Интегрированная образовательная деятельность по экологии и развитию речи во второй младшей группе:
«По лесным дорожкам»
Автор: Сковоронских Ольга Анатольевна – воспитатель СП ДО МАОУ Каменской СОШ в Тюменской области, Тюменском районе.
Цель: Формирование экологической культуры младших дошкольников, развитие познавательной и речевой активности.
Задачи:
- Закрепление знаний детей о приметах осени, об осеннем явлении природы – листопаде.
- Обогащение знаний детей о том, как животные готовятся к зиме.
- Развитие умений детей заучивать стихи при помощи мнемотаблиц.
- Развитие речи методом пальчиковых игр.
- Закрепление в памяти детей названия цветов: красный, желтый, зеленый.
- Воспитание желания беречь и любить природу.
Организационный момент: дети встают в круг.
Воспитатель:
Собирайтесь дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
От ваших добрых улыбок к нам в группу заглянуло солнышко и осветило нашу комнату. Оно просыпается раньше всех, умывается из тучки, поднимается высоко в небо и начинает совершать добрые дела. А какие добрые дела совершает солнышко?
Ответы детей: землю обогревает, ярким светом освещает, всех будит, свет нужен деревьям, растениям и т.д.
Воспитатель хвалит детей и предлагает поиграть.
Пальчиковая игра «Солнышко»
Солнышко-солнышко
Золотое донышко,
(руки вытянуть, вращать кистями рук)
Гори, горя ясно,
Чтобы не погасло.
(сгибать и разгибать пальцы рук)
Побежал в лесу ручей,
Прилетели сто грачей.
(волна руками)
А сугробы тают, тают,
(приседать медленно)
А цветочки подрастают.
(встать)
Воспитатель:
Но иногда солнца не хватает, оно не такое яркое и теплое. В какое время года это бывает? (Осенью) Правильно. Если солнце стало реже появляться на небе, если греет плохо, значит, наступила осень.
Дидактическая игра: «Какая погода…»
- Если на улице хмуро (хмурая)
- Если ветер (ветреная)
- Если пасмурно (пасмурная)
- Если светит солнце (солнечная)
Воспитатель предлагает изобразить мимикой хмурую погоду и солнечную.
Дети рассказывают стихи:
- Наступила осень,
Пожелтел наш сад.
Листья на березе
Золотом горят.
Не слыхать веселых
Песен соловья,
Улетели птицы
В теплые края.
- Реже солнышко блестит
Теплыми лучами.
К югу стая птиц летит,
Расставаясь с нами.
Частый дождик за окном -
Небо тучкой плачет.
Листья желтые кругом –
Это осень значит.
Воспитатель:
Сегодня ясная, солнечная погода и я вас приглашаю на прогулку в осенний лес.
Игра «В лесочек»
Добрый лес, старый лес,
Полный сказочных чудес.
(Руки в стороны, поворот туловища)
Мы идем гулять сейчас
И зовем с собою вас.
Ждут вас на лесной опушке
Птички, бабочки, зверушки.
(ходьба)
По тропинке мы пойдем
Друг за дружкою гуськом,
(змейкой)
На носочки встали
К лесу побежали.
(Бег на носочках)
Ноги выше поднимаем,
На кочки мы не наступаем,
(высоко поднимаем ноги)
И снова по дорожке
Шагают наши ножки.
(ходьба)
Воспитатель:
Вот мы и пришли в осенний лес. Посмотрите сколько здесь красивых деревьев.
(Дети подходят к березке)
Воспитатель:
Какое это дерево? (береза)
Какого цвета ствол у березы? (белый)
А что еще есть у дерева? (ветки)
Какого цвета листья? (желтый, коричневый) Они большие или маленькие?
Заучивание стихотворения «Белая берёза» с помощью мнемотаблиц.
Белая береза косы распустила,
Белая береза ветки опустила.
Желтые листочки косы украшают
И на землю тихо, тихо опадают.
Воспитатель:
Ребята, а если летит много разноцветных листьев, как это называется? (Листопад) Давайте сделаем и на нашей полянке «листопад».
Листопад, листопад, листья желтые летят.
(Дети подбрасывают много разноцветных листочков)
Игра «Разложи листочки по цвету»
(дети под музыку раскладывают листочки в разные корзинки)
Воспитатель:
Дети, а что это за чудесное дерево появилось на полянке? (ёлка)
Подумайте, чем оно отличается от других деревьев (нет листьев, есть иголки) Какие они? (колючие, острые, прямые)
У еловых веток есть другое название – хвоя. Сейчас я разотру пальчиком иголочку, и вы почувствуете запах. Какой он? (хвойный, ароматный, приятный)
Ой, кто-то спрятался под ёлкой, только одни ушки выглядывают.
(Дети достают зайчика)
Воспитатель:
- Дети, скажите, пожалуйста, как зайчик готовится к зиме? (ответы детей)
- А белочка как готовится? Что заготавливает на зиму? (ответы)
- А ёжики строят теплое гнездо на земле из листьев и укрываются сверху листьями и так зимуют.
- Мишка тоже готовится к зиме, он строит себе берлогу, забирается в нее и спит до весны.
Зайчик пришел к нам в гости, давайте с ним поиграем.
Игра пальчиковая «Зайчик»
Жил был зайчик
Длинные ушки,
(показать длинные ушки)
Отморозил зайчик
(потереть ладони)
Носик на опушке.
(потереть нос)
Отморозил носик,
Отморозил хвостик,
(тереть копчик)
И поехал греться
К ребятишкам в гости.
(крутить руль)
Там тепло и тихо,
(руки под щёчку)
Волка нет,
(запретный знак)
И дают морковку на обед
(погладить живот)
Воспитатель:
Вы с зайчиком поиграли и рассказали, как животные готовятся к зиме, он вас благодарит и дарит корзинку с овощами и фруктами.
Игра «Угадай на вкус»
(Дети закрывают глаза, им дают попробовать кусочки фруктов и овощей, они угадывают)
Воспитатель:
А вот и автобус приехал за ребятами, он довезет нас до детского сада.
Автобус едет в детский сад,
В нём сидят ребята.
Они рядышком сидят
И в окошечко глядят.