Использование игровых технологий В. В. Воскобовича в экологическом воспитании дошкольников.
Использование игровых технологий В. В. Воскобовича в экологическом воспитании дошкольников.
Экологическое воспитание и образование дошкольников должно носить комплексный характер. При этом дети должны принимать непосредственное участие в образовательном процессе, осуществляя опытно-экспериментальную деятельность, что значительно повышает мотивацию дошкольников к получению знаний и обогащает их экологические представления.
Необходимость использования игровых приёмов в работе с дошкольниками не вызывает сомнений. Игра является ведущей формой познавательной деятельности детей. Вовлекаются все стороны личности ребенка: малыш двигается, говорит, воспринимает, думает; во время игровой деятельности активно работают все его психические процессы – мышление, память, внимание, воображение, усиливаются эмоциональные и волевые качества.
Известно, что в процессе игры дети лучше воспринимают и запоминают материал. Основная цель экологических игр – формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, ответственного отношения к окружающей среде, расширение кругозора детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование игровых технологий В. В. Воскобовича в экологическом воспитании дошкольников.»
Использование игровых технологий В. В. Воскобовича в экологическом воспитании дошкольников.
«Использование игровых технологий В. В. Воскобовича в экологическом воспитании дошкольников»
«Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облаков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий».
В. Сухомлинский
Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к своей Родине.
Родная природа – могущественный источник, из которого ребенок черпает свои первые знания, впечатления. Дети рано начинают замечать и интересоваться окружающими объектами неживой и особенно живой природы. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, а значит, у него формируются первоосновы экологического сознания, мышления, закладываются начальные элементы экологической культуры.
Необходимость использования игровых приёмов в работе с дошкольниками по формированию экологического сознания не вызывает сомнений. Игра является ведущей формой познавательной деятельности детей. В игру вовлекаются все стороны личности, все его психические процессы – мышление, память, внимание, воображение, усиливаются эмоциональные и волевые качества. Известно, что в процессе игры дети лучше воспринимают и запоминают материал. Основная цель экологических игр – формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, ответственного отношения к окружающей среде, расширение кругозора детей.
Замечательным средством развития экологического сознания дошкольников является игровая технология «Сказочные лабиринты игры В. В. Воскобовича». В процессе игр В. Воскобовича ребенок получает возможность удовлетворить присущую ребенку любознательность (почему? Как? Что будет, если, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом воспитатель – не учитель - наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность. Решая игровые задачи, развивающая среда Воскобовича «Фиолетовый лес» помогает малышам расширять и закреплять знания о природе родного края. Расселяя по домам зверей и птиц сажая цветы на полянке, а на цветы насекомых дети запоминают, где живут животные, название зверей, птиц, деревьев и цветов окружающей природы. Помогая героям, происходит развитие интеллектуальной и творческой активности ребенка, его стремления к самостоятельному усвоению знаний, поиску решения проблемных ситуаций, овладение разными формами и видами игры, развитие психических процессов и умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Играя в игру «Откуда выпал листик?» дети (3-5 лет) Во время игры с ажурным деревьям и листочками дети погружаются в игровую ситуацию, где необходимо проявить сообразительность чтобы помочь героям фиолетового леса ( например: Гном Фи прогуливался по Фиолетовому лесу и увидел, что с его любимого дерева осыпались фиолетовые листочки. Стал он думать, как вернуть листочки обратно. И так пробовал, и сяк, но ничего не получалось). Дети помогая вернуть листочки на место, подобрав каждому листочку своё отверстия на кроне, развивают чувство сопереживания, желание помочь, внимания, мышления; совершенствуют координацию движений. А в игре «Какое время года, и какое время года в фиолетовом лесу. Почему?» Вместе дети учатся выделять основные признаки того или иного времени года, обосновывать свою точку зрения, выстраивать простейшие логические цепочки, у старших детей всегда есть возможность проявить заботу о младших детях объясняя и помогая им. Рассказать и показать, почему именно так правильно, а не иначе, тем самым ещё и ещё раз закрепить знания, полученные в процессе игр.
Закреплению материала, а также развитию глазомера, мелкой моторики рук способствует «Игровизор» : например, нужно обвести на игровизоре кленовый лист или гриб для белочки, дорисовать по клеточкам животных, насекомых, деревья и цветы, птицу, узнать отгадку, пройти лабиринт и «Найди листья плодов, по силуэту узнай животного, помоги найти маму для детеныша, четвертый лишний. Очень дети полюбят проказницу гусеницу Фифу, а она очень любит поедать цветы. Помогая восстановить фиолетовый лес, дети осваивают знания о частях растения с помощью разноцветных веревочек. С помощью веревочек так же можно соединить картинки детёнышей и их мам. Соединяя животных с их средой обитания дети рассказывают о том, что рыбы живут в воде, птицы в небе, а геометрические фигуры с помощью веревочек можно превратить в овощи и фрукты. Используя игры «Фонарики», «Чудо – крестики», «Чудо-соты» дети закрепляют строение деревьев, растений, птиц, бабочек, цветов, рыб насекомых,. Логические игры «Чудо-соты», «Чудо-крестики», «Фонарики» имеют методические схемы-пособия, которые помогают выстраивать экологические ципочки, ответить на вопросы: кто живет в нашем лесу: в воде, в траве, в норках, на деревьях, кто летает, кто ползает, кто правает назови фрукты и т. д. Младшим ребятам выкладывать фигуру помогают старшие, а дети должны ответить на вопрос на что или кого похоже. Старшие строят или выкладывают на коврографе задуманное или ответ на загадку.
Решая различные игровые проблемные ситуации жителей «Фиолетового леса», у детей формируются чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду животным, растениям, а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами. Кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональный запрет на действия, причиняющие страдание и боль всему живому. Задача взрослых - подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту
Литература
1. Адлер В. Н., Черисова О. Н. Экологические сказки Фиолетового леса. Методические рекомендации / Под редакцией Л. С. Вакуленко. - Санкт-Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2017.- 80 с. : ил. (Серия «Сказочные лабиринты игры»)
2. Воскобович В. В. Сказочные лабиринты игры: игровая технология интеллектуально-творческого развития детей. СПб., 2017. – 352с.
М. Вотиновой. – Санкт-Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2017.-224с.
3. Николаева С. Н. Актуальность экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева. - Ниж. Новгород: Академия развития, 1991. - 56 с.