kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование дидактических игр и упражнений в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры у дошкольников с онр

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье показаны метода и приемы формирования слоговой структуры слов у детей с ОНР.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование дидактических игр и упражнений в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры у дошкольников с онр»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР


Прокопенко О.И.,

учитель – логопед МБДОУ – детский сад

комбинированного вида «Теремок»

п. Борисовка Белгородской области


Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это одна из причин возникновения дисграфий и дислексии у школьников. При этом следует отметить, что данный вид речевой патологии встречается у всех детей с моторной алалией, у которых фонетические нарушения речи не являются ведущими в синдроме, а только сопровождают нарушения лексики.

В анамнезе детей, страдающих нарушением слоговой структуры слов, отмечается задержка речевого развития в раннем возрасте и появление первых слов в усеченной форме. Исходя из схемы системного развития нормальной детской речи, составленной Н. С. Жуковой по материалам книги А. Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», формирование слоговой структуры слов проходит по следующим этапам:

  • 1 г. 3 мес. – 1 г. 8 мес. ребенок часто воспроизводит один слог услышанного – слова (ударный) или два одинаковых слога: га–га, ту–ту;

  • 1 г. 8 мес. – 1 г. 10 мес. воспроизводятся 2 – сложные слова; в 3 – сложных словах часто опускается один из слогов: мако (молоко);

  • 1 г. 10 мес. – 2 г. 1 мес. в 3 – сложных словах иногда все еще опускается слог, чаще предударный: кусу (укушу); может сокращаться количество слогов в 4 – сложных словах;

  • 2 г. 1 мес. – 2 г. 3 мес. в многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки: ципилась (зацепилась);

  • 2 г. 3 мес. – 3 г. слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.

В случаях речевой патологии данные возрастные нарушения к трем годам не исчезают из детской речи, а, наоборот, приобретают ярко выраженный, стойкий характер.

Первые слова аномальной детской речи можно классифицировать следующим образом:

  • правильно произносимые слова: мама, дай;

  • слова–фрагменты: мако (молоко);

  • слова–звукоподражания, обозначающие предмет, ситуацию, действие: би–би;

  • абрисы слов: папаша (лопата);

  • слова, которые совсем не напоминают слова родного языка.

Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко–слоговой и морфологической структурой слова (например, мотоциклист, парикмахерская). Дети школьного возраста часто сознательно избегают употребления в спонтанной речи наиболее труднопроизносимых для них слов, пытаясь тем самым скрыть свой дефект от окружающих.

Логопедическая работа по коррекции нарушений звуко–слоговой структуры слова представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений. Работа над слоговым, фонемным и морфологическим составом слова осуществляется параллельно с работой по уточнению, расширению, активизации пассивного и активного словаря, по развитию грамматического строя речи, формированию связной речи, а также – психических функций. Необходимо привлечение внимания ребенка к слоговому, артикуляционному, фонетическому и морфологическому составу слова, что происходит через систему игр и упражнений. Коррекция недоразвития слоговой структуры проводиться в два этапа:

подготовительный; цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка;

коррекционный; цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка.

На подготовительном этапе проводятся упражнения сначала на невербальном уровне, а затем на вербальном.

Упражнение «Повтори так же»

Цель: учить воспроизводить заданный ритм.

Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.

Ход упражнения:

Логопед задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.

Упражнение «Сосчитай правильно»

Цель: учить считать звуки.

Материал: детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.

Ход упражнения:

Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике.

Вариант 2. Логопед воспроизводит звуки, ребёнок считает их и поднимает карточку с соответствующей цифрой.

Упражнение «Выбери схему»

Цель: учить соотносить ритмический рисунок с его схемой на карточке.

Материал: карточки со схемами ритмических рисунков.


Ход упражнения:

Вариант 1. Логопед задаёт ритмический рисунок, ребёнок выбирает соответствующую схему на карточке.

Вариант 2. Ребёнок воспроизводит ритмический рисунок по заданной схеме.

Упражнение «Длинное – короткое»

Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова.

Материал: фишки, длинные и короткие полоски бумаги, картинки.

Ход упражнения:

Вариант 1. Логопед произносит слова, ребёнок кладёт фишку на длинную или короткую полоску.

Вариант 2. Ребёнок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной полоске и к короткой.

На коррекционном этапе работа проводилась на вербальном уровне с обязательным «включением» слухового, зрительного и тактильного анализаторов.

Работа на вербальном материале.

Игровые упражнения, направленные на формирование пространственно- временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звукослогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

Упражнения на развитие оптикопространственной ориентации.

Упражнение 1.

Ребенок сидит на стуле, глаза закрыты. Взрослый звенит в колокольчик, держа его перед ребенком, за ним, над и под стулом, справа и слева. Нужно правильно сказать, где звенит колокольчик.

Упражнение 2.

Взрослый называет действие предмета или предмет. Ребенок отвечает, далеко это или близко. (Карандаш лежит, пальмы растут, аквариум стоит, кукла лежит, мама работает и т. д.)

Упражнение 3.

Ребенок перемещается в пространстве по инструкции взрослого.

Робот идет вперед… стоп. Направо …стоп. Вниз …(под стол)… стоп. Влево…стоп и т. д.

Упражнения на развитие соматопространственной ориентации.

Упражнение 1.

Взрослый может предложить такие вопросы. На каком плече моя рука? Какой рукой ты рисуешь? А ешь? Какое ухо я трогаю? Где лоб? и т.д.

Упражнение 2.

Ребенок самостоятельно показывает: левый мизинец, правый локоть, правый носок, левое запястье, левое бедро и т. д.

Упражнение 3.

Ребенок выполняет «перекрестные» движения, показывая: правой рукой левую щеку, левый бок правой рукой, левой рукой правый висок, мизинцем правой руки левый глаз и т. д.

Упражнение 4.

Взрослый молча выполняет движения, ребенок должен повторить той же рукой или ногой, избегая зеркальности: правая рука вверх, левая нога в сторону и т. д.

Упражнение 5.

Взрослый просит выполнить называемые движения без показа образца.

Упражнения на развитие ориентации в двухмерном пространстве.

Упражнение 1.

Поставь вверху листа точку, внизу палочку,  нарисуй справа крестик, слева птичку, проведи в левом нижнем углу волну и т. д.

Упражнение 2.

От  поставленной на листе точки ребенок, без отрыва руки, ребенок должен рисовать линию под команды взрослого.

Едем направо, стоп, вверх, стоп, направо и т. д.

Упражнение 3

Ребенок должен продолжить ряд: хх\ хх\ хх\; …

Упражнение 4.

Копирование ребенком различных фигур от простых до более сложных.

Упражнение 5.

Взрослый и ребенок рисуют план комнаты, указывая положение окон, дверей мебели.

Упражнения на развитие временнопространственной ориентации.

Упражнение 1.

Графический диктант. (Нарисуй сначала дом, потом человека, в конце цветок и т. д.)

Упражнение 2.

Задания: вначале попрыгай, потом сядь, в конце хлопни в ладоши и др.

Упражнение 3.

Взрослый прерывает выполнение действия ребенком и задает вопросы.

Что ты сделал раньше? Что ты делаешь сейчас? Что ты сделаешь потом?

Упражнение 4.

Раскладывание картинок по темам «Времена года», «Части суток».


Упражнение 5.

Взрослый и ребенок беседуют по теме «Вчера-сегодня-завтра».

Упражнение 6.

Переход к работе с речевым материалом. Взрослый задает ребенку задание.

Послушай слова: мак, суп, дым. Сосчитать. Назвать второе слово, первое, третье.

Послушать предложения: Костер горит. Птица летит. Снег идет. Сосчитать. Назвать третье предложение, второе, первое.

Упражнения на развитие динамической и ритмической организации движений.

Упражнение состоит в многократном самостоятельном повторении ребенком действия после  предъявления инструкции взрослым.

1. Артикуляционные упражнения.

– открыть рот, оскалить зубы, надуть щеки;

– язык за правую щеку, губы трубочкой, язык на нижней губе;

два раза щелкнуть языком, один раз подуть;

– втянуть щеки, пощелкать языком, один раз подуть;

– беззвучно артикулировать гласные (и-у-а);

2. Упражнения для рук.

–большим пальцем поочередно касаться указательного, мизинца, среднего;

– класть кисть руки на стол кулаком, ребром, ладонью;

– показать кольцо из пальцев, ладонь вертикальна, «ушки зайчика»;

– из и. п. «кулак на столе» поочередно показывать большой палец, мизинец, указательный палец;

3.Упражнения для тела:

– наклониться вправо, сесть на корточки, встать, хлопнуть в ладоши;

– помахать руками над головой, руки убрать за спину, прыгнуть на месте;

– топнуть ногой, руки к плечам, вниз, поднять голову, опустить.

4. Упражнение.

Повторение ритмических рисунков за взрослым отстукивание, отхлопывание, притоптывание.

Коррекционный этап

Работа над гласными

Точное восприятие и чёткая артикуляция гласных обеспечивают правильную передачу слогового абриса слова, а также предупреждают замещение гласных и перестановку слогов.

Упражнение 1. «Капельки дождя»

Произнесение гласных звуков по ритмическому рисунку.

Упражнение 2.

«Определи по губам, какой гласный звук произносит обезьянка»

– узнавание звука по беззвучной артикуляции и произнесение его голосом.


Упражнение 3. «Самый внимательный»

– пропевание серий звуков с чёткой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты): АУ ИА ОА ИАУ УАУ АУИА ИУАО…

Упражнение 4.

Ребёнок повторяет пары, тройки и большое количество звуков от более контрастных к менее контрастным. Предлагаются слоги:


А – И

А – И – О    

У – А – И – О

А – У

У – А – И

Э –У – А – И  

И – О

И – О – Ы

А – И – О – Ы

Ы – А

Э – У – А

И – Э – У – А

У – Э  

А – Ы – О

У – А –Ы –О

 А – О  

И – Ы – Э  

О – И – Ы –Э

О – У  

О –У – А

Э – О – У –А

Упражнение 5.

Тренировка высоты, громкости, силы голоса и темпа произношения. Ребенок произносит ряд гласных:

на одном выдохе, при этом плавно;

громко (тише, совсем тихо);

чередуя громкость в пределах одного ряда;

со сменой высоты голоса (от лица разных членов семьи);

быстро (медленно).

Упражнение 6.

Дополнительные задания. Для закрепления работы над гласными ребёнку предлагается:

  • сосчитать количество звуков;

  • показать то же количество пальцев, сколько звуков;

  • отстучать звуки молча;

  • встать, когда прозвучит ряд из трёх звуков;

  • назвать самостоятельно два (три, пять) гласных звука;

  • придумать столько звуков, сколько звёздочек нарисовано;

  • узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;

  • повторить звуки в обратном порядке.

Работа над слогами

Упражнение 1. «Слепить комочек»

– составление всех возможных слогов из предложенных букв.

Упражнение 2. «Прошагай по лесенке»

– проговаривание слогов с чёткой артикуляцией.

Упражнение 3. «Грамотей»

– чтение цепочек слогов.

Упражнение 4. «Запомни и повтори»

– запоминание и повторение цепочки слогов.

Упражнение 5. «Кто быстрее»

– нахождение и чтение названного логопедом слога (используя дидактическое пособие «часы»).

Упражнение 6.

Упражнение состоит в повторении рядов, начиная с двух – трёх слогов.

Берутся слоги:

с общими согласными:

МА – МО – МУ – МЫ – МЭ;

с общими гласными:

БУ – КУ – ВУ – НУ – ДУ;

обратные:

АН – ЫН – ОН – ЭН – УН

ОФ – ОП – ОХ – ОТ – ОМ;

закрытые слоги, их ряды и пары:

МАК – МОК – МУК – МЫК – МЭК

КАП – ПАП      ПЫХ – ТЫХ

ТУК – МУК       БОК – ВОК;

прямые и обратные слоги с твёрдыми и мягкими согласными:

БА – БЯ       АП – ЭЛЬ

ВУ – ВЮ     УФ – УФЬ

МО – МЁ     ЕН – ЕНЬ

Упражнение 7.

Для закрепления работы над слогами ребёнку предлагается:

  • сосчитать количество слогов;

  • выложить палочки по количеству слогов;

  • сделать столько шагов, прыжков, сколько было слогов;

  • определить одинаковый звук в ряду;

  • придумать слоги с одинаковыми гласными (согласным);

  • придумать и  («загадать») слоги с данным согласным;

  • повторить ряд слогов в обратном порядке;

  • повторить только первый и последний слог ряда;

  • произнести слоги плавно (отрывисто), громко (тихо), разными по высоте, быстро (медленно);

  • выделить ударный слог (отражённо);

  • назвать первый (второй, третий) звук слога;

  • составить слог из заданных звуков (К), (П), (А), чтобы в середине был гласный;

  • сравнить два слога: МА – АМ, УТ – КУТ, КОП – ПОК, ВЫН – ПЫН.

  • наращивание слогов;

  • уменьшение количества слогов.

Уровень слова.

Коррекционно развивающая работа на данном уровне ведётся последовательно в соответствии с 13-ю основными классами слоговой структуры. В процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры можно использовать следующие виды игр и упражнений.

  1. Дидактические игры:

– «Прошагай слово»;

– «Поднимись по лесенке»;

– «Магазин»;

– «Игра с мячом»;

– «Почтальон»;

2. Настольно-печатные игры:

– «Считай слова»;

– «Слова и слоги»;

3. Дидактические пособия:

– «Часы»;

– «Гусеница»;

– «Пирамида»;

4. Картотеки заданий и упражнений:

– «Универсальные задания»;

– «Практические задания»;

– «Ребусы»;

– «Помоги своим друзьям»;

Уровень предложений и текста

Конкретный лексический материал логопед подбирает самостоятельно в зависимости от уровня речевого развития детей. Детям можно предложить:

1. Игры:

– «Сочини»;

– «Закончи предложение»;

– «Подбери слово»;

2. Упражнения:

– «Шифровка» (отстучать ритмическую структуру слов в предложении)

– «Прочитай» (чтение предложений)

– «Составь предложение» (со словами сложной слоговой структуры по предметным и сюжетным картинкам)

– «Измени слово» (изменение по падежам слов сложной слоговой структуры).

Использование дидактических игр и упражнений на подгрупповых и индивидуальных занятиях и подключение в коррекционный процесс речевого, слухового, зрительного и тактильного анализаторов наблюдается положительная динамика развития слоговой структуры слов, что в дальнейшем поможет успешному обучению в школе.





СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Агранович,  З.А.  Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей [Текст] /  З.А. Агранович. –СПб.: «Детство- Пресс», 2005. – 52 с.

  2. Бабина,  Г.В. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи [Текст] /  Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина. – М.: «Книголюб», 2005. – 95 с.

  3. Большакова, С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей [Текст] / С.Е. Большакова. – М.: «Творческий Центр», 2007. –32 с.

  4. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада  [Текст] / Т.Б. Филичева,  Г.В.  Чиркина. – М.: Издательство «Альфа», 1993. – 87 с.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Прокопенко Ольга Ивановна

Дата: 15.11.2019

Номер свидетельства: 527100


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства