. требуется достаточно длительный выдох через рот. Чтобы привести в колебание кончик языка при произнесении звуков «р», «рь», нужна сильная воздушная струя.
Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи, следует, прежде всего, с развития дыхания. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в процессе логопедического занятия или как часть его.

Предложенная система применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте.

Цель проекта: обучение детей правильному нижне-диафрагмальному дыханию, обогащение знаний о роли правильного дыхания для сохранения здоровья и развития правильного звукопроизношения, формирование у детей умения управлять органами дыхания.
Задачи:
1. Формировать у детей понятия о здоровом образе жизни и правильном дыхании.
2. Обучить детей технике диафрагмально – релаксационного дыхания.
3. Закрепить у детей навык дифференциации носового и ротового дыхания, эффективно использовать речевое дыхание.
4. Формировать силу, плавность и направленность выдыхаемой воздушной струи.
5. Повысить компетенцию воспитателей в данной области.
6. Привлечь внимание педагогов и родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.
Ожидаемый результат: 

  1. Дети научатся правильному дыханию «животиком», глубокому вдоху и удлиненному выдоху;

  2. Сформированная устойчивая мотивация детей к речевому развитию.

  3. Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе.

  4. Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями.
    Практический результат проекта: 


  • Собрана картотека игр и упражнений по формированию речевого дыхания;

  • Оборудован «уголок дыхания» в логопедической зоне предметно - развивающей пространственной среды группы;

  • Изготовлена раздаточная продукция в виде буклетов для родителей;

  • Оборудованы папки с консультациями для родителей;

  • Изготовлены специальные пособия для проведения дыхательной гимнастики с детьми с помощью детско-родительского творчества

  • Оформление выставки «Послушный ветерок».

  • Практическое применение пособий в течение учебного года в утренней коррекционной гимнастике, на коррекционных занятиях и непосредственно образовательной деятельности в группе.

Этапы реализации проекта:

1 этап. Подготовительный
1. Определение целей и задач проектной деятельности. 
2. Информирование воспитателей и родителей о проведении проекта.
3. Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта.
4. Составление плана деятельности. 

5. Планирование работы с родителями по вопросу формирования правильного дыхания у детей и привлечение к изготовлению пособий для дыхательной гимнастики для занятий дома.

2 этап. Основной
Работа с детьми:  
1. Выработка длительного плавного выдоха, дифференциация ротового и носового выдоха
2. Выработка глубокого вдоха и длительного выдоха, обучение технике диафрагмального дыхания.
3. Закрепление диафрагмального дыхания на материале гласных и согласных звуков.
4. Развитие силы голоса, направленности и силы выдоха. 
5. Выполнение дыхательных игр и упражнений с использованием дыхательных тренажёров.
6. Беседа с презентацией для детей комбинированных групп « Зачем правильно дышать» о роли правильного дыхания для сохранения здоровья.

Работа с родителями:  
1. Консультация на сайте МБДОУ «Как развивать речевое дыхание у детей».

2. Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми по изготовлению тренажеров на развитие дыхания. 
3. Распространение буклетов для родителей «Будем правильно дышать».
4. Выставка тренажеров на развитие дыхания в группах (для родителей). 


Работа с педагогами ДОУ:  
1. Консультация «Развитие воздушной струи у ребенка с ОНР».

2. Распространение буклетов для педагогов «Игровые упражнения для развития речевого дыхания у детей».
3. Презентация игр и пособий по развитию дыхания у детей. 


3 этап. Заключительный 
1.Оформление картотеки упражнений на формирование речевого дыхания, комплексов дыхательной гимнастики.

2. Презентация игр и пособий по развитию дыхания у детей. 

Вывод:

Выработка воздушной струи является одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работу по воспитанию воздушной струи необходимо начинать на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. Правильное речевое дыхание-основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Работа, направленная на развитие дыхания, выработки воздушной струи дает положительный эффект. При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет быстрее, раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность быстрее поставить необходимые звуки.

В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.

Использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков. Но эта деятельность должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.

Литература:

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010

Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005

 Леонова М.А., Крапивина Л.М. Дидактические материалы по логопедии: «Послушный ветерок» М., «Школа – пресс», 1999.

Лукьянов Л.А., Ермолаев О.Ю., Сергиенко В.П. Тренируем дыхание. М.,Знание 1987.

Симкина Л.П.,.Титаровский Л.В. Азбука здоровья М.,Амрита – Русь, 2006


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Устиненко Алла Васильевна

Дата: 31.05.2025

Номер свидетельства: 670941


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства