"Использование мнемотехники и ТРИЗ-технологии в ДОУ"
"Использование мнемотехники и ТРИЗ-технологии в ДОУ"
Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Социальный заказ ставит дошкольное образовательное учреждение перед необходимостью работать в условиях не только режима функционирования, но и развития личности, обладающей системно-логическим мышлением, способной осваивать, преобразовывать и генерировать новые идеи: «Решение социальных, экономических и культурных проблем, характерных для сегодняшней действительности, определяется готовностью личности жить и работать вновых социально -экономических условиях, способностью к осуществлению непрерывного образования. Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Социальный заказ ставит дошкольное образовательное учреждение перед необходимостью работать в условиях не только режима функционирования, но и развития личности, обладающей системно-логическим мышлением, способной осваивать, преобразовывать и генерировать новые идеи: «Решение социальных, экономических и культурных проблем, характерных для сегодняшней действительности, определяется готовностью личности жить и работать вновых социально -экономических условиях, способностью к осуществлению непрерывного образования. Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Социальный заказ ставит дошкольное образовательное учреждение перед необходимостью работать в условиях не только режима функционирования, но и развития личности, обладающей системно-логическим мышлением, способной осваивать, преобразовывать и генерировать новые идеи: «Решение социальных, экономических и культурных проблем, характерных для сегодняшней действительности, определяется готовностью личности жить и работать вновых социально -экономических условиях, способностью к осуществлению непрерывного образования. Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Социальный заказ ставит дошкольное образовательное учреждение перед необходимостью работать в условиях не только режима функционирования, но и развития личности, обладающей системно-логическим мышлением, способной осваивать, преобразовывать и генерировать новые идеи: «Решение социальных, экономических и культурных проблем, характерных для сегодняшней действительности, определяется готовностью личности жить и работать вновых социально -экономических условиях, способностью к осуществлению непрерывного образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Использование мнемотехники и ТРИЗ-технологии в ДОУ"»
Использование мнемотехники и ТРИЗ в ДОУ
Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Социальный заказ ставит дошкольное образовательное учреждение перед необходимостью работать в условиях не только режима функционирования, но и развития личности, обладающей системно-логическим мышлением, способной осваивать, преобразовывать и генерировать новые идеи: «Решение социальных, экономических и культурных проблем, характерных для сегодняшней действительности, определяется готовностью личности жить и работать вновых социально -экономических условиях, способностью к осуществлению непрерывного образования. Реализация данных требований существенно меняет заказ, адресованный современным дошкольным учреждениям. Современному ребенку нужно передавать не столько информацию, как собрание готовых ответов, сколько метод их получения, анализа и прогнозирования интеллектуального развития личности» [«Концепция модернизации российского образования»].
ТРИЗ теория решения изобретательских задач – была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. По мнению автора,источниками полноценного развития выступают два вида деятельности:
-путь освоения прошлого опыта человечества, т. е. приобретения знаний;
- самостоятельная реализация своих возможностей и развитие творческого потенциала благодаря изобретательской деятельности.
Обучение проводится с помощью занятий, игр, сказок.
Принцип проведения занятий – от простого к сложному: с каждым последующим занятием идёт усложнение материала с целью повторения, расширения и углубления теоретических знаний.
Направлена программа на развитие системно-логического мышления дошкольников, что даёт возможность эффективного управления процессом творчества в качестве стержневого межпредметного курса ДОУ. Таким образом, направленность программы социально-педагогическая.
Новизна технологии.
Опираясь на технологию ТРИЗ - исследования, можно эффективно ставить и решать проблемы обучения дошкольников основам поисковой, исследовательской деятельности, так необходимой современному человеку.
Изучение ТРИЗ способствует реализации здоровьесберегающих технологий, т. к. снижается информационный стресс, усиливается эмоциональность занятия, ощущается радость творчества.
Обучение детей методикам ТРИЗ подразумевает воспитание нравственности, т. к. каждая идея проверяется на нравственность и на возможность воплощения в реальных условиях. Систематическое изучение тризовскихметодик и использование их на практике способствует разностороннему развитию личности дошкольника; ребята, умеющие применять методы и приемы ТРИЗ, обладающие нестандартным мышлением, более успешны в освоении знаний в разных видах деятельности; ТРИЗ-педагогика призвана учитывать интересы ребенка, это педагогика сотрудничества; методики ТРИЗ –
идеальные инструменты для проблемного, развивающего обучения. Позволяют сделать и традиционное обучение развивающим.ТРИЗ-педагогика помогает воспитать у детей стремление к самосовершенствованию.
цель ТРИЗ-педагога - формирование у детей навыка творческого мышления, т. е. умения творчески находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится ребенку и в школе и во взрослой жизни. Это требует определенной подготовки самого воспитателя, его искреннего умения и желания творить, искать и находить новое в обыденном. В ТРИЗ-педагогике развивается понимание причинно-следственных связей. И еще одна важная составляющая ТРИЗ-педагогики – таксономия – наука о порядке. При помощи ТРИЗ ребенок учится систематизировать, объединять объекты по определенному признаку, ранжировать их внутри своей группы. Так у ребенка формируется навык расставлять приоритеты. Ни для кого не секрет, что человек, умеющий планировать, намного эффективнее распределяет свое время и достигает больших результатов, т. к. не тратит время впустую.
Детей редко учат выходить за границы привычного, придумывать что-то новое, тренировать воображение. Задача ТРИЗ научить их этому. Но делать это нужно постепенно, соблюдая правило трех П. Просто, Последовательно, Постоянно. Попросите ребенка сразу прыгнуть на в длину, например на метр. Он этого не сможет сделать. В лучшем случае он просто расстроится, что не смог, в худшем - в голове зародится мысль, что он вообще не может прыгать высоко, что он — неумеха, чем можно напрочь отбить у него желание заниматься спортом в дальнейшем. Правильнее будет сначала научить его прыгать на 50 см и т. д. Так же и в ТРИЗ – необходимо с раннего возраста тренировать у ребенка не только определенные мыслительные навыки,но и нарабатывать опыт пяти органов чувств: вкусовые ощущения, обоняние, осязание, слух и зрение. В противном случае мы столкнемся с проблемой недостаточности у детей предшествующих знаний и умений для работы с инструментами ТРИЗ. Например, неудовлетворительное владение признаками объектов.
Логика усвоения знаний выглядит следующим образом:
ощущения - представления - понятия - интуиция
Тренировка должна начинаться с создания «багажа» образов, на которые и будет опираться воображение. Затем происходит знакомство со свойствами предметов и объектов, которыми будет в последствии пользоваться воссоздающее воображение. Необходимо сформировать у ребенка навык определения различными способами месторасположения объекта на плоскости и в пространстве, тренировать его зрительную и словесно-слуховую память, готовить мышление к восприятиюприемов и методов Развития Творческого Воображения (РТВ) на базеТРИЗ. ТРИЗ-педагогикаучитребенка не бояться новой информации: если он видит новое слово, то знает, что за ним спрятался какой-то интересный объект, с которым можно и интересно познакомиться. Важный аспект детского развития – это то, что ребенок не ограничивает себя, а открывает новое.
Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов.
На первом этапе ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта. «Что можно делать ложкой?»(есть, переносить что-то, копать и т. д.)
Следующий этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо. «Много конфет» - Что в этом хорошего? (Можно угостить многих друзей). Что плохого? (Если много съесть, заболит живот).
Следующий этап изобретательства, основная задача которого - научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий. Например, придумайте новый стул, на котором вам хотелось бы сидеть. Придумайте новую игрушку и пр. Для этого может использоваться, например методы активизации перебора вариантов.
Следующий этап работы по программе ТРИЗ – это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. ТРИЗ-методика формирует у детей уменье придумывать свои сказки, загадки, небылицы да не одну, а обязательно каждый ребенок в группе может и должен проявить себя. Занятия по развитию творческого воображения - это прежде всего игра, импровизация. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую деятельность, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т. д. Тризовские занятия по изобразительной деятельности включают использование разных нестандартных материалов. На этом же этапе с помощью определенной методики формируется навык составления рассказа по картине. Кредо ТРИЗ-педагога - "Можно говорить все!". Выслушивать нужно обязательно каждого желающего. Необходимо дать возможность каждому ребенку как можно больше проявить свои возможности и способности, не боясь и не стесняясь возможной неправильности или неточности в ответах или размышлениях. У детей должно формироваться умение возражать воспитателю и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая взамен свои версии, доказывая свою точку зрения. В отношениях "взрослый-ребенок" здесь возможны только партнерские отношения. Ребенок должен быть окружен непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и ощущения внутренней раскованности за счет поддержки его творческих начинаний.
Следующий этап – разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач. Сказки близки и понятны детям. Переживая за героя, ребенок хочет ему помочь и что-то изменить. Например, в сказке Г. Х. Андерсена «Принцесса на горошине» королева-мать очень оригинально сумела определить, настоящая ли принцесса оказалась в их замке. Она положила в кровать принцессы горошину. Неженка-принцесса сразу почувствовала неудобство. Но очень плохо, что принцесса совсем измучилась за ночь, т. к. из-за горошины она совершенно не могла уснуть. Как избавить принцессу от её мучений?Противоречие: горошина должна быть в постели, чтобы «обнаружить» принцессу и не должна быть, чтобы принцесса могла спать.Решение: положить в кровать кусочек льда в полиэтилене. Под воздействием тепла лед растает, и принцесса сможет спать. Дети познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают для себя открытия ежеминутно.
Занятия по методу ТРИЗпланируются в любое время: в процессе НОД, во время организации режимных моментов, во вторую половину дня, на прогулке, в индивидуальной работе. Элементы методики применяются в работе с детьми всех возрастных групп. Для развития любознательности все ситуации, которые происходят вокруг ребенка нужно обозначать как задачу с противоречиями,ставя перед ним два ключевых вопроса: как это можно сделать (решить? и как это можно сделать еще? Время прогулки можно использовать для игры.Спросить у ребенка: «Что ты видишь удивительного?» И это будет побуждением к тому, чтобы ребенок внимательней рассмотрел окружающий его мир и заметил интересные детали. Для развития воображения ребенку нужно давать возможность, где только можно придумывать, как сделать так, как еще никогда не было. Постоянно побуждать и поддерживать его стремление к новизне. Можно формировать воображение у детей специально, на каждом шагу – делая ли маме подарок или открытку, сочиняя ли сказку — можно научить это делать оригинально не похоже, чтобы ребенок с гордостью мог сказать – это я так сам придумал! Но не менее важно уменье - даже если ты что-то придумал или изобрел, а ситуация изменилась, не держаться за это решение, лишь в силу того, что именно ты его автор. Необходимо сформировать такое мышление, которое готово отказаться от старого в пользу нового, если это новое более прогрессивно. Открытость, динамичность, гибкость, умение адаптироваться вот те качества, которые нужны в современном мире. И обязательно должна быть определенного рода смелость.