kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Использование элементов нейрофитнеса в образовательной деятельности с дошкольниками»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов.

Задачи:

1) Ознакомление участников мастер-класса с приёмами и упражнениями данного вида гимнастики.

2) Формирование понятия актуальности данных упражнений у детей с проблемами в развитии, их значение для гармоничного развития личности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Использование элементов нейрофитнеса в образовательной деятельности с дошкольниками»»










«Использование элементов нейрофитнеса в образовательной деятельности с дошкольниками»





























Цель: повышение профессионального мастерства педагогов.

Задачи:

1) Ознакомление участников мастер-класса с приёмами и упражнениями данного вида гимнастики.

2) Формирование понятия актуальности данных упражнений у детей с проблемами в развитии, их значение для гармоничного развития личности.



Ожидаемые результаты:

1) Практическое освоение педагогами методов и игровых приёмов, предлагаемых педагогом на мастер-классе.

2) Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области физического воспитания.

3) Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.


Теоретическая часть.

Взаимосвязь умственного и физического развития очевидна и доказана учеными. Научные труды JI.C. Выготского, М.М. Кольцовой и других отече­ственных и зарубежных авторов свидетельствуют о первостепенной роли движения в становлении психиче­ских функций ребенка. Исследования Г.А. Каданцевой, И.К. Спириной, В.А. Баландина устанавливают наличие тесной связи между показателями физической подготов­ленности и уровнем развития познавательных процессов у дошкольников. В работах Н.И. Дворкиной выявлено наличие достоверных связей между отдельными показа­телями психических и физических качеств.

В головном мозге людей всех возрастов под влияни­ем определенных условий могут возникать новые межнейронные связи, появляться нейроны и кровеносные сосуды. Одно из таких условий физическая актив­ность. Общеизвестен факт, что физическое развитие ре­бенка опережает познавательное и активно стимулирует его. Дошкольники познают окружающий мир, взаимо­действуя с ним.

Существует множество про­грамм физического развития до­школьников, но инструкторы по физкультуре продолжают поиск новых современных форм, мето­дов и приемов совершенствова­ния своей работы. Один из таких приемов — вклю­чение в традиционные занятия элементов нейрогимнастики или нейрофитнеса.

Нейрфитнес, или гимнастика для мозга, — система упражне­ний для развития нейропластич­ности, т.е. способности нейронов и нейронных сетей в мозге изме­нять связи и поведение в ответ на новую информацию, сенсор­ное стимулирование и другой опыт. Она активно задействует все органы восприятия, причем необычным образом и в разных комбинациях. Ее цель — раз­витие способности мозга уста­навливать взаимосвязь между информацией, поступающей от различных анализаторов, что позволяет создавать новые ней­ронные связи. Упражнения нейрофитнеса помо­гают осуществлению этих про­цессов на естественном уровне, не перегружая ребенка.

Главный принцип нейрогимнастики — постоянно изменять про­стые шаблонные действия, т.е. давать мозгу возможность ре­шать привычные задачи непри­вычным образом.

Цели кинезиологических занятий:

  • синхронизация развития полушарий;

  • развитие мелкой моторики;

  • развитие координации, ловкости;

  • развитие памяти, внимания;

  • развитие речи и мышления.

Основные правила выполне­ния упражнений нейрогимнастики:

  • должны быть задействованы не менее двух органов чувств;

  • нужно концентрировать вни­мание на тех объектах или па­раметрах среды, которые ранее оставались незамеченными;

  • следует менять привычные маршруты выполнения дви­жения;

  • необходимо выполнять упраж­нения регулярно.

Занятие должны проводиться систематически, в спокойной доброжелательной обстановке.

Нема­ловажное достоинство нейро­фитнеса — отсутствие противопо­казаний.

Нейрогимнастика состоит из простых и доставляющих удовольствие упражнений и игр. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Приступать к занятиям следует, постепенно включая по одному (или по два) простых задания, например, менять ведущую руку при выполнении упражнения.

Например в вводной части занятия можно использовать ходьбу с заданиями для рук на каждый шаг, разную постановку стоп при ходьбе – правая нога на носок, левая - на пятке и т.д.

В общеукрепляющих упражнениях можно использовать разноименное поднимание ног и рук, а также задания для рук при выполнении привычных упражнений – при выполнении приседаний менять положение рук в определенном порядке на каждое приседание.

В заключительной части занятия можно использовать нейроигры «Цветные квадраты», «кулак – ладонь»,

В совместной деятельности можно играть в разнообразные виды «классиков» и игровых упражнений. См. Приложение.

Каждое из упражнений нейрогимнастики способствует возбуждению определённого участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения.

В результате этого новый учебный материал воспринимается более целостно и естественно, как бы умом и телом, и поэтому лучше запоминается. Кроме этого упражнение для мозга также способствуют развитию координации движений и психофизиологических функций.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне.

Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому необходимо индивидуально обучить каждого ученика. Упражнения постепенно усложняются и увеличивается объём выполняемых заданий.

Регулярное включение упраж­нений нейрофитнеса в занятия по физкультуре, в различные формы работы, в перерывах между занятиями, в комплексы утрен­ней оздоровительной гимнасти­ки способствуют улучшению памяти, концентрации внимания и усвоению новых знаний.

Практическая часть.

Сейчас я предлагаю вам поиграть вместе со мной.



  1. «Передай мяч».

  2. «Нейроклассики».

  3. «Цветные квадраты».

Рефлексия.

Уважаемые коллеги, сейчас я хотела бы получить от вас обратную связь с помощью нейрокода: если вам была интересна тема нейрофитнесса и вы хотите начать использовать его в своей работе чаще, прошу вас встать на красный коврик. Если вы не считаете данную тему полезной – встаньте на фиолетовый коврик. Если вы не определились со своим отношением к данной теме – встаньте на зеленый коврик. Если вы используете в своей работе элементы нейрофитнесса – займите желтый коврик.

Спасибо за сотрудническтво и внимание!

























  • «Нейроклассики». Квадраты – классики можно сделать из изоленты, скотча, нарисовать мелом или использовать ортоковрики. Комбинация квадратов делается в зеркальном изображении. Взрослый прыжками задает растановку ног в квадратах, ребенок повторяет.

  • «Цветные квадраты». Ортоковрики 4 цветов раскладываются дорожкой, квадратом, сотами и др. вариантами, одинаковыми для всех сначала, Потом каждый ребенок выбирает себе свой вариант раскладки. Задача ребенка встать, запрыгнуть не коврик того цвета, который показывает взрослый (карточки, флажки, слайды).

  • «Логоритмика на ортоковриках». Дети выполняют ходьбу по массажным коврикам в ритм стихотворений, сопровождая каждый шаг определенным ритмом движения рук.

  • Ходьба по массажным коврикам с выполнением заданий. Возле каждого коврика можно раскладывать предметы, с которыми связаны задания ( мешочки, мячики – бросить в корзину, стоящую в центре круга из ковриков; положить мешочек в на другую сторону коврика и т.д.), Можно придумать много вариантов заданий с различными предметами.

  • Классики из следов. Для игры изготавливаются следы ног и рук. Их также можно нарисовать мелом на дорожке или полу. Следы выкладываются в различных вариациях классиков. Ребенку необходимо в прыжке менять расположение рук и ног в соответствие со схемой. Эту игру можно также запрограммировать в виде слайдовой презентации для группового выполнения.

  • «Передай мяч». У каждого члена команды предмет в левой ладони.
    РАЗ -перекладываем предмет себе в правую руку.
    ДВА- кладём предмет в свободную руку партнёра слева
    И по кругу, РАЗ, ДВА и т.д.

  • «Кулак – ладонь» Положение рук: одна рука в кулаке, вторая - раскрытая ладонь на столе или ребром на столе (вариации на ваш выбор). Читаем любое стихотворение и на каждый ритм меняем положение рук.

  • «Зашифрованные задания». Взрослый вместе с детьми зашифровывают послания карточки с различными изображениями – для каждой карточки определяется определенный вид движения, ведущий показывает карточку, игроки соотносят шифр и выполняют движение. Данную игру можно выполнить в формате слайдовой презентации.

  • Игры с мячом.

1. Ребенок и взрослый кидают друг другу большой мяч с разных расстояний и ловят двумя руками. Сначала лучше кидать в руки, потом немного правее, левее, выше, ниже. Дети должны уметь кидать мяч, подавая его двумя руками снизу, сверху, по воздуху или ударяя об пол. Надо стараться не прижимать мяч к себе, а ловить его только руками.
2. Ребенок кидает большой мяч об стену двумя способами: 1) кидает его и сразу ловит; 2) кидает, дает ему один раз удариться об пол и только после этого ловит.
3. Взрослый и ребенок садятся на пол на расстоянии 2-3 м друг от друга и берут большой мяч. Они раздвигают ноги и начинают перекатывать мяч по полу. Сначала отталкивают его от себя двумя руками, через минуту или две ребенок убирает левую руку за спину и катает мяч только правой рукой, а через 3 минуты – только левой. Мяч должен катиться ровно и прямо в руки партнеру.
4. Ребенок и взрослый выполняют все предыдущие упражнения с мячом средних размеров.
5. Ребенок и взрослый кидают друг другу и ловят двумя руками теннисный мяч.
6. Ребенок и взрослый катают мячи друг другу по полу, одновременно направляя навстречу друг другу в руки большой и теннисные мячи.
7. Ребенок кидает об стенку большой мяч, но уже с хлопком (кинул – хлопнул в ладоши – поймал).
8. Ребенок перекидывает из правой руки в левую руку теннисный мяч.
9. Ребенок кидает в вертикальную цель разные мячи. В качестве цели может выступать прикрепленный к стене круг из бумаги или обруч в руке взрослого.
10. Ребенок кидает мяч назад, не поворачиваясь, а взрослый или другой ребенок ловит мяч сзади. Игроки меняются местами поочередно.
11. Взрослый и ребенок кидают другу и ловят теннисный мяч одной рукой.
12. Взрослый произносит слово и кидает мяч, а ребенок ловит мяч и называет слово, связанное со словом взрослого, например: взрослый говорит: «Небо», а ребенок отвечает: «Облако» – и кидает мяч обратно.

  • «Новый маршрут» — тренировка пространственной памяти

Взрослый составляет «марш­рут» части занятия из карточек с заданиями с изображением бега, ходьбы, прыжков, ползания и других видов движений. Дети по очереди прикрепляют схематиче­ские изображения упражнений к магнитной доске, составляя та­ким образом «визуальный марш­рут».

Приведем пример такого «марш­рута». Вводная часть: ходьба по кругу; ползание между мягкими модулями; ходьба по массажным дорожкам; прыжки способом но­ги в стороны — ноги вместе; бег со сменой направляющего; ходь­ба с выполнением заданий для рук. Если дети забывают очеред­ность упражнений, они смотрят на доску.

Подобные упражнения поз­воляют развить зрительную па­мять и ориентировку в макро про­странстве.

Таким образом, в ходе выпол­нения упражнений нейрофитнеса мы побуждаем обоняние, осяза­ние, зрение и слух функциони­ровать в необычных условиях, в которых эти чувства обостря­ются. Специалисты утверждают, что занятия необходимо начинать с дошкольного детства, и тогда в зрелом возрасте не возникнет проблем с памятью и вниманием. Как и любая тренировка, нейрогимнастика требует регулярной прак­тики. Исходя из нашего опыта, можно сделать вывод о том, что первые результаты становятся заметными после трех месяцев еженедельных занятий.

  • Ходьба по фигурам

На полу зала располагаются крупные разноцветные геометри­ческие фигуры. Детям предлагает­ся пройти от одной из них к другой в заранее обговоренной последо­вательности. Фигуры можно заме­нить на спортивный инвентарь, а в условиях группы — на любимые детские игрушки. Упражнение ак­тивно тренирует периферическое зрение, которое играет важную роль в свободном перемещении в пространстве.

  • «Закрывая глаза»

Упражнения нейрогимнастики этого блока предполагают исключение использования зрительного ана­лизатора. Во время такой тренировки мозг активно включает в работу участки, не задейство­ванные в обычной жизни. При «выключении» зрения познание происходит посредством осяза­ния (получение информации о форме, структуре, поверхности, температуре, пространственном положении предметов).

  • Ходьба на ощупь

Ходьба с закрытыми глазами по массажным дорожкам не толь­ко прекрасно развивает чувство равновесия, но и совершенствует работу тактильных анализаторов. Упражнение можно выполнять индивидуально или небольшими подгруппами.

Вариант: ползание с закры­тыми глазами по дорожкам раз­ной текстуры, длины и ширины.

  • Коммуникативная игра малой подвижности «Замыкая круг»

Дети с закрытыми глазами се­менящим шагом двигаются по за­лу. Задача — найти игрока и, взяв его за плечи, продолжить движе­ние. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не собе­рутся в одну «цепочку», и направ­ляющий не замкнет круг, положив руки на плечи замыкающему.

  • Изменение ведущей руки

Детей с ведущей правой ру­кой побуждать в течение занятия более активно действовать левой рукой, например, брать инвентарь для выполнения упражне­ний, начинать движения с левой руки, а левшам — наоборот. Такие упражнения благотвор­но влияют на память, укрепля­ют связь между полушариями, развивают интеллектуальные способности.

  • «Делай ногами»

Не секрет, что стопы человека имеют множество нервных окон­чаний, которые взаимодействуют с мозгом. Именно поэтому неко­торые упражнения можно прово­дить с помощью ног — прокаты­вание мяча из исходного положе­ния сидя («сидячий футбол»); за­хват предметов, таких как куби­ки, мячи, эспандеры и действия с ними («передай кубик ногами»); собирание ногами в обруч мел­ких игрушек, помпонов, разбро­санных по залу («пылесос»).

Подобные игровые упражне­ния хорошо включать в заключи­тельную часть занятия.

  • «Игры наоборот»

В ходе выполнения этих игро­вых упражнений нужно выпол­нить движение не по показу ве­дущего, а по словесной команде (игровые упражнения из серии «Запрещенное движение»). В них можно включать ходьбу или бег спиной вперед. Данные упраж­нения тренируют равновесие, координацию движений, способ­ствуют становлению новых ней­ронных связей в головном мозге.

  • «Молчаливые» игры

В ходе этих игровых упраж­нений детям предлагается разде­литься на подгруппы, не исполь­зуя речь, а общаясь при помощи мимики и жестов, пантомимы («Найди и промолчи», «У кого колокольчик?», «Где мы были, мы не скажем, а что видели — покажем», «Угадай животное», «Все превратились в ...»). Мож­но попросить воспитанников плотно закрыть уши ладонями и прочитать задание «по губам».

  • Запоминание оговоренных заранее объектов или действий

В ходе этих физических упраж­нений нужно запомнить огово­ренные заранее объекты или дей­ствия: «Сколько шагов ты выпол­нил, идя по канату?», «На сколько ступенек ты поднялся по гимна­стической лестнице?», «Какого цвета мячи лежали справа от те­бя?», «Кто из ребят первым вы­полнил упражнение?» и т.д.

  • «Медленно — быстро»

Привычка выполнять опреде­ленные физические упражнения в быстром или медленном темпе прочно формируется у дошколь­ников. Предложите детям выпол­нить упражнения в непривычном темпе. Например, проползти по-пластунски по гимнастиче­ским матам быстро, а замах при метании в цель сделать медлен­но. Смена темпа позволит сфор­мировать прочные нейронные связи через прочувствование ре­бенком движения по-новому.

  • «Все наоборот»

Данные игровые упражнения направлены на тренировку ней­ронной сети правого полушария мозга. Можно предложить детям повторить позу персонажа, изоб­раженного на картинке, перевер­нутой вверх ногами. Привычные мыслительные «модели», наты­каясь на странное положение изображения, не срабатывают, и начинает действовать правое по­лушарие.

Таким образом, в ходе выпол­нения упражнений нейрофитнеса мы побуждаем обоняние, осяза­ние, зрение и слух функциони­ровать в необычных условиях, в которых эти чувства обостря­ются. Специалисты утверждают, что занятия необходимо начинать с дошкольного детства, и тогда в зрелом возрасте не возникнет проблем с памятью и вниманием. Как и любая тренировка, нейрогимнастика требует регулярной прак­тики. Исходя из нашего опыта, можно сделать вывод о том, что первые результаты становятся заметными после трех месяцев еженедельных занятий.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Ильгамова Елена Юрьевна

Дата: 15.05.2024

Номер свидетельства: 650610


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства