kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование фольклора для позитивной полоролевой социализации старших дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

полоролевая типизация детей. фольклор в детском саду использовалась в саду

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование фольклора для позитивной полоролевой социализации старших дошкольников»

Использование фольклора для позитивной полоролевой социализации старших дошкольников


На протяжении многих лет значительно возрос интерес к изучению различий и сходства между полами. Философ К.Юнг выступал за развитие всесторонне развитой личности, при этом принцип ее целостности должен быть совместим с индивидуальностью. В процессе полового воспитания это приобретает особое значение.

Тому есть несколько причин. Во-первых, несомненное влияние всех аспектов этой проблемы на социально-политические процессы в обществе. Во-вторых, наметившаяся в последнее время тенденция к стиранию веками существовавшей грани между полами.
Полоролевая типизация - это процесс, по средствам которого индивид усваивает образцы поведения мужчины и женщины. Сначала он учится различать образцы поведения, соответствующие каждому полу. Затем, распространяет этот частный опыт на новые ситуации, и, наконец, выполняет соответствующие правила.
Какими же мужчинами и женщинами вырастут наши дети?
Наступит момент, когда они тоже станут родителями. Все положительное, что пронесут они через всю жизнь, закладывается уже в детстве.
Цель в настоящее время для нас состоит в том, чтобы помочь ребенку на старте образовательной жизни сформировать осмысленное отношение к своей социальной роли, развить инициативность, способы успешного полоролевого поведения, максимально реализовать себя.
В «Программе воспитания» под редакцией Л.И.Плаксиной, по которой мы работаем, к сожалению, нет места дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек, а раскрыты лишь отдельные стороны нравственно-полового воспитания. Поэтому, ведущим средством и методом воздействия для формирования у воспитанников ДОУ половой индентичности и самоидентичности нами был выбран фольклор.
Фольклор обладает всеми предпосылками для успешного и эффективного воспитания полоролевой социализации дошкольников, особенно для детей с нарушением зрения. В фольклорной игре, в обрядовом действии восприятие идет через все ведущие анализаторы. Ребенок поет, ритмично двигается, слышит других поющих, видит их. Участвуя в совместной деятельности, он осваивает новый ее вид, в котором нет оценок. Ребенок занимается самоценной творческой деятельностью, которую педагог организует как целенаправленное психологическое воздействие.
В ходе фольклора ребенок не только участвует в творческой деятельности, но и получает информацию о способах разрешения проблем, о социально приемлемых способах выражения чувств, получает информацию о нормах межполового общения, о способах невербального общения, техника преодоления страха, способах освобождения от давящего чувства вины, тревоги. 
В ходе творческого воссоздания формул игр, танцев, фрагментов обрядов дети примеряют к себе различные роли. Каждая из таких ролей предполагает особый стиль поведения и взаимодействия. Дети не просто приобретают навыки социального взаимодействия, но и в ходе импровизаций получают возможность репетирования этих навыков и закрепления их.
Особенностями фольклора являются вариативность, импровизационность воссоздание формулы, что позволяет достаточное число раз репетировать различные формы поведения без опасения превратить процесс в механическое повторение.
В систему работы по полоролевой социализации включены основные разделы детского фольклора, классифицируемые Т. С. Виноградовым.
Сказки и былины играют огромную роль в социализации современного ребенка, в формировании его представлений о семейных отношениях, о типично женских и типично мужских эталонах поведения в культуре, о полоролевых стереотипах. Благодаря механизму идентификации со сказочными персонажами ребенок-дошкольник усваивает идеальный тип отношений, представленный в описании жизни сказочных героев. 
Например: такие русские народные сказки, как «Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Рукодельница и Ленивица» формируют у детей собирательный, обобщенный положительный образ девочки доброй, работящей, отзывчивой к чужому горю, внимательной и самоотверженной.
Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка» развивают представления детей о качествах женственности, способствуют правильному пониманию девочками их будущих женских семейных ролей.
В сказках «Иван–царевич», «Жихарка», героев отличает скромность, трудолюбие, верность, доброта, готовность прийти на помощь и бескорыстие.
Основная идея былин героического цикла – защита родной земли создает почву для воспитания у мальчиков мужественности, отваги, патриотизма, чувства любви к Родине.
Для мальчиков и девочек оказываются достаточно притягательными моральные эталоны мужественности и женственности, зафиксированные в сказочных и былинных персонажах.
Сказки и былины представляют детям следующие жизненные полоролевые ситуации:

  • терпение, трудолюбие, заботливость девочки - вознаграждается;

  • силой, смелостью, служением родной земле мальчик, юноша, мужчина может заслужить любовь и уважение людей;

  • уважение супругов друг к другу обеспечивает лад в семье, счастье в доме;

  • любовь к детям, забота о них позволяет воспитать достойную смену, способную встать на защиту семьи и Родины;

  • Проявление ума и смекалки, как мальчиками (мужчинами), так и девочками (женщинами) обеспечивает выход из сложных жизненных ситуаций и т.д.

С помощью народных игр усваиваются нормы и правила поведения в обществе, мужские и женские умения и навыки, закрепляются представления о добре и зле, мудрости и глупости, трусости и храбрости, честности и справедливости 
Так, анализ текстовых фольклорных игр показал, что девочка (девушка) в них обычно определяется девочка как:

  • красивая (красная);

  • приветливая (приветная);

  • разумная.

Называется «лебедушкой», «павой», «галкой», «уточкой», что определяет общую пластику движений как плавную, округлую, мягкую.
Мальчик определяется как:

  • сильный;

  • смелый;

  • разумный;

  • защитник (или завоеватель).

Называется «соколом», «орлом», «охотником», «зайцем», что определяет его пластику как более активную, резкую, наступательную.
Особое место в полоролевом воспитании занимают пестушки, потешки и колыбельные песни, которые являются средством формирования базовой половой идентичности мальчиков и девочек.
Колыбельные песни передавались из поколения в поколение, в народе ими дорожили. Едва дочка начнет забавляться со своими куклами, как мать ее учит правильно качать, баюкать, усыплять. Этот урок не простая забава матери с ребенком, он не пропадет даром. Мать своим врожденным чутьем понимала, что для дитя нужны именно песни: умиротворяющие, светлые и монотонные. В них отражается все, что есть в душе матери лучшего, возвышенного.
Колыбельные – это русло начального воспитания мальчика и девочки. Знакомство с колыбельными песнями и использование их в игровой деятельности, несомненно, способствует воспитанию у детей специфических черт характера. Ведь, как точно об этом подметил А.М.Горький «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав и требования его биологически законны. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой».
Посиделки – это явление, представляющее собой совместное проведение досугового времени, в течение которого присутствующие общаются друг с другом, в том числе посредством игр, пения и танцев.
Они помогают детям воспроизвести и закрепить нормы поведения, взаимодействие между полами. Дети практически примеряют на себя различные роли.
Пословицы и поговорки отражают народное воззрения на воспитание. Короткие, но глубокие по своему содержанию, они оказывают непосредственное влияние на нравственное становление личности ребенка. Кратко и образно выражают народные мысли о воспитании мужских и женских качеств, культуры взаимоотношений полов.
«Семья вместе - душа на месте»
«Где любовь да совет, там горя нет»
«Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит»
«Смелый боец и в ученье, и в бою молодец»
«Лучше есть хлеб с водою, чем жить со злою женою»
«Девичье терпенье - жемчужно ожерелье»
Таким образом, использование фольклора в полоролевом воспитании детей дошкольного возраста способствует полноценному развитию личности ребенка, подготовки его к выполнению соответствующих его полу социальных ролей в будущем.
Трогательность пестушек, колыбельных песен, потешок, народная мудрость пословиц и поговорок, увлекательность загадок, веселый юмор дразнилок и считалок расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, вводят его в особый мир чувств, переживаний, эмоциональных открытий, помогают воспитывать в детях нравственные качества и формируют полоролевую социализацию детей старшего дошкольного возраста.

Литература:
•    Князева О.Л. Моханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – 2-е изд. перераб. и доп – СПб: Детство- пресс,2008.-304с.
•    Н.Е.Татаринцева Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций. Учебное пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008.-96с.

 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Использование фольклора для позитивной полоролевой социализации старших дошкольников

Автор: Дьяченко Ирина Леонидовна

Дата: 25.10.2016

Номер свидетельства: 352068


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства