Просмотр содержимого документа
«Использование малых форм фольклора в режимных моментах для улучшения адаптации»
Использование малых форм фольклора режимных моментах для улучшения адаптации.
С приходом в детский сад у ребенка начинается новый этап в его жизни. Отрыв от дома, близких, общение со сверстниками, взрослыми, чужими для него, могут стать для ребенка серьезной проблемой.
Для того чтобы ребёнок не плакал мы используем малые формы фольклора в режимных моментах для улучшения адаптации воспитанников.
Вот началось утро, ребенок приходит в детский сад, и мы идем мыть с ним ручки, и чтобы ребенок не плакал, мы используем различные потешки при умывании ( «Водичка водичка» )
В период адаптации встречаю детей яркими игрушками, читаю потешки об игрушках сопровождаю их движениями. Играю с ребенком в пальчиковые игры, наделяя пальчики именами близких людей: «Этот пальчик – бабушка…Так же использую пальчиковый театр.
При приеме детей применяю такие потешки:
Придет киска не спеша
И погладит малыша
« Мяу – Мяу « - скажет киска ,
Наша детка хороша .
Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима детей. Для малышей очень важен игровой момент. Поход в гости к любимому герою или неожиданное появление интересного гостя сопровождаю текстом потешек: «Из сугроба на опушке чьи-то выглянули ушки, и помчался скок скокскок, белый маленький зверек..»
Во время режимных моментов, например в умывальной комнате, где ребенок моется, читаю потешки:
Водичка, водичка
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Руки надо с мылом мыть ,
Рукава нельзя мочить ,
Кто рукавчик не засучит ,
Тот водички не получит ,
Во время завтрака рассказываю потешки :
Каша вкусная дымится ,
Оля кашу есть садится ,
Очень каша хороша,
Ели кашу не спеша,
Ложка за ложкой ,
Ели понемножку .
Это – ложка ,
Это – чашка .
В чашке гречневая кашка
Ложка в чашке побывала
Кашки гречневой не стало .
Умница Катенька ,
Ешь кашку сладеньку ,
Вкусную , пушистую ,
Мягкую , душистую.
А к обеду детей приглашает Зайка-зазнайка. В лапе он держит потешки, которые я читаю при кормлении:
«Жили были сто ребят, все ходили в детский сад. Все садились за обед, все съедали сто котлет…»
На того, кто ест опрятно,
И смотреть всегда приятно,
Мы едим всегда красиво,
После скажем всем «Спасибо!»
А у нас есть ложка
Волшебная немножко ,
Вот – тарелка
Вот – еда ,
Не останется следа .
В спальной комнате детей встречает кукла Соня, у нее сумочке потешки и колыбельные песни, которыми успокаиваю детей и помогаю им быстрее заснуть:
«Баю, баю, байки, прилетели чайки, стали крыльями махать, наших деток усыплять»Баю – баю баиньки
В огороде заиньки,
Зайки травушку едят
Деткам спать велят ,
Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжения, готовят ребенка ко сну, убаюкивают.
Песенки, потешки приносят радость, вызывают желание повторять слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх.
Под потешки наши дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность.
У ребенка при этом развиваются память, внимание мышление, речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.
В группе отведено место для театральной деятельности. Имеется уголок ряженья с элементами костюмов (как для мальчиков, так и для девочек),
Есть шапочки для игр – драматизаций и инсценировок сказок,
Настольный и пальчиковый театр на фланелеграфе по сюжетам русских народных сказок: «Курочка ряба», «Теремок», «Колобок», «Репка».
Так же в группе имеются дидактические и настольно-печатные игры:
«Подбери картинку», «Собери сказку», «Найди половинку», «Из какой сказки герой».
Все это помогает детям закрепить простые речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения, самостоятельно использовать эти знания.
Малые формы фольклора я использую в разных видах детской деятельности.
На лепке – лепим оладушки, обыгрываем потешкой:
«Ладушки – ладушки испечем оладушки»
На конструировании строим теремок и проговариваем:
«Курочка в сапожках избушку метет».
При одевании детей на прогулку использую потешки .
Раз , два , три , четыре , пять ,
Собираемся гулять
Если хочешь прогуляться,
Нужно быстро одеваться,
Дверцу шкафа открывай,
И одежду доставай.
Собери носок в гармошку,
И надень его на ножку,
Ты другой носок возьми
Точно также натяни.
А теперь скорей вставай
И штанишки надевай.
На прогулке провожу наблюдение за явлениями живой и неживой природы через потешки:
«Солнышко – ведрышко..», «Дождик, дождик, веселей..», «Божья коровка, черная головка..» и другие.
Кроме того, на прогулке использую фольклорные подвижные игры:
«У медведя во бору», «Солнышко и дождик», «Гуси гуси» и другие. Ведь подвижная игра – это источник радости, одной из лучших средств общения взрослого с ребенком.
Играя с детьми в сюжетно-ролевые игры, мы укладываем игрушки спать, поем им колыбельные песни, рассказываем потешки:
«Баю баю-баюшок, в огороде петушек. Песни громко поет, Вам спать не дает..» Во время кормления куклы приговариваю: «Каша вкусненько дымиться, Катя кашу есть садится», «Кто у нас любимый самый, ложку первую за маму».
Так же в работе с детьми использую русские народные сказки: «Курочка ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок». Эти сказки интересны малышам, так как их герои – животные разговаривают и действуют как люди: выполняют трудовые действия (сожалеют, поливают растения, убирают урожай)
Таким образом, я знакомлю детей с животными, которых они видели только на картинках. У детей формируется представление о диких животных, птицах и их повадках.
Результаты показывают, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для успешной и безболезненной адаптации детей к условиям ДОУ, овладения детьми разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие)
А также дети намного легче усваивают навыки речи, самообслуживания и гигиены.