kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование ИКТ в развитии фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Нажмите, чтобы узнать подробности

У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте. Одним из направлений логопедической работы в ДОУ является устранение нарушений фонетико-фонематической стороны речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ в развитии фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

















Использование ИКТ в развитии фонематических процессов

у детей старшего дошкольного возраста с ОНР























Выполнила: учитель-логопед

Федорова Вера Афанасьевна










г. Вилюйск 2021


Актуальность

У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте. Одним из направлений логопедической работы в ДОУ является устранение нарушений фонетико-фонематической стороны речи.

Со стороны фонетики (звукопроизношения и голоса) – это правильность произношения отдельных звуков речи; особенности голоса со стороны его силы и голосовых модуляций; особенности темпа и ритма речи.

Со стороны фонематики – это:

  • различение фонем, сходных по звучанию и артикулированию;

  • правильность звуковой структуры слова (должное количество звуков и должная их последовательность при построении слова);

  • особенности морфологической структуры слова (разнообразие используемых морфем, правильность из звукового состава);

  • способность к определению места звука в слове, положения звуков по отношению друг к другу, их последовательности в слове;

  • способность к выделению отдельных слов в фразе, к определению места расположения слов по отношению друг к другу.

  • особая роль принадлежит фонематическим процессам в обучении грамоте. В русском языке овладение грамотой осуществляется аналитико-синтетическим методом. Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова.

Говоря о фонематических процессах, уточним, что данное понятие включает в себя фонематический слух, фонематические представления, фонематический анализ и синтез.

Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами».

Фонематическое представление – это способность воспринимать каждый речевой звук, умение подбирать слова и картинки на любой заданный звук.

Фонематический анализ – это умение определять последовательность, количество и место звука в слове по отношению к другим звукам.

Фонематический синтез - умение "собрать" слово из звуков.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построение правильной слоговой структуры слов, основой овладения грамматическим строем языка, успешного освоения навыков письма и чтения, поэтому оно является основой всей сложной речевой системы.

Развитие фонематических процессов речи происходит постепенно. Вначале формируется различение гласных, затем согласных. В начале ребенок в речи выделяет сонорные и шумные звуки. Фонематическому слуху отводится главная роль в овладении речью. Фонематическое восприятие - первая ступень к овладению грамотой, звуковой анализ - вторая. Фонематическое восприятие формируется в период от года до четырёх лет, звуковой анализ - в более позднем возрасте.

Содержание коррекционно-логопедической работы основывается на важнейших принципах логопедии:

  • онтогенетический принцип (последовательное формирование форм и функций речи от простого к сложному);

  • патогенетический принцип (необходимость учитывать внешние, внутренние, биологические, социально-психологические факторы);

  • принцип системности.

Логопедическую работу по развитию у детей фонематических процессов я условно разделила на 6 этапов:

I. Этап: узнавание неречевых звуков. На этом этапе в процессе специальных игр у детей развивается способность узнавать и различать речевые и неречевые звуки, развивается слуховое внимание и слуховая память (без чего невозможно научить детей дифференцировать фонемы).

II. Этап: различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.

III. Этап: различение слов, близких по звуковому составу.

IV. Этап: дифференциации слогов.

Постепенно, в течение этого периода, дети должны овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.

V. Этап: дифференциации фонем.

VI. Этап: развитие навыков фонематического анализа и синтеза.

Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ – это узнавание звука на фоне слова. Он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Более сложная форма - вычленение звука и определение его места в слове (начало, середина, конец). И, наконец, самой сложной формой фонематического анализа является умение определять последовательность звуков в слове, их количество и место по отношению к другим звукам.

Несмотря на достаточную разработанность в методическом аспекте логопедического воздействия вопросов по развитию фонематических процессов, возросшие требования к образованию детей с речевыми нарушениями определяют необходимость поиска новых технологий, средств оптимизации коррекционно-педагогического процесса, индивидуализации обучения детей.

21 век ознаменовался новым этапом в развитии общества, связанным с формированием информационной культуры. Технические устройства используются в разных видах деятельности, в том числе и образовательной. Применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность ребенка и принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике.


Современные исследователи использования компьютерных технологий.


Анализ специальной литературы по проблемам использования компьютерных технологий указывает на то, что в современном образовательном процессе повышается роль информационных технологий, внедряются специализированные компьютерные игры, программы для коррекционного обучения. Поиском средств, позволяющих оптимизировать процесс, сегодня занимается ряд исследователей, таких как Е.П. Вренева, М.И, Лынская, Е.Ф. Попова, Т.П. Смирнова, Т.С. Шеховцова.  

Цель – коррекция фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с ОНР посредством информационно-коммуникационных технологий.

Основные задачи:

  • вызвать у детей интерес к логопедическим занятиям и положительные эмоции с помощью ИКТ, тем самым привлечь наибольшее внимание ребенка к самостоятельному и осознанному исправлению дефектов фонетико-фонематической стороны речи и повышению уровня мотивации к обучению в целом;

  • обучение детей некоторым элементарным действиям с компьютером;

  • развитие всех основных психических процессов (речь, внимание, память, мышление, воображение, зрительного и слухового восприятие и т.д.) при помощи ИКТ;

  • использование ИКТ в работе с родителями;

  • разработка и применение в работе с детьми презентаций, игр с использованием ИКТ по коррекции фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с ОНР.


Психолого-педагогические условия для реализации ИКТ для развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.


Для успешного применения ИКТ в образовательном процессе нужно создать определенные условия:

  • Компетентность в области компьютерной грамотности. С детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям.

  • Соблюдение требований к использованию ИКТ в образовательном процессе. Это санитарно-гигиенические требования, а так же технические, эргономические и эстетические требования.

  • Санитарно-гигиенические требования. 

Образовательную деятельность организую в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10, где разъясняются правила работы с компьютером в дошкольном образовательном учреждении.

Занятия с использованием компьютера следует проводить с дошкольниками 5-7 лет не чаще 3 раз в неделю по 10-15 минут не более 1 раза в день.

После занятий проводят гимнастику для глаз.

Обеспечить рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности.

Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз ребенка на расстоянии не ближе 50 см. Экран монитора должен быть достаточно большим, если используется на подгрупповых и фронтальных занятиях, или применять мультимедийный проектор.

  • Технические, эргономические и эстетические требования.

Фон презентаций лучше выбирать однотонный, не отвлекающий внимание от содержания слайда, спокойных, не раздражающих зрение цветов. Можно менять его несколько раз в течение презентации. Это позволит удерживать непроизвольное внимание детей.

Иллюстрации должны быть крупными и реалистичными, не перегруженные лишними деталями. Недопустимо использовать нерезкие фотографии, а также изображения, способные вызывать у детей испуг или неприязнь.

Не стоит перегружать презентацию спецэффектами. Умеренное использование спецэффектов помогает удерживать внимание на экране компьютера, повышает интерес, создает положительный эмоциональный настрой, однако чрезмерное увлечение ими приводит к обратному эффекту: занятие затягивается, у детей быстро наступает пресыщение и утомление. Кроме того некоторые эффекты некомфортны для восприятия и утомляют зрение.

  • Наличие необходимой материально-технической базы.


Информационно-коммуникативные технологии обеспечивают и следующие требования к психолого-педагогическим условиям:

  • уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

  • использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям – подбор презентаций и игр.

  • построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

  • поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности – разные виды занятий;

  • поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности – выбор игр ребенком;

  • возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

  • поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.


Методы и приемы при использовании ИКТ при формировании фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с ОНР.


Работа с использованием информационно-коммуникативных технологий может проводиться как на фронтальных занятиях, так и на индивидуальных.

Для того чтобы занятия дали максимальный результат, рекомендуется использовать различные игры (индивидуальные, групповые), повышающие заинтересованность.

Компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в речевом развитии ребенка. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога: умения включать информационные компьютерные технологии в коррекционно-развивающую работу, создавать большую мотивацию и психологический комфорт, предоставлять ребенку свободу выбора форм и средств деятельности.

Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения коррекционно-развивающего обучения. Учитель-логопед может применять различные образовательные средства информационных компьютерных технологий при подготовке к занятиям, на индивидуальных и групповых занятиях при введении нового материала и для закрепления усвоенных знаний (автоматизация звукопроизношения, обучение звуковому и слоговому анализу слов, дифференциация звуков), для организации домашних заданий.

Дидактические игры и упражнения должны вовлекать ребенка в процесс познавательной деятельности, воздействуя, прежде всего на его эмоциональные и личностные аспекты. Компьютер привлекает к себе внимание ребенка с раннего детства. Обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребенка, но только при взаимодействии педагога с ребенком, при помощи компьютера можно достичь положительных результатов.

Для реализации поставленных задач я использую средства, которые можно разделить на:

  • Аудиовизуальные (слайд - фильмы, видеофильмы, мультимедийные презентации).

  • Электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и др.).

  • Использование готовых игр, разработанных компанией «Мерсибо», задания «Игры для Тигры», серия интерактивных развивающих программ, подготовленных компанией Marco Polo Grou загруженные в интерактивный стол.

Чаще всего в работе я использую мультимедийные презентации - это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику. Использование презентационных инструментальных средств позволяет мне, привнести эффект наглядности в занятия и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал быстрее и в полном объеме.

С помощью программы PowerPoint мною созданы презентации.

Построение банка мультимедийных презентаций я основываю на направлениях работы по речевому развитию с учетом тематического планирования.

Мультимедийные игры по формированию фонетико-фонематической стороны речи у детей с ОНР распределены по разделам:

  • «Различение неречевых звуков».

  • «Развитие фонематического слуха».

  • «Формирование звукопроизношения».

  • «Учим буквы».

  • «Определение местоположение звука в слове».

  • «Различаем твердые и мягкие согласные звуки».

  • «Различаем звонкие и глухие согласные звуки».

  • «Различаем гласные звуки, соотносим с буквой».

  • «Дифференциация звуков».

  • «Звуковой анализ и синтез».

  • «Артикуляционная гимнастика».

Использование ИКТ даёт мне многое: значительно сокращается работа с бумажными носителями, меньше уходит сил и времени при подготовке наглядно-дидактического сопровождения к занятиям. Визуализировать посредством компьютерной презентации можно многое, что трудно или невозможно найти на картинках, использовать компьютерное изображение просто удобнее, быстрее, аккуратнее и нагляднее, картинки презентации не выцветают, не пачкаются, их не нужно ламинировать и отводить место в кабинете для хранения.

Создавая и используя мультимедийные  презентации, я учитываю своеобразие и особенности коррекционно-логопедических занятий каждого вида: индивидуальных, подгрупповых или фронтальных. Я могу самостоятельно скомпоновать наглядный и дидактический материал, исходя из особенностей конкретной группы, темы, и организовать занятие так, чтобы добиться максимального обучающего эффекта. Занятия с использованием ИКТ являются комплексными, сочетают в себе как традиционные, так и компьютерные средства обучения, а также на них осуществляется интеграция образовательных областей.

Создание занятия-презентации включает три этапа:

  • Разработка сюжета с учётом методических требований к логопедическому занятию.

  • Отбор речевого и наглядного материала.

  • Техническое исполнение презентации.

Учитывая выше сказанное, я составила несколько своих авторских игр по формированию фонематических процессов дошкольников, который представлен на слайде.


Примеры игр.


«Наш дом».

Цель. Развитие фонематического восприятия, различение неречевых звуков.

Инструкция. Ребенку предлагается рассмотреть картинки, послушать издаваемые звуки предметов. «Как называются эти комнаты? Назови предметы, которые могут издавать звуки. Послушай внимательно звуки.  Определи, в каких комнатах они звучат».


«Бедный дракончик»

Цель. Соотнесение звука и буквы.

Инструкция. В игре ребенок помогает дракончику сложить все гласные звуки по сундучкам с буквами. Например, облачко со звуком «О» надо положить в сундучок с буквой «О».


«Звукоед».

Цель. Выделение 1-го звука в словах, развитие навыков словоизменения.

Инструкция.

«Злой, зубастый «Звукоед».

Он всем словам наносит вред:

В словах он нужный звук съедает,

значенья слов он изменяет».

Был смех - стал (мех);

Был спорт – стал (порт);

Была стройка - стала (тройка);

Была спешка – стала (пешка);

Был снаряд – стал (наряд);

Были сутки - стали (дети утки);

По мере отгадывания, появляются новые картинки.


«Почта».

Цель. Звуковой анализ слова, определение первой согласной в слове.

Инструкция. Ребенок помогает почтальону отправить письма нужным адресатам. Для этого он слушает имя получателя, выделяет в нем первый звук и кладет его в ящик с этой же буквой.

Например, надо отправить письмо мальчику Роме. Относим это письмо в почтовый ящик с буквой «Р».


«Лабиринты».

Цель. Различение близких по звучанию слогов. Чтение слогов.

Инструкция. Ребенку предлагается послушать слог, а потом найти его в лабиринте.


«Находчивая буква».

Цель. Звукобуквенный анализ, нахождение места звука в слове.

Инструкция. Ребенок помогает зайчику отнести каждую картинку к нужной схеме. Для этого он определяет, где расположен заданный звук: в начале слова, в середине или в конце. 

Например, картинку с полкой надо отнести к схеме «п—», картинку с «лопата» к схеме «-п-», «стоп» к схеме «—п».


«Игры-бродилки».

Цель. Автоматизация звуков.

Инструкция. В процессе игры ребенок выполняет разные задания от произесения отдельных звуков до повторения чистоговорок.


«Жужжим и шипим».

Цель. Дифференциация шипящих звуков «Ш» - «Ж».

Инструкция. Ребенку предлагается имитировать «шипение» змеи (Ш-Ш-Ш…), «жужжание» жука (Ж-Ж-Ж…) и помочь им сфотографировать картинки: змее, в названии которых есть звук «Ш», жуку – звук «Ж». На последующих кадрах расположены две «кнопки» с изображением данных персонажей. При появлении картинки ребенок должен назвать слово и выбрать соответствующую «кнопку». При правильном выборе он услышит щелчок фотоаппарата и соответственно «шипение» змеи (глухой звук) или «жужжание» жука (звонкий звук).

На последних кадрах представляются выбранные картинки, и ребенку предлагается их назвать. В традиционной форме данную игру можно назвать «Разложи картинки». Цель данного вида коррекционной работы, как в традиционной форме, так и в компьютерной одна: автоматизация и различение произношения звуков «Ш» - «Ж».


«Избушки»

Цель. Развитие фонематического анализа.

Инструкция. Разложить картинки в зависимости от варианта заданий.

Варианты заданий:

а) 2 избушки: красного и синего цвета. Надо «разложить картинки» к избушкам в зависимости от первого звука в слове - названии предмета: к красной - если первый гласный, к синей - если первый согласный звук.

б) 2 избушки: синего и зеленого цвета. Дифференциация предметных картинок по наличию твердого или мягкого согласного звука.

в) На крыши избушек крепятся буквы гласных звуков. Дифференциация картинок по наличию в них указанных звуков гласных.

г) 6 избушек, на крыше каждой буква гласного: А, О, У, Э, И, Ы. Дифференциация предметных картинок по ударному гласному.


Практическая значимость использования ИКТ в работе по формированию фонетико-фонематической стороны речи у детей с ОНР.


В заключении можно отметить основные положительные моменты включения компьютерных технологий в систему коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением речи:

  • позволит более успешно проводить логопедическую работу с данным контингентом детей;

  • компьютерные технологии являются эффективным средством развития вербальных и невербальных функций;

  • информационные компьютерные технологии наиболее полно отвечают требованиям современного коррекционного образования;

  • использование двуполушарного подхода к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными;

  • использование как визуального канала восприятия информации детьми (цветовая палитра, анимационные эффекты), так и аудиального (звуковые файлы - дикторский текст, музыка), что помогает детям лучше понять и усвоить материал;

  • оптимизация процесса формирования правильной речи и коррекции ее недостатков;

  • повышение темпа занятия, увеличение доли самостоятельной работы детей.

  • У многих родителей занятия с ребенком дома по заданию учителя-логопеда часто вызывают определенные трудности, в основном это отсутствие компетентности в логопедической работе. Каждый из разделов может быть предложен родителям для занятий с ребенком дома. Точные инструкции и наглядный материал помогут определить необходимое направление работы. Это поможет эффективно закрепить ребенку полученные на логопедических занятиях знания и умения, а родителям разнообразить формы общения с ним и принять активное участие в коррекционном процессе. Положительные эмоции от таких занятий сближают родителей, ребенка и педагога и помогают объединить усилия по исправлению недостатков речевого развития.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развивать познавательные процессы детей, расширять кругозор ребенка, воспитывать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.


Список литературы:

1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. - СПб.: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО - ПРЕСС", 2015. - 112 с.

2.Вренева, Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи  - 2010.

3. Денисова Т.Р. «Компьютер в детском саду»// Ребенок в детском саду. №2, 2010 г.

4. Зыкина, О.В. Компьютер для детей: - 2006.

5. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. - М: Просвещение. 1985 г. - 207с., ил.

6. Ларских З.П. «Компьютерные игровые программы для дошкольников». Воспитатель ДОУ №4/ 2009 г.

7. Лынская М.И. Использование компьютерных технологий в работе логопеда – 2006.

8. Моторин В. «Об использовании компьютера в педагогическом процессе.// Дошкольное воспитание №12. 2001 г.

9. Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр// Дошкольное воспитание. №11, 2002 г.

10. Никитина О.Ю. «Компьютерные игры для детей». // Ребенок в детском саду. №1, 2009 г.

11. Попова Е.Ф. Влияние компьютерных технологий на коррекционно-развивающее обучение детей с общим недоразвитием речи  – 2008.

12. Сайт «Мерсибо»

13. Терихина О. «Путешествие в страну звуков». Дошкольное воспитание. №9. 2003 г.

14. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение. 1988. - 64 с: ил.

15. Швецова И. «Формирование фонематического восприятия и звукового синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи». Дошкольное воспитание, №5. 2007 г.










































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Федорова Вера Афанасьевна

Дата: 20.10.2022

Номер свидетельства: 615479


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства