Просмотр содержимого документа
««Использование оборудования сенсорной комнаты в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОВЗ».»
МБДОУ №10
Учитель -логопед:
Грушковская Л.К.
«Использование оборудования сенсорной комнаты
в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОВЗ».
«Без игры нет и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток
представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая
огонек пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский
Одним из современных методов коррекции нарушений психоречевого развития у детей является использование концепции Сенсорной комнаты. Сенсорная комната-это многофункциональный комплекс, использование которого способно значительно оптимизировать развитие ребенка по всем логопедическим направлениям. Оборудование сенсорной комнаты содержит мощный развивающий, профилактический и коррекционный потенциал.
Актуальные задачи в работе коррекционной работы нашего МБДОУ-это профилактическая деятельность и своевременная психоречевая коррекция. Главная цель нашей работы - развитие речи и создание благоприятных условий для индивидуального развития каждого ребёнка с использованием технологии Сенсорной комнаты.
Для достижения этой цели стараемся реализовать следующие задачи:
Развитие слухового и зрительного восприятия.
Развитие дыхательных и голосовых функций.
Совершенствование общей и мелкой моторики
Формирование сенсомоторного механизма речи с использованием массажа и пассивно - активной гимнастики мимических мышц и артикуляционного аппарата.
Сенсорная комната в работе логопеда представляет собой мощный инструмент по коррекции речевых нарушений, который интересен детям, что существенно повышает эффективность работы. Сенсорная комната – это особым образом организованная среда, состоящая из множества различного рода стимулов, предназначенная для оказания комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Как правило, традиционно организация обучения дошкольников с нарушениями речи сводится к проведению групповых и индивидуальных занятий с логопедом, и отработке полученных знаний и умений с воспитателями и родителями. Но такая деятельность часто не вызывает интереса у детей, поскольку работа по устранению недостатков речи предполагает ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения требованиям взрослого. Дети часто занимаются, потому что “так надо”, “чтобы не ругали”, т.е. у них проявляются внешние мотивы, не связанные с усваиваемым материалом. Результаты будут значительно выше, если работа побуждается внутренними мотивами и вызвана познавательным интересом ребенка. Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевую патологию, подтолкнули нас к идее проведения логопедических занятий с использованием сенсорной комнаты.
Уже на первых занятиях в сенсорной комнате показали, какой мощный развивающий, профилактический и коррекционный потенциал содержит ее оборудование. Это маленький рай, где все светится, звучит, журчит, переливается, манит, ненавязчиво успокаивает, а если нужно, мотивирует к активной деятельности.
Противопоказаний к проведению в сенсорной комнате практически нет, но есть ограничения, которые определяет врач невролог:
при эписиндроме и судорожной готовности не рекомендовано использовать мигающие, сверкающие, раздражающие стимулы, а также ритмичную музыку. Так же это касается групп детей, страдающих ранним детским аутизмом, детей переживших психическую травму.
Возрастные категории.
Занятий в Сенсорной комнате показаны для всех возрастных категорий детей: ранний возраст, дошкольный возраст (3-7 лет).
Важным преимуществом сенсорной комнаты в коррекционном процессе является возможность проведения комплексной коррекции. В одном занятии можно развивать и мелкую моторику через игры со светооптическими нитями, и воображение через рассматривание и описание фантастических узоров, а также снижать эмоциональную напряжённость через релаксацию. Занятия в сенсорной комнате помогают совершенствованию активных, самостоятельных двигательных навыков, манипулятивной деятельности, овладению схемой тела, зрительно-моторной координации.
Сенсорная комната в нашем детском саду оборудована многообразно. Это: музыкальный центр + набор музыкальных дисков, безопасные пузырьковые колонны, безопасное настенное зеркало, сухой бассейн,звуковое панно, большой пуфик-кресло с гранулами, куб с фибероптическими волокнами "Волшебные нити", ионизатор воздуха.
Какое же оборудование в сенсорной комнаты может использовать учитель-логопед?
Упражнения, проводимые учителем-логопедом в сенсорной комнате:
Зеркальное панно:
В начале учебного года многие дети испытывают затруднения при выполнении артикуляционной гимнастики перед зеркалом, плохо понимают инструкции логопеда. Большинство из них затрудняются в ориентировке в схеме собственного тела, не знают понятия правой и левой стороны. Некоторые дети, первоначально стесняются показать свой язычок, выполнить определённую артикуляционную позу. Поэтому, ознакомление с собственным телом детей и умение ориентироваться в нём, можно провести в сенсорной комнате перед «Волшебным зеркалом».
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Гриб с фибероптическими волокнами.
Важнейшее условие правильной артикуляции звуков – это сильная направленная воздушная струя. Шелковые ленты спускаются вниз, словно струи воды; их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь лицом. Разноцветные «струи» стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве. Зайдя внутрь можно посмотреть вверх и увидеть себя. За «струями» лент можно спрятаться от внешнего мира, что особенно подходит для аутичных детей.
"Дыхание"
Тихо-тихо мы подышим, Сердце мы свое услышим.
И. п. - о. с.
1- медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться — прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4с;
2 — плавный выдох через нос.
"Задуй упрямую свечу" - в правой руке держать цветные волокна; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, "гасить свечу".
"Маятник" - сесть по-турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть (пауза 3 сек), наклониться вперед - выдох, возвратиться в исходное положение - вдох. Повторить 3 - 4 раза
Сухой бассейн.
Дети со сложными речевыми дефектами имеют явные недостатки в развитии мышц кисти руки, тонких дифференцированных движений, графомоторных навыков. Некоторые упражнения, для развития мелкой моторики кисти руки, можно выполнить с помощью мячей имеющихся в сенсорной комнате. Развитию тонкой моторики рук способствуют упражнения на прокатывание шариков, собирание шариков по цвету и количеству, заданному взрослым, перекладывание шариков из одной руки в другую, сжимание шариков в руках, поглаживание шариков ладонями в сухом бассейне.
Можно использовать с детьми индивидуально или малыми подгруппами по 2 — 4 человека, при автоматизации и дифференциации звуков, на совершенствование фонематических процессов. Игра проводится на этапе автоматизации звука. Педагог приглашает детей подойти к сухому бассейну и предлагает вспомнить, какой звук они четко научились произносить -сссс, повторяем слоги-са-са-са, со-со-со, сы-сы-сы, можно поиграть в игру «Кто больше назовет слов» дети называют слова, которые начинаются на звук с: сок, сом, сон, суп, сумка, сын, за каждое правильно названное слово ребенок выбирает мячик определенного цвета, например: красного. В конце задания предлагаем пересчитать количество мячиков. Цель данного упражнения: автоматизация заданного звука, стимулирование зрительных ощущений и восприятия цвета, снятие психоэмоционального напряжения.
На следующем этапе логопедической работы используем «Сухой бассейн» для проговаривания чистоговорок на автоматизацию звуков. Дети с удовольствием проговаривают волшебные чистоговорки, выговаривая все звуки четко и правильно.
Звуковое панно.
Можно использовать с детьми индивидуально или малыми подгруппами по 2 — 4 человека, при автоматизации и дифференциации звуков, на совершенствование фонематических процессов. Игра проводится на этапе автоматизации звука. Педагог приглашает детей подойти к звуковому панно и предлагает вспомнить, какой звук они четко научились произносить -сссс, повторяем слоги-са-са-са, со-со-со, сы-сы-сы, можно поиграть в игру «Кто больше назовет слов» дети называют слова, которые начинаются на звук с: сок, сом, сон, суп, сумка, сын…
Развитию речевого дыхания, а также координации движений глаза и руки способствуют: «Пузырьковая колонна».
Как показывает опыт у детей со сложными речевыми нарушениями дыхание поверхностно, аритмично, объём выдыхаемого воздуха настолько уменьшается, что его не хватает на произнесение целой фразы.
«Пузырьки» (для игры используется воздушно-пузырьковая колонна).
Цель игры: развитие дыхания, зарядка положительными эмоциями; стимуляция зрительных и тактильных анализаторов; развитие цветового восприятия; релаксационный эффект. Дети устраиваются вокруг колонны, выбирают каждый себе понравившейся по цвету пузырь и наблюдают за подъемом водных пузырьков под воздействием воздуха.
Упражнение «Посчитаем пузырьки»
Цели: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительномоторной координации. Педагог обращает внимание детей на воздушно-пузырьковую колонну: как трубка меняет цвет, что в ней плавает (пузырьки). Обращается к детям: «Ребята, смотрите, сколько пузырьков плавает, давайте их посчитаем». Дети вместе с педагогом считают пузырьки, прослеживая пальчиками их движения.
Куб с фибероптическими волокнами – "Волшебные нити"
Фиброоптические волокна приятно брать в руки, их можно сгибать, перебирать, выполнять различные действия руками, закрепление счета и цвета. Оптоволокно совершенно безопасно, ребенок может перебирать пальчиками тонкие светящиеся нити, наматывать их на пальчики, плести «косичку».
«Коса»- это упражнение выполняется с помощью изделия на базе пучка фибероптических волокон.
Цель: развитие мелкой моторики, стимуляция зрительных и тактильных анализаторов. Дети устраиваются рядом с этими изделиями и перебирают волокна, заплетают косы.
«Заплетем косу».
Цели: развитие аналитического восприятия свойств и признаков предмета; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики. Ход упражнения: Педагог обращает внимание детей на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные и т.д.). Затем он предлагает детям ознакомиться со свойствами волокон, сплетая их и говоря: «Так как волокна мягкие, они гнутся. Давайте сплетем из них косичку». По образцу, предложенному педагогом, дети плетут косички. Косички могут состоять из трех и более волокон.
Упражнение «Сжимаем в кулачке»
Цели: развитие аналитического восприятия свойств и признаков предмета; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики. Ход упражнения: Педагог обращает внимание детей на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные и т.д.). Обращается к детям: «Так как волокна мягкие, их можно сгибать. Давайте соберем волокно в ручке». Педагог показывает детям, как можно собрать волокно в ладошке. При повторении упражнения следует усложнить задачу: количество волокон, включенное в одно задание должно постепенно увеличиваться.
Упражнение «Наматывание»
Цель: развитие аналитического восприятия свойств и признаков предмета; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики. Ход упражнения: Педагог обращает внимание детей на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные и т.д.). Затем он предлагает детям ознакомиться со свойствами волокон, наматывая их на пальцы и говоря: «Волокна мягкие, поэтому они гнутся, их можно наматывать. Например, на пальчик». Дети вместе с педагогом наматывают волокно на пальчик; на несколько пальчиков; на ладонь; на руку и т.д.
По диагностике на начальном этапе работы в сенсорной комнате в 2018г:
развитие слухового и зрительного восприятия у детей было сформировано на 20%;
развитие дыхательных и голосовых функций у детей было сформировано на 20%;
развитие общей и мелкой моторики у детей было сформировано на 23%;
развитие мимических мышц и артикуляционного аппарата у детей было сформировано на 15%;
развитие лексико-грамматического строя речи у детей было сформировано на 15%.
По диагностике на последующем этапе работы в сенсорной комнате в 2020г:
развитие слухового и зрительного восприятия у детей было сформировано на 25%;
развитие дыхательных и голосовых функций у детей было сформировано на 25%;
развитие общей и мелкой моторики у детей было сформировано на 30%;
развитие мимических мышц и артикуляционного аппарата у детей было сформировано на 18%;
развитие лексико-грамматического строя речи у детей было сформировано на 18%.
Таким образом, использование сенсорной комнаты позволяет разнообразить логопедические занятия. Применение оборудования сенсорной комнаты способствовало повышению интереса у детей к обучению.
Дети быстрее запоминают материал, выполняют логопедические задания с увлечением и интересом, что позволяет повысить детскую активность, любознательность.
Считаем, что использование оборудования сенсорной комнаты, позволяет раскрыть резервные возможности каждого ребенка, является действенным средством профилактики вторичных дефектов, в т.ч. речевых.