Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная говорящая стена»
Один из классиков отечественный педагогики утверждал, что «воспитывает все»: и люди, и книги, и понятия. В дошкольных образовательных учреждениях могут воспитывать даже… стены.
В Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования есть требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к организации и обновлению предметно-развивающей среды дошкольного учреждения.
Важно правильно подойти к вопросу создания предметно-развивающей среды.
Согласно ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен овладеть основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструированию, умение выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Выстраивая работу по формированию самостоятельности у воспитанников, нужно ориентироваться и учитывать их интересы и возрастные особенности.
При помощи Интеллектуальной «говорящей стены». мы можем сделать ребенка полноценным субъектом образовательных отношений.
Это можно сказать тот же Лэт бук, но в создании его принимает участие вся группа совместно с родителями. Тематика меняется в зависимости от интереса ребенка в первую очередь.
«Интеллектуальная говорящая стена» решает важные задачи:
создает условия для игровой, познавательной, творческой активности детей;
Неотъемлемой частью интеллектуальной «говорящей» стены служат пособия, материалы, игры, которые в последствии пополняют развивающие пособия группы. С помощью развивающей стены ребенок самореализуется.
Интеллектуальную «говорящую» стену можно оснастить магнитной доской, доской для рисования мелом и маркером, кармашками, крючками, липучками.
Какие игры можно проводить с детьми
Игры для развития изобразительной деятельности
Игры по ФЭМП. «Подбери по размеру»
«Выложи столько же»
«Расставь от низкого до высокого и наоборот»
«Выложи в соответствии с цифрой»
«Составь картинку из геометрических фигур»
Логические игры
«Что сначала, а что потом», «Что лишнее», Соотнеси геометрическую фигуру с предметами», «Найди такую же», «Найди отличия». «Лабиринты» с использованием «игровизоров», «логические цепочки» и т.д.
Речевые игры
«Кто как кричит»
«Скажи словечко»
Средний возраст
«Расскажи кто где?»
«Составь рассказ»
«Разложи в определенной последовательности картинки» к сказкам
«Найди и соотнеси картинки и игрушки»
«Кто чем питается»
Расскажи при помощи мнемосхемы» и т. д
Подготовительный возраст
«Составь слово», «Какой первый звук» и т. д
Как работать синтеллектуальной «говорящей» стеной выбор педагога. В каждой группе работа индивидуально и исходит от потребностей детей. По продолжительности от одного дня младший возраст и до месяца старший возраст.
Может приходить сказочный герой и предлагать решить проблемную ситуацию.
При работе со стеной педагог не должен делить детей по своему усмотрению, работа детей в микрогруппах.
Не руководить ребенком, а уважать его интересы, индивидуальные особенности развития.
Наблюдать, а не вмешиваться.
Не навязывать темп выполнения,
не предлагать способов решения,
не оценивать шаги к его выполнению.
Не подталкивать к правильному решению.
Таким образом, интеллектуальная «говорящая» стена выполняет функцию путеводителя по образовательным маршрутам, которые ребенок выбирает самостоятельно.
В моей группе развивающая стена находиться в коридоре, она выполнена в нейтральных тонах, что позволяет ее использовать, не зависимо от времени года и темы. Рядом расположены полочки и крючки для изобразительной деятености, что позволяет расширить творческие возможности. Состоит она из панелей с крючками и кармашками. Магнитной и маркерной доской, доска для рисования мелом. Что позволяет выполнять разнообразную деятельность. В углу развивающей стены находится игрушечная «веп камера» куда ставится картинка, фотография по теме. По усмотрению педагога ставится проблемная ситуация или вопрос дети решают самостоятельно, без вмешательства педагога. На данный момент в «веп камере находится картинка собаки, изображенной с помощью рук, (тень) показав ее детям, спросила, что это? Вопрос был поставлена - осталось только ждать.
Развивающая стена была изготовлена при помощи родителей. Родители так же принимают активную деятельность в подборе материала. Тема выбирается детьми. На сегодняшний день тема: «Собака друг или враг человека» Дети, видя переселение и беспризорно бегающих собак задавали вопросы (почему собаки бегают без хозяев?) Почему у них нет дома? Я в свою очередь поставила перед детьми проблемную ситуацию, что можно сделать, чтобы собак было меньше на улице?
На первом этапе работы с интеллектуальной «говорящей» стеной подбирается материал детьми, родителями и мной.
Организуются мини музеи (используются полочки для работ по ИЗО).
На втором этапе ребенок самостоятельно играет, развивается, творит, общается. На этом этапе можно уже увидеть лидера группы. Для старших дошкольников можно предложить каждый день выбирать нового лидера и давать детям задания в конверте определенного цвета. В результате не взрослый управляет деятельностью детей, а содержание задания или игры
«диктует», что им делать. Таким образом, интеллектуальная говорящая стена выполняет функцию путеводителя по образовательным маршрутам, которые ребенок выбирает самостоятельно.