kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование художественной литературы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ исследований проблемы агрессивного поведения детей позволил выделить в качестве важнейшего фактора, контролирующего агрессию — формирование эмпатии. В психологии под эмпатией понимается способность индивида эмоционально отзываться на переживания другого, мысленно или эмоционально встать на место другого человека, переживающего какие-либо чувства. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, который в дальнейшем становится фундаментом для самоопределения и становления самосознания его личности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование художественной литературы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №30





Л. И. Кашкара



Использование художественной литературы

по духовно-нравственному воспитанию детей

дошкольного возраста











































ст. Ленинградская,

2015

ББК 74.100.53

И-88



Печатается по решению редакционно-издательского совета Ленинградского базового социально-педагогического колледжа Краснодарского края, протокол № 1 от 27 февраля 2015 года




Составитель: Кашкара Л.И., старший воспитатель



Использование художественной литературы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Ленинградская: информационно-аналитический и издательский центр ГАПОУ КК «Ленинградский социально-педагогический колледж», 2015 – 24 с.







Пособие предназначено для формирования духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста через художественную литературу во всех видах продуктивной деятельности. Пособие рекомендовано воспитателям дошкольных учреждений и студентам во время прохождения практики.








Рецензент: Макарычева Н.В., к.п.н., преподаватель педагогики ГАПОУ КК ЛСПК





ББК 74.100.53

И-88











 Кашкара Л.И., 2015

 Ленинградский социально-педагогический колледж Краснодарского края, 2015

ВВЕДЕНИЕ


Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения - это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания. Мы дожили до тех времен, когда область дозволенного, нравственно допустимого, по меркам здравого смысла, резко сузилось. То, что недавно было абсолютно немыслимым, в современном мире стало абсолютной нормой. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Издавна в отечественной педагогике воспитание тесным образом связывалось с развитием духовно нравственной сферы сознания человека мыслящего, добродетельного, милосердного, совестливого, верящего в возможность совершенствования мира и людей, честного, трудолюбивого, скромного, уважительного, значит и ответственного.

Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей. Именно в этот период происходит приобщение ребенка к культуре, к общечеловеческим ценностям, формируются такие духовные начала, как любовь к родным и близким, чувство долга, совестливость и справедливость.

Актуальность концепции духовно нравственного воспитания и развития личности гражданина России, современный национальный воспитательный идеал (А.Я.Данилюк, А.М.Кандаков, В.А.Тишков) - это высоконравственный творческий, компетентный гражданин, принимающий судьбу отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях.

Через образовательную область художественно-эстетического развития возможно знакомство детей с перечнем произведений, направленное на предварительную работу по нравственному становлению личности ребёнка.
























Название произведения

Нравственный урок

Воспитание добрых чувств

Курочка ряба

русская сказка

Не в золоте счастье.

• Кто из героев, по-вашему, добрый и почему?

• В каких словах, поступках проявляется доброта героев сказки?

• На кого из героев сказки вы хотели бы быть похожи, кому хотите подражать?

Теремок

русская сказка

В тесноте, да не в обиде

• О чем говорится в сказке?

• Как ты понимаешь поговорку : «В тесноте, да не в обиде»?

Три медведя

русская сказка

Чьи хоромы, того и хлеб.

• Кому ты больше сочувствуешь: девочке или медведям? Почему?

Колобок

русская сказка

Не верь речам, где меду с лишком, не будь самоуверен слишком.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь

• Как помочь колобку?

• Кому из героев сказки хочется спасти колобка?

Репка

русская сказка

Вместе вдвое

Дело любое

Спорится у друзей.

Там, где дружат - живут, не тужат

• Почему деду удалось вырастить репку?

• А если бы не мышка, смог бы дед вытащить репку?

Кот и петух

русская сказка

Друг познается в беде

• Что произошло с петушком?

• Кто ему помог?

• А вы помогаете своим друзьям, попавшим в беду? Расскажите...

Рукавичка

русская сказка

В тесноте, да не в обиде.

• Поиграем в игру «Хорошо - плохо»:

- хорошо, что звери встретились в рукавичке

- плохо деду без рукавички

Гуси - лебеди

русская сказка

Как аукнется, так и от­кликнется.

• Мне почему-то больше всего в сказке нравится речка, яблонька и печка. Почему же? А кому сопереживаете вы?

Волк и семеро козлят

русская сказка

Захотел побыть волк в овечьей шкуре, да не вы­шло.

Живи смирнее, будешь всем милее.

• Кого вам больше всего жалко в этой сказке?

• Как вы относитесь к доверчивости козлят?

• Кому вы хотите подарить свою улыбку?

Лиса и заяц

русская сказка

На чужой каравай рот не раззевай, а пораньше вставай да свой затевай

Не имей сто рублей, а имей сто рублей.

Храни домашний очаг

Все делай с рассуждением

• Что произошло с зайкой?

• Почему зайчик поверил лисе?

• А вы поверили бы лисе?

• О чем говорят лицо, глаза человека, который что- то просит...

• Кто помог зайке?

• Почему петушок справился с лисой, а другие нет?

Маша и медведь

русская сказка

Глупый киснет, а умный все промыслит

Научит горюна другая сторона

• Почему так случилось, что она заблудилась?

• Какой выход нашла Маша из сложившейся си­туации?

• Мне жалко в конце сказки медведя. А вам?

• Как ему помочь?

• За кого вы радуетесь в сказке, а кому сочувст­вуете?

Кот - серый лоб, козел да баран

русская сказка

Один за всех и все за од­ного.

• Кого в сказке можно назвать самым верным и преданным другом?

Двa барана

русская сказка

Будь прям, да не будь уп­рям

Дракой прав не добудешь

Худой мир лучше доброй ссоры

• О чем эта история?

• Где встретились два барана?

• Почему они не могли разойтись?

• Из-за чего возник спор?

• Кто из них победил и как все закончилось?

Смоляной бочок

русская сказка

Долг платежам красен.

• Кого вы больше всего уважаете в сказке? За что?

Кривая уточка

русская сказка

Учись на добро отвечать добром.

• Мне очень жаль деда с бабой. А вам?

• Как их можно пожалеть, чем утешить?

Снегурочка

русская сказка

Не хлебом единым жив человек.

• Чем мне нравится Снегурочка? Угадайте!

Морозко

русская сказка

Как проживешь, так и прослывешь

Без труда нет плода

По труду и честь

• О чем эта сказка?

• Какая девочка вам больше нравится в произве­дении? Почему?

Лисичка со скалочкой

русская сказка

Что посеешь, то и пожнешь.


• Почему лиса и журавль не смогли подружить­ся?

• Что стало причиной ссоры?

• Чью сторону ты понимаешь?

• Почему же мне в этой сказке никто особенно не нравится?

• Как нужно помириться лисе и журавлю?

Лисица и журавль

русская сказка

Злом отвечать на зло -плохо.

• Как поругать героев сказки?

• С кем из своих друзей вы хотите помириться после прочтения этой сказки?

Солнце, мороз и ветер

русская сказка

Птице крылья, человеку разум.

• Кого и почему уважает человек больше всего?

• Чему вы радуетесь больше: солнышку, морозу или ветру?

Пузырь, соломин­ка и лапоть

русская сказка

Старый друг лучше новых двух

• Кому вы сочувствуете? Ведь надо уметь выби­рать друзей.

• А за что вы любите своих друзей?

Колосок

украинская сказка

Труд кормит, а лень пор­тит.

• За что вы хотели бы похвалить петушка?

Зимовье

русская сказка

В согласии жить - никто не одолеет.

Согласного стада волк не берет

• Угадайте, почему бык мне больше всех понра­вился? Он первый....

• Я радуюсь тому, что бык - преданный и вер­ный друг, а вы?

Пых

русская сказка

Видя кошку, мышь забыла и ложку.

• Докажите, что Аленка лучше всех.

Черепаха и заяц

русская сказка

Кто зазнается, без друзей остается

• О чем эта история?

• Кого вызвал заяц на соревнование?

• Почему заяц вызвал на соревнование по бегу именно черепаху?

• Как отнесся заяц к соревнованиям?

• Что он сделал во время состязаний?

• Кто победил?

• Раз черепаха победила в соревновании, то можно ли сказать, что заяц бегает быстрее че­репахи?

• Какие чувства испытывал заяц, когда узнал, что проиграл состязание?

• Почему заяц проиграл?

Хаврошечка

русская сказка

Как проживешь, так и прослывешь.

• Больше всего в сказке мне нравится... Кто? Угадайте!

• Я восхищена Хаврошечкой и хочу ее назвать по- другому, трудолюбочка. А как вы бы ее на­звали?

Каша из топора

русская сказка

Смекалка - второе счастье

• Кто вам больше нравится - солдат или баба?

• Почему?

Лисичка - сест­ричка и серый волк

русская сказка

Всякая птичка свои пе­сенки поет

• Кто вам больше всего жалко в сказке (старика, старуху, волка, хозяйку с блинами)

• На каком месте вы хотите остановить сказку?

• Почему?

Лиса и кувшин

русская сказка

За вину умный винит себя, а глупый - другого...

