kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование дидактических и сюжетно-ролевых игр в экологическом воспитании дошкольников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дошкольное детство, по мнению педагогов и психологов, является таким возрастным периодом, когда активно формируются основы мировоззрения ребёнка: его отношение к себе, другим людям, окружающему миру. Необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к живому миру вокруг нас. Таким образом, у ребёнка начинают складываться такие формы чувственного познания природы, которые важны не только для настоящего периода его развития, но и для будущей его взрослой жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование дидактических и сюжетно-ролевых игр в экологическом воспитании дошкольников.»

Использование дидактических и сюжетно-ролевых игр в экологическом воспитании дошкольников.

Дошкольное детство, по мнению педагогов и психологов, является таким возрастным периодом, когда активно формируются основы мировоззрения ребёнка: его отношение к себе, другим людям, окружающему миру. Необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к живому миру вокруг нас. Таким образом, у ребёнка начинают складываться такие формы чувственного познания природы, которые важны не только для настоящего периода его развития, но и для будущей его взрослой жизни.

Экологическое образование должно решать три основные задачи:

1) развитие отношения к природе как нашему общему дому, переживание себя как части природы;

2) формирование системы умений и навыков, ценностей экологически целесообразного поведения, взаимодействия с природой;

3) формирование адекватных экологических представлений о взаимосвязях в природе.

В процессе экологического образования у детей развивается: творческая активность, любознательность, познавательный интерес к миру природы, те личностные качества ребёнка, которые представлены как целевые ориентиры.

Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС может быть реализовано через такие виды деятельности:

а) исследования;

б) труд;

в) знакомство с природоведческой литературой;

г) игры;

д) художественно-эстетическая практика;

е) опыты. И многое другое.

Важным моментом является необходимость осуществления экологического воспитания в двух направлениях:

1. В повседневной жизни.

2. На обучающих занятиях.

Детей следует привлекать к уходу за растениями и животными, сохранению благоприятной экологической обстановки. В результате у дошкольников формируется личный опыт воздействия на природу, активизируются познавательные интересы, сформируется потребность к деятельности в природе.

Именно в период дошкольного детства у ребёнка происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, взрослыми и сверстниками. Социализация ребёнка в этом возрасте основывается на игровой деятельности. Одним из наиболее интересных для детей средством экологического воспитания, является дидактическая игра.

Дидактические игры — наиболее эффективное и действенное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Включение игровых элементов в процесс обучения позволит сформировать у дошкольников представление об окружающем мире, станет эффективным средством экологического воспитания, научит детей бережному отношению к природе, что актуально на сегодняшний день. О значимости использования дидактической игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста писали: Л. И. Грехова, В. А. Дрязгунова, Г. В. Кирикэ, А. С. Макаревич, Л. П. Молодова.

В экологическом образовании дидактические игры помогают детям решать следующие задачи:

1) закреплять;

2) уточнять;

3) расширять;

4) дают возможность детям оперировать самими предметами природы (семенами, плодами, овощами, фруктами, сравнивать их между собой;

5) систематизировать имеющиеся у детей знания о природе;

6) развивать познавательные способности;

7) получать новые знания, их обобщать и закреплять.

Однако для использования игровой деятельности в процессе экологического воспитания необходимо организовывать её таким образом, чтобы не возникало угрозы или вреда для живой природы.

Экологическая игра способствует :

1. Развитию речи детей:

а) пополняется и активизируется словарь;

б) развивается связная речь;

в) ребёнок учиться следить за выразительностью;

г) интонацией своей речи и речи окружающих.

2. Художественно-эстетическому воспитанию:

а) происходит развитие творческой фантазии;

б) умению яркой проникновенной передаче художественного образа.

3. Обогащению чувственного опыта ребенка, вызывают определенное эмоциональное отзывчивое отношение к природе, развивая при этом его умственные способности (умение группировать, сравнивать, классифицировать, обобщать предметы и явления окружающего мира по определенным общим признакам, чертам, высказывать свои суждения, делать умозаключения).

4. Социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника:

а) познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, здесь ребёнок проявляет чуткое отношение к сверстникам, б) учится быть справедливым;

в) уступать в случае необходимости;

г) помогать в беде;

д) учится сочувствовать;

е) сопереживать.

Включение элементов сюжетно-ролевой игры в процесс формирования у детей представлений о природе создаст эмоциональный фон, благодаря которому дошкольники быстрее усвоят новый материал.

Овладение знаниями о природе в процессе игры способствует формированию у детей осознанно-правильного отношения к растительному и животному миру.

Примером сюжетно-ролевых игр в нашей группе с детьми могут служить такие игры :

1) магазин «Овощи-фрукты»;

2) «Путешествие в лес»;

3) «Пожарные – спасатели природы»;

4) «Экскурсия в зоопарк».

Дети узнают много нового, интересного, воспитатель знакомит детей с : объектами, растениями, новыми природными явлениями, животными. В качестве атрибутов мы используем самодельные бинокли, фотоаппараты, подзорную трубу.

Большую роль в познании мира экологии играют дидактические игры, которые несут обучающую роль. Дидактическая игра становится более интересной и содержательной, благодаря наличию в ней игровых моментов:

а) шуток;

б) ролей;

в) движений;

г) использование различных сказочных персонажей;

д) загадок;

е) сюжета.

Например, в своих занятиях мы привлекаем образы Айболита, Карлсона, Колобка, Красной Шапочки и прочих героев сказок. Дети очень эмоционально их воспринимают, стараются им подражать своей мимикой, жестами, позами. С помощью этих персонажей, хорошо знакомых детям, можно активизировать познавательную деятельность дошкольников и решить ряд дидактических задач программного содержания. Эти герои попадают в сложную ситуацию, где требуется активная помощь детей. Дети подсказывают героям, дают различные советы.

Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Отдельным видом работы по экологическому воспитанию является изготовление игрушек из природного материала (например, кораблик из скорлупы грецкого ореха, ёжик из сосновой шишки, аппликация «Домик из спичек» и многое другое, а также игрушки из бросового материала, практические игры (с песком, водой, солью, манной крупой, макаронами) доставляют детям огромную радость. Дети любят находить там спрятанные мелкие игрушки. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Борисова Ольга Ивановна

Дата: 07.04.2022

Номер свидетельства: 604387


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства