kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование метода коррекционного воздействия сказки для преодоления детских страхов у детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами ко­торых он столкнется во взрослой жизни, и значительно рас­ширить его мировосприятие и способы взаимодействия с ми­ром и другими людьми.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование метода коррекционного воздействия сказки для преодоления детских страхов у детей дошкольного возраста»


Использование метода коррекционного воздействия сказки

для преодоления детских страхов у детей дошкольного возраста


Красильникова Анна Геннадьевна, воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад №37»,г.Новокузнецк


Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребёнка, мощный инструмент развития. Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.

Сказки, сказочные сюжеты позволяют смягчить поведенческий негативизм у ребенка и понять законы мира, в котором он родился и живет. На вербальном и эмоциональном уровне малыш осознаёт, что такое «хорошо» и что такое «плохо», он может примерить на себе роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, оценить тот или иной поступок со стороны и иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких людей. Ненавязчиво и непринужденно сказки помогают ребенку найти выход из затруднительных жизненных ситуаций и пути решения возникших конфликтов, оказывают поддержку его возможностей, веры в себя.

Сказки уместны в любой ситуации, пригодны во всех случаях жизни. Они открывают детям мир, помогают легче справляться с житейскими неурядицами, травмирующими психику. Устный рассказ и чтение вслух обладают удивитель­ными свойствами. Они исцеляют душу, придают ребен­ку силы и формируют его личность, а также стимулиру­ют детскую фантазию, склонную к образному мышле­нию.

Причинами страха считают реальную или воображаемую опасность. Страх мобилизует организм для реализации избегающего поведения, убегания.

Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами ко­торых он столкнется во взрослой жизни, и значительно рас­ширить его мировосприятие и способы взаимодействия с ми­ром и другими людьми.

Страх основан на ин­стинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопро­вождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, вы­делении желудочного сока.

От переживания страха следует отличать состояние тре­воги. В отличие от страха, тревога — это переживание отда­ленной и неясной опасности. Именно неопределенность не столько самого источника тревоги, сколько того, как этого пе­реживания можно избежать или как устранить вызывающий его источник, характеризует ощущение тревожности.

Подавляющее большинство страхов в той или иной мере обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Обычно возрастные страхи существуют после возникновения 3 - 4 недели; это можно считать нормой. (Таблица1)


Таблица 1. «Возрастные страхи детей дошкольного возраста»


Возраст

Виды страха

8-10 мес.

Страх перед незнакомыми людьми


1 год

Страх одиночества


1 год 6 мес.

Страх долгого отсутствия мамы, домашнего шума, врачей, уколов


2 года

Страх наказания родителями, транспорта, некоторых животных, уколов, больниц


3-4 года

Страхи перед сказочными и мультипликационными персонажами, уколами и болью, страх крови, высоты, неожиданных звуков, одиночества, темноты, замкнутого пространства


5-6 лет

Страх собственной смерти, смерти родителей, различных виртуальных персонажей, страшных снов, нападения, войны, огня, пожара


Страхи возникают по ряду причин:

1) некое впол­не конкретное событие, случай, реально произошедший с ре­бенком. Сюда относятся боязнь собак, отрицательных пер­сонажей и... «нехороших» людей;

2) многое зависит от особенностей харак­тера ребенка, от степени его эмоциональной чувствительнос­ти и восприимчивости, тревожности;

3) запугивание в воспитании.

В старшем дошкольном возрасте прохо­дит самый насыщенный страхами период. И не столько пото­му, что дети воспринимают все более эмоционально, сколько по причине когнитивного развития. Они начинают четче раз­делять опасное и неопасное, страшное и нестрашное... Существует множество методик снятия страхов (игротерапия, куклотерапия, рисование), наиболее эффективным методом является сказкотерапия - целенаправленное ис­пользование сказок в психологической, коррекционной, психотерапевтической работе.

В основании этого метода лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе огромный скрытый смысл, опыт решения нашими предками сложных жизненных проблем.

Игра безоговорочно признана универсальной формой коррекции в дошкольном периоде. Опора на игровые, значимые для дошкольника мотивы в коррекционных занятиях делает их особо привлекательными и способствует успеху в коррекции.

Одним из средств преодоления детских страхов у детей дошкольного возраста является метод коррекционного воздействия сказки , который обладает следующими достоинствами :

1. Время появления основных сказочных сюжетов невоз­можно установить. В масштабах человеческой культу­ры — очень давно.

2. Сказки передаются от старшего поколения младшему в виде «пакета» с основными зафиксированными сюжетами.

3. Сказки могут служить матрицами и практически навер­няка служат источниками информации при образовании основных форм поведения и жизненных сценариев.

4. Большинство основных сюжетов имеют несколько вари­антов, из которых в данной местности или стране при­нят только один. Соответственно каждый конкретный ребенок узнает, как правило, один вариант сюжета.

5. Сказки работают преимущественно на бессознательном уровне. В жизни конкретного человека степень прояв­ленности, а также выбор между заранее подготовленны­ми действиями («сценарными ходами») зависит от кон­кретных событий и, таким образом — а возможно, иногда и напрямую — от работы сознания.

6. Сказочные предания являются самой устойчивой фор­мой передачи информации в культуре. Подавляющая часть их ровесников — мифов, законов, даже моральных предписаний и технических приспособлений, — сегод­ня в первоначальном

виде живут в лучшем случае в спе­циально изучающих их науках, но не в живой культуре.

7. Сказки совершенно никому не обязаны приносить ни­какой пользы. Они прыгают из мозга в мозг — и все (Д. Соколов).

Привлекательность сказок для коррекции и развития личности ребенка, их главные достоинства заключаются в следующем:

  • Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений.

  • Неопределенность места действия главного героя, позво­ляющая наполнить пространство сказки значимыми об­разами.

  • Образность и метафоричность языка, открывающего кладезь мудрости данной культуры, опыта поколений.

  • Победа добра, дающая психологическую защищенность.

  • Наличие тайны и волшебства, раздвигающие границы возможного.


Таблица 2. «Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия по Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой»


Этап

Назначение

Содержание этапа

1.Ритуал «входа» в сказку

Создать настрой на совместную работу.

Войти в сказку


Коллективное упражнение. Например, взявшись за руки в кругу, все смотрят на свечу


2. Повторение

Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились

Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз, что они помнят, использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий, как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз и пр.

3. Расширение

Расширить представления ребенка о чем-либо

Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь какому-либо существу из этой сказки и пр.

4. Закрепление

Приобретение нового опыта, проявление новых качеств в личности ребенка

Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт, совершаются символи­ческие путешествия, превращения и пр.

5. Интеграция

Связать новый опыт с реальной жизнью

Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня

6.Резюмирование

Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся

Ведущий подводит итоги занятий. Четко проговаривает последовательность происходящего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт

7.Ритуал «выхода» из сказки

Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде

Повторение ритуалов «входа» в занятия с дополнением. Ведущий говорит: «Мы берем с собой все важное, что было с нами, все, чему мы научились». Ребята протягивают руки в круг, как будто что-то берут из круга, и прикладывают руки груди


Сказка более информативна, чем обычная стиснутая речь. Она не выдает свои положения за что-то более се­рьезное, чем символы, метафоры и аналогии. В этом плане сказки, которые сочиняют сами пациенты, дают и материал для анализа, и названия для индивидуально значимых понятий. Ребенок почерпнет из сказки намного больше, если будет не просто пассивным слушателем, а непосредственным участ­ником сказочного сюжета. Он может путешествовать по ска­зочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попа­дая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные зако­ны» — нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями и педагогами.

Для того чтобы ребенок лучше «воспринимал» то, что с ним происходит в сказке, можно придумать ритуал вхождения в Сказочную Страну. Должно быть специальное место входа и выхода, а также ритуал, пропускающий детей в сказку. В каждом случае для ребенка должна создаваться «зона безопасности», он не должен чувствовать себя смущенным или виноватым, не должен бояться. Малыш просто слушает сказку, где соседствуют реальные и вымышленные события, фантастические и взятые из жизни персонажи, ребенок узнаёт новое, размышляет, сравнивает без неприятных психологических последствий.

Кроме того, психокоррекционная сказка должна предлагать замещающий опыт, самостоятельно или при помощи взрослого малыш выбирает варианты решения существующих проблем.
Каждый педагог, воспитатель, психолог, родитель имеет свои ценности, взгляды на мир и на стиль воспитания ребен­ка. Поэтому, выстраивая свою работу с детьми, каждый будет придумывать собственный сценарий путешествия по сказке. Сказочные образы несут в себе огромный смысловой и чув­ственный заряд. Например, образ зайца в русских народных сказках сцеплен с такими человеческими качествами, как тру­сость, нерешительность, он вызывает у детей сочувствие, со­переживание, желание помочь. Робкие дети нередко отожде­ствляют себя с этим сказочным персонажем. Победа трусли­вого сказочного зайчишки над волком или лисой восприни­мается ими как их собственная и может послужить стимулом к преодолению собственных страхов ребенка. Очень часто только в сказочной форме дошкольники могут познакомиться с та­кими сложнейшими явлениями и чувствами, как верность и предательство, бескорыстие и алчность, самоотверженность и подлость. В сказках все это изображено вполне доступно для восприятия ребенка и в то же время

Дети очень любят слушать и рассказывать сказки. Некото­рые сказки они готовы слушать несколько десятков раз, каж­дый раз переживая за героев и воспринимая события сказки, прорабатывая модели поведения, изучая характеры персона­жей. Однако рассказывание сказок как сказкотерапевтический метод имеет свои особенности.

Рассказывание группе или одному человеку новой или известной сказки от третьего лица. Рассказывает взрослый. В этом случае важны актерские умения и навыки: «вжиться» в героев сказки и передать их интонации, вовремя делать пау­зы и смысловые акценты. Самому рассказчику обязательно нужно подумать: «Что я могу транслировать слушателям?», чтобы не перенести им свое отношение к событиям, и свои ценности, и свою внут­реннюю проблематику.
Большинство людей склонны считать, что сказкотерапия является исключительно «детским» методом. Конечно, наиболее результативной она оказывается именно в работе с детской аудиторией, однако, возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ. Как подчеркивает ведущий психолог в данной области Т.Д Зиневич-Евстигнеева, сказкотерапию можно назвать «детским» методом, потому что она обращена к чистому и восприимчивому детскому началу каждого человека.








Литература



1. Арефьева, Т. А., Галкина, Н. И. Преодоление страхов у детей. Тренинг [Текст] / Т.А. Арефьева, Н.И. Галкина. - М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2005. -224с.

2. Гарбузов, В. И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье [Текст] / В. И. Гарбузов.- Санкт-Петербург: «Сфера», 1994.-160 с.

3. Захаров, А. И. Как преодолеть страхи у детей [Текст] / А.И. Захаров.- М.: Педаго­гика, 1986.-112с.

4. Китринская, У. Детские страхи и их возникновение [Текст] / Китринская У. - М.: На­ука, 1989.-202с.

5. Полухина, О. Сказкотерапия: теория и практика [Текст] // Жур­нал научных, образовательных и творческих проектов. -№2. -2002.

6. Практика сказкотерапии [Текст] // Под ред. Н. А. Сакович. - СПб.: Речь, 2005.-128с.

7. Черняева, С. А. Психотерапевтические сказки и игры [Текст] / С.А. Черняева.- СПб.: Речь, 2007.-128с.

8. Шишова, Т. Л. Как помочь ребенку избавиться от страхов [Текст] / Т.Л. Шишова. - СПб.: Речь, 2007.-144с.

9. Щербатых, Ю.В. Психология страха [Текст] / Щербатых Ю.В. – М.: Эксмо, 2007.- 512с.

10. Яковлева, М.В. Сказкотерапия и символдрама [Текст] // Школа здоровья.-1999.-N3.-С.64-78.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Красильникова Анна Геннадьевна

Дата: 23.05.2016

Номер свидетельства: 329757


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства