kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Использование оборудования сенсорной комнаты в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОВЗ».

Нажмите, чтобы узнать подробности

использование сенсорной комнаты позволяет успешно решать задачи по развитию речи,создает положительный эмоциональный фон

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Использование оборудования сенсорной комнаты в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОВЗ».»

МБДОУ №10

Учитель -логопед:

Грушковская Л.К.


«Использование оборудования сенсорной комнаты

в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОВЗ».


«Без игры нет и не может быть

полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток

представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая

огонек пытливости и любознательности».

В.А.Сухомлинский



Одним из современных методов коррекции нарушений психоречевого развития у детей является использование концепции Сенсорной комнаты. Сенсорная комната-это многофункциональный комплекс, использование которого способно значительно оптимизировать развитие ребенка по всем логопедическим направлениям. Оборудование сенсорной комнаты содержит мощный развивающий, профилактический и коррекционный потенциал.

Актуальные задачи в работе коррекционной работы нашего МБДОУ-это профилактическая деятельность и своевременная психоречевая коррекция. Главная цель нашей работы - развитие речи и создание благоприятных условий для индивидуального развития каждого ребёнка с использованием технологии Сенсорной комнаты. 

Для достижения этой цели стараемся реализовать следующие задачи:

  1. Развитие слухового и зрительного восприятия.

  2. Развитие дыхательных и голосовых функций.

  3. Совершенствование общей и мелкой моторики

  4. Формирование сенсомоторного механизма речи с использованием массажа и пассивно - активной гимнастики мимических мышц и артикуляционного аппарата.

  5. Совершенствование лексико - грамматического строя речи.

Сенсорная комната в работе логопеда представляет собой мощный инструмент по коррекции речевых нарушений, который интересен детям, что существенно повышает эффективность работы. Сенсорная комната – это особым образом организованная среда, состоящая из множества различного рода стимулов, предназначенная для оказания комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Как правило, традиционно организация обучения дошкольников с нарушениями речи сводится к проведению групповых и индивидуальных занятий с логопедом, и отработке полученных знаний и умений с воспитателями и родителями. Но такая деятельность часто не вызывает интереса у детей, поскольку работа по устранению недостатков речи предполагает ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения требованиям взрослого. Дети часто занимаются, потому что “так надо”, “чтобы не ругали”, т.е. у них проявляются внешние мотивы, не связанные с усваиваемым материалом. Результаты будут значительно выше, если работа побуждается внутренними мотивами и вызвана познавательным интересом ребенка. Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевую патологию, подтолкнули нас к идее проведения логопедических занятий с использованием сенсорной комнаты.

Уже на первых занятиях в сенсорной комнате показали, какой мощный развивающий, профилактический и коррекционный потенциал содержит ее оборудование. Это маленький рай, где все светится, звучит, журчит, переливается, манит, ненавязчиво успокаивает, а если нужно, мотивирует к активной деятельности.

Противопоказаний к проведению в сенсорной комнате практически нет, но есть ограничения, которые определяет врач невролог:

  • при эписиндроме и судорожной готовности не рекомендовано использовать мигающие, сверкающие, раздражающие стимулы, а также ритмичную музыку. Так же это касается групп детей, страдающих ранним детским аутизмом, детей переживших психическую травму.

Возрастные категории.

Занятий в Сенсорной комнате показаны для всех возрастных категорий детей: ранний возраст, дошкольный возраст (3-7 лет).

Важным преимуществом сенсорной комнаты в коррекционном процессе является возможность проведения комплексной коррекции. В одном занятии можно развивать и мелкую моторику через игры со светооптическими нитями, и воображение через рассматривание и описание фантастических узоров, а также снижать эмоциональную напряжённость через релаксацию. Занятия в сенсорной комнате помогают совершенствованию активных, самостоятельных двигательных навыков, манипулятивной деятельности, овладению схемой тела, зрительно-моторной координации.

Сенсорная комната в нашем детском саду оборудована многообразно. Это: музыкальный центр + набор музыкальных дисков, безопасные пузырьковые колонны, безопасное настенное зеркало, сухой бассейн, звуковое панно, большой пуфик-кресло с гранулами, куб с фибероптическими волокнами "Волшебные нити", ионизатор воздуха.

Какое же оборудование в сенсорной комнаты может использовать учитель-логопед?

Упражнения, проводимые учителем-логопедом в сенсорной комнате:


Зеркальное панно:

В начале учебного года многие дети испытывают затруднения при выполнении артикуляционной гимнастики перед зеркалом, плохо понимают инструкции логопеда. Большинство из них затрудняются в ориентировке в схеме собственного тела, не знают понятия правой и левой стороны. Некоторые дети, первоначально стесняются показать свой язычок, выполнить определённую артикуляционную позу. Поэтому, ознакомление с собственным телом детей и умение ориентироваться в нём, можно провести в сенсорной комнате перед «Волшебным зеркалом».

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Гриб с фибероптическими волокнами.

Важнейшее условие правильной артикуляции звуков – это сильная направленная воздушная струя. Шелковые ленты спускаются вниз, словно струи воды; их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь лицом. Разноцветные «струи» стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве. Зайдя внутрь можно посмотреть вверх и увидеть себя. За «струями» лент можно спрятаться от внешнего мира, что особенно подходит для аутичных детей.

  "Дыхание"

Тихо-тихо мы подышим, Сердце мы свое услышим.

И. п. - о. с.

1- медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться — прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4с;

2 — плавный выдох через нос.


"Задуй упрямую свечу" - в правой руке держать цветные волокна; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, "гасить свечу".



"Маятник" - сесть по-турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть (пауза 3 сек), наклониться вперед - выдох, возвратиться в исходное положение - вдох. Повторить 3 - 4 раза

Сухой бассейн.

Дети со сложными речевыми дефектами имеют явные недостатки в развитии мышц кисти руки, тонких дифференцированных движений, графомоторных навыков. Некоторые упражнения, для развития мелкой моторики кисти руки, можно выполнить с помощью мячей имеющихся в сенсорной комнате. Развитию тонкой моторики рук способствуют упражнения на прокатывание шариков, собирание шариков по цвету и количеству, заданному взрослым, перекладывание шариков из одной руки в другую, сжимание шариков в руках, поглаживание шариков ладонями в сухом бассейне.


Можно использовать с детьми индивидуально или малыми подгруппами по 2 — 4 человека, при автоматизации и дифференциации звуков, на совершенствование фонематических процессов. Игра проводится на этапе автоматизации звука. Педагог приглашает детей подойти к сухому бассейну и предлагает вспомнить, какой звук они четко научились произносить -сссс, повторяем слоги-са-са-са, со-со-со, сы-сы-сы, можно поиграть в игру «Кто больше назовет слов» дети называют слова, которые начинаются на звук с: сок, сом, сон, суп, сумка, сын, за каждое правильно названное слово ребенок выбирает мячик определенного цвета, например: красного. В конце задания предлагаем пересчитать количество мячиков. Цель данного упражнения: автоматизация заданного звука, стимулирование зрительных ощущений и восприятия цвета, снятие психоэмоционального напряжения.

На следующем этапе логопедической работы используем «Сухой бассейн» для проговаривания чистоговорок на автоматизацию звуков. Дети с удовольствием проговаривают волшебные чистоговорки, выговаривая все звуки четко и правильно.

Звуковое панно.

Можно использовать с детьми индивидуально или малыми подгруппами по 2 — 4 человека, при автоматизации и дифференциации звуков, на совершенствование фонематических процессов. Игра проводится на этапе автоматизации звука. Педагог приглашает детей подойти к звуковому панно и предлагает вспомнить, какой звук они четко научились произносить -сссс, повторяем слоги-са-са-са, со-со-со, сы-сы-сы, можно поиграть в игру «Кто больше назовет слов» дети называют слова, которые начинаются на звук с: сок, сом, сон, суп, сумка, сын…



Развитию речевого дыхания, а также координации движений глаза и руки способствуют:  «Пузырьковая колонна».


Как показывает опыт у детей со сложными речевыми нарушениями дыхание поверхностно, аритмично, объём выдыхаемого воздуха настолько уменьшается, что его не хватает на произнесение целой фразы. 

«Пузырьки» (для игры используется воздушно-пузырьковая колонна).

Цель игры: развитие дыхания, зарядка положительными эмоциями; стимуляция зрительных и тактильных анализаторов; развитие цветового восприятия; релаксационный эффект. Дети устраиваются вокруг колонны, выбирают каждый себе понравившейся по цвету пузырь и наблюдают за подъемом водных пузырьков под воздействием воздуха.

Упражнение «Посчитаем пузырьки»

Цели: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительномоторной координации. Педагог обращает внимание детей на воздушно-пузырьковую колонну: как трубка меняет цвет, что в ней плавает (пузырьки). Обращается к детям: «Ребята, смотрите, сколько пузырьков плавает, давайте их посчитаем». Дети вместе с педагогом считают пузырьки, прослеживая пальчиками их движения.


Куб с фибероптическими волокнами – "Волшебные нити"

Фиброоптические волокна приятно брать в руки, их можно сгибать, перебирать, выполнять различные действия руками, закрепление счета и цвета. Оптоволокно совершенно безопасно, ребенок может перебирать пальчиками тонкие светящиеся нити, наматывать их на пальчики, плести «косичку».

«Коса»- это упражнение выполняется с помощью изделия на базе пучка фибероптических волокон.

Цель: развитие мелкой моторики, стимуляция зрительных и тактильных анализаторов. Дети устраиваются рядом с этими изделиями и перебирают волокна, заплетают косы.


«Заплетем косу».

Цели: развитие аналитического восприятия свойств и признаков предмета; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики. Ход упражнения: Педагог обращает внимание детей на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные и т.д.). Затем он предлагает детям ознакомиться со свойствами волокон, сплетая их и говоря: «Так как волокна мягкие, они гнутся. Давайте сплетем из них косичку». По образцу, предложенному педагогом, дети плетут косички. Косички могут состоять из трех и более волокон.

Упражнение «Сжимаем в кулачке»

Цели: развитие аналитического восприятия свойств и признаков предмета; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики. Ход упражнения: Педагог обращает внимание детей на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные и т.д.). Обращается к детям: «Так как волокна мягкие, их можно сгибать. Давайте соберем волокно в ручке». Педагог показывает детям, как можно собрать волокно в ладошке. При повторении упражнения следует усложнить задачу: количество волокон, включенное в одно задание должно постепенно увеличиваться.

Упражнение «Наматывание»

Цель: развитие аналитического восприятия свойств и признаков предмета; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики. Ход упражнения: Педагог обращает внимание детей на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные и т.д.). Затем он предлагает детям ознакомиться со свойствами волокон, наматывая их на пальцы и говоря: «Волокна мягкие, поэтому они гнутся, их можно наматывать. Например, на пальчик». Дети вместе с педагогом наматывают волокно на пальчик; на несколько пальчиков; на ладонь; на руку и т.д.

По диагностике на начальном этапе работы в сенсорной комнате в 2018г:

развитие слухового и зрительного восприятия у детей было сформировано на 20%;

развитие дыхательных и голосовых функций у детей было сформировано на 20%;

развитие общей и мелкой моторики у детей было сформировано на 23%;

развитие мимических мышц и артикуляционного аппарата у детей было сформировано на 15%;

развитие лексико-грамматического строя речи у детей было сформировано на 15%.

По диагностике на последующем этапе работы в сенсорной комнате в 2020г:

развитие слухового и зрительного восприятия у детей было сформировано на 25%;

развитие дыхательных и голосовых функций у детей было сформировано на 25%;

развитие общей и мелкой моторики у детей было сформировано на 30%;

развитие мимических мышц и артикуляционного аппарата у детей было сформировано на 18%;

развитие лексико-грамматического строя речи у детей было сформировано на 18%.

Таким образом, использование сенсорной комнаты позволяет разнообразить логопедические занятия. Применение оборудования сенсорной комнаты способствовало повышению интереса у детей к обучению.

Дети быстрее запоминают материал, выполняют логопедические задания с увлечением и интересом, что позволяет повысить детскую активность, любознательность.

Считаем, что использование оборудования сенсорной комнаты, позволяет раскрыть резервные возможности каждого ребенка, является действенным средством профилактики вторичных дефектов, в т.ч. речевых.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Грушковская Лина Климовна

Дата: 10.03.2024

Номер свидетельства: 646903


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства