Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей i младших групп и групп раннего возраста в контексте гос до
Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей i младших групп и групп раннего возраста в контексте гос до
На современном этапе развитие речи детей претерпевают значительные изменения как по форме, так и содержанию
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей i младших групп и групп раннего возраста в контексте гос до»
На современном этапе в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в дошкольном учреждении, а также с введением государственного образовательного стандарта традиционные подходы к развитию речи дошкольника претерпевают значительные изменения как по форме, так и по содержанию. Изучение элементов культуры речи общей системе обучения и воспитания влияет на духовный мир ребенка и способствует решению коммуникативных задач в детском коллективе. Ф.Сохин, обобщая взгляды лингвистов и психологов, подчеркивал, что без речевого общения невозможное полноценное развитие ребенка.
В настоящее время перед педагогами поставлены цели в решении следующих задач по развитию речи дошкольников:
- развитие связной речи и речевого творчества детей;
- овладение детьми нормами и правилами родного языка в процессе ознакомления с окружающим миров;
- развитие у детей потребности в общении, как условия для успешной деятельности.
Для реализации поставленных задач педагогам необходимо направить свою деятельность на:
- формирование речи детей через организацию разнообразной деятельности детей (как самостоятельной, так и специально организованной);
- создание условий и организации самостоятельной деятельности дошкольников (игровую, художественно-речевую, продуктивную и т. д.);
- обеспечение ежедневного индивидуального речевого общения с детьми (по его личным вопросам, по литературным произведениям, с использованием малых форм фольклора, по рисункам детей и т. п.);
- проведение организованной образовательной деятельности;
- использование новых инновационных форм.
По мнению известных педагогов и психологов (И.Гальперина, О.Леонтьева, С.Рубинштейна), речевое общение – это специфический вид деятельности, который характеризуется целенаправленностью, структурой, планомерностью и включает в себя такие структурные компоненты, как цель и мотив. Все действия и поступки совершаются, по тем или иным мотивам и направленны на достижение определенной целей и в свою очередь вызывают поисковую активность; формирование умений и навыков, благодаря которым происходит развитие речевой деятельности.
Развитие речевых способностей у детей заключаются в следующем:
- речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;
- ведущей задачей в обучении языку является формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи;
- ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений над языком, для саморазвития речи;
- основная задача речевого развития ребенка раннего возраста — это овладение нормами и правилами родного языка и развитие коммуникативных способностей.
Судить о начале развития личности ребенка без оценки его речевого развития невозможно.
Проблема формирования речи у детей раннего возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.
Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность в процессе свободного общения.
Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.
Использование в воспитательно-образовательном процессе МБДОУ современных педагогических технологий, таких как, обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование новых информационных технологий, помогают нам реализовать личностно - ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития.
Инновация – это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку иполучение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей.
Инновационные технологии– это система методов,способов,приёмов обучения,воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.
В условиях реализации ГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя ее в учебную по форме и методам воздействия. Это требует новых технологий коммуникативного и речевого развития дошкольников.
При выборе технологии необходимо ориентировать на следующие требования:
ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;
содержание технологии сориентировано на становление позиции субъекта в общении и речевой деятельности;
технология должна носить здоровьесберегающий характер;
основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;
реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;
организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
В работе с детьми I младшей группы по речевому развитию используются следующие инновационные технологии:
мнемотаблицы,
кинизиология,
биоэнергопластика,
логоритмика,
LEGO- технология
В I младшую группу приходят детки «домашние», у которых не сформированы навыки самообслуживания, у отдельных детей недостаточно развита речь для их возраста. Как известно, навыки самообслуживания формируются под воздействием воспитания у ребенка мелкой моторики рук. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. В работу с детьми необходимо вводить пальчиковые игры, в течение года играть в эти игры, затем постепенно комплексы пальчиковой гимнастики усложнять, в работу с детьми по речевому развитию можно вводить нетрадиционные технологии:
Биоэнергопластика
Биоэнергопластика – это соединение движений речевого аппарата с движениями пальцев рук, синхронное выполнение пальчиковой и артикуляционной гимнастики помогают распределять биоэнергию в организме ребёнка, что в свою очередь развивает мелкую моторику пальцев рук и оказывает благотворное влияние на физическое и речевое развитие детей.
Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти. Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными.
Мнемотехника
Мнемотаблицы - служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов. Для детей младшего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы.
В нашей группе мы используем простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т. д.
Кинезиологическая гимнастика («гимнастика мозга»)
Кинизиология – наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. Кинизиологические упражнения совершенствуют психические функции (память, внимание, мышление, воображение и т. д., благодаря им формируется быстрота импульсов от руки к центру речи головного мозга, в результате чего активизируется речь детей.
Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений.
Логоритмика
Логоритмика — это система упражнений, заданий, игр на основе сочетаниямузыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. В структуру логоритмических занятий тесно вплетены различные виды музыкальной и речевой деятельности, подчиненные одной цели — развитию речи. Поэтому в своей работе использовала логоритмику.
LEGO - технология
Применение LEGO-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являютсянезаменимыми в речевом развитии дошкольников.
При составлении пересказов очень большую помощь детям оказывают модели-иллюстрации, созданные самими детьми. Пересказ не по сюжетной картинке, а по объёмному изображению декораций из конструктора, помогают ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. С помощью данного конструктора дети придумывают свои уникальные истории, составляют рассказы, описывающие реальные ситуации из окружающей действительности и т.д.
В I младшей группевозможно использование краткосрочных мини-проектов,которыепредставляют собой серии образовательных ситуаций: «Прогулка куклы Кати» (подбор верхней одежды и одевание куклы в соответствии с сезоном, подбор игрушек для игр на прогулке, знакомство с правилами безопасности при выходе на прогулку); «Поможем малышам (животным) найти мам» (узнавание, называние и установление соответствия взрослых животных и их детенышей, знакомство с внешними особенностями домашних животных и некоторыми правилами обращения с ними) и др.
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.
В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в МБДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.
Подводя итоги, можно сказать, что вышеперечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей раннего возраста и детей I младших групп.
Список использованной литературы.
Багаутдинова С.Ф. Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении: Методические рекомендации для студентов к курсу "Управление дошкольным образованием". Магнитогорск: МаГУ, 2001.21 с.
Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. М.: Творческий центр "Сфера", 2009.
Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении. М.: МИПКРО, 2012.145с.
Баранова, Ю. Л. Информационно-коммуникативная компетентность педагога: теоретико-методологические основы организации воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО / Ю. Л. Баранова, И. В. Микитюк // Традиции и новации в дошкольном образовании. — 2018. — №4 (7). —С. 8—10.
Микляева Н.В. Инновации в детском саду. Пособие для воспитателей. "Айрис пресс", М., 2009.