ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗОН ДОУ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗОН ДОУ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗОН ДОУ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Наймушина О.А., педагог-психолог,
Тюрк А.В., педагог-эколог
МБДОУ ЦРР-д/с №70 «Светлячок» г. Белгорода
Душа и тело взаимосвязаны и неотделимы
друг от друга. Психический недуг оказывает влияние
на тело, а недуг телесный – на душу. Невозможно
выхаживать тело, не выхаживая одновременно душу.
Гендерсон.
«Если хочешь быть здоров,… закаляйся!» - поется в одной замечательной и очень популярной песне. Хочется добавить, закаляйте не только физически – тело, но и свой дух, потому что духовная (психологическая) и физическая составляющие – это части одного целого, что называется з д о р о в ь е м человека – уникальной ценности, над которой необходимо работать всю жизнь, и которая всю жизнь будет приносить свои положительные результаты. Об этом говорил академик Н.М. Амосов, автор теории ограничений и нагрузок: «Человек прочен. Современная цивилизация предлагает человеку для здоровой и долгой жизни гораздо больше возможностей, чем ограничений. Нужно уметь ими пользоваться: отвергать излишки пищи и тепла, восполнять недостатки физических нагрузок и гасить чрезмерные психические раздражители. В этом и есть суть метода ограничений и нагрузок. Детали не важны. Что можно получить взамен? Спасение от болезней? Да и это. Продление жизни? Проблематично, но возможно. Но главное – это здоровье, возможность полноценно жить и трудиться».
Работа по сохранению и укреплению физического и психологического здоровья подрастающего поколения, особенно детей дошкольного возраста, является важной приоритетной задачей современности. В литературе существует до 100 понятий здоровья. Всемирная организация здравоохранения так дает определение здоровью: «Здоровье является состоянием полного физического, духовного, социального благополучия, а не только отсутствием болезней или физических дефектов» (1968 год). Из этого следует, что «здоровье» понятие комплексное и включает в себя триединство компонентов: физического, психического и социального.
Сотрудники лаборатории психологии профессионального развития личности Психологического института РАО так определяют все эти компоненты: «Физическое здоровье определяется удовлетворенностью человека функционированием своего организма (отсутствием болевых симптомов).
Труднее определить психическое и социальное здоровье. Многие авторы термин «здоровье» рассматривают, как меру способности человека быть активным и автономным субъектом собственной жизнедеятельности в изменяющемся мире и формировать позитивные личностные силы, обеспечивающие личностное здоровье. Психическое и социальное здоровье человека сводятся, по сути, к психическому здоровью. Другое дело, что в психологических проблемах социальные становятся социально-психологическими. Все они характеризуются устойчивой адаптацией, социализацией и индивидуализацией».
Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма ребенка и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды. Важнейшим фактором становления человеческой личности является окружающая среда, те психолого-медико-педагогические и социальные условия, которые созданы, в том числе, в дошкольном образовательном учреждении для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста. Нельзя не согласиться с академиком Амосовым Н.М. который утверждает, что «…сегодня с особой очевидностью необходима для нормального существования общества полноценная, многообразная, саморегулирующая среда. Именно она является важнейшим фактором духовного становления и совершенствования личности, ее идеалов, интересов, потребностей».
Современные подходы к организации предметно-развивающей среды в нашем дошкольном учреждении основаны на требованиях федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Реализуя эти требования, в нашем детском саду были дополнены и расширены зоны экологической направленности: фитобар, зимний сад, сенсорная комната, в группах старшего дошкольного возраста имеются мини-лаборатории для проведения опытно-экспериментальной деятельности с объектами неживой природы. На территории ДОУ организованы: экологическая тропа, разнообразные цветники по форме и направленности, мини зоопарк, огород с прилегающем к нему полем, ягодником и плодовым мини садом.
Воздействие зон экологической направленности на психологическое здоровье дошкольника трудно переоценить, потому что влияние природных факторов через привитие детям любви к природе, понимания происходящих в ней явлений, а затем через это чувство воспитать заботу об окружающей среде, о своем психическом здоровье и здоровье окружающих людей. Создание адаптивной среды позволит сохранить здоровье ребёнка. В результате это даст возможность обучающимся эффективно существовать и развиваться в постоянно изменяющихся условиях, чтобы оперативно справляться с современными ситуациями и прогнозируемыми вызовами XXI-го века.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗОН ДОУ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ »
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗОН ДОУ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Наймушина О.А., педагог-психолог,
Тюрк А.В., педагог-эколог
МБДОУ ЦРР-д/с №70 «Светлячок» г. Белгорода
Душа и тело взаимосвязаны и неотделимы
друг от друга. Психический недуг оказывает влияние
на тело, а недуг телесный – на душу. Невозможно
выхаживать тело, не выхаживая одновременно душу.
Гендерсон.
«Если хочешь быть здоров,… закаляйся!» - поется в одной замечательной и очень популярной песне. Хочется добавить, закаляйте не только физически – тело, но и свой дух, потому что духовная (психологическая) и физическая составляющие – это части одного целого, что называется з д о р о в ь е м человека – уникальной ценности, над которой необходимо работать всю жизнь, и которая всю жизнь будет приносить свои положительные результаты. Об этом говорил академик Н.М. Амосов, автор теории ограничений и нагрузок: «Человек прочен. Современная цивилизация предлагает человеку для здоровой и долгой жизни гораздо больше возможностей, чем ограничений. Нужно уметь ими пользоваться: отвергать излишки пищи и тепла, восполнять недостатки физических нагрузок и гасить чрезмерные психические раздражители. В этом и есть суть метода ограничений и нагрузок. Детали не важны. Что можно получить взамен? Спасение от болезней? Да и это. Продление жизни? Проблематично, но возможно. Но главное – это здоровье, возможность полноценно жить и трудиться».
Работа по сохранению и укреплению физического и психологического здоровья подрастающего поколения, особенно детей дошкольного возраста, является важной приоритетной задачей современности. В литературе существует до 100 понятий здоровья. Всемирная организация здравоохранения так дает определение здоровью: «Здоровье является состоянием полного физического, духовного, социального благополучия, а не только отсутствием болезней или физических дефектов» (1968 год). Из этого следует, что «здоровье» понятие комплексное и включает в себя триединство компонентов: физического, психического и социального.
Сотрудники лаборатории психологии профессионального развития личности Психологического института РАО так определяют все эти компоненты: «Физическое здоровье определяется удовлетворенностью человека функционированием своего организма (отсутствием болевых симптомов).
Труднее определить психическое и социальное здоровье. Многие авторы термин «здоровье» рассматривают, как меру способности человека быть активным и автономным субъектом собственной жизнедеятельности в изменяющемся мире и формировать позитивные личностные силы, обеспечивающие личностное здоровье. Психическое и социальное здоровье человека сводятся, по сути, к психическому здоровью. Другое дело, что в психологических проблемах социальные становятся социально-психологическими. Все они характеризуются устойчивой адаптацией, социализацией и индивидуализацией».
Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма ребенка и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды. Важнейшим фактором становления человеческой личности является окружающая среда, те психолого-медико-педагогические и социальные условия, которые созданы, в том числе, в дошкольном образовательном учреждении для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста. Нельзя не согласиться с академиком Амосовым Н.М. который утверждает, что «…сегодня с особой очевидностью необходима для нормального существования общества полноценная, многообразная, саморегулирующая среда. Именно она является важнейшим фактором духовного становления и совершенствования личности, ее идеалов, интересов, потребностей».
Современные подходы к организации предметно-развивающей среды в нашем дошкольном учреждении основаны на требованиях федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Реализуя эти требования, в нашем детском саду были дополнены и расширены зоны экологической направленности: фитобар, зимний сад, сенсорная комната, в группах старшего дошкольного возраста имеются мини-лаборатории для проведения опытно-экспериментальной деятельности с объектами неживой природы. На территории ДОУ организованы: экологическая тропа, разнообразные цветники по форме и направленности, мини зоопарк, огород с прилегающем к нему полем, ягодником и плодовым мини садом.
Воздействие зон экологической направленности на психологическое здоровье дошкольника трудно переоценить, потому что влияние природных факторов через привитие детям любви к природе, понимания происходящих в ней явлений, а затем через это чувство воспитать заботу об окружающей среде, о своем психическом здоровье и здоровье окружающих людей. Создание адаптивной среды позволит сохранить здоровье ребёнка. В результате это даст возможность обучающимся эффективно существовать и развиваться в постоянно изменяющихся условиях, чтобы оперативно справляться с современными ситуациями и прогнозируемыми вызовами XXI-го века.