Использование нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений у детей с ЗПР
Использование нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений у детей с ЗПР
К нетрадиционным методам обучения детей с ЗПР можно отнести такие, как артпедагогика, танцетерапия, музыкотерапия, бумагопластика, изотворчество, клоунтерапия, пластилинография, сказкотерапия, игротерапия, нетрадиционные техники рисования, библиотерапия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Дети с задержкой психического развития представляют собой широкую группу детей с ОВЗ. Для них характерен ограниченный, не соответствующий возрасту запас знаний и представлений об окружающем мире, низкая работоспособность, недостаточная регуляция поведения и произвольной деятельности, низкий уровень познавательной активности. Термин «задержка психического развития» был предложен Г.Е.Сухаревой еще в 1959 г. Под задержкой психического развития (ЗПР) понимают замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами. [4]
Многие исследователи отмечают недостаточную сформированность грамматического строя речи детей с ЗПР (Г.Н.Рахмакова, Е.Ф.Соботович, 1984; Р.Д.Тригер, 1998; и др.). Чаще всего встречается нарушение порядка слов в предложении, пропуск отдельных ее членов, что связано с неполноценностью грамматического программирования (А.А.Леонтьев, 1965; Н.Ю.Борякова, 1983 и др.). Довольно часто наблюдаются ошибки в употреблении предлогов (замены, иногда пропуски), а также ошибки в предложно-падежном управлении, в согласовании существительных с глаголами и прилагательными, отмечаются затруднения детей в образовании новых слов с помощью суффиксов, приставок (Е.В. Мальцева, 1990). [1]
Речевые нарушения у таких детей могут стать серьезным препятствием для общения и обучения. В мире на данный момент существует множество методов коррекции таких нарушений, однако нетрадиционные подходы к данной проблеме в последнее время набирают популярность. Важно понимать, что каждый ребенок уникален, и то, что помогло одному, может не сработать для другого. Поэтому знание различных подходов к коррекции речевых нарушений может стать ключом к успешной работе над этой проблемой. Современные подходы к диагностике и коррекции речевых проблем у детей с ЗПР включают в себя использование нетрадиционных методов и приемов, которые помогают детям преодолеть свои нарушения эффективнее и быстрее.
Развитие познавательной функции речи тесно связано с умственным воспитанием ребенка, с развитием его восприятия, мышления и деятельности. Для того чтобы передавать информацию, новые знания и сведения, слово должно раскрыть образ каждого предмета, его свойства, качества [3].
Именно поэтому коррекция речевых нарушений у детей с ЗПР – важная область работы педагогов совместно с родителями. В случае, когда традиционные методики не приносят желаемых результатов, стоит обратить внимание на нетрадиционные подходы, новые техники, которые помогут развивать речь у детей более эффективно.
К нетрадиционным методам обучения детей с ЗПР можно отнести такие, как артпедагогика, танцетерапия, музыкотерапия, бумагопластика, изотворчество, клоунтерапия, пластилинография, сказкотерапия, игротерапия, нетрадиционные техники рисования, библиотерапия. Неформальная обстановка при использовании таких методов способствует более свободному общению между детьми и специалистом, что важно для формирования позитивной мотивации и атмосферы доверия. Родители, участвующие в процессе занятий, получают возможность овладеть новыми знаниями и навыками, которые помогут им эффективно поддерживать ребенка в процессе коррекции его речевых нарушений. Они учатся распознавать особенности речи у своего ребенка, понимать, какие упражнения и методики помогут в его коррекции. Родителям предлагаются практические советы и задания, которые они могут выполнять вместе с ребенком, не выходя из дома.
Основными целями использования таких методов являются индивидуальный подход к каждому ребенку, разнообразные игровые методики, активизация творческого мышления и развитие моторики речевых органов.
Примером нетрадиционной методики в работе с детьми с ЗПР может служить техника выдувания красками. Она направлена на развитие дыхания как энергетической основы речи. Ребенку предлагается с помощью кисточки нанести на бумагу разноцветные кляксы, а затем раздуть их с помощью трубочки от коктейля, чтобы получился разноцветный салют.
При использовании нетрадиционных техник рисования не стоит забывать о том, что основная цель занятий - компенсация имеющихся речевых и неречевых нарушений. Давать инструкцию следует доступными простыми предложениями, совместно с показом своих действий. Задание должно быть интересным, увлекательным для ребенка, но в то же время не сложным для него, чтобы добиться положительного результата. Предварительно необходимо знакомить детей с выразительными возможностями разных материалов, со способами их использования. Важно предусматривать вариативность изобразительной деятельности, соответствие её изменяющимся потребностям, интересам и возможностям каждого ребенка.
Наибольшее распространение в системе индивидуальных занятий с детьми, имеющими речевые нарушения, получают две нетрадиционные техники рисования – «пальчиковая» и «ладонная». Опыт использования данных техник в работе педагога показывает, что одновременное выполнение упражнений и проговаривание звуков, слогов, цепочек слов дает несомненный положительный результат не только за счет развития мелкой моторики как психологической базы речи, но и за счет формирования чувства ритма, развития межанализаторных связей, в частности, и межполушарного взаимодействия в целом. Одновременно преодолеваются недостатки в речевом развитии [3].
Сказкотерапия и библиотерапия способствуют обогащению словарного запаса и положительно влияют на становление произвольного поведения, профилактики и коррекции закрепившихся недостатков в поведении. Важно при использовании данных методов коррекции учитывать возраст ребенка, доступность изложения, понятность героев книги, сходство ситуации, описанной в книге с жизненными ситуациями ребенка. Дети дошкольного возраста по природе своей способны сочувствовать литературному герою, разыгрывать в речевой игре сложные различные эмоциональные состояния.
Игровой метод в коррекционной работе - это универсальный метод, так как игра является основным видом деятельности дошкольников и самым доступным ему методом познания окружающего. Игра имеет функциональное и физиологическое значение для ребенка, развивается мелкая моторика и координация движений.
Бумагопластика, как еще один метод, используемый в работе с детьми с ЗПР, подразделяется на аппликацию и оригами. Такой вид творчества предоставляет широкие возможности для изучении форм предметов, а в некоторых случаях, наоборот, помогает осмыслить ту или иную пластическую основу.
Также к нетрадиционным коррекционным методам можно отнести терапию природными ресурсами. Например, ароматерапия, фитотерапия, иппотерапия, апитерапия, аэротерапия, гелиотерапия, фанготерапия и др. Эти методы при разумном использовании помогают нашим детям справиться с проблемами в развитии (в учебе, в поведении), повышают работоспособность, улучшают память, оказывают педагогам, воспитателям, медикам и родителям эффективную помощь в профилактической и коррекционно-развивающей деятельности [2].
При работе с детьми с задержкой психического развития важно помнить, что каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода. Для успешной коррекции речевых нарушений важно использовать нетрадиционные методики, которые могут оказаться эффективными. Педагогам следует быть готовыми к постоянной работе с ребенком и постепенно внедрять новые методики в повседневные занятия. Одним из важных аспектов является создание комфортной обстановки для ребенка, где он чувствовал бы себя уверенно и без стресса. Важно использовать в работе игровые техники, музыкальные инструменты, а также различные интерактивные игры, чтобы сделать процесс обучения более увлекательным и понятным для ребенка. Следует также обратить внимание на особенности каждого ребенка и адаптировать методики под его потребности. Важно не только работать над улучшением произношения и словарного запаса, но и развивать устную речь, внимание, память и мелкую моторику.
Положительное подкрепление играет важную роль в обучении детей с особыми образовательными потребностями. Родителям следует поощрять успехи ребенка, давать ему положительные эмоции и укреплять самооценку. Это поможет ребенку лучше адаптироваться и успешно осваивать новые навыки.
Необходимо также заниматься регулярно и систематически, постепенно увеличивая сложность заданий. Необходимо использовать разнообразные упражнения и игры, которые будут стимулировать речевую активность ребенка и развивать его коммуникативные навыки.
Однако важно помнить, что результаты коррекции речевых нарушений с помощью нетрадиционных методов могут быть достигнуты только при постоянной работе и терпении. Важно поддерживать ребенка, быть готовыми к трудностям и искать новые методики, которые будут соответствовать потребностям и возможностям каждого ребенка.
Список литературы:
Коненкова И.Д. – Обследование речи дошкольников е задержкой психического развития. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. — 80 с.
Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике / сост. М.А.Поваляева. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 349 с.
Нетрадиционные методы коррекции нарушений: учебное пособие / Т.Г.Неретина. - Магнитогорск: Магнитогорск. гос. техн. ун-т им Г.И. Носова», 2015. – 157 с.
Сухарева, Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста : Г. Е. Сухарева. – Москва : Государственное издательство медицинской литературы, 1959. – 406 с.