Синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – медицинский диагноз и особенности психики некоторых деток. К проявлению гиперактивности относят излишнюю импульсивность и повышенную активность.
Дефицит внимания проявляется: невозможностью сосредоточиться, рассеянностью. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми решениями. Эффективные результаты достигаются в сочетании медикаментозных, психологических и педагогических методов, один из которых упражнения. Особое внимание необходимо обратить на работу психологов и педагогов [1,2]. В работе с гиперактивными детьми неоценимую помощь оказывают расслабляющие упражнения. В своей работе по физическому воспитанию педагоги используют как традиционные, так и нетрадиционные, то есть не принятые, не распространенные в нашей стране виды физических упражнений расслабляющего характера
Одной из такой методик является гимнастика «Цигун».
Гимнастика Цигун – это древнекитайская лечебная методика, оздоровительная система.
Эта гимнастика учит правильному управлению дыханием, расслаблению, успокоению. Данная методика благотворно влияет на нервную систему. Это особо актуально, поскольку большинство заболеваний имеет неврологическую основу.
Упражнения Цигун – это одна составляющая часть, вторая составляющая – это дыхание. Цигуном можно заниматься с самых малых лет. Необходимо отметить, что дыхание – это очень важно.
Для этого педагог должен как можно громче вдыхать и выдыхать, чтобы дети могли все повторить. Так же необходимо объяснить, что дышать они должны спокойно. То есть необходимо детей научить правильно дышать: вдыхать носом с увеличением объема живота «надуваем животик», а выдыхаем ртом резко «сдуваем» животик.
В работе с детьми дошкольного возраста, конечно, можно использовать не все упражнения.
Но существует ряд упражнений, которые могут выполнять и дошколята. (ниже приведены упражнения, которые используются в практике)
«Подъем неба»
1. Стойте прямо, ноги вместе. 2. Руки опущены вниз, внутренняя часть ладони смотрят в пол, пальцы друг на друга. 3. Одновременное поднимание рук прямо и вверх. 4. Ладони в процессе поднятия вверх оказываются внутренней частью к потолку. 5. Удержание невидимой сферы. 6. Плавное разведение рук в разные стороны. 7. опустить вниз, вернуться в и.п.
«Поддерживание луны»
1. И.п. руки опущены, ноги на ширине плеч. 2. Опускаем туловище вниз, спина прямая, голова и спина на одной линии. 3. Руки опущены вдоль ног. 4. Руки выпрямить в локтях и поднять перед собой, медленно распрямляя спину. 5.Поднимаем вверх голову. 6. Над головой руки переворачиваются внутренней стороной ладоней вверх к потолку. 7. плавно разводим руки в стороны, одновременно опуская вниз.
«Змея танцует»
1. О.с. 2. Шея прямая, взгляд перед собой. 3. Ладони скрестите у себя на затылке, оба локтя отведите назад, за свою шею. 4. Сделайте вдох и медленно сделать полукруг вправо бедрами. 5. Выдохните и «дочертите» полукруг (повтор в левую сторону).
«Ци» - это биологическая энергия, «гун» - это работа, труд.
Поэтому в узком смысле цигун – это работа с энергией.
1. Упражнение для головы и шеи. Медленно повернуть голову влево – вдох. Медленно повернуть годову4 вправо – выдох. 2. Упражнение для глаз. Медленно поднимите глаза вверх – вдох, опустите вниз – выдох. Медленно поверните глаза влево – вдох, вправо – выдох. 3. Упражнение для рук. Встать прямо, ноги на ширине плеч, кисти перед грудью. Сначала, держа кисти повернутыми в сторону тела, сделайте небольшой круг руками – вдох. Пальцы при этом плотно сжаты. Затем большой круг кистями и руками, плавно разжимая пальцы – выдох. 4. Упражнение для туловища. Встать, слегка согнув ноги в коленях и вытянув руки горизонтально перед собой так, чтобы ладони были повернуты наружу. Медленно поверните туловище влево, держа голову прямо – вдох. Медленно поверните корпус вправо, держа голову прямо – выдох. (20 раз) 5. Упражнение для ног. Медленно поднимите и опустите правую ногу – вдох. Медленно поднимите и опустите левую ногу – выдох. (20 раз)
Так же могут использоваться дыхательная гимнастика Цигун в промежутках между упражнениями, или в другие режимные моменты. Целью данного комплекса является релаксация, оздоровление, расслабление всего организма.
«Давайте закроем глаза и представим себе, что мы находимся на лесной полянке. Кругом поют птички, журчат ручейки. Посредине поляны горит костер, мы сидим, дышим ровно и спокойно.
Протягиваем руки вперед, чтобы погреть их. (Дети протягивают руки) Нашим ручкам тепло.
А теперь, давайте потрем ручки и погреем наш лобик, чтобы у нас не болела головка. (Дети выполняют) А теперь давайте потрем ручки и погреем ушки….»
Литература:
1. Арципенская И.Л. Работа с гиперактивными детьми в детском саду. / Арципенская И.Л. – М. 2003, 157 с.
2. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. / Сиротюк А.Л. – м.: ТЦ Сфера, Речь 2006.
3. Пассольта М. Гиперактивные дети коррекция психомоторного развития: учебное пособие / под редакцией М. Пассольта. – М: Академия, 2004 – 59 с.