kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ИНТЕГРАЦИЯ предмета «Самопознание» в образовательное пространство детского сада

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Самопознание» как дисциплина способствует выявлению в каждом воспитаннике общечеловеческих ценностей, обладает бесценными сокровищами, приобщение к которым обогащает его жизнь духовными знаниями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ИНТЕГРАЦИЯ предмета «Самопознание» в образовательное пространство детского сада»

ИНТЕГРАЦИЯ предмета «Самопознание» в образовательное пространство детского сада



Чтобы ответить на вопросы бытия, нужно возродить общечеловеческие ценности, вернуться к своим собственным истокам.  И я убеждена, что поиск этой дороги к роднику с хрустальным источником духовности – задача из задач для каждого в отдельности человека и для нас всех вместе, ныне живущих и только вступающих в жизнь людей. И если хотите, назовите ее дорогой к Храму знаний о человеке.

С.Назарбаева

 

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, осознавания своей индивидуальности в окружающем мире. 

Самопознание это глубокое и целостное познание себя, познание не только своей физической и психической природы, но прежде всего осознание своей высшей духовной природы. В процессе самопознания важно не накопление информации, а качество преображения личности.  

В связи с этим, «Самопознание» как дисциплина способствует выявлению в каждом воспитаннике общечеловеческих ценностей, обладает бесценными сокровищами, приобщение к которым обогащает его жизнь духовными знаниями.

Какова же истинная цель воспитания в детском саду «Самопознание»? Чтобы каждый ребенок ощущал себя счастливым человеком! Окружить его лаской, нежностью, добром и улыбкой. Духовность можно понимать, как данную свыше способность сопереживать, сочувствовать, сознавать. Важно напитать ребенка, с самого раннего детства добром, всем прекрасным и благородным, развивая в нем самые важные добродетели: любовь, сострадание, терпимость, мир и спокойствие, правдивость.

Целью дошкольного образования является разностороннее целостное развитие  личности воспитанника, ориентированного на общечеловеческие ценности.

Для выполнения поставленной цели воспитатели детского сада № 15 в обязательном порядке проходит повышение квалификации по обновленной программе по теме: «Научно-методические основы преподавания предмета «Самопознание», разрабатывают интегрированные занятия на основе программы НДО «Самопознание».

Все педагоги осуществляют научно-методическую деятельность по индивидуальным темам самообразования в рамках программы нравственно-духовного образования «Самопознание».

Не каждый педагог, даже очень грамотный, владеющий методикой, может раскрыть в детях общечеловеческие ценности, если в нем нет самого главного – «любви к детям, знания о его психологии. Поэтому очень важно, какой воспитатель окажется рядом и поведет его за руку по пути жизни, важно найти те добрые глаза, те отзывчивые души, кто вдохновит на добрые поступки. И научит любить сердцем. Можно сколько угодно говорить о том, что надо беречь природу и дети будут повторять эти слова за воспитателем. Но знает ли он, понимает ли он как беречь? Он знает о яблоке из рассказов воспитателя: это фрукт, растет на дереве, о и его свойствах, вкусовых качествах и т.д. А правильнее привлечь детей к действиям: посадить зернышко, саженцы, семечко. Вместе наблюдать за процессом роста, вместе поливать, рыхлить, наблюдать в ожидании результатов своего труда, своих действий. Появится ли у детей интерес, запомнит ли он что необходимо для роста растений – свет, тепло, воздух, вода, уход. Что еще необходимо для роста растения, конечно энергия любви, которая творит чудеса. Дети, сами участвующие в процессе посадки, ухода растений  никогда не сломают ветку, не затопчут траву, они научатся не только говорить, что природу надо беречь, но по - настоящему будут беречь ее и любить. Это и есть интеграция, когда во все наши образовательные действия вложена частичка сердца.

Задача дошкольного образования состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, форсировании сроков перевода его на  школьные «рельсы», а в том, чтобы создать условия для наиболее полного раскрытия его духовно-нравственного, творческого, интеллектуального потенциала. Одним из путей оптимизации соотношения двигательной, интеллектуальной, творческой  и, самое важное, нравственно-духовной деятельности дошкольников рассматривается  процесс интеграции предмета «Самопознание» в дошкольное образовательное пространство

В нашем детском саду каждое занятие начинается Позитивного настроя и сопровождается красивой, спокойной музыкой. Позитивный настрой в начале дня настраивает детей на позитивное мышление, успокаивает тех, кто немного эмоционален или тревожен, активизирует их познавательную деятельность, способствует общению и осуществлению индивидуального подхода к каждому ребенку. В итоге при постоянной поддержке позитивного настроя формируется и положительное мышление, которое приводит ребенка к гармонии с собой и окружающим миром.

На занятии детям предлагают послушать образные выражения нравственно-духовного содержания, крылатые слова, соответственно возрасту детей (это поговорки, пословицы, афоризмы). Примеры: «При солнышке тепло, при матери добро», «Дом там, где наше сердце», «Землю солнце красит, а человека труд»

Детям младших групп педагог наглядно дает пояснение, определяющее содержание. В старших группах дети сами дают определение содержанию крылатых слов, запоминают, заучивают

На занятии используются притчи, короткие рассказы, сказки, истории, помогающие детям понять, а воспитателю раскрыть общечеловеческие ценности на примере поступков героев, персонажей, о которых душевно не читает, а рассказывает воспитатель. Рассказ, притча должны быть интересны и  понятны детям по содержанию, иллюстрировать и подчеркивать значение нравственных ценностей.

Важно личное отношение ребенка (детей) к действиям и поступкам в рассказанной притче, выявление ценности.

Цель рассказывания - раскрытие общечеловеческих ценностей, задача - воспитание ценностей

Затем дети выполняют творческую работу, связанную с темой и целью занятия, желательно  использовать спокойную, красивую музыку. Групповая творческая деятельность объединяет детей, развивает способности, гармонию с окружающим миром. После окончания, дети анализируют свою деятельность.

Пение песни обязательный метод занятия, содержание песни связано с темой и целью занятия. Ее место определяет педагог, песня может быть итогом занятия, может быть завершением работы над художественным произведением. Это зависит от построения структуры занятия. Исполнение песни развивает у детей сопричастность к прекрасному и доброму, дружеские чувства друг другу. Вызывает хорошее, светлое настроение и конечно помогает раскрыть и запомнить ценность.

Заканчивается занятие методом: «Посидим в тишине», где дети, закрыв глаза, успокаиваются, и находят покой в тишине окружающего мира, думают о том, что нового и хорошего они узнали сегодня на занятии. Важным моментом является настроение воспитателя, его отношение, его позиция к происходящему т.к. его состояние внутреннего покоя передается детям, приводит их к позитивному настрою.

Интеграция дисциплины «Самопознание» в целостный педагогический процесс детского сада объединяет образовательные области, разные виды учебно-воспитательной деятельности в единую систему, что обеспечивает гармонию педагогического процесса…

Интегрированное  системное воздействие образовательных областей на воспитанников во много раз активнее, чем влияние каждого из них по отдельности.

В настоящее время в детском саду педагоги выполняют» социальный заказ родителей, подготовить детей в школу, основным критерием, является его умение читать, считать. Конечно, это не маловажно, но куда важнее научить его сопереживать, помогать, понимать, чувствовать плечо друг друга, радоваться его успехам, поддерживать, вместе смеяться и дружить. Уметь сказать - прости, уметь совершать добрые поступки…

Современный мир стремится к большим знаниям и более раннему их приобретению, но надо бы всем нам помнить слова В. Белинского: «Человеческое знание состоит не из одной математики и технологии. Напротив, это только одна сторона знания, это еще только низшее знание, высшее объем лет собой мир нравственный. А нравственность – это состояние развитости внутреннего мира человека, его совесть, сознание, характер. Чем больше в человека нравственности, тем больше он Человек».

Для успешной реализации Программы нравственно-духовного образования  «Самопознание» в образовательном процессе детского сада необходима  поддержка  со стороны  родителей. Поэтому взаимодействие  с  родителями в решении задач духовно-нравственного воспитания дошкольников является для воспитателей детский сад № 15 «Золотая рыбка» первостепенной. 

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй.

Каждому родителю важно осознавать то, что его  ребенок должен воспитываться в атмосфере любви, гармонии, добра и благородства, и то, что каждая минута общения с ребенком  должна  быть насыщена  отцовской и материнской любовью. В совместной деятельности педагогов и родителей зародится то, о чем мечтал В.А. Сухомлинский: «Духовная общность между взрослым и маленьким». Во взаимодействии с родителями педагогический коллектив решает следующие задачи:

- изучает основные принципы духовно-нравственного воспитания детей;

-изучает уровень педагогической грамотности родителей;

- определяет уровень их активности в осуществлении совместной деятельности с коллективом детского сада по вопросам воспитания детей.

 И решать эти задачи нам помогают дополнительное образование вне учебной деятельности по адаптированным программам, интегрированных с программой НДО «Самопознание». Во второй половине дня проводятся вне учебные виды деятельности. Основными задачами, которых  является развитие духовно-нравственных, познавательных качеств и творческих способностей детей.

Программа «Сказочная страна» направлена на  развитие  творческих способностей детей. Данная программа реализуется во второй половине дня через театральные постановки волшебных, добрых сказок, ориентированных на общечеловеческие ценности, где добро побеждает зло. Ребенок даже самый застенчивый становится  активным исполнителем понравившейся роли. Дети помогают друг другу в игровой постановке, усваивают азы хорошей исполнительской роли, что способствует воспитанию выдержки, терпению, уравновешенности и ответственности.

Программа «Волшебный мир танцев» ориентирована на выявление, раскрытие и развитие специальных (художественных) способностей каждого ребенка, развитие духовно-нравственных качеств детей. Она направлена на формирование у дошкольников навыков танцевальной техники, красоты и грации, а также  нравственно – волевых качеств личности.

Программа искусства «Оригами» направлена на работу развития мелкой моторики, способствует интеллектуальному, речевому развитию детей, а самое главное, сохранению психологического и физического развития дошкольника.

Самопознание – это не количество определенных мероприятий, занятий. Это системное, последовательное целостное развитие и воспитание, где знания должны стать умениями и перейти в навыки.

Каждое утро в детском саду прием детей начинается с приветствия, со встречи каждого ребенка с улыбкой и душевной теплотой, высказывания родителям позитивных пожеланий: «Добрый день, желаем удачного рабочего дня!»

  Позитивный настрой в начале дня настраивает детей на позитивное мышление, успокаивает тех, кто немного эмоционален или  тревожен, активизирует их познавательную деятельность, способствует общению и осуществлению   индивидуального подхода к каждому ребенку. В итоге при постоянной поддержке позитивного настроя формируется и положительное мышление, которое приводит ребенка к гармонии с собой и окружающим миром.

Проявление любви и доброжелательного отношения воспитателя к детям является главным условием создания благоприятного психологического климата в группе. Необходимо обратить внимание на процесс выявления в каждом ребенке общечеловеческих ценностей и развитию нравственно-духовных качеств личности.

Утренняя гимнастика способствует созданию хорошего настроения, активизации двигательной деятельности ребенка. После специального музыкального сигнала дети готовятся к гимнастике, самостоятельно регулируют свое движение и стараются правильно выполнить каждое упражнение. Правильно выполненная команда воспитывает в них дисциплинированность».

Важно напомнить детям, о том что в здоровом теле – здоровый дух!

Правильное питание – залог здоровья каждого ребенка.  В процессе приема пищи дети узнают и приобретают культурно-гигиенические навыки (бережное отношение к хлебу, уважение к труду взрослых и т.д.). Соблюдение этики за столом способствует воспитанию в детях культуры поведения (не разговаривать во время еды, держать правильно осанку во время сидения за столом, правильно использовать столовые приборы, благодарить поваров за вкусное приготовление еды и т.д.). 

Организация прогулки – это возможность для раскрытия духовного-нравственного потенциала ребенка. Прогулка является одним из  основных средств воспитания нравственных качеств личности.  В этих условиях мы соблюдаем один из основных принципов методики преподавания дисциплины «Самопознание» - принцип природосообразности - и тем самым обеспечиваем эффективность процесса духовно-нравственного воспитания детей. Во время прогулки практикуются общечеловеческие ценности: понимание ребенком своей духовной природы, проявление бескорыстной любви к окружающему миру, единение с ней,  достижение внутреннего покоя,  соблюдение правил праведного поведения и как результат – проявление ненасилия ко всему живому.

Игровая деятельность на прогулке. В ходе игры воспитатель вместе с детьми извлекает нравственный урок.  С учетом погодных условий на прогулке организуются все виды игр (подвижные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, строительные, словесно-дидактические, музыкальные, игры-забавы). 

Задача воспитателя по окончании дня заключается в  содействии позитивному настрою ребенка. Чтобы при встрече с родителями у дошкольника появилось желание  поделиться своими успехами, он должен испытывать радостное ощущение от мысли, что на следующий день  опять придет в детский сад. Воспитатель провожает каждого ребенка с улыбкой, рассказывает его родителям о позитивных моментах текущего дня, о его  успехах и достигнутых результатах.  Очень важно, чтобы ребенок сам выразил потребность  рассказать родителям о своих достижениях. Это способствует тому, что взрослые смогут  поощрить и поддержать его.

Если мы научили ребенка слушать свое сердце и делать только то, что подсказывает сердце, то он найдет свое место в жизни и выполнит миссию Человека на Земле. Воспитатели, общаясь ежедневно, ежечасно, ежеминутно с детьми являются живым мостиком между миром Прекрасного и ребенком. А это задача не простая. Это требует напряжения духовных сил, самоотдачи, любви. Чтобы воспитывать, надо самому чувствовать и верить в то, что несешь ребенку, быть, а не казаться живым соучастником  этого процесса.

«Воспитание не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка» Сухомлинский В.А

 







































Коммунальное Государственное Казенное Предприятие

Детский сад №15 «Золотая рыбка»

ГУ «Отдел образования города Риддера»









Интеграция предмета «Самопознание»

в образовательное пространство

детского сада













Подготовила: заведующая Шлемова Н.О.

24 января 2017года











г. Риддер














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ИНТЕГРАЦИЯ предмета «Самопознание» в образовательное пространство детского сада

Автор: Шлемова Наталья Олеговна

Дата: 20.01.2018

Номер свидетельства: 451198


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства