Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с Приморским краем. Путешествие по уссурийской тайге»
Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с Приморским краем. Путешествие по уссурийской тайге»
Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Знакомство с Приморским краем. Путешествие по уссурийской тайге»
Образовательная область: «Познание» (ознакомление с природой) Цели: 1. Углубить знания детей о природе родного края. Закрепить названия нескольких представителей редких растений и животных, произрастающих и живущих в Приморском крае. 2. Формирования умения узнавать и называть представителей животного и растительного мира своего края. 3. Воспитывать чувство гордости за свой край, побуждать желание лучше узнать свои родные места.
Образовательная область: «Художественное творчество» (рисование) Цели: 1. Знакомство детей с росписью бумажной тарелки - маски тигра. 2. Закрепить умения рисования гуашью. Совершенствования умения рисовать кистью различными способами: закрашивать фон – наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге; наносить тонкие линии (черные полосы на тигре) концом кисти. 3. Закрепить навык смешивать краски для получения нужных цветов (оранжевого – смешать желтый и красный).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с Приморским краем. Путешествие по уссурийской тайге»»
МБ ДОУ «ДЕТСКИЙ САД» п. Нефтебаза
Интегрированное занятие для детей
старшего дошкольного возраста
«Знакомство с Приморским краем. Путешествие по
уссурийской тайге»
Составила: воспитатель Киселева С.Г.
2013г
Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Знакомство с Приморским краем.
Путешествие по уссурийской тайге»
Образовательная область: «Познание» (ознакомление с природой)
Цели:
1. Углубить знания детей о природе родного края. Закрепить названия нескольких представителей редких растений и животных, произрастающих и живущих в Приморском крае.
2. Формирования умения узнавать и называть представителей животного и растительного мира своего края.
3. Воспитывать чувство гордости за свой край, побуждать желание лучше узнать свои родные места.
1. Знакомство детей с росписью бумажной тарелки - маски тигра.
2. Закрепить умения рисования гуашью. Совершенствования умения рисовать кистью различными способами: закрашивать фон – наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге; наносить тонкие линии (черные полосы на тигре) концом кисти.
3. Закрепить навык смешивать краски для получения нужных цветов (оранжевого – смешать желтый и красный).
Предварительная работа:
Знакомство с красной книгой Приморского края.
Разучивание загадок, считалок по теме “Дикие животные”.
Дидактические игры “Кто, где живет”, “Дикие животные”, “ Птицы средней полосы”, “ Деревья ”;
Рассматривание иллюстраций (природа Приморского края, редкие растения, дикие животные разных стран, забота человека о диких животных, зоопарк, животные Приморского края.).
Заучивание: Е. Трутнева “Белкина кладовка”, В.Степанов “Как живете? Что жуете?”, И. Токмакова “Медведь”, А. Блок “Зайчик”, Н Новожилова “Лес”, “Женьшень”, “Белогрудый медведь”, “Кабарга”, В. Мельников “Летящие деревья”, Е. Жуковская “Амурский тигр”.
Чтение детям русских народных сказок: “Лиса и волк”, “Заяц – хваста”, “Заюшкина избушка”, “Три медведя”, “Кот, петух и лиса”, “Лиса и журавль”; стихотворений Н.Костарев “Бобер”, П. Воронько “Хитрый ежик”; рассказов В.Бианки; М. Пришвина “Беличья память”; “Звери” и др.; Н. Сладков “Загадочный зверь”; “Тетерка”, О. Петровская “Ребята и зверята”, В. Орлова “Полосатый патруль”, Н. Понтанов “В таежных дебрях”
Разучивание пальчиковой