Уточнить знания детей о жизни птиц и зверей в зимнее время года.
Наглядный материал: Комната оформлена в виде лесной опушки: везде расставлены искусственные елочки, деревья с прикрепленными к ним фигурками птиц, белок; «заснеженные» веточки, закрепленные на подоконниках, с фигурками снегирей; пеньки, бутафорское дерево с дуплом, «сугробы», медвежья «берлога», домик зайцев; «снежинки», крошки пенопласта, разложенные на полу; мягкие игрушки (белочка, медведь, зайцы).
Материал для занятия: Солёное тесто, доска для лепки, стека, салфетка для рук.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций звери зимой в лесу, наблюдение за птицами на прогулке, чтение художественной литературы.
Ход занятия
Организационная часть
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы отправимся на прогулку в сказочный лес, в настоящее зимнее царство. Там мы будем встречать разных птиц и зверей, давайте возьмём для них угощения.
(Затем предлагает детям понюхать «снежинку» и произнести хором: «А-ро-мат!»)
(Упражнение выполняется несколько раз.)
Зима: - Не слышно в моем лесу веселого щебетанья птиц, не часто можно встретить на тропинках лесных зверей. Сейчас уже холодно. Но до этого всю осень звери трудились - утепляли себе норки, делали запасы, меняли шубки. Хотите, дети, посмотреть, как зимуют звери?
Дети: - Да, хотим!
Зима и дети подходят к первому «сугробу» - берлоге медведя.
Зима: Кто там, в шубе меховой
Спит холодною зимой?
Он большой, но вот беда -
Лапу в рот кладет всегда.
Дети: Медведь!
Зима: - Ребята, как вы думаете, мы можем мишку разбудить?
Дети: Нет, нет, не надо. Зимой медведи впадают в спячку, и тревожить их нельзя.
Зима: - Дети, когда медведь выйдет из спячки весной, он будет очень голодный, совсем без сил. Давайте оставим и ему угощенье. Пусть порадуется нашему сюрпризу.
(Дети оставляют бочонок меда в берлоге медведя.)
Зима и дети подходят к следующему «сугробу» - домику зайчат.
Зима: Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
Зима:- Расскажите, какой зайчик?
Дети: Зайчики к зиме меняют шубку, она становится белой. Белый цвет не заметен на снегу, и зайцам легче скрыться от хищников, волка и лисы.
Зима: - А впадают ли зайцы в зимнюю спячку?
Дети: Нет, они зимой не спят!
Зима: - Чем питаются зайцы зимой?
- Делают ли они запасы пищи? (Зайцы не делают запасов, а питаются корой деревьев, выкапывают корешки растений, сухую траву из-под снега.)
- Тогда давайте отдадим наше угощение зайчику.
(Дети отдают угощение (морковку)._
Зима (указывает на белочку, сидящую на елке):
-Что за маленький зверек?
Вверх-вниз по ёлке скок да скок.
Дети: Белка.
Зима: - А вы знаете, где у белочки домик? (в дупле на дереве.)
- А что они делали осенью, чтобы подготовиться к зиме?
Зима: - А теперь давайте, дети, угостим нашу белочку.
Что мы принесли для нее?
(Отдают белочке сушеные грибы, орешки, шишки.)
- Что-то холодно стало, мороз крепчает, метель дорожки заметает.
Ну, что совсем я вас заморозила?
Дети: - Нет.
Зима: - Давайте, вместе со мной погреем наши ручки.
Если замерзают ручки,
Начинаем их тереть,
Быстро мы сумеем руки,
Так на печке разогреть.
(Медленно растирают одну ладонь о другую).
Согрелись ладошки,
Горят и взаправду,
А не понарошку.
(Вытягивают вперёд свои ладошки).
Зима: - Ребята, посмотрите, какой красивый сундучок.
Он закрыт на замочек,
Что же в нём лежит?
Хотите узнать?
- Сейчас возьму волшебную палочку, она поможет мне его открыть.
Раз, два, три
Сундучок наш отопрись.
(Открывает и достаёт из него поднос с колобками из теста.)
- А лежат в нём «снежки» да не простые, а волшебные. Они не тают. Мы из них будем лепить фигурки зверей, которых мы встретили в лесу.
Воспитатель: - Ребята, наша прогулка по зимнему лесу закончилась, и мы вернулись в детский сад. Давайте, вспомним, каких зверей мы встретили в лесу?
Дети: - Медведь, заяц и белочка.
Воспитатель: - Возьмите в руки тесто и согрейте его теплом своих рук. (Разминают).
- Пока мы разогреваем тесто, повторим правила работы с ним:
ПРАВИЛА:
1. С тестом работаем только на столе.
2. Все крошки собираем в тарелочку.
3. Оставшееся тесто возвращаем воспитателю.
(Дети повторяют хором правила).
Воспитатель: - Посмотрите внимательно, я вам, покажу, какие животные должны получиться у вас.
Воспитатель: - Из целого куска теста делаем лепёшечку. Кладём лепёшечку на доску для лепки и раздавливаем пальчиками, чтобы она получилась ровная.
Воспитатель: - Берём в руки шаблон и накладываем его сверху на свою лепёшку, так, чтобы она поместилась на тесто.
Воспитатель: - Возьмите в руки стеки и вырезаем по шаблону, одной рукой придерживаем шаблон.
Воспитатель: - Поднимаем шаблон, оставшееся тесто кладём в тарелку и вытираем руки салфеткой.
- Ребятки, а чего нет у ваших животных?
- Ваши животные должны ещё высохнуть, а на следующем занятии мы их раскрасим. (Кладут животных на окошко высыхать).
Заключительная часть (итог)
Воспитатель: Ребята, что вы увидели сегодня на прогулки в зимний лес интересного?
Воспитатель: Каких животных сделали из солёного теста?
Воспитатель: - Вот и закончилось занятие. На память о нём я оставляю вам вот этот домик. Он не простой, а ледяной. Зима подходит к концу, наступит весна, снежок растает, а этот домик будет вам напоминать о зиме, о снеге, о том, как мы с вами гуляли по зимнему лесу.