• Кого же тебе жалко в этой сказке?

• Хочется ли тебе помочь лисе?

У страха глаза велики

русская сказка

У страза глаза велики

• Почему так говорят: «У страха глаза велики: чего не было и то увидят»?

Кукушка

немецкая сказка

Мама - слово святое.

• Расскажите, как вы помогаете своей маме.

Два жадных мед­вежонка

венгерская сказка

Скупой платит дважды.

• Мне, конечно, жалко медвежат. Но больше всего я сочувствую старой медведице - маме. Почему?

Легкий хлеб

русская сказка.

Не потопаешь - не полопаешь

• Хорош ли легкий хлеб?

Царь - пастух

русская сказка

Мастерство за плечами не носить

• Зачем людям нужно ремесло?

Сестрица Аленушка и братец Иванушка

русская сказка

Мир не без добрых людей.


Любовь братская крепче каменных стен

• Полюбила я Аленушку за то, что она... (заботливая, нежная ласковая, преданная, чуткая...)

Котята

песенка

Там, где дружат, живут не тужат.

• Что такое дружба?

• Хорошо ли ссориться?

Вместе тесно, а врозь скучно

Д.К. Уишнский

Вместе тесно, а врозь скучно

• О чем говорится в рассказе?

• Почему ссорятся дети?

• Как можно им помириться?

• Как ты понимаешь название рассказа?

Умей обождать

Д.К. Ушинский

Вырасти вырос, а ума не вынес.

• О чем эта сказка?

• Что произошло с петушком? Кого он не по­слушался? Бросила ли курочка своего брата в беде?

• Как сестричка-курочка ухаживала за братиком-петушком?

Мышка на прогулке

Л.Н. Толстой

Много видит, да мало смыслит.

• Как ваша мама учит вас быть осторожными на улице?

Два Мороза

русская сказка

С трудом и мороз не страшен.

• О чем говорится в произведении?

• Какой из Морозов был прав?

• Какой вывод можно сделать? (труд согревает)

Муравей и голубка

русская сказка

Долг платежом красен

Сам погибай, а друга вы­ручай

• О чем это произведение?

• Как ты понимаешь слова: » Сам погибай, а друга выручай?» Подходят ли они к содержа­нию произведения?

Старик и сыновья

рассказ

Л. Н. Толстого

Доброе братство сильнее богатства

• О чем эта история?

• Сколько сыновей было у старика?

• О чем беспокоился старик?

• Что велел им принести?

• Почему сыновья не смогли сломать веник, а слабый старик смог? Как можно охарактеризо­вать старика, какой он?

Ворона и кувшин

рассказ

Л. Н. Толстого

Все делай с рассуждением.

Была бы охота, заладится любая работа.

Слезами горю не поможешь.

Кто ищет, тот всегда най­дет.

О чем говорится в произведении?

• Что случилось с галкой?

• Как она вышла из ситуации?

• Какие пословицы и поговорки можно подоб­рать к этому рассказу?

Пастух и волки

рассказ

Л. Н. Толстого

Один раз соврешь - другой раз не поверят. Правда - дороже денег

• О чем говорится в произведении?

• Что произошло с пастухом?

• Хорошо ли врать?

• Как вы понимаете слова: «Один раз соврешь -другой раз не поверят»?

Муравей и голубка народная сказка

Сам пропадай, а друзей выручай

Какая главная мысль произведения?

• Вы помогаете своим друзьям, попавшим в беду?

Сивка - бурка

русская сказка

Иванушка - дурачок, да в жизни не простачок!

За добро - добром платят

Храброму и смерть не страшна

• Как вы относитесь к Иванушке-дурачку?

• Чем похож Иванушки-дурачки во всех сказках? (уважают старших, смелые, хит­рые, жизнерадостные, ласковые, добрые, порядочные...)

Кирило Кожемяка

русская сказка

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

• За что Кожемяку можно назвать самоот­верженным?

Иван -

крестьянский сын и чудо-юдо

русская сказка

Береги платье снову, а честь смолоду.

• Мне нравится Иван за многое:

- во-первых, …

- во-вторых, …

- в-третьих, …

По щучьему велению

русская сказка

Долог день до вечера, ко­ли делать нечего.

• Мне не нравится Емеля. Почему? Разве так бывает?

• На каком месте вы бы остановили сказку?

Все золотое

русская сказка

Жадность не доводит до добра.

• Хорошо ли быть жадным?

Сказка о рыбаке и рыбке

А.С. Пушкин

Алчешь чужого, потеря­ешь все.

За большим погонишься - и малое потеряешь

Чего нет, того и хочется.

• Кого вам больше всего жалко в сказке?

• Какой был старик?

• Какая была старуха?

• Кто тебе наиболее симпатичен?

• Как бы вы помогли старику и рыбке?


Золушка Ш.Перро

Золото и в грязи блестит.

• Золушка не только красивая собой, но и...


Принцесса на горошине

Г.Х. Андерсен

Изнеженность - достоин­ство принцесс.

А нежность - человеку дар небес.

• Чем бы вы хотели быть похожими на принцессу?

Дюймовочка

Г.Х. Андерсен

Доброму везде добро.

• Я восхищаюсь Дюймовочкой. Почему - угадайте?

Гадкий утенок

Г.Х. Андерсен

Цыплят по осени считают.

• Мне нравится гадкий утенок за то, что он не стал злым, несмотря на все перенесен­ные обиды.

Чем пахнут ре­месла

Д.Родари

Маленькое дело лучше большого безделья.

• Почему труд хорошо пахнет, а безделье не пахнет никак?

Есть у меня шес­терка слуг

Р.Киплинг

Грамоте учиться – всегда пригодиться.

• Быть любознательным мальчиком (девочкой) - это хорошо (плохо)? Почему?

Нехотелка

шутка

Один в поле не воин.

• А вас или ваших друзей можно иногда на­звать нехотелкой?

• Что же вы всегда хотите, а чего часто не хотите?

Два товарища

Л.Н. Толстой

Без беды друга не узнаешь.

• Стало ли стыдно сбежавшему от страха товарищу?

• Как бы ты поступил на его месте?

Старик сажал яб­лони

Дед и внук.

Л.Н. Толстой

Добрый человек добру учит.

• Какие добрые дела ты сделал другим лю­дям?

• Можно ли смеяться над старостью?

Лев и собачка

Л.Н. Толстой

Для милого дружка и се­режку из ушка.

  • Есть ли у тебя настоящий друг? Расскажи о нем.

Отец и сыновья

Л.Н. Толстой

Век живи, век учись.

•Приведите примеры дружбы братьев и сестер.

Чашка Лгун

Л.Н. Толстой

Правда светлее солнца.

•Какой мальчик из двух рассказов тебе больше понравился? Почему?

Саша был трус

Л.Н. Толстой

У страха глаза велики.

•Как можно помочь Саше перестать быть трусом?

Играющие собаки

Д.К. Ушинский

Стыдно обижать малень­ких и слабых.

•Почему отец сказал мальчику: «Полкан добрее тебя»?

Стрекоза и Муравей

И.А. Крылов

Двое пашут, а семеро руками машут.

• Правильно ли поступил Муравей?

• Что же будет со Стрекозой?

Ворона и Лисица

Д.К. Ушинский

В очи льстив, а за очи лжив.

• Почему лисица льстила вороне?

Мудрый совет

В. Зотов

Ум хорошо, а два лучше

• За какое доброе дело нужно благодарить медузу?

Что такое хоро­шо и что такое плохо

В. Маяковского

Будем делать хорошо и не будем плохо.

• Какого мальчика вы полюбили, а какого нет? Почему?

Штопальная игла

Г.Х. Андерсен

Хвастаться и быть самоуверенным - плохо.

• Почему мне не нравится штопальная игла?

Заветный колос Кубанская народ­ная сказка

Нужно быть трудолюби­вым, целеустремленным, и твой труд будет возна­гражден.

• Попадались ли тебе в жизни такие само­уверенные люди?

Цветик семицветик

Для милого дружка и се­режка из ушка.

• Какими качествами обладал казак?

• Почему Урожай подарил ему заветный колос?

• Чем вам нравится или не нравится главная героиня?

• Почему девочка помогла мальчику?

• Расскажите о своей помощи людям?

На заставе

былина

Была, не была, что будет, то будет, а будет, что Бог даст.

• Кто главный герой произведения?

• Какими качествами он обладает?

Спящая красавица

Шарль Перро

Не у всякого жена Марья, а - у того, кому Бог дал.

• Какова основная мысль произведения?

(у каждого человека есть свое предназначе­ние, которое он призван осуществить в жизни).

Иван - царевич и серый волк

русская сказка

Что кому на роду написа­но, то тому Бог и даст.

• Ребята, чему учит нас эта сказка? (послу­шанию ответственности за свои поступки, помогать друг другу).

Царевна-лягушка

русская сказка

Покорись беде и беда по­корится.

• Какой урок несет нам эта сказка? Чему она нас учит? (развивать любовь к труду, милосердию, сочувствию, смирению).

Царевна Несмеяна

русская сказка

Долг платежом красен.

• Ребята, чем вам нравится или не нравится Царевна Несмеяна?

• Какие качества человека вам больше нра­вятся и почему?

Как рубашка в по­ле выросла

К.Д. Ушинский

За один раз дрова не сру­бишь.

• Какова главная мысль произведения?

• Каким трудом нам достается разные бы­товые предметы? Как нужно относится к ним?

Летучий корабль

Добро во век не забудется.

• Какими качествами обладает главный ге­рой произведения?

• Какова основная мысль произведения? (в мире нет ненужных людей)

Двенадцать меся­цев

Доброму Бог помогает.

• Какими качествами обладает главная ге­роиня произведения?

• Каков смысл сказки? (каждый получит по своим заслугам).

Стойкий оловянный солдатик

Г.Х. Андерсен

За честь хоть голову снести.

Каков есть, такова и честь.

• Какими качествами обладает оловянный солдатик?



ДОБРОТА И ТОЛЕРАНТНОСТЬ СПАСЁТ МИР



Есть белые дети,

Есть черные дети,

Есть желтые дети

На нашей планете.

Но дело не в цвете,

А в том, что на свете

Друг другу всегда

Улыбаются дети!

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Хочу я чтоб общими были на веке –

И небо, и море, и горы, и реки,

И снег, и тюльпаны, и солнце над нами.

Пусть будут все дети на веке друзьями!



СТИХИ О ТОЛЕРАНТНОСТИ

Толерантность. Что это такое? –

Если спросит кто-нибудь меня,

Я отвечу: "Это все земное.

То, на чем стоит Планета вся".

Толерантность - это люди света

Разных наций, веры и судьбы

Открывают что-то, где-то,

Радуются вместе. Нет нужды

Опасаться, что тебя обидят

Люди, цвета, крови не твоей.

Опасаться, что тебя унизят

Люди на родной Земле твоей.

Ведь Планета наша дорогая

Любит всех нас: белых и цветных!

Будем жить, друг друга уважая!

Толерантность - слово для живых!

**********

Толерантность - благо или нет?

Третий пункт нам говорит, что благо.

Вряд ли будет полон сей ответ,

Истины нам не добудет драга.

Истина совсем не там лежит,

Каждый россиянин скажет - "Знаю!"

Поговорку, что нам говорит:

"Человечек, твоя хата с краю!"

Я не верю поговорке той!

Ложь терпеть я тоже не желаю.

Стала Русь прекрасною страной,

Красивей её, увы, не знаю.

Запад толерантность положил,

Как подушку для своей свободы.

Россиянин взял и предложил,

Вдруг своё, свой козырь из колоды.

Разве может это помешать

Тем, кто толерантность обожает?

Мы способны сами всё решать,

Русь - активность людям предлагает!









События, жизнь меняя,

Слова создают такие

Хорошие и плохие.

Интолерантность – ужасное слово.

А слово другое – прекрасно особо.

Толерантность оно.

Вместе с ним к нам приходит добро.

Быть счастливым,

Любимым, терпимым

Нам всем поможет оно.

Люди на свет рождаются разными:

Непохожими, своеобразными.

Чтобы других ты смог понимать,

Нужно терпенье в себе воспитать.

Нужно с добром к людям в дом приходить,

Дружбу, любовь в своем сердце хранить.

**********

Что ж такое толерантность?

Может к бабушке любовь?

А быть может это то, что маме

Я на день рождения принес?

Понял я, что это – уважение

К мнению не только своему.

Видеть боль чужую

Я, по-моему, уже могу.

Дам монетку нищему,

Пожилому помогу.

Товарища в беде не брошу,

Злобу в класс я не пущу.

**********

Толерантность – это мир и дружба.

Об этом знать каждому нужно!

Будь толерантен всегда и во всем.

И любое дело будет тебе нипочем.

Если тебя обидел товарищ,

Не торопись ему отомстить.

Попытайся не раздражаясь

Неправоту его ему объяснить.

Не отвечай злобой на злобу.

Сдержанным будь всегда.

В этом случае насилью любому

Дать отпор ты сумеешь тогда.

Если ты к друзьям терпим,

Выслушать любого можешь.

Если нужно, то готов

Ты всегда прийти на помощь.

Веришь в чудо, доброту.

Взрослых уважаешь,

Маме с папой не грубишь,

Младших ты не обижаешь.

Значит, не зря все говорят,

Что ты толерантен.

Оставайся им всегда и

Будь еще галантен.

**********

Что такое толерантность?

Доброта, любовь и смех.

Что такое толерантность?

Счастье, дружба и успех.

Труд и вежливость – в почете!

Умный, честный, чистоплотный,

Ценит дружбу и друзей.

Смелый, ловкий и веселый,

Не обидит малышей.

Аккуратный, чуткий, скромный,

Бережет природу, честь.

Эти качества достойны

Толерантными их счесть.

Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

**********

Толерантность – это слово,

Словно книжка, как Букварь!

Толерантность всех научит,

Как вести себя и с кем.

Толерантны мамы, папы,

Толерантны ты и я – мы!

Толерантность – это чудо!

Пусть будет оно всюду.

Будь же умным ты всегда.

Чистеньким, ухоженным с утра.

Уважай родных и близких.

Будь любим ты и хорош.

Помогай всем, чем можешь.

Не стесняйся никогда

«Здравствуй» говорить с утра.

Добрый день и добрый вечер –

Вежлив будь и безупречен

**********


СТИХИ О ДОБРОТЕ

Добро и зло. Откуда это в человеке?

Когда становится он добрым или злым?

Быть может он рождается таким?

И существует ли добро в ХХ веке?

Ведь говорят, что стали мы и злее и черствее.

Но я уверенна, что большинство людей

В душе любовь и веру сохранили,

Хотя войну и голод пережили.

Добро и поныне в мире живёт,

Нет, оно никогда не умрёт!

Потому что всегда и во все времена

Люди верили в силу добра!

Эй, человек, оглянись-ка вокруг,

Сколько в мире прекрасного!

Разве может всё это вдруг

Стать жертвой взрыва страшного?!

Или нам мало войн и раздоров,

Ссор, аварий и катастроф?

Или мы до конца не поняли,

До чего ж стал мир жесток?

Доброта – это мир, это истина, правда.

Добрый должен быть каждый из нас,

Чтоб частичку её подарить когда-то

Обделённые в жизни хоть раз.

Хоть разок сделать доброе людям,

В них надежду и веру вселить,

Что зло умирает со зрением,

Но добро продолжает жить!

Да, в мире много добрых людей,

И они живут среди нас,

И добротой бескорыстной своей

Помогают нам каждый сейчас!

Пусть будет небо голубое,

А солнце - ясным!

Пусть человек не будет злым,

И станет мир прекрасным.

Выйдите люди, из своих квартир!

Слова мои хорошо слышны?

"Люди, доброта и толерантность спасёт мир!”

И вы мне поверить должны!

РАЗГОВОР О ДОБРОТЕ С РЕБЕНКОМ

Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече

«Добрый день» и «Добрый вечер».

И не зря ведь есть у нас

Пожелание «В добрый час».

Доброта — она от века

Украшенье человека…

Ах, как нам добрые слова нужны.

Не раз мы в этом убеждались сами.

А может не слова — дела важны?

Дела — делами, а слова — словами.

Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час

Когда они другим необходимы.

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.



Доброта

В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит по квартире доброта.

Утро доброе у нас.

Добрый день и добрый час.

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

И откуда, спросишь ты,

В доме столько доброты,

Что от этой доброты

Приживаются цветы,

Рыбки, ёжики, птенцы?

Я тебе отвечу прямо:

Это – мама, мама, мама!



Вовка добрая душа.

На глазах растут ребята!

Жил в стихах моих когда-то

Вовка — добрая душа.

(Так прозвали малыша!)

А теперь он взрослый малый,

Лет двенадцати на вид,

И читателей, пожалуй,

Взрослый Вовка удивит.

С добротой покончил Вовка,

Он решил — ему неловко

В зрелом возрасте таком

Быть каким-то добряком!

Он краснел при этом слове,

Стал стесняться доброты,

Он, чтоб выглядеть суровей,

Дергал кошек за хвосты.

Дергал кошек за хвосты,

А дождавшись темноты,

Он просил у них прощенья

За плохое обращенье.

Знайте все, что он недобрый,

Злее волка! Злее кобры!

— Берегись, не то убью! —

Пригрозил он воробью.

Целый час ходил с рогаткой,

Но расстроился потом,

Закопал ее украдкой

В огороде под кустом.

Он теперь сидит на крыше,

Затаившись, не дыша,

Лишь бы только не услышать:

«Вовка — добрая душа!»

(Агния Барто)



Добрых людей как всегда, не хватает…

Добрых людей, как всегда, не хватает,

Добрых людей, как всегда, дефицит.

Добрых людей не всегда понимают,

Сердце у добрых сильнее болит.

Добрые — щедро больным помогают,

Добрые — дарят тепло и уют,

Добрые — в ногу со слабым шагают

И никакого спа-си-бо не ждут.

(Генрих Акулов)

Добро и зло ведут свой спор

Добро и зло ведут свой спор

Как свет со тьмой всегда воюют

Такой у них уж уговор

Ведь Бог и дьявол существуют.

Как параллельные миры

Они нас всех сопровождают

И каждые свои дары

На перебой нам предлагают.

Ожесточенная борьба

За наши души происходит

У всех у нас своя судьба

И каждый путь ее проходит.

А по пути своей судьбы

Нас искушенья поджидают

И не без внутренней борьбы

Пороки люди побеждают.

Но дьявол очень уж хитер

Так просто сразу не сдается

Искусный он всегда актер

Вновь всех запутать удается.

Тогда одно спасенье храм

Что нам господь предоставляет

И очищает он всех там

Грехи заблудшим отпускает.

Вновь возрожденная душа

Свой путь по жизни продолжает

А дьявол снова не спеша

Ее как прежде искушает.

Ёжик

Сережа очень нелюдим,

Ох, как бы подружиться с ним?

А, может быть, напрасный труд?

Его не зря Ежом зовут.

Девчонки просят: «Ежик! »

Дай перочинный ножик.

А Коля крикнет всех смеша.

— Не уколитесь об Ежа!

Но Еж как будто глух и нем,

Сидит, не говорит ни с кем!

— Сережа, взять билет в кино?

А он сердито буркнет: «Нет!

— А на коньках пойдешь кататься?

— Нет, мама будет волноваться!

А вот уже под Новый год

Узнали об Еже,

Что Ежик с матерью живет

В подвальном этаже.

Что нет отца, а мать больна,

Давно уж не встает она.

И Ежик ходит за обедом,

И топит печь вдвоем с соседом.

И должен в комнате прибрать,

А иногда и постирать.

Конечно, трудно одному

Приходится Сереже.

Решил Алеша: мы ему

Все вместе–ка поможем.

Друзья стучатся у дверей

— Открой, Сережа, поскорей!

Мы в нашем переулке

Тебе купили булки.

И сахар взяли заодно

А здесь в пакетиках – пшено!

Давай готовить ужин.

Сережа был сконфужен.

Уж не казался он Ежом,

Он стал совсем не колкий.

Скорей за чайником пошел,

Достал посуду с полки.

Теперь хотел бы он дружить

Пожалуй, с целым светом.

Когда кому-то трудно жить —

Должны вы знать об этом!

(О. Высотская)


Добро людей не выбирает...

Добро людей не выбирает,

Оно, как солнышко, сияет

И дарит всем тепло и свет.

Границ у мощи солнца нет.

Как солнца луч, добро твори,

Его тепло боготвори.

И на своем земном пути,

Не выбирая, всем свети.


Две руки

Нам две руки природою даны,

И обе драгоценны и нужны.

Одна дары от жизни принимает,

Другая их с поклоном возвращает.

А что же остается у того,

Кто не жалеет в жизни ничего?

В его руках богатство остается,

Оно любовью к ближнему зовется.



Доброе утро

«Доброе утро!» –

Скажешь кому-то

И будет ему

Очень доброе утро,

И день будет добрый,

И добрые встречи,

И добрый, конечно,

Опустится вечер.

Как важно и нужно,

Чтоб сразу с утра

Тебе пожелали добра. (О. Бундур)

Закон доброты

Подумайте сами, ребята,

Случается так почему –

Котенка один обижает,

Другой лечит лапку ему.

Один воробья из рогатки

Старается сбить наповал,

Дугой, чтобы выходить пташку,

С земли воробья подобрал.

Один ранит палкой лягушку,

В костер ее тащит живьем,

А кто-то из лужи-ловушки

Мальков перенес в водоем.

Подобных примеров немало,

Подобных поступков не счесть.

Закон доброты правит жизнью,

У всех доброта в сердце есть!

(Е. Андреева)

Пожалуйста, добрым будь!

Легко обидеть собаку,

А проще – бездомную кошку,

И громко смеяться над другом,

Поставив ему подножку.

Легко не слушаться маму,

А проще – топнуть ногою,

Забыв, что она ведь устала,

Но всё же играет с тобою.

Легко быть злым и упрямым,

На ключ заперев своё сердце.

Но проще быть добрым самым,

Души распахнув своей дверцы.

Тогда ты погладишь собаку

И дашь молока котёнку,

А вместе с хорошим другом

Ты будешь смеяться звонко!

Увидишь, что маме плохо,

Её пожалеешь, обнимешь,

И мамину за день усталость ты,

Словно рукою, снимешь.

Пожалуйста, добрым будь!

Люби и животных, и книжки,

И будет тебе благодарен

Даже простой муравьишка ...

Добро возвратится добром.

Улыбка улыбкой вернётся

И в сердце горячем твоём

Только добром отзовётся! (Л. Ерохина)

Всем подарочек найдется

Чуть утро загорается,

Как я уже в саду.

Для всех, кто повстречается,

Подарочки найду.

Для Аленки – сказка,

Собачонке – ласка.

Шутка – солнышку-дружку.

Прибаутка – ветерку.

Гришке – полковрижки.

Крошки – воробьишке.

Ленточка – рябинке.

Песенка – Маринке.

Всем – улыбка и привет.

Ничего дороже нет! (С. Погореловский)

Урок доброты

В классе в зимний день с утра

Проходил урок добра.

Все старательно учились

И сегодня меж собой

Не конфетами делились,

А делились добротой.

Все обиды позабыли,

Мир всем классом заключили.

И решили – с этих пор

Никаких не будет ссор.

Чтоб в себе не замыкаться,

Будем вместе все держаться,

Будем классом успевать

Все друг другу помогать.

На экскурсию в музей

Приглашает нас Сергей.

А Семёнов Николай

Всех зовет к себе на чай.

На природу прогуляться

И на лыжах покататься

Предложили Катя с Инной

И Кудрявцева Марина.

Анжелика вместе с Геной

Убеждают вдохновенно

Над приютом шефство взять –

Ребятишек опекать.

– Трудно им без пап и мам.

Пусть родными станут нам! –

На уроке доброты

Было столько теплоты,

Что от этой теплоты

Распустились все цветы! (Н. Анишина)

Мир добрых сердец

В нашей семье все друг к другу с добром,

Мы душа в душу живём всемером.

Бабушка – кладезь земной доброты,

Целыми днями стоит у плиты.

Блюда готовит к столу от души,

Кушанья все у неё хороши.



Бабушке дед наш – покорный слуга,

Пара они – будто бы два сапога.

Бабушку нежно «голубкой» зовёт,

Всё, что ей нужно, с базара несёт.



Наши родители служат в больнице,

Там им приходится много трудиться.

Сутками мы их не видим порой,

Только приходят с дежурства домой,

Мы им стараемся дать отдохнуть,

Чтобы все силы и бодрость вернуть.



Наша обязанность в доме простая –

Жить, своим близким во всём помогая.

Не огорчать их, здоровыми быть

И на прогулку с собакой ходить.

Дочка – как мама, сын – как отец,

Наше семейство – мир добрых сердец. (Н. Анишина)

Делай добрые дела

Даже если дождь с утра –

Нет причин печалиться!

Делай добрые дела –

Грусть сама отвадится!

Помоги по дому маме:

Пол в квартире подмети.

Помоги скорее папе:

Плоскогубцы принеси.

Улыбнись сестренке Маше!

Это тоже ведь добро.

Станет мир прекрасней, краше!

Станет в комнате светло!..

В окна солнце заглянуло,

Озаряя мир вокруг.

И тихонечко шепнуло:

«Ты – мой самый лучший друг!»

(О. Гельская)





Я добрый человек

Жить привыкла красота

Там, где рядом доброта.

Отправляюсь я пешком

Красоту смотреть кругом.

Это радуги краса,

Это зореньки роса,

Это поле ветерка,

Нежность в запахе цветка.

Птички звонкой голосок,

Хлеба крепкий колосок,

Клин весёлых журавлей,

Небо Родины моей.

Рыбки плещутся в пруду,

Фрукты спелые в саду,

Лес грибной, кругом цветы.

Сбережём всё я и ты.

Если в сердце доброта,

Не исчезнет красота!

Расцветай, земля моя!

Ты добра и добрый я.

(Г. Даньшова)









































































































































































































Кашкара Любовь Ивановна







Использование художественной литературы

по духовно-нравственному воспитанию детей

дошкольного возраста











Компьютерный набор Кашкара Л.И.

Верстка и дизайн Кашкара Л.И.

__________________________________________________________________


Подписано в печать 10.11.2014. Формат 60x84/ 16 Усл. печ. л. 1,3

Тираж 15 экз. Заказ № 537 Бумага тип. № 1

__________________________________________________________________

Информационно-аналитический и издательский центр

Ленинградского базового социально-педагогического колледжа

Краснодарского края.

353740, Краснодарский край,

станица Ленинградская, ул. Красная, 152.

Тел.(86145) 7-01-40, 7-37-21. Факс: (86145) 7-31-41;

e-mail: [email protected]; www.lpk31.ru.

__________________________________________________________________






Отпечатано в типографии ГАПОУ КК

«Ленинградский социально-педагогический колледж»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Яровенко Н.С., Кашкара Л.И.

Дата: 10.03.2015

Номер свидетельства: 184058


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства