kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Использование методики Монтессори в предметной деятельности детей раннего возраста для познавательно-речевого развития"

Нажмите, чтобы узнать подробности

.

Главное и важнейшее приобретение раннего возраста - это речь.

Речь не является функцией органов артикуляции это, прежде всего результат согласованной деятельности как речевых, так и неречевых областей головного мозга. Она не может формироваться изолированно от мышления, памяти, внимания и восприятия и зависит от уровня их развития. За каждым словом обязательно должно стоять то, что оно обозначает. Потребность в предмете и действиях с ним побуждают ребенка назвать предмет словом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Использование методики Монтессори в предметной деятельности детей раннего возраста для познавательно-речевого развития"»

Использование методики Монтессори

в предметной деятельности детей раннего возраста

для познавательно-речевого развития.


Разработала: Шерстобитова Т.М.,

воспитатель

МАДОУ «Детский сад №5»

г. Горнозаводска


Ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности, особенно ее интеллектуального развития. В это время происходит такое интенсивное развитие мозга, которого не будет ни в один из последующих периодов жизни.

Основной вид деятельности ребенка раннего возраста - предметная. Именно в ней складываются основные достижения этого периода - произвольное поведение, мышление, самосознание, сенсорика, память и речь.

Главное и важнейшее приобретение раннего возраста - это речь.

Речь не является функцией органов артикуляции это, прежде всего результат согласованной деятельности как речевых, так и неречевых областей головного мозга. Она не может формироваться изолированно от мышления, памяти, внимания и восприятия и зависит от уровня их развития. За каждым словом обязательно должно стоять то, что оно обозначает. Потребность в предмете и действиях с ним побуждают ребенка назвать предмет словом.

В процессе предметной деятельности у ребенка также развивается крупная и мелкая моторика рук. Тесная связь между нею и развитием речи объясняется тем, что проекция кисти руки в головном мозге очень близко расположена к речевой зоне, которая формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев. Этот факт необходимо использовать в работе с детьми раннего возраста и при своевременном речевом развитии.

И только вслед за развитием таких тонких дифференцированных движений пальцев начинается произнесение первых слов. По мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речи.

Приобщение к предметному миру в раннем возрасте происходит только при активном участии взрослых и в непосредственном сотрудничестве с ними.

Сотрудничество, как утверждают психологи, становится одним из основных видов деятельности на протяжении всего раннего возраста. Таким образом, чтобы ребенок полноценно развивался, был активным и самостоятельным, ему необходимы правильно организованная предметно-пространственная среда и присутствие взрослого, который будет не только рядом, но и вместе с ним.

В этом плане большую актуальность приобрела методика, которая была разработана еще в ХIХ в. врачом-психиатром, педагогом, первой в истории человечества женщиной — доктором наук Марией Монтессори.

Под воспитанием в Монтессори-педагогике понимается помощь психическому развитию ребенка с самого рождения. Одним из необходимых условий ее осуществления является взрослый.

Смысл метода, разработанного Монтессори, заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, заложенных в нем природой. А задача воспитателя - помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу.

Другое условие — это правильно организованная предметно-пространственная среда.

Работа с Мантессори-материалом является одним из направлений развития предметной деятельности детей раннего возраста. В работе можно использовать как классический Монтессори-материал, так и его элементы и вариации, адаптируя их к условиям группы.

Игры и упражнения, направленные на формирование

практических навыков.

Работая с материалами из сферы практической жизни, ребенок учится навыкам самообслуживания, терпению, умению доводить начатое дело до конца. Помимо этого, активно работают кисти, пальчики рук, что, как известно, стимулирует работу мозговых центров, отвечающих за мышление, память, речь.

Игры с водой.

Цель: Развитие координации движений, ориентации в пространстве.

Переливание из одного сосуда в другой.

Игры с крупами.

Нигде так хорошо не упражняются пальчики и кисти рук, как в играх с мелкими предметами.

Сортировка круп.

Цель: Развитие мелкой моторики, координации, различение предметов по форме и цвету; концентрация внимания.

Попросите малыша разложить горох и фасоль в 2 миски.

Рисование на манке.

Насыпьте на поднос тонким слоем манку. Пальчиками одной или обеих рук можно рисовать все, что захочется. А не понравится рисунок - слегка встряхните поднос и рисуйте снова.

Сухой пальчиковый бассейн.

Цель: Активизация тактильного восприятия и различение предметов; развитие мелкой моторики пальцев рук; игра тонизирует речевые отделы головного мозга, обогащает сенсорный опыт ребёнка.

Насыпьте в большую миску много гороха. На дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер – сюрпризов. Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, затем найти и достать игрушки.

Расстегни пуговицы.

Развяжи, завяжи шнурочки.

К этим материалам относятся - рамки с застежками - обучение конкретным, навыкам, необходимым при одевании. Детям предлагают рамки с пуговицами, кнопками, молнией, пряжками, шнурками, крючками, булавками и бантами.

Процесс расстегивания и застёгивания пуговиц, развязывания шнурочков способствует развитию концентрации и устойчивости внимания при выполнении простых последовательных действий, развивает у ребенка наблюдательность, мелкую моторику и воспитывает бережное отношение к одежде.

Игры и упражнения, направленные на развитие чувств.

Рамки-вкладыши. (геометрические, предметы, мягкий конструктор-домик, птичка, кораблик, логический домик и куб)

Рамки-вкладыши развивают:

- мелкую моторику рук, сенсомоторную координацию.

-целостное восприятие.

-любознательность, познавательный интерес.

-обогащают словарь детей.

-расширяют представления детей о явлениях и предметах окружающего

мира.

-формируют умение выделять связи между предметами и явлениями

окружающего мира.

Игры с геометрическими телами.

Геометрические тела знакомят ребёнка с научными названиями и признаками объемных тел, встречавшихся уже в его жизни. Косвенная цель - подготовка к стереометрии.

Доски для ощупывания поверхности.

Цель: Развитие чувства осязания, знакомство с различными структурами поверхности: гладкой и шершавой, развития тонкой моторики. Очень хорошая подготовка к письму

С помощью кончиков пальцев учатся определять гладкую и шершавую поверхности. Происходит утончение тактильных ощущений, чувственное сравнение и анализ, концентрация внимания, координация движений, подготовка руки к письму, подготовка к восприятию разнообразия окружающего мира.

Игры с прищепками.

Цель: Развитие мелкой моторики трех основных пальцев руки (большого, указательного и среднего). Подготовка руки к письму.

Игры с бусинами.

Сортировка. Можно раскладывать бусины по цвету, форме, размеру. Нанизывать на нитку.

Шумящие коробочки.

Цель: Развитие слуховой памяти, умения различать и дифференцировать шумы.

Розовая башня.

Прямая цель: формирование понятий «большой» – «маленький».

Косвенная цель: развитие моторики, координации движений умения упорядочивать предметы.

При работе с дидактическим материалом предоставлять малышам: свободу выбора любого дидактического материалов, свободу выбора места работы, право свободного передвижения. Учить ребёнка переносить материалы и работать с ним, задействуя обе руки, после работы уносить материал на прежнее место.


Литература:

1. Монтессори-материал. Школа для малышей. Часть 1 –М.: Издательство Мастер, 1992.- 80 с.

2. Монтессори интернет журнал. [Электронный ресурс] – Режим доступа: www .montessori-press.ru/about montessori/

3. Павлова, Л. Н. Развивающие игры и занятия с детьми от рождения до трёх лет [Текст]: Пособие для воспитателей и родителей / Л. Н. Павлова. – М. : «Мозаика-Синтез», ТЦ Сфера, 2010. – 224с.

4. Штибен, В. К, Штибен,Ф. Г. [Текст] / В. К Штибен, Ф. Г Штибен // Методическое пособие по курсу «Основы Монтессори-педагогики». – Соликамск, 2004. -52 с.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шерстобитова Татьяна Михайловна

Дата: 18.01.2019

Номер свидетельства: 496053


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства