kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Использование интерактивных методов для краткосрочного обучения как способ информационно-коммуникационных технологий детей старшего дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Интерактивные технологии успешно применяются в сфере образования. Раньше они преимущественно использовались в младших классах, теперь педагоги настаивают на необходимости регулярного применения инновационных игровых технологий в детском саду.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Использование интерактивных методов для краткосрочного обучения как способ информационно-коммуникационных технологий детей старшего дошкольного возраста»»



















«Использование интерактивных методов для краткосрочного обучения (на основе реальных или вымышленных ситуаций) как способ информационно-коммуникационных технологий

детей старшего дошкольного возраста»











Подготовили:

Воспитатель МБДОУ

г. Иркутска №41

Горяшина О.А

Чуприна Е.А.

Интерактивные технологии успешно применяются в сфере образования. Раньше они преимущественно использовались в младших классах, теперь педагоги настаивают на необходимости регулярного применения инновационных игровых технологий в детском саду.

Что же такое интерактивная технология обучения?

 Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).

Интерактивное обучение – специальная форма организации познавательной деятельности.

Интерактивные технологии образования в дошкольных детских учреждениях необходимы для развития коммуникативных навыков дошколят. Она помогает детям укрепить межличностные отношения, преодолеть скованность, неуверенность благодаря созданию ситуации успеха. В результате формируются условия, которые необходимы для развития потребности ребенка постоянно развиваться.

Поскольку в детских садах занимаются маленькие дети, необходимо использовать не особо сложные технологии. Современные игровые технологии в детском саду включают в себя, например:

 «Работа в парах» 

Цель: формирование навыков сотрудничества, умения выполнять задание последовательно.

Организация: дети с помощью одинаковых символов объединяются в пары и договариваются о сотрудничестве, выполняя задание совместно и последовательно (можно использовать для объединения пар карточки, игрушки, предметы, гендерный подход: мальчики-девочки или мальчик и девочка).

Ценность для ребенка: благотворное влияние на самоощущение, самооценку.

Особенности проведения: в пары лучше объединять детей «равны» по своему развитию.

 «Цепочка» 

Цель: формирует умение работать в команде.

: дети стоят в кругу и последовательно выполняют отдельные задания для получения общего результата (в качестве заданий можно предложить коллективную аппликацию, заполнение схемы, алгоритма, составление маршрута движения и т. д.).

Ценность для ребенка: наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагая варианты решения заданий.

Особенности проведения: каждый ребенок принимает участие в общей работе; с помощью общей цели воспитатель создает обстановку сопереживания, взаимопомощи.

К интерактивным технологиям относится и «Кейс-технология». На этой технологии мне бы хотелось остановиться подробнее.

Кейс-технология актуальна, так как отражает направления современной государственной образовательной политики в области дошкольного образования и способствует реализации комплексного подхода, развитию интегративных качеств личности ребёнка.

Понятие «кейс-технология» определяется специалистами как интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у дошкольников новых качеств и умений.

«Кейс-технология» - это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа:

• метод игрового проектирования - процесс создания или совершенствования объектов.

• метод проигрывания ролей (инсценировки) - предлагается в виде инсценировки создать ситуацию и дать возможность оценить поступки.

• дебрифинг - достоинством является подчеркнутая связь первоначальных целей с обзором окончательных результатов.

• метод инцидентов - поиск информации для принятия решения самим слушателем.

• групповая дискуссия - обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определенными правилами.

• метод "информационного лабиринта" заключается в умении занять позицию человека и справиться с задачами, которые она подразумевает.

• метод ситуационного упражнения (задачи)- предлагается текст с описание сложившейся ситуации и задача, требующая решения.

В перечень входит и предлагаемая инновация: «фото-кейс» или "кейс-иллюстрация", которая используется для рассмотрения проблемной ситуации и наглядно помогает в ней разобраться. Предлагаемая технология одновременно и особый вид иллюстративного учебного материала, и особый способ использования этого материала в различных видах деятельности.

Главное предназначение данной технологии - развивать способность прорабатывать различные ситуации и находить их решение, другими словами научиться работать с информацией.

Используя данную технологию мы решаем следующие задачи:

  • Учить детей находить разнообразные пути решения проблемной ситуации, обмениваться мнениями с другими,

  • Развивать умение строить общение с разными людьми: взрослыми и сверстниками, более младшими и более старшими детьми, знакомыми и незнакомыми людьми.

  • Воспитывать желание отстаивать свою точку зрения, проявлять уважение к другим людям.

  • Способствовать становлению адекватной самооценки и внутренней позиции ребенка посредством осознания своего социального положения в детском сообществе и во взрослом окружении.

  • Привлечение родителей к активной педагогической деятельности процессе использования полученных знаний детей в рамках реализации кейс-технологии.

Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.

Кейс-технология - это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников новых качеств и умений. Главное ее предназначение - развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.

В своей работе используем следующие программы и методики

Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, М. П. Нечаев, Г. А. Романова Интерактивные технологии в релизации ФГОС дошкольного образования, Иванова Н. В., Бардинова Е. Ю., Шимутина Е. Н. Использование кейс- технологий в учебном процессе.

Свою работу строим на основе современных дидактических принципов, которые опираются на кейс- технологию:

  • принцип индивидуализации (индивидуальный подход к каждому, учет особенностей и познавательных потребностей) В процессе обсуждения и размышления каждый будет использовать собственные возможности, дополнять и развивать групповое суждение.

  • принцип вариативности. Он предполагает возможность опоры на разнообразный материал и способы его обработки, что обеспечивает свободу выбора дошкольника.

  • принцип прагматизма. При работе с кейсами восприятие ребенка направлено на поиск информации, которая позволит решить реальные проблему, ответить на вопросы.

Метод кейс- технология принадлежит к интерактивным методам обучения. К его преимуществам можно отнести: использование принципов проблемного обучения, получение навыков решения реальных проблем, умение слушать, вести диалог, задавать вопросы.

К кейс-технологиям относятся:

• метод ситуативного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии; Кейс-иллюстрации; фото-кейсы);

• метод инцидента;

• метод ситуационно-ролевых игр;

• метод разбора деловой корреспонденции;

игровое проектирование;

• метод дискуссии.

Сущностью кейс-технологии является анализ проблемной ситуации. Анализ как логическая операция мышления способствует речевому развитию ребёнка.

  Существуют различные виды кейс-технологий:

- Анализ конкретных ситуаций,

- Кейс – иллюстрации,

- Фото – кейс,

- Проигрывание ролей (ролевое проектирование)

Все эти виды кейс-технологии тесно связаны с проблемным обучением. Можно использовать кейс для проведения эвристической беседы с воспитанниками, прогнозирования, в качестве проблемной ситуации.


В старшем возрасте, реализуя кейс-технологию, через взаимосвязь реальной жизненной ситуации с игрой ребенка

у детей формируем умение работать в команде, умение вести диалог со взрослыми и сверстниками,













умение адекватно реагировать в конфликтных ситуациях, что способствует применению знаний в дальнейшей жизни.

Для детей разработали игры  с использованием кейс-технологии:

- на эмоциональное сближение детей: «Если добрый ты», «Мы любим друг друга»;

-на развитие коммуникативных навыков: «Накроем стол куклам», «Помоги другу», «Мы помощники» и др.


Кейс как педагогическая технология универсален и не привязан ко времени. Любой кейс можно использовать в разных режимных моментах на протяжении всего дня, а также как в групповой, так и индивидуальной работе.

Мы хотим рассказать Вам о ролевом проектировании, который мы активно применяем в процессе формирования коммуникативного развития старших дошкольников.


Ролевое проектирование – это вид кейс – технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания заданных ролей.

Цель данной технологии - на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации.












Предлагаю детям ситуацию «Настоящие друзья»

Ситуация: « В детский сад купили новый набор конструктора . Серёжа с Игорем очень обрадовались и в процессе кропотливой игры соорудили роботов . Марьяна проходила мимо, задела роботов ногой, они упали и разрушились…»





Данная технология содержит этапы, которые указаны .

Этапы кейс – технологии и деятельность детей в процессе ролевого проектирования

Этапы

Деятельность детей

Знакомство с ситуацией, ее особенностями

Воспринимают предложенную ситуацию

Актуализация знаний

Объединяются парами, распределяют роли, взаимодействуют, сотрудничают, договариваются

Мозговой штурм

Осуществляют поисковую деятельность.

Презентация

Представляют свои роли, осуществляют презентацию.

Рефлексия

Анализируют, делают выводы.

 Обсуждение ситуации: что произошло?

Обыгрываем ситуаций

Детям предлагается разбиться на пары: один  ребенок – мальчик, который построил робота из конструктора, другой ребенок – который разрушил этот робота.

Детям предлагаются карточки с картинками, характеризующего героя. Например: Один герой – злой, другой вредный и упрямый или первый герой плаксивый, а другой доброжелательный, один воспитанный, а другой спокойный.

В конце с детьми  приходим к выводу: Кому же удалось договориться? Почему?

Другая кейс-технология, о которой мы хотим рассказать это технология кейс – стади в освоении норм речевого этикета.


Технология кейс – стади (ситуация) - это кейс, в котором  описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы.

Цель этой технологии - формирование у детей старшего дошкольного возраста умения самостоятельно анализировать ситуацию,  диагностировать проблему и представлять свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками.

Я хочу привести вам пример использования кейс-стади в работе с детьми Кейс «Знакомство»

Катя и Лиза прыгают через скакалку. Рядом стоит незнакомая девочка. Ей тоже хочется попрыгать, но она не решается подойти к веселым подругам. Катя и Лиза не замечают девочку. Им хорошо вдвоем.

Познакомив детей с ситуацией, я использую этапы данной технологии, которые указаны на слайде.

Технологическая карта деятельности технологии кейс – стади.

Название

этапа

Деятельность взрослого

Деятельность детей

1.Постановка проблемы

Формулирует суть проблемы, кратко описывает ситуацию.

Фиксирует внимание на осмысление проблемной ситуации.

Мотивирует к поиску фактов и персоналий, которые могут реально взаимодействовать.

Осознает проблему.

Присваивает проблему.

Концентрируется на поиске решений в данной ситуации.

2. Мозговой штурм

Организует детей в малые группы.

Вовлекает детей в дискуссию с целью поиска альтернативных вариантов решения ситуации.

Помогают проанализировать принятое решение.

Объединяются в группы.

Находят совместное решение.

Формулируют выводы.

3. Презентация

Организует презентацию решения кейса.

Помогает сравнить предложенные решения.

Учавствуют в распределении ролей, представляют свой вариант решения проблемы.

Сравнивают и оценивают свой вариант решения проблемы с вариантами, предложенными другими группами.

4. Рефлексия

Побуждает детей к поиску ситуаций, в которых можно применить полученные знания и навыки.

Применяют знания в различных ситуациях.

Вопросы:

• Как вы думаете, правильно ли поступили Катя и Лиза?

• Что они должны были сделать?

• Какие волшебные слова помогут девочкам познакомиться?

• Как бы вы поступили на месте Кати и Лизы?

Далее обсуждаем ситуацию и находим правильное решение данной проблемы.

Задачи данного кейса: формировать культуру общения; способствовать приобретению опыта этикетного поведения; обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.


Кейс «Благодарность», «Прощание».

С детьми мы рассматривали ситуацию. Например:

Бабушка гостила у Даши и ее родителей целый месяц. Вот было здорово! Бабушка с Дашей все делали вместе: ходили в зоопарк, пекли пирожки, мастерили поделки. И вот пришло время уезжать. Бабушка поедет поездом домой в другой город. Мама помогает ей собирать чемодан, папа уже вызвал такси, чтобы ехать на вокзал. В комнату вбежала Даша:

- Бабушка, уже уезжаешь? Ну ладно, пока!

Внучка махнула рукой и убежала в комнату.

Вопросы:

• Как вы думаете, можно ли назвать Дашу вежливой девочкой? Почему?

• Что она сделала неправильно? Как должна была поступить Даша?

• Используя какие слова Даша могла поблагодарить бабушку и попрощаться с ней?

• Подумайте, как бы вы поступили в такой ситуации?


Задачи данного кейса: формировать культуру общения; обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.

Мы считаем, что данные кейс-технологии позволяют взаимодействовать всем участникам образовательного процесса. Вместе со мной дети анализируют ситуацию, совместно разбираются в проблеме, предлагают способы, как ее решить, и выбирают лучший вариант. А работа моя направлена на формирование коммуникативного развития, устранение тревожности, на повышение уровня самооценки детей.

Подводя итоги работы, направленной на формирование коммуникативного развития посредством использования кейс-технологий в процессе обучения детей дошкольного возраста, можно отметить, что у детей повысился не только уровень коммуникативных навыков, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника.

Используя кейс - технологии для формирования коммуникативного развития у детей старшего дошкольного возраста я убедилась в том, что дети учатся находить разнообразные пути решения проблемной ситуации, обмениваться мнениями с другими, применять свои знания и расширять их, аргументировать свою стратегию решения проблемы по отношению другим.

В результате проделанной работы были созданы: набор кейс боксов по лексическим темам, консультация для педагогов, буклет для родителей.

Таким образом, обозначенная мною цель и задачи, эффективно используемые кейс-технологии улучшают качество образования, обеспечивают гибкость образовательного процесса, повышают мотивацию воспитанников к получению знаний и ускорению процесса усвоения этих знаний, что является важным этапом для становления их жизненного опыта позитивного социального взаимодействия.















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Горяшина Ольга Александровна

Дата: 14.03.2022

Номер свидетельства: 602167


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства