«Использование инновационных технологий по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте ГОС ДО»
«Использование инновационных технологий по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте ГОС ДО»
В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов. Речь – важнейшее средство общения и вершина познавательных процессов. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Поэтому речевое развитие дошкольников необходимо рассматривать как основу педагогической деятельности. В образовательной практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по развитию речи у дошкольников. Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в работе воспитателя ДОУ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Использование инновационных технологий по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте ГОС ДО»»
«Использование инновационных технологий по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте ГОС ДО»
В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов. Речь – важнейшее средство общения и вершина познавательных процессов. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Поэтому речевое развитие дошкольников необходимо рассматривать как основу педагогической деятельности. В образовательной практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по развитию речи у дошкольников. Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в работе воспитателя ДОУ.
В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного
образования.
Остановимся на некоторых технологиях:
технология развития критического мышления;
технология Скрайбинг;
технология Сторителлинг.
Технология развития критического мышления
Одной из современных технологий, используемых для развития речи дошкольников является технология развития критического мышления.
Термин «критическое мышление» известен очень давно из работ таких известных психологов, как Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Л.С. Выготский.
В России это понятие стало употребляться сравнительно недавно. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценочное, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил.
Технология развития критического мышления дает возможность развивать и творческий и интеллектуальный потенциал ребѐнка-дошкольника, формировать предпосылки универсальной учебной деятельности.
Цель данной технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения дошкольников в образовательный процесс.
Технология позволяет решать задачи:
образовательной мотивации:
информационной грамотности
социальной компетентности:
В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).
Первая стадия – «вызов». Ее присутствие на каждом занятии обязательно.
Эта стадия позволяет:
актуализировать и обобщить имеющиеся у ребѐнка знания по данной теме или проблеме;
вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме,
побудить дошкольников к активной работе на занятиях и дома
Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа дошкольника с новым материалом. Эта стадия позволяет дошкольнику:
-получить новую информацию;
осмыслить ее;
соотнести с уже имеющимися знаниями.
Технология развития критического мышления является оптимальной методикой направленной на развитие речи детей. Работая в режиме данной технологии, воспитатель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.
«Синквейн»
Инновационность данной методики – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Задачи:
-обогащать и активизировать словарный запас (глагольный словарь, словарь прилагательных);
-готовить к краткому пересказу
-чувствовать себя хоть на мгновение творцом
-развивает ассоциативное и наглядно-образное мышление.
Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
Эти способности очень востребованы в современной жизни. Составление дидактического синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способностей к анализу. Синквейны являются так же превосходным способом контроля и самоконтроля.
Синквейн помогает анализировать информацию, кратко излагать идеи, чувства и представления в нескольких словах. При обучении составления синквейна решаются следующие задачи:
Уточнение, расширение, активизация словаря;
- Знакомство с понятиями: «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета»;
- Дети учатся: подбирать к существительному прилагательные, подбирать к существительному глаголы;
- Дети знакомятся с понятием: предложение. Составляют предложения
по предметной, сюжетной картине, используя схемы предложений;
- Дети выражают своѐ личное отношение к теме одной фразой; а так
же используют знания пословиц, поговорок по заданной теме.
Алгоритм составления синквейна:
Синквейн состоит из пяти строк его форма напоминает ѐлочку:
строка – Название. Одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
строка – Описание. Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
строка – Действие. Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
строка – Фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту;
строка – Синоним названия темы. Одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта (обобщающее слово).
«Кластер»
Кластер – это метод, помогающий свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры очень проста. В центре – ключевое понятие. Последующие ассоциации логически связаны с ключевым понятием. Можно составлять кластеры по любой из тем:
На доске вывешивается картинка с изображением ключевого слова и предлагается детям назвать слова, относящиеся к данному слову. Этот метод можно использовать как в группе, также индивидуально с каждым ребенком, которому предлагается несколько картинок и найти связь между ними.
Другие варианты.
«Цветовой кластер». Заготавливаем шаблоны разного цвета, желательно кружочки. При изучении, например, лексической темы «Весна», мы можем выложить кластер используя красные, желтые, зеленые и другие цвета. Детям также предлагается найти связь между ними и объяснить свой выбор. Тоже самое при изучении тем «Осень», «Зима», «Лето», «Части суток», «Семья» и многих других. Используются как цветовые шаблоны, так и подобранные по теме картинки. Если дети уже умеют читать и печатать, можно записывать слова.
При работе с кластером необходимо придерживаться правил:
Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
«Чтение (просмотр, прослушивание) с остановками».
Приѐм помогает прорабатывать материал детально. Читая детское художественное произведение, нужно разметить его так, чтобы останавливаться на неожиданных поворотах событий. Во время каждой остановки надо спрашивать ребѐнка: «Как ты думаешь?», «Что будет дальше?», «Почему ты так думаешь?». Дочитав до финала, надо обсудить с ребѐнком сходство и различие его версии с оригиналом. Вопросы симулируют мышление ребѐнка, заставляя его мозг работать. Дети имеют возможность пофантазировать, высказать своѐ мнение. Происходит обучение как критическому мышлению, так и творческому, так как от ребѐнка требуется связное монологическое высказывание.
«Корзина идей»
«Корзина идей» предполагает выяснить, какие знания уже есть у детей по данной теме. Этот прием накапливает знания. Например, вносим корзину в начале недели. И предлагаем детям положить в корзину то, что им уже известно по данной теме. Ребята выбирают картинки, опорные схемы, предметы и кладут в корзину. В течение недели узнаем что-то новое и наша корзина пополняется. В обобщающей беседе, перебираем содержимое корзины и подводим итоги.
«Шесть шляп мышления»
Применяется при проведении любой дискуссии как удобный способ управлять мышлением и переключать его. Один из инструментов развития речи и творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.
Шесть шляп мышления - простой и практический способ, позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности, связанные с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная "шляпа". Такое деление позволяет использовать каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым.
Шестьшляпмышления
Краснаяшляпа. Красный цвет наводит на мысль об огне. Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не нужно ничего обосновывать. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить. (Я люблю животных, они смешные и т.д.)
Желтая шляпа. Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения, перспективы и возможные выигрыши, выявить скрытые ресурсы. (Чем они полезны для природы и человека)
Черная шляпа. Черный цвет напоминает о мантии судьи и означает осторожность. Черная шляпа - это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться. (Проблемы – вымирание)
Зеленаяшляпа.Зеленый цвет напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа - это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения. (песни, стихи, сказки)
Белая шляпа. Белый цвет наводит на мысль о бумаге. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры.
Синяя шляпа. Используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.)
Достоинства метода умение видеть ситуацию и решение с нескольких точек зрения.
2. Технология Скрайбинг
Технология скрайбинг - (от английского слова "scribe" – набрасывать эскизы или рисунки).
Скрайбинг - это создание небольших понятных рисунков, которые делают смысл образовательной деятельности понятным.
Эта технология была придумана британским художником Эндрю Парком для британской компании, которая занималась популяризацией научных знаний. В чем смысл данной технологии - речь выступающего иллюстрируется "на лету" рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги). выступающий рассказывает что-то, и в это же время этот рассказ иллюстрирует.
Рисовать можно чем угодно и фломастерами и карандашами, используя бумагу, презентационную доску, сопровождать это все можно рисунками, пиктограммами, символами, буквами, цифрами. И самое главное в этой технологии все таки не картинки, схемы, а история, которая ведет за собой повествование.
Сегодня выделяют три самых распространенных вида скрайбинга – рисованный скрайбинг, аппликационный скрайбинг и онлайн-скрайбинг.
Рисованный скрайбинг является классическим скрайбингом. Художник (скрайбер) изображает картинки, схемы, диаграммы, записывает ключевые слова. Это происходит параллельно с произносимым текстом.
Аппликационный скрайбинг– техника, при которой на произвольный фон накладываются или наклеиваются готовые изображения, которые соответствуют произносимому тексту. Магнитный скрайбинг является разновидностью аппликационного, единственное отличие – готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.
Наряду с классическими видами стали выделять онлайн-скрайбинг и видеоскрабинг. При создании онлайн-скрайбинга используются специальные программы и онлайн-сервисы. Преимущество видеоскрайбинга состоит в том, что видеоролик можно использовать неоднократно, поэтому этот вид деятельности вызывает у исполнителей особую заинтересованность.
Использование скрайбинга в формировании связной речи у детей дошкольного возраста, поддерживая опосредованную память, существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его объѐм, обогащает словарный запас, развивает речь, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение дошкольников.
Технология сторителлинг
Практика устных рассказов, соединяясь с цифровыми технологиями, становится новшеством в воспитании и обучении детей. Одной из таких новейших технологий является технология сторителлинга. Сторителлинг – это искусство увлекательного рассказа. Сторителлинг был разработан и благополучно проверен на собственном опыте Дэвидом Армстронгом, руководителем интернациональной фирмы Armstrong International. Разрабатывая данную технику, Дэвид Армстронг принял к сведению известный общепсихологический фактор: истории выглядят более живыми, интересны, увлекательны и проще соединяются с личным опытом, нежели принципы или директивы. Они быстро запоминаются, им дают больше значимости и их влияние на поведение людей сильнее.
Сторителлинг - это простой способ заставить работать наш мозг.
Длительные рассказы раскручивают драматическую дугу, в которой персонаж борется и в конечном итоге находит неизвестные ранее способности и использует их, чтобы одержать победу над бедой. Исследования показывает, что мозг очень увлечен подобным стилем изложения.
Целью сторителлинга является управление вниманием и чувствами слушателя, расставление правильных и нужных акцентов. Это необходимо для того, чтобы история осталась в памяти на долгое время. Происходит это через формирование психологических взаимосвязей, или ассоциаций.
Задачи сторителлинга :
• обосновать правила поведения в той или иной ситуации, кто и зачем создал эти правила;
• систематизировать и донести информацию;
• обосновать право каждого быть особенным, не похожим на других;
• наглядно мотивировать поступки героев;
• сформировать желание общаться.
Метод сторителлинга позволяет:
• разнообразить образовательную деятельность с детьми;
• заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;
• научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;
• обогатить устную речь дошкольников;
• облегчить процесс запоминания сюжета.
Для чего детям нужны истории, сказки?В первую очередь, они передают практический опыт. В них в понятной для ребёнка форме моделируется та или иная ситуация, герой в этой ситуации себя каким-то образом проявляет, что вызывает те или иные последствия. Так ребёнок научится через соотнесение себя с персонажем вести себя в определённой ситуации.
Существует несколько видов педагогического сторителлинга : классический, активный, цифровой.
В классическом сторителлинге история рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. При его использовании педагог передаёт детям конкретную информацию, которая представлена в насыщенной форме запоминающаяся истории.
В активном сторителлинге педагогом задаётся основа события, формируются её проблемы, цели и задачи. Дети стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй.
В истории должен быть интересный герой. Это может быть, кто или что хотите. Важно, чтобы у этого героя были чувства, чтобы ребенок мог ему сопереживать, а также, чтобы герой не был оторван от ситуации, то есть он не существует сам по себе, а «живёт» в каком-то мире.
Педагог делает введение, допустим, к нам на занятие герой. Откуда он к нам пришёл? Как он выглядит? Что он чувствует? Мне кажется, что он грустит, как вы думаете, почему? А каким он был раньше? А раньше что он чувствовал? Что мы с вами можем сделать, чтобы он перестал грустить? То есть педагог создал основу, а далее своими вопросами побуждает детей к созданию историй. Это было про активный сторителлинг.
Ещё один вид – цифровой – это такой формат, в котором рассказывание рассказа сопровождается визуальными компонентами (картинки, презентации, видео). Преимущество сторителлинга – увлечь воспитанника в процесс рассказывания легко и непринужденно. Рассказ, совмещенный с показом сюжетной картинки, помогает более выразительно построить свой монолог, помогает избавиться ребенку от так называемого «страха говорения».
Одной из форм сторителлинга может проводиться на кубиках историй. На кубики наклеиваются картинки, ребенок бросает их и составляет рассказ. Первоначально ребенку надо сказать правила: у каждой истории должно быть начало, середина и конец, уточнить жанр истории, это приключение, смешная история или детектив.
Можно воспитателю начать историю, а дети будут продолжать её рассказывать, бросая кубики.
Начало истории – каждая история должна начинаться с призыва к действию. Что-то случается с героем, что толкает его на подвиги.
• Когда – то давным давно…
• Садитесь поближе я вам расскажу…
• В некотором царстве, в некотором государстве…
• Это произошло темной и дождливой ночью…
• Наш герой понятия не имел, что его ждет
• Жили – были…
Середина – в это время герой делает всё, чтобы разрешить проблемы.
Развязка – герой у цели. Какой наш герой сейчас? Изменился ли он? Именно из этой части герой выходит победителем или проигравшим. Чему научила нас эта история?
Таким образом, можно выделить следующие преимущества использования техники сторителлинг с детьми дошкольного возраста.
1. Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.
2. Техника сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику и повышают культурное образование.
3. Детям сторителлинг помогает научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, усиливает культурное самосознание, помогает запомнить материал, развивает грамотность;
4. Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей. Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересной истории. Сухие факты запоминаются плохо, в то время как красочные истории остаются с нами надолго. Сторителлинг – это замечательный метод преподавания любого материала.
Список литературы
Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. — 400 с.
Гевлич, С. Сторителлинг: как правильно рассказывать историю / С. Гевлич.–Текст:электронный//EDUTAINME. URL: http://www.edutainme.ru/post/storitelling-kak-pravilno-rasskazyvat-istorii/
Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5 2005
Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. М.А Захарова, Е.В. Костина. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 64 с.
Зорина, Е. М. Искусство сторителлинга в обучении говорению / Е. М. Зорина, П. А. Степичев, Е. И. Чиркова. –// Искусство и образование. – 2018.
Муштавинская И.В., Трофимчук Г.А. Технология развития критического мышления: Методическое пособие. – СПб: ИРО «Смена», 2004.
Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: учебное пособие / А. П. Панфилова. – Москва: Академия, 2012.