kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду для детей с нарушением зрения

Нажмите, чтобы узнать подробности

   В последнее время в современном обществе  возрастает  влияние и роль информатизации образования, использование  информационных технологий, телекоммуникаций и компьютерных технологий. Информатизация образования  предоставляет педагогам широкие возможности для использования в педагогической работе  новых методов обучения,  различных методических разработок. Требования к работе педагогов изменились. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), используемые  в образовательном процессе, являются важным компонентом профессиональной компетентности любого педагога. Это замечательный помощник  в организации  учебной, воспитательно-образовательной и коррекционной работы.           

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду для детей с нарушением зрения»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД № 395 ГОРОДА ДОНЕЦКА»



















ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ

С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ



















Подготовила Комисова Л.А.,

Воспитатель

















г. Донецк 2018г.

СОДЕРЖАНИЕ





  1. ВСТУПЛЕНИЕ



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ



  1. ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА



  1. ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДЛЯ РЕБЕНКА



  1. СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ



  1. САЙТЫ ДЕТСКИХ ОБУЧАЮЩИХ И РАЗВИВАЮЩИХ ИГР



  1. ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРА



6.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

























Использование информационно-коммуникационных технологий

в детском саду для детей с нарушениями зрения

                                                                                                              

           В последнее время в современном обществе  возрастает  влияние и роль информатизации образования, использование  информационных технологий, телекоммуникаций и компьютерных технологий. Информатизация образования  предоставляет педагогам широкие возможности для использования в педагогической работе  новых методов обучения,  различных методических разработок. Требования к работе педагогов изменились. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), используемые  в образовательном процессе, являются важным компонентом профессиональной компетентности любого педагога. Это замечательный помощник  в организации  учебной, воспитательно-образовательной и коррекционной работы.



Под ИКТ обычно понимают электронные носители информации и технические средства по их обработке. Что это такое? Компьютер и компьютерные программы, принтер для печати, сканер для копирования материалов с бумажных носителей, мультимедийный проектор и т.д.



В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.



Возможности применения ИКТ разнообразны и обусловлены профессиональной деятельностью специалиста, направлением его деятельности, задачами обучения.



         Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение «Ясли-сад № 395 города Донецка» , где я работаю, имеет специализированные группы для детей с нарушениями зрения.

 

На протяжении 15 лет в нашем ДОУ функционируют группы для детей с нарушениями зрения. В настоящее время  70% воспитанников – дети с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями зрения), из них 5 детей-инвалидов. Обучение и воспитание слабовидящих детей имеют ряд собственных принципов и особых задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций глаза, организацию дифференцированного воспитания и  обучения.



В данное время у нас действует 2 дошкольные группы, всего 50 детей в возрасте  от 3-х до  7 лет.

    Дети, поступающие в учреждение имеют такие заболевания как:  гиперметропия,  амблиопия,  косоглазие,  астигматизм,  миопия,  есть дети  с  врожденной  патологией  зрительного  нерва,  сетчатки.



     Учреждение обеспечивает работу по компенсации первичного дефекта посредством развития сохранных анализаторов всех видов восприятия,  которое, как правило, нарушается у детей  с нарушениями зрения, не находящихся под постоянным тифлопедагогическим и медицинским наблюдением.  И в этой  работе успешно помогают информационно-коммуникационные технологии.



     Использование компьютерных технологий в работе с детьми с нарушениями зрения  имеет немало преимуществ по сравнению с традиционными методами обучения, воспитания  и коррекции.  Они обеспечивают следующее:

-  информация на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей большой интерес, побуждает к самостоятельной работе, повышает работоспособность;

-   компьютер несет в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока не владеют техникой чтения;

- постановка проблемных задач и поощрение ребенка при их правильном решении, активизируют познавательную деятельность детей;

-   учитываются возрастные возможности, особенности  и потребности ребенка;

-   учитываются индивидуальные особенности ребенка;

- создается благоприятный психологический микроклимат, у ребенка вырабатывается правильная реакция на ошибку, т.к. компьютер очень «терпелив», он не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их;

- максимальное использование при обучении и коррекции таких  видов деятельности как: сравнение, классификация, обобщение, конструирование, прогнозирование;

-   позволяет показывать  жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (извержение вулкана, торнадо, шторм в море, запуск  ракеты  в космос,  посещение необитаемых планет  и пр.), а также создавать необычные   фантастические образы, героев;  

-  воспитываются такие качества как самостоятельность, сосредоточенность,  уверенность в себе,  развиваются интеллектуальные, творческие способности, воображение, фантазия;

-  движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка, развивает усидчивость.







Преимущества использования ИКТ в работе педагога:



составление электронных документов,  составление календарного и перспективного планирования, разработки занятий, оформление карт обследования, полное  оформление документации педагогов,  и пр.



          Привлечение Интернет – ресурсов.  В настоящее время,  в сети Интернет можно найти  статьи по возникающим проблемам в работе с детьми с нарушениями зрения ведущих отечественных и зарубежных ученых, тифлопедагогов, а также можно обмениваться опытом,   информацией с коллегами посредством электронной почты.



Наше дошкольное учреждение  не раз размещало  статьи из своего опыта работы  на сайте детского сада.



         Нашими педагогами также используются сайты журналов «Дефектология», «Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду», электронная версия журнала "Дошкольное воспитание" и др.

Набор программ «Плеоптика-2» (4 игры).



          В этот набор входят программы: «Тир», «Льдинка», «Крестики», «Галактика». Эти программы предназначены для лечения амблиопии любой степени и любого вида детей от 3-х лет. Используемые в играх зрительные стимулы оказывают мощное избирательное воздействие на механизмы, реализующие нарушенные при амблиопии зрительные функции. Во время  игры обеспечивается связь зрительной и слуховой систем за счет сопровождения соответствующими звуками моментов игры.



          Для  коррекции и лечения зрительных нарушений в данной программе используются следующие группы упражнений:  СОВМЕЩЕНИЕ, СЛИЯНИЕ, ТРЕНАЖЕР, «ТИР», «ПОГОНЯ».



На занятиях проводится зрительная гимнастика. Предлагается очень интересная зарядка для глаз, подготовленная заранее с помощью

компьютерных технологий.



Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, воспитатели, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий.



     Таким образом,  применение в учебно-воспитательной, коррекционной работе различных компьютерных технологий,  которые учитывают  особенности развития детей с нарушениями зрения, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, активизировать познавательную деятельность детей, становятся мощным техническим средством обучения, коррекции, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и детей дошкольного возраста. Это та база, которая гарантирует необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.



Занятия с применением компьютеров очень интересны дошкольникам. Они с удовольствием осваивают программы, добиваясь их правильного решения.







ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДЛЯ РЕБЕНКА



- повышает мотивацию ребенка к занятиям;

- формирует у ребенка активную позицию субъекта обучения;

- обучает некоторым элементарным действия с компьютером.



Использование указанного позволяет в процессе занятий сократить время на формирование и развитие коммуникативных навыков, внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы.





СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ



В ДОУ компьютеры чаще всего используются на развивающих занятиях. Занятие длится до 20-30 минут и состоит из трех последовательных частей: подготовительной, основной и заключительной.



Подготовительная часть занятия.

В ней идет погружение ребенка в сюжет занятия, подготовка к компьютерной игре через беседы, конкурсы; привлекается опыт детей по наблюдению за поведением животных, трудом взрослых; создается определенная предметно-ориентированная игровая среда, аналогичная компьютерной игре, стимулирующая воображение ребенка, побуждающая его к активной деятельности, помогающая понять и осуществить задание на компьютере.



Подготовительная часть является необходимым звеном развивающих занятий с использованием компьютера, поскольку, в силу возрастных особенностей мышления детей дошкольного возраста, без предварительной предметно-опосредованной деятельности им затруднительно освоить манипуляции с экранными образами. Включается также пальчиковая гимнастика для подготовки рук к работе.



Подготовительная часть, как и заключительная, может проходить не в компьютерном зале, а в смежной с ним игровой комнате.



Основная часть занятия



Включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером. Используется несколько способов «погружения» ребенка в компьютерную программу:



  1. Последовательное объяснение ребенку назначения каждой клавиши с подключением наводящих и контрольных вопросов.

  2. Ориентируясь на приобретенные ребенком навыки работы с компьютером, познакомить с новыми клавишами и их назначением.

  3. Ребенку предлагается роль исследователя, предоставляется возможность самостоятельно разобраться со способом управления программой.

  4. Ребенку предлагается карточка-схема, где задается алгоритм управления программой. На первых этапах дети знакомятся с символами, проговаривают и отрабатывают способы управления с педагогом, а в дальнейшем самостоятельно «читают» схемы.



В заключительной части



Подводится итог; делается оценка выполнения и закрепления в памяти ребенка необходимых для условий действий, понятий и смысловых структур и правил действия с компьютером. Для этой цели используются рисование, конструирование, различные игры. Также заключительная часть необходима для снятия зрительного напряжения ( проводится гимнастика для глаз), для снятия мышечного напряжения ( физминутки, точечный массаж, расслабление под музыку).











ЗАКЛЮЧЕНИЕ



ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПОЗВОЛИЛО СДЕЛАТЬ МНЕ СЛЕДУЮЩИЕ ВЫВОДЫ



- Компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушением зрения.

- Использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к занятиям, способствует повышению познавательной активности.

- Способствует повышению самооценки ребенка ( система поощрения – компьютерные герои, затем рисунки с компьютерными героями)



Появление компьютера, активное применение его в учебной деятельности значительно экономит силы педагога при подготовке к занятию, ведь многие задания можно заранее выполнить на компьютере и в нужный момент продемонстрировать их для выполнения детям. Ранее приходилось готовить их в качестве раздаточного или демонстрационного материала для каждого ребенка в отдельности.



Кроме того, благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране значительно экономится время и появляется возможность получить лучший результат.



Также появление компьютерных технологий дает возможность провести многие занятия в игровой форме. Ведь ведущая деятельность детей – игра.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Комисова Людмила Анатольевна

Дата: 04.02.2019

Номер свидетельства: 498372


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства