«Использование приемов мнемотехники для автоматизации звука Ль в связной речи»
«Использование приемов мнемотехники для автоматизации звука Ль в связной речи»
В практике логопедической работы все чаще встречаются дети со сложной структурой речевого дефекта – общим недоразвитием речи на фоне дизартрии, когда нарушается не только артикуляционно – фонетическая сторона речи. Поскольку этот дефект связан с органическим поражением центральной и периферической нервной системы, то период его устранения становится довольно продолжительным, особенно на этапе автоматизации поставленных звуков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Использование приемов мнемотехники для автоматизации звука Ль в связной речи»»
«Использование приемов мнемотехники для автоматизации звука Ль в связной речи»
В практике логопедической работы все чаще встречаются дети со сложной структурой речевого дефекта – общим недоразвитием речи на фоне дизартрии, когда нарушается не только артикуляционно – фонетическая сторона речи. Поскольку этот дефект связан с органическим поражением центральной и периферической нервной системы, то период его устранения становится довольно продолжительным, особенно на этапе автоматизации поставленных звуков. Нередко процесс воздействия при дизартрии затягивается из – за сопутствующей речевой патологии – ОНР , когда нарушено формирование основных компонентов речевой системы ( лексики, грамматике, фонетики) , а также высших психических функций ( восприятия памяти, мышления, внимания). Недоразвитие этих психических процессов препятствует эффективной коррекции все речевой деятельности , проявляющейся прежде всего в ограниченном объеме зрительного и слухового восприятия, что затрудняет процесс запоминания и усвоения учебного материала. Нарушенное внимание препятствует выполнению заданий на основе словесной инструкции. Отстают дети и в развитии мыслительных операций. Без специального обучения они с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением, их суждения и умозаключения бедны, часто логически не связаны друг с другом.
Существуют разнообразные, традиционно используемые в практике логопедов, приемы работы, позволяющие добиться определенных успехов в коррекционной работе по этому направлению. Эффективными приемами работы над звуками на этапе их автоматизации на основе мнемотехники, т.е. техники облегчающей запоминание и увеличивающей объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Процесс запоминания делиться на четыре этапа:
1.Кодирование элементов информации в зрительные образы;
2.Собственно сам процесс запоминания;
3.Запоминание последовательности информации;
4.Закрепление информации в памяти.
Мнемотехника не требует дословного запоминания текстовой информации. Совершенно очевидно, что ребенок, как и взрослый, воспроизводит текстовые сведения по припоминаемым картинкам. Когда мы слушаем или читаем рассказ, сказку, воссоздающее воображении автоматически переводит слова в зрительными образами. Благодаря этому процессу запоминания как бы отдельные кадры из « просмотренного кино», вызванного в воображении этим текстом. Процесс воспроизведения, пересказа прочитанного или услышанного напоминает рассказ по картинкам.
У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, заместители, графические аналогии, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти, что и составляет суть мнемотехники. Ведь именно символы и знаки составляют основу звукобуквенного анализа слов, математических представлений. Опора на визуальный образ важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребенок не понимает этого текста. Таким образом , прием символизации – наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точно передачи информации, требующей дословного повторения, например в чистоговорках, стихах. Сопровождающая при свободном пересказе текстового сообщения в качестве зрительной опоры яркая, красочная иллюстрация в виде сюжетной картинки с детализацией изображений и даже не всегда имеющей смысловой значимости для рассказа поможет ребенку в обогащении связного высказывания.