kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный подход в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Математика является мощным фактором развития ребенка, формированием его познавательных и творческих способностей. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует волевые качества, творческий потенциал личности.

В процессе математического образования в детском саду осуществляется математическое развитие ребенка, включающее в себя умение наблюдать и сравнивать, сопоставлять, анализировать, выполнять простейшие арифметические действия, а основным результатом целью такого образования является формирование у детей основ математической культуры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный подход в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников»

Интегрированный подход в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников


Старший воспитатель

Рудская Валентина Викторовна


Математика является мощным фактором развития ребенка, формированием его познавательных и творческих способностей. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует волевые качества, творческий потенциал личности.

В процессе математического образования в детском саду осуществляется математическое развитие ребенка, включающее в себя умение наблюдать и сравнивать, сопоставлять, анализировать, выполнять простейшие арифметические действия, а основным результатом целью такого образования является формирование у детей основ математической культуры.

Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Государственным Образовательным Стандартом – принцип интеграции образовательных областей

Что такое интеграция?

Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

Цель - Интеграция образовательных областей должна обеспечить дошкольнику целостное восприятие окружающего мира

Формирование математических представлений отнесено к образовательной области «Познавательное развитие»

В рамках образовательной области «Познавательное развитие» закладываются основы элементарных математических представлений, развивается математическое, логическое мышление, математическая речь, воспитывается ценностное отношение к математическим знаниям и умениям, т. е. осуществляется математическое образование дошкольников

Интеграция развития математических представлений осуществляется через все образовательные области:

• Социально-коммуникативное развитие

• Познавательное развитие

• Речевое развитие

• Художественно-эстетическое развитие

• Физическое развитие

Встречается во всех видах детской деятельности:

• Игровая

• Коммуникативная

• Познавательно-исследовательская

• Восприятие художественной литературы и фольклора

• Самообслуживание и элементарный бытовой труд

• Конструирование из разного материала

• Изобразительная (рисование, лепка, аппликация)

• Музыкальная

• Двигательная

В нашем детском саду интеграция умственной и физической нагрузки осуществляется в процессе наполнения физкультурных видов деятельности математическим содержанием, увеличение двигательной активности на ОД по ФЭМП. Во время проведения организованной образовательной дельности по физической культуре дети встречаются с математическими отношениями: сравниваю предметы по величине и форме, определяют, где левая сторона, а где правая. Используем подвижные игры математического содержания такие как «Попади в круг», Цветные автомобили», «Найди себе пару», «Классы», «Сделай фигуру», «Эстафеты парами», «Чья команда забросит больше мячей в корзину». Стимулируем двигательную активность детей в ходе физкультурно-математических праздников.

Образовательная область «Речевое развитие» прослеживается во всех образовательных областях, в том числе и в ОО «Познавательное развитие».

С помощью математических терминов обогащаем пространственный словарь (между, около, вчера, сегодня, вечер, дни недели, количественными отношениями (много, меньше, словами числительными и специальными терминами, название арифметических действий, геометрических фигур).

Знакомя детей с литературными произведениями и малыми формами фольклора, формируем у детей основы математической культуры. В своей работе использую такие малые фольклорные формы как, пословицы, потешки, прибаутки, поговорки, считалки, загадки и конечно сказки. В любой из сказок, будь она народная или авторская, присутствует целый ряд математических понятий. «Колобок» знакомит с порядковым счетом, «Теремок» и «Репка» помогают запомнить количественный и порядковый счет и основы арифметических действий. С помощью сказки «Три медведя» легко усваиваются понятие о размере.

Интеграция математического развития с художественным творчеством помогает решать её задачи через свои методы и приемы. Зрительные, осязательные ориентиры помогут детям более детально запомнить, прочувствовать те или иные математические понятия «пластилиновые цифры» - поделки из пластилина в виде той или иной цифры, «Цветная мозаика» - конструирование из геометрических фигур. Во время проведения изобразительной деятельности (образовательная деятельность – «Художественное творчество»), мы обращаем внимание, на сколько частей и какого размера нужно разделить кусок пластилина, полоску бумаги, как можно получить предмет той или иной формы, закрепляя не только цвет, форму, размер предмета, но и его пространственное расположение. При рисовании предметов сложных форм, дети видят в них простые геометрические фигуры (круг – солнце, голова птицы, овал – туловище животного, куклы, треугольник уши кошки, крыша дома).

В качестве продуктов детского творчества используем разнообразные поделки из природного материала (листья, шишки, плоды) которые предварительно группируются, сортируются, упорядочиваются по каким либо свойствам (цвет, размер, форма).

В качестве продуктивной деятельности детей организуем конструктивные игры. Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников Детали строительных наборов представляют собой правильные геометрические тела (кубы, цилиндры, бруски и т. д.) с математически точными размерами всех их параметров. Это дает возможность детям с наименьшими трудностями, чем из других материалов, получить конструкцию предмета, передавая пропорциональность его частей, симметричное их расположение.

Игры с LEGO – конструктором развивают простые математические понятия, знакомят с числами и цифрами, осваиваются сенсорных эталонов – цвет, форму, величину, расположение в пространстве.

В ОД Музыка мы так же закрепляем и развиваем математические представления. Дети узнают, что звуки бывает длинным и коротким, высокими и низкими. При проведении подвижных музыкальных игр у детей закрепляем знания о цвете и форме предмета, развиваются навыки ориентировки в пространстве.

Организация экспериментальной деятельности в области «Познавательное развитие» по формированию элементарных математических представлений занимает особое место. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт, математическим представлениям реальную значимость и способствует их сознанию.

Развивающие игры, развивающие психические процессы: шахматы, шашки, весы.

Природный и «бросовый» материал.

Не менее важным условием формирования элементарных математических представлений у детей является активное участие в образовательном процессе родителей.

Используем такие формы работы с семьей как, консультации, оформление папок-передвижек, проведение математических развлечений: «Математическая игра – как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста».

В группе родители изготовили вместе с детьми математические игры.

Интеграция позволила объединить воедино все виды деятельности ребёнка в детском саду, одна тема перетекает из одной образовательной области в другую, и в каждой решаются свои обучающие, закрепляющие, воспитательные задачи.

Таким образом, интегрированный подход, реализуемый в процессе математического развития дошкольников, обеспечит достижение готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основной общеобразовательной программы начального общего образования



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Рудская Валентина Викторовна

Дата: 09.03.2023

Номер свидетельства: 627222


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства