Использование метода коррекционного воздействия сказки для преодоления детских страхов у детей дошкольного возраста
Использование метода коррекционного воздействия сказки для преодоления детских страхов у детей дошкольного возраста
Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни, и значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование метода коррекционного воздействия сказки для преодоления детских страхов у детей дошкольного возраста»
Использование метода коррекционного воздействия сказки
для преодоления детских страхов у детей дошкольного возраста
Красильникова Анна Геннадьевна, воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад №37»,г.Новокузнецк
Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребёнка, мощный инструмент развития. Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.
Сказки, сказочные сюжеты позволяют смягчить поведенческий негативизм у ребенка и понять законы мира, в котором он родился и живет. На вербальном и эмоциональном уровне малыш осознаёт, что такое «хорошо» и что такое «плохо», он может примерить на себе роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, оценить тот или иной поступок со стороны и иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких людей. Ненавязчиво и непринужденно сказки помогают ребенку найти выход из затруднительных жизненных ситуаций и пути решения возникших конфликтов, оказывают поддержку его возможностей, веры в себя.
Сказки уместны в любой ситуации, пригодны во всех случаях жизни. Они открывают детям мир, помогают легче справляться с житейскими неурядицами, травмирующими психику. Устный рассказ и чтение вслух обладают удивительными свойствами. Они исцеляют душу, придают ребенку силы и формируют его личность, а также стимулируют детскую фантазию, склонную к образному мышлению.
Причинами страха считают реальную или воображаемую опасность. Страх мобилизует организм для реализации избегающего поведения, убегания.
Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни, и значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.
Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока.
От переживания страха следует отличать состояние тревоги. В отличие от страха, тревога — это переживание отдаленной и неясной опасности. Именно неопределенность не столько самого источника тревоги, сколько того, как этого переживания можно избежать или как устранить вызывающий его источник, характеризует ощущение тревожности.
Подавляющее большинство страхов в той или иной мере обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Обычно возрастные страхи существуют после возникновения 3 - 4 недели; это можно считать нормой. (Таблица1)
Таблица 1. «Возрастные страхи детей дошкольного возраста»
Возраст
Виды страха
8-10 мес.
Страх перед незнакомыми людьми
1 год
Страх одиночества
1 год 6 мес.
Страх долгого отсутствия мамы, домашнего шума, врачей, уколов
2 года
Страх наказания родителями, транспорта, некоторых животных, уколов, больниц
3-4 года
Страхи перед сказочными и мультипликационными персонажами, уколами и болью, страх крови, высоты, неожиданных звуков, одиночества, темноты, замкнутого пространства
5-6 лет
Страх собственной смерти, смерти родителей, различных виртуальных персонажей, страшных снов, нападения, войны, огня, пожара
Страхи возникают по ряду причин:
1) некое вполне конкретное событие, случай, реально произошедший с ребенком. Сюда относятся боязнь собак, отрицательных персонажей и... «нехороших» людей;
2) многое зависит от особенностей характера ребенка, от степени его эмоциональной чувствительности и восприимчивости, тревожности;
3) запугивание в воспитании.
В старшем дошкольном возрасте проходит самый насыщенный страхами период. И не столько потому, что дети воспринимают все более эмоционально, сколько по причине когнитивного развития. Они начинают четче разделять опасное и неопасное, страшное и нестрашное... Существует множество методик снятия страхов (игротерапия, куклотерапия, рисование), наиболее эффективным методом является сказкотерапия - целенаправленное использование сказок в психологической, коррекционной, психотерапевтической работе.
В основании этого метода лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе огромный скрытый смысл, опыт решения нашими предками сложных жизненных проблем.
Игра безоговорочно признана универсальной формой коррекции в дошкольном периоде. Опора на игровые, значимые для дошкольника мотивы в коррекционных занятиях делает их особо привлекательными и способствует успеху в коррекции.
Одним из средств преодоления детских страхов у детей дошкольного возраста является метод коррекционного воздействия сказки , который обладает следующими достоинствами :
1. Время появления основных сказочных сюжетов невозможно установить. В масштабах человеческой культуры — очень давно.
2. Сказки передаются от старшего поколения младшему в виде «пакета» с основными зафиксированными сюжетами.
3.Сказки могут служить матрицами и практически наверняка служат источниками информации при образовании основных форм поведения и жизненных сценариев.
4. Большинство основных сюжетов имеют несколько вариантов, из которых в данной местности или стране принят только один. Соответственно каждый конкретный ребенок узнает, как правило, один вариант сюжета.
5. Сказки работают преимущественно на бессознательном уровне. В жизни конкретного человека степень проявленности, а также выбор между заранее подготовленными действиями («сценарными ходами») зависит от конкретных событий и, таким образом — а возможно, иногда и напрямую — от работы сознания.
6. Сказочные предания являются самой устойчивой формой передачи информации в культуре. Подавляющая часть их ровесников — мифов, законов, даже моральных предписаний и технических приспособлений, — сегодня в первоначальном
виде живут в лучшем случае в специально изучающих их науках, но не в живой культуре.
7. Сказки совершенно никому не обязаны приносить никакой пользы. Они прыгают из мозга в мозг — и все (Д. Соколов).
Привлекательность сказок для коррекции и развития личности ребенка, их главные достоинства заключаются в следующем:
Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений.
Неопределенность места действия главного героя, позволяющая наполнить пространство сказки значимыми образами.
Образность и метафоричность языка, открывающего кладезь мудрости данной культуры, опыта поколений.
Победа добра, дающая психологическую защищенность.
Наличие тайны и волшебства, раздвигающие границы возможного.
Таблица 2. «Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия по Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой»
Этап
Назначение
Содержание этапа
1.Ритуал «входа» в сказку
Создать настрой на совместную работу.
Войти в сказку
Коллективное упражнение. Например, взявшись за руки в кругу, все смотрят на свечу
2. Повторение
Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились
Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз, что они помнят, использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий, как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз и пр.
3. Расширение
Расширить представления ребенка о чем-либо
Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь какому-либо существу из этой сказки и пр.
4. Закрепление
Приобретение нового опыта, проявление новых качеств в личности ребенка
Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт, совершаются символические путешествия, превращения и пр.
5. Интеграция
Связать новый опыт с реальной жизнью
Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня
6.Резюмирование
Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся
Ведущий подводит итоги занятий. Четко проговаривает последовательность происходящего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт
7.Ритуал «выхода» из сказки
Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде
Повторение ритуалов «входа» в занятия с дополнением. Ведущий говорит: «Мы берем с собой все важное, что было с нами, все, чему мы научились». Ребята протягивают руки в круг, как будто что-то берут из круга, и прикладывают руки груди
Сказка более информативна, чем обычная стиснутая речь. Она не выдает свои положения за что-то более серьезное, чем символы, метафоры и аналогии. В этом плане сказки, которые сочиняют сами пациенты, дают и материал для анализа, и названия для индивидуально значимых понятий. Ребенок почерпнет из сказки намного больше, если будет не просто пассивным слушателем, а непосредственным участником сказочного сюжета. Он может путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» — нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями и педагогами.
Для того чтобы ребенок лучше «воспринимал» то, что с ним происходит в сказке, можно придумать ритуал вхождения в Сказочную Страну. Должно быть специальное место входа и выхода, а также ритуал, пропускающий детей в сказку. В каждом случае для ребенка должна создаваться «зона безопасности», он не должен чувствовать себя смущенным или виноватым, не должен бояться. Малыш просто слушает сказку, где соседствуют реальные и вымышленные события, фантастические и взятые из жизни персонажи, ребенок узнаёт новое, размышляет, сравнивает без неприятных психологических последствий.
Кроме того, психокоррекционная сказка должна предлагать замещающий опыт, самостоятельно или при помощи взрослого малыш выбирает варианты решения существующих проблем. Каждый педагог, воспитатель, психолог, родитель имеет свои ценности, взгляды на мир и на стиль воспитания ребенка. Поэтому, выстраивая свою работу с детьми, каждый будет придумывать собственный сценарий путешествия по сказке. Сказочные образы несут в себе огромный смысловой и чувственный заряд. Например, образ зайца в русских народных сказках сцеплен с такими человеческими качествами, как трусость, нерешительность, он вызывает у детей сочувствие, сопереживание, желание помочь. Робкие дети нередко отождествляют себя с этим сказочным персонажем. Победа трусливого сказочного зайчишки над волком или лисой воспринимается ими как их собственная и может послужить стимулом к преодолению собственных страхов ребенка. Очень часто только в сказочной форме дошкольники могут познакомиться с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как верность и предательство, бескорыстие и алчность, самоотверженность и подлость. В сказках все это изображено вполне доступно для восприятия ребенка и в то же время
Дети очень любят слушать и рассказывать сказки. Некоторые сказки они готовы слушать несколько десятков раз, каждый раз переживая за героев и воспринимая события сказки, прорабатывая модели поведения, изучая характеры персонажей. Однако рассказывание сказок как сказкотерапевтический метод имеет свои особенности.
Рассказывание группе или одному человеку новой или известной сказки от третьего лица. Рассказывает взрослый. В этом случае важны актерские умения и навыки: «вжиться» в героев сказки и передать их интонации, вовремя делать паузы и смысловые акценты. Самому рассказчику обязательно нужно подумать: «Что я могу транслировать слушателям?», чтобы не перенести им свое отношение к событиям, и свои ценности, и свою внутреннюю проблематику. Большинство людей склонны считать, что сказкотерапия является исключительно «детским» методом. Конечно, наиболее результативной она оказывается именно в работе с детской аудиторией, однако, возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ. Как подчеркивает ведущий психолог в данной области Т.Д Зиневич-Евстигнеева, сказкотерапию можно назвать «детским» методом, потому что она обращена к чистому и восприимчивому детскому началу каждого человека.
Литература
1. Арефьева, Т. А., Галкина, Н. И. Преодоление страхов у детей. Тренинг [Текст] / Т.А. Арефьева, Н.И. Галкина. - М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2005. -224с.
2. Гарбузов, В. И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье [Текст] / В. И. Гарбузов.- Санкт-Петербург: «Сфера», 1994.-160 с.
3. Захаров, А. И. Как преодолеть страхи у детей [Текст] / А.И. Захаров.- М.: Педагогика, 1986.-112с.
4. Китринская, У. Детские страхи и их возникновение [Текст] / Китринская У. - М.: Наука, 1989.-202с.
5. Полухина, О. Сказкотерапия: теория и практика [Текст] // Журнал научных, образовательных и творческих проектов. -№2. -2002.
6. Практика сказкотерапии [Текст] // Под ред. Н. А. Сакович. - СПб.: Речь, 2005.-128с.
7. Черняева, С. А. Психотерапевтические сказки и игры [Текст] / С.А. Черняева.- СПб.: Речь, 2007.-128с.
8. Шишова, Т. Л. Как помочь ребенку избавиться от страхов [Текст] / Т.Л. Шишова. - СПб.: Речь, 2007.-144с.