Просмотр содержимого документа
«Использование фольклора для позитивной полоролевой социализации старших дошкольников»
Использование фольклора для позитивной полоролевой социализации старших дошкольников
На протяжении многих лет значительно возрос интерес к изучению различий и сходства между полами. Философ К.Юнг выступал за развитие всесторонне развитой личности, при этом принцип ее целостности должен быть совместим с индивидуальностью. В процессе полового воспитания это приобретает особое значение.
Тому есть несколько причин. Во-первых, несомненное влияние всех аспектов этой проблемы на социально-политические процессы в обществе. Во-вторых, наметившаяся в последнее время тенденция к стиранию веками существовавшей грани между полами. Полоролевая типизация - это процесс, по средствам которого индивид усваивает образцы поведения мужчины и женщины. Сначала он учится различать образцы поведения, соответствующие каждому полу. Затем, распространяет этот частный опыт на новые ситуации, и, наконец, выполняет соответствующие правила. Какими же мужчинами и женщинами вырастут наши дети? Наступит момент, когда они тоже станут родителями. Все положительное, что пронесут они через всю жизнь, закладывается уже в детстве. Цель в настоящее время для нас состоит в том, чтобы помочь ребенку на старте образовательной жизни сформировать осмысленное отношение к своей социальной роли, развить инициативность, способы успешного полоролевого поведения, максимально реализовать себя. В «Программе воспитания» под редакцией Л.И.Плаксиной, по которой мы работаем, к сожалению, нет места дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек, а раскрыты лишь отдельные стороны нравственно-полового воспитания. Поэтому, ведущим средством и методом воздействия для формирования у воспитанников ДОУ половой индентичности и самоидентичности нами был выбран фольклор. Фольклор обладает всеми предпосылками для успешного и эффективного воспитания полоролевой социализации дошкольников, особенно для детей с нарушением зрения. В фольклорной игре, в обрядовом действии восприятие идет через все ведущие анализаторы. Ребенок поет, ритмично двигается, слышит других поющих, видит их. Участвуя в совместной деятельности, он осваивает новый ее вид, в котором нет оценок. Ребенок занимается самоценной творческой деятельностью, которую педагог организует как целенаправленное психологическое воздействие. В ходе фольклора ребенок не только участвует в творческой деятельности, но и получает информацию о способах разрешения проблем, о социально приемлемых способах выражения чувств, получает информацию о нормах межполового общения, о способах невербального общения, техника преодоления страха, способах освобождения от давящего чувства вины, тревоги. В ходе творческого воссоздания формул игр, танцев, фрагментов обрядов дети примеряют к себе различные роли. Каждая из таких ролей предполагает особый стиль поведения и взаимодействия. Дети не просто приобретают навыки социального взаимодействия, но и в ходе импровизаций получают возможность репетирования этих навыков и закрепления их. Особенностями фольклора являются вариативность, импровизационность воссоздание формулы, что позволяет достаточное число раз репетировать различные формы поведения без опасения превратить процесс в механическое повторение. В систему работы по полоролевой социализации включены основные разделы детского фольклора, классифицируемые Т. С. Виноградовым. Сказки и былины играют огромную роль в социализации современного ребенка, в формировании его представлений о семейных отношениях, о типично женских и типично мужских эталонах поведения в культуре, о полоролевых стереотипах. Благодаря механизму идентификации со сказочными персонажами ребенок-дошкольник усваивает идеальный тип отношений, представленный в описании жизни сказочных героев. Например: такие русские народные сказки, как «Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Рукодельница и Ленивица» формируют у детей собирательный, обобщенный положительный образ девочки доброй, работящей, отзывчивой к чужому горю, внимательной и самоотверженной. Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка» развивают представления детей о качествах женственности, способствуют правильному пониманию девочками их будущих женских семейных ролей. В сказках «Иван–царевич», «Жихарка», героев отличает скромность, трудолюбие, верность, доброта, готовность прийти на помощь и бескорыстие. Основная идея былин героического цикла – защита родной земли создает почву для воспитания у мальчиков мужественности, отваги, патриотизма, чувства любви к Родине. Для мальчиков и девочек оказываются достаточно притягательными моральные эталоны мужественности и женственности, зафиксированные в сказочных и былинных персонажах. Сказки и былины представляют детям следующие жизненные полоролевые ситуации:
силой, смелостью, служением родной земле мальчик, юноша, мужчина может заслужить любовь и уважение людей;
уважение супругов друг к другу обеспечивает лад в семье, счастье в доме;
любовь к детям, забота о них позволяет воспитать достойную смену, способную встать на защиту семьи и Родины;
Проявление ума и смекалки, как мальчиками (мужчинами), так и девочками (женщинами) обеспечивает выход из сложных жизненных ситуаций и т.д.
С помощью народных игр усваиваются нормы и правила поведения в обществе, мужские и женские умения и навыки, закрепляются представления о добре и зле, мудрости и глупости, трусости и храбрости, честности и справедливости Так, анализ текстовых фольклорных игр показал, что девочка (девушка) в них обычно определяется девочка как:
красивая (красная);
приветливая (приветная);
разумная.
Называется «лебедушкой», «павой», «галкой», «уточкой», что определяет общую пластику движений как плавную, округлую, мягкую. Мальчик определяется как:
сильный;
смелый;
разумный;
защитник (или завоеватель).
Называется «соколом», «орлом», «охотником», «зайцем», что определяет его пластику как более активную, резкую, наступательную. Особое место в полоролевом воспитании занимают пестушки, потешки и колыбельные песни, которые являются средством формирования базовой половой идентичности мальчиков и девочек. Колыбельные песни передавались из поколения в поколение, в народе ими дорожили. Едва дочка начнет забавляться со своими куклами, как мать ее учит правильно качать, баюкать, усыплять. Этот урок не простая забава матери с ребенком, он не пропадет даром. Мать своим врожденным чутьем понимала, что для дитя нужны именно песни: умиротворяющие, светлые и монотонные. В них отражается все, что есть в душе матери лучшего, возвышенного. Колыбельные – это русло начального воспитания мальчика и девочки. Знакомство с колыбельными песнями и использование их в игровой деятельности, несомненно, способствует воспитанию у детей специфических черт характера. Ведь, как точно об этом подметил А.М.Горький «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав и требования его биологически законны. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой». Посиделки – это явление, представляющее собой совместное проведение досугового времени, в течение которого присутствующие общаются друг с другом, в том числе посредством игр, пения и танцев. Они помогают детям воспроизвести и закрепить нормы поведения, взаимодействие между полами. Дети практически примеряют на себя различные роли. Пословицы и поговорки отражают народное воззрения на воспитание. Короткие, но глубокие по своему содержанию, они оказывают непосредственное влияние на нравственное становление личности ребенка. Кратко и образно выражают народные мысли о воспитании мужских и женских качеств, культуры взаимоотношений полов. «Семья вместе - душа на месте» «Где любовь да совет, там горя нет» «Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит» «Смелый боец и в ученье, и в бою молодец» «Лучше есть хлеб с водою, чем жить со злою женою» «Девичье терпенье - жемчужно ожерелье» Таким образом, использование фольклора в полоролевом воспитании детей дошкольного возраста способствует полноценному развитию личности ребенка, подготовки его к выполнению соответствующих его полу социальных ролей в будущем. Трогательность пестушек, колыбельных песен, потешок, народная мудрость пословиц и поговорок, увлекательность загадок, веселый юмор дразнилок и считалок расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, вводят его в особый мир чувств, переживаний, эмоциональных открытий, помогают воспитывать в детях нравственные качества и формируют полоролевую социализацию детей старшего дошкольного возраста.
Литература: • Князева О.Л. Моханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – 2-е изд. перераб. и доп – СПб: Детство- пресс,2008.-304с. • Н.Е.Татаринцева Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций. Учебное пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008.-96с.