kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Интеллектуальное развитие дошкольников посредством ручного труда"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта. Квиллинг. В своей работе подробно описала свой педагогический опыт. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Интеллектуальное развитие дошкольников посредством ручного труда"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №3 «Ручеек»

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

познавательно-речевого развития детей



Обобщение опыта работы по теме

Интеллектуальное развитие дошкольников посредством ручного труда



Подготовила: воспитатель первой категории

Данилова Татьяна Валентиновна








р.п. Дедовичи

2019 год.

Содержание

Введение

2

I. Теоретические основы формирования интеллектуальных способностей старших дошкольников

4

1.1. Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность

5

1.2. Нетрадиционные приемы работы с бумагой в развитии детского художественного творчества у старших дошкольников

7

II. Интеллектуальное развитие дошкольников посредством ручного труда

10

III. Работа с родителями

13

Вывод

14

Литература

15

Приложения


  1. Исследование состояния ручной моторики

  2. Динамика интеллектуального развития воспитанников 2017 -2019г.г

  3. Педагогический проект «Квиллинг – красота из бумаги»

  4. Работа кружка «Бумажная фантазия» 2018-2019г.г

  5. Конспекты занятий худ. творчество (старший возраст)

  6. Техники работы с бумагой

  7. Мастер- класс «Цветок» техника квиллинг

  8. Рекомендации по работе с бумагой

  9. Консультация для родителей

«Моторика и ее роль в развитии ребенка»















Введение

«Истоки творческих способностей

и дарований детей на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами: чем больше мастерства

в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Сухомлинский В.А.

Работая в дошкольном образовательном учреждении, нередко задаёшь себе вопросы: от чего зависит успешность ребенка в школе? Каким образом стимулировать его развитие? Психологами доказано, что уже с самого раннего возраста начинает формироваться личность человека.

Современный ребенок большую часть своего сознательного времени проводит в детском саду, вместе с детьми и воспитателями. Задача педагогов заключается в том, чтобы создать такие условия, которых ребенок стал бы успешным.

Процесс глубоких перемен выдвигает в качестве приоритетной проблему развития интеллектуальных способностей, способствующей формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Выпускник детского сада способен планировать свои действия, направленные на достижения конкретной цели, применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим.

А истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т.к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.





  1. Теоретические основы формирования интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста


Многие учёные, педагоги, психологи обращали серьёзное внимание на значение развития мелкой моторики рук. Аристотель говорил: «Рука - это инструмент всех инструментов», подразумевая под этим взаимосвязь руки с мыслительными способностями. Важность развития руки отмечал Кант: «Рука - это своего рода внешний мозг».

Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.

Анализ и синтез при обработке информации в центральной нервной системе обеспечивает сознательный отбор наиболее отточенных моторных функций. Ребенок осознает, что при улучшении моторных функций он чувствует себя более комфортно в любой ситуации, в любой среде.

Все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются “мощным средством” повышения работоспособности головного мозга.



















    1. Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю

интеллектуальную деятельность.


Ручной труд является огромным

фактором умственного развития ребенка

Блонский

Учеными давно доказано, что труд оказал большое влияние на развитие всего человечества. Точно так же труд оказывает значительное влияние и на развитие ребенка.

Все представления и понятия ребенок получает при манипулировании с предметами. Это влияет на его речь, так как участок коры головного мозга, который ответствен за речь, располагается рядом с зоной, отвечающей за развитие мелкой моторики рук. Поэтому ручной труд помогает совершенствовать не только мелкую моторику, но и речь ребенка.

Совершенствование речи зависит от тренировки движений пальцев. Лепка, вырезание, приклеивание и другие виды ручного труда хорошо тренируют пальчики ребенка, их подвижность, силу, координацию движений рук, развивают способность совершать тонкие и точные движения. Это поможет детям в первом классе при овладении навыками письма.

Любая художественная деятельность влияет на умственное развитие ребенка. Перед работой дети должны познакомится с предметом, узнать, какой он формы, цвета, величины, конструкции, из каких частей состоит. Если же предмет знаком, то он обязан все вспомнить – соответственно развиваются память и воображение. Кроме того, непосредствено во время работы формируются такие мыслительные процессы, как синтез, анализ, сравнение, обобщение. Дети совершенствуют умение использовать специальные инструменты, овладевают практическими навыками, конструктивными умениями, осуществляются определенные действия, которые в будущем пригодятся им при выполнении различных работ.

Продуктивная творческая деятельность формирует у детей такие личностные качества как пытливость, инициативу, самостоятельность, активность, целенаправленность, сосредоточенность на одной цели. Также они учатся доводить все до конца, планировать все свои действия, преодолевать трудности, помогать своим товарищам. При выполнении коллективных работ дети учатся трудиться со своими напарниками, объединять свои усилия, договариваться друг с другом об успешном выполнении работы. Кроме того, такой вид деятельности воспитывает у ребенка доброжелательность, умение радоваться чужому успеху.

Художественный труд является одним из средств эстетического воспитания. Эстетическое чувство состоит из нескольких элементов, которые возникают при восприятии красивого предмета. Самым первым элементом является чувство цвета, проявляющегося при созерцании. Чувство ритма – возникает при восприятии расположения частей предмета. Также вырабатывается чувство пропорции.

Ребенок постепенно учится более осознанно воспринимать окружающий мир, рассуждать об эстетической стороне произведений искусства, оценивать их.

Таким образом занятия с детьми творчеством любого вида является необходимой частью развивающего обучения. Именно в процессе творческой деятельности развивается образное, конструктивное и аналитическое мышление, воображение, зрительная память, то есть происходит разностороннее психическое развитие ребенка, раскрывается его личность, воспитываются легкость и быстрота овладения знаниями, умениями, способность использовать их для решения задач в различных, в том числе нестандартных ситуациях, уверенность в правильном принятии обоснованных решений и их реализация.


































1.2. Нетрадиционные приемы работы с бумагой в развитии детского художественного творчества у старших дошкольников.


С младшего возраста у детей ярко выражен интерес к познанию окружающего мира путём исследования: хочется всё потрогать, помять, порвать. Последнее особенно имеет отношение к такому материалу как бумага. Это стремление порвать или в лучшем случае смять бумагу наблюдается у детей достаточно длительное время. Меня как педагога заинтересовал вопрос, почему бы не использовать эту естественную тягу детей к бумаге в развивающих целях? Тем более что бумага - материал малозатратный и доступный.

В истории человечества бумага сыграла огромную роль. Трудно представить себе наш мир без бумаги, которая использовалась и используется не только для сохранения и передачи информации, но и для отделки, упаковки; изготовления денег, фотографий, печатных плат и многого другого. Некоторые виды изобразительного искусства возникли благодаря появлению бумаги.

Бумага – первый материал, которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается еще тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребенку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное – безгранично творческим человеком.

Конструирование из бумаги представляет для дошкольника некоторые трудности, т.к. бумагу – плоский материал – надо перевести в объёмные формы. Воспроизведение действий, показанных взрослыми, не является для ребёнка простой механической операцией. Ему приходится постоянно думать, соразмерять свои движения, следить, чтобы при сгибании противоположные стороны и углы совпали. При слабой ещё координации мелкой моторики мускулатуры, при неразвитом глазомере эти действия требуют от ребёнка известного волевого и мыслительного напряжения.

Конструирование из бумаги относится к художественной деятельности. Дети создают художественно-эстетический продукт

В мире существует множество направлений и школ, связанных с бумажными техниками, с помощью которых можно создавать самые невероятные изделия, а огромное количество разновидностей бумаги позволяет достигать самых невероятных декоративных эффектов.

Для работы в технике вырезания нужны, помимо бумаги, ножницы или острый нож. История бумажных вырезок началась в Китае, вскоре после изобретения бумаги. Со временем вырезание бумажных украшений стало одним из видов народного творчества - "Цзяньчжи". В Азии и Европе вырезание стало популярным в 13-15 веках, а широкое распространение в Восточной Европе это искусство получило в 19 веке.

У славянских народов бумажные вырезки носят название ВЫТЫНАНКИ. Это название имеет украинские корни, поэтому при переводе происходит "игра гласных звуков". В литературе, в том числе в интернете, можно встретить три названия: вытынанка, витынанка и вытинанка. Но дело вовсе не в названии, а в той красоте, которую можно сотворить из обычной бумаги. Вытинанка имеет важную особенность: она должна быть симметричной. Либо это центральная симметрия, либо лучевая (например, снежинка). Складываете бумагу пополам или гармошкой, как хотите. Вырезаете. И получаете, развернув, ряд одинаковых изображений. Это могут быть звёздочки, цветы, геометрические или растительные орнаменты. Для детей особенно интересны сказочные персонажи, звери, птицы.

Для аппликации – понадобятся ножницы и клей. Аппликация происходит от латинского слова applicatio, которое означает "прикладывание". В этой технике к фону приклеиваются вырезанные из бумаги детали композиции.

В технике плетения – вырезаются полоски, которые затем определенным образом вплетаются в основу (фон).

Оригами –"сложенная бумага" - техника, которая состоит в складывании листов бумаги определенным образом для получения различных фигурок. Зародилось это искусство в древней Японии, где божествам приносили дары в сложенных из бумаги коробочках. В 20-ом веке оригами получило широкое распространение по всему миру.

Традиционное изделие оригами складывается из квадратного листа бумаги, без клея и ножниц. Помимо классического оригами, существуют различные направления и виды этого искусства, в которых используется вырезание и склеивание (модульное оригами, кирикоми оригами).

Квиллинг, или бумагокручение – еще одна техника работы с бумагой. Это искусство украшения завитками из бумаги разных предметов. Для квиллинга нужны узкие полоски бумаги, которые наматываются на тонкий стержень. Из получившихся затем спиралек формируют различные фигурки и составляют из них композицию, приклеивая к основе. В эпоху Средневековья квиллинг получил распространение в Европе, а в настоящее время - по всему миру.

Бумажная живопись – искусство, пришедшее с Востока; в Японии называется "чигире-е" (чигири-е), в Корее - "ханди-гырим". Техника состоит в вырывании при помощи специальных инструментов кусочков бумаги, которые затем будут приклеены к основе. На основу наносят эскиз будущего произведения.

Моделирование из бумаги – создание моделей различных объектов с сохранением пропорций. Напечатанная (начерченная) на листе развертка модели вырезается, сгибается и склеивается.

Папье-маше в переводе с французского означает "жеваная бумага". В измельченную бумагу или картон добавляют клей, крахмал и минеральные вещества: гипс, алебастр. Из получающейся бумажной массы можно лепить; можно ее отливать в формы и прессовать. Для разных видов изделий из папье-маше - игрушек, скульптуры, барельефов, строительных материалов - используются различные составы; а технологии изготовления постоянно совершенствуются.

Гофротрубочки — так называется техника выполнения изделий, в которой для декорирования поверхностей или для создания объёмных фигур используют трубочки из гофрированной бумаги. Гофротрубочки получаются путём накручивания полосы бумаги на палочку, карандаш или спицу с последующим сжатием. Сжатая гофротрубочка хорошо держит форму и имеет множество вариантов исполнения и использования.

Торцевание из бумаги – несложная техника, в которой можно создать оригинальные декоративные композиции. Технология торцевания заключается в следующем: из гофрированной цветной бумаги вырезают небольшой квадратик, на середину квадратика ставят торцом стержень (например не заточенный карандаш) и закручивают бумагу вокруг стержня. Получившуюся маленькую торцовку, не снимая со стержня, приклеивают на рисунок, нанесённый на плотную бумагу или картон, и только тогда вынимают стержень. Каждую следующую торцовку приклеивают рядом с предыдущей плотно друг к другу, чтобы не оставалось промежутков.

Торцевание из бумаги бывает:

  • контурное (торцовки выкладываются по контуру изображения);

  • плоскостное (торцовки располагаются плотно друг к другу по всей поверхности рисунка);

  • объёмное (торцовки приклеиваются под разным углом наклона к поверхности листа, что позволяет создать объёмное изображение;

  • многослойное (торцовки вклеивают друг в друга).

Декупаж — это техника украшения, аппликации, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов. Китайские крестьяне в XIIв. стали таким образом декорировать мебель. А помимо вырезанных картинок из тонкой красочной бумаги, стали покрывать её лаком, чтобы выглядело, как роспись! Так, вместе с красивой мебелью в Европу попала и эта техника.

Сегодня самый популярный материал для декупажа — это трёхслойные салфетки. Отсюда и другое название — «салфеточная техника». Применение может быть абсолютно безграничным — посуда, книги, шкатулки, свечи, сосуды, музыкальные инструменты, горшки для цветов, флаконы, мебель, обувь и даже одежда! Любая поверхность — кожа, дерево, металл, керамика, картон, текстиль, гипс — должны быть однотонным и светлыми, т.к. рисунок, вырезанный из салфетки должен быть хорошо виден.

Бумажные фантазии вводит ребенка в удивительный мир творчества. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.


  1. Интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.


Я слышу – и забываю,

Я вижу – и запоминаю,

Я делаю – и понимаю.

Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является его руки, или как принято говорить мелкой моторики. «Ум ребенка находится на кончике его пальцев» - писал В.А. Сухомлинский.

    Для отслеживания состояния ручной умелости мною использовались промежуточные комплексные пробы, направленные на определенный предмет, действие. Все имеющиеся «изъяны» моторики рук, неловкость их движений при этом хорошо отслеживались (см. приложение 1).

Исследования развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук показало, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложнокоординированные движения ведущей руки, т.е. умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.

Именно этот факт стал предопределяющим в выборе способа организации деятельности детей и достижении определенных результатов в процессе развития мелкой моторики рук.

  В своей педагогической деятельности я решила работать с детьми с более сложной, но вместе с тем и наиболее интересной техникой бумагокручения. На английском языке техника бумагокручения называется "quillmg" – от слова "quill" или "птичье перо". Искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 - начале 15 века В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага - недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась до наших дней и очень популярна во многих странах мира. В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы и на Востоке. И мы, с ребятами приступили к освоению интереснейшей техники со сложным иностранным названием "quilling".

Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в плотные диски, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

На первый взгляд техника бумагокручения несложна. Полоска бумаги для квиллинга свивается в плотную спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая квилинговая фигура. Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины. Всего существует 20 базовых элементов для квилинга, но принцип остаётся тем же: сворачиваем, прищипываем - используя свою фантазию можно придумывать новые элементы квилинга.

Этот вид творчества развивает логику, пространственное мышление и воображение, смекалку, фантазию, память, способствует концентрации внимания и самодисциплины, активизирует мыслительные процессы, улучшает способность следовать устной инструкции, воспитывает аккуратность, расширяет коммуникативные способности, повышает заинтересованность в конечном результате. Возможность оформить продуктом своего труда уголок, свою комнату или подарить родителям и друзьям привлекает дошкольников. При выполнении работы ребенок знакомится с основными геометрическими понятиями объема и плоскости; одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами, усваивает основные процедуры, используемые при работе с бумагой: скручивание, склеивание, распускание, сжатие, формование. В процессе работы у детей развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера, постепенно образуется система специальных навыков и умений. Планирование своей работы способствует развитию логического рассуждающего мышления и речи.

Для обучения детей был разработан план проект по обучению детей элементам квилинга, (см. приложение 2 ) с учетом принципа «от простого – к сложному»,

    Занятия по освоению техники «бумагокручение» проводятся в подгруппах, количество детей – 5 -6 человек. Тема композиции рассчитана на 2 – 3 занятия.

Каждое занятие рассчитано на 25-30 минут с обязательной физкультминуткой. Для поддержания интереса детей к занятию используются загадки, художественное слово. На занятии решаются не только технические задачи по развитию умений и навыков квилинга, но и речевые задачи, развивающие словарь детей (это и образование прилагательных, уменьшительно-ласкательных форм существительных, употребление глаголов, согласование слов в роде и падеже и т.д.). Дети должны видеть будущий результат своего труда. Поэтому к каждому занятию подготовлены образцы.

Дети с удовольствием работают с бумагой, применяя новую освоенную технику «бумагокручение», поскольку она легко подается обработке.

Поделки, сделанные руками детей используются в качестве подарков для родных и близких, для украшения интерьера группы. 




  1. Работа с родителями  

Одним из важных направлений своей деятельности, я считаю тесное взаимодействие с семьями воспитанников, руководствуясь следующими нормативно-правовыми документами, регулирующих ответственность родителей, например,

- «Конвенция о правах ребенка» - ст.18.2, 18.3;

- «Закон об образовании» - ст. 15.7, 18.1, 18.3, 52.1, 52.3;

- «Семейный кодекс» - ст. 31.2, 31.3, 63.1. 63.2, 65.2;

- «Конституция РФ» - ст. 38.2.

    С целью создания единого образовательного пространства ДОУ и семьи в начале каждого учебного года разрабатывается перспективный план работы с родителями.

  В организации взаимодействия с семьями воспитанников, я руководствуюсь следующими принципами:

- Целенаправленность, систематичность, плановость.

- Дифференцированный подход к работе с родителями с   учетом многоаспектной специфики каждой семьи.

- Доброжелательность, открытость.

В работе с семьями я использую следующие формы:

- Консультации групповые, индивидуальные: «Моторика и её роль в развитии ребенка», «Развиваем интерес к работе с бумагой», «Поделки из бумаги (квиллинг)» и т.д.

- Представление в информационные уголки для родителей материала отвечающего на вопросы родителей по особенностям развития и воспитания детей дошкольного возраста имеющих нарушения речевого развития.

-    Вовлечение родителей в совместные мероприятия

- Организация выставок для родителей «Золотая осень», «Елочка красавица» и т.д.

Такая система работы позволила мне достигнуть следующих результатов:

Воспитанниками моей группы полностью усвоено программное содержание, реализуемой программы согласно возрастной группе

- Все дети в процессе общения со сверстниками и взрослыми доброжелательны, умеют договариваться друг с другом в процессе деятельности.

- Проявляют творческий подход в продуктивных видах деятельности.

- Родители воспитанников, с интересом, заботой и ответственностью подходят к вопросам воспитания, развития детей.











Вывод

Техника квиллинга удивительна: с ее помощью можно получить различные, не побоюсь этого слова, шедевры, напоминающие тонкую кружевную паутинку, за одну–две минуты из полос бумаги можно создать двух- и трехмерные формы квадрата, овала, звезды, конуса, полусферы. Затем эти объемные формы, иногда называемые модулями, соединяясь и перетекая один другой, создают каскад фигур, листьев, цветов, подчиняясь нескончаемой фантазии мастера-художника.

Оригинальный и необычный вид рукоделия, суть которого заключается в на­кручивании бумажных полосок шириной несколько миллиметров, моделировании с помощью маленького инструмента (зубочистки) и создании при помощи полученных форм различных композиций, очень нравится детям. Примечательно и то, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики, и девочки.

Я считаю, что работа наша, была продуктивна и результативна. Такая система позволила мне достигнуть следующих результатов:

- Воспитанниками моей группы полностью усвоено программное содержание, реализуемой программы согласно возрастной группе.

- Все дети в процессе общения со сверстниками и взрослыми доброжелательны, умеют договариваться друг с другом в процессе деятельности.

- Проявляют творческий подход в продуктивных видах деятельности.

- Родители воспитанников, с интересом, заботой и ответственностью подходят к вопросам воспитания, развития детей.


Квиллинг – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики и т. д., но и колоссальные возможности реализовать свои творческие возможности.


















ЛИТЕРАТУРА




  1. В. Н.Белкина «Развитие и обучение. Воспитателям и родителям»

  2. Л. Ф. Тихомирова «Развитие познавательных способностей детей»

  3. Е. Синицин «Умные пальчики»

  4. Г.Н. Давыдова «Бумагопластика. Цветочные мотивы»

  5. Н.Г. Пищикова «Работа с бумагой в нетрадиционной технике»

  6. И. А. Рябкова «Художественная деятельность. Оригами»

  7. Т. Проснякова «Забавные Фигурки. Модульное оригами»

  8. Ю. Б. Бревнова «Художественный труд в детском саду»

  9. Е. А. Каминская «Поделки из бумаги»

  10. Д. Чиотти «Оригинальные поделки из бумаги

  11. Д. Дженкинс «Узоры и мотивы из бумажных лент»

  12. А. Зайцева «Искусство квиллинга»

























































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
"Интеллектуальное развитие дошкольников посредством ручного труда"

Автор: Данилова Татьяна Валентиновна

Дата: 19.10.2023

Номер свидетельства: 638268

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) ""Интеллектуальное развитие дошкольников посредством ручного труда""
    ["seo_title"] => string(66) "intellektualnoe_razvitie_doshkolnikov_posredstvom_ruchnogo_truda_1"
    ["file_id"] => string(6) "638270"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1697688514"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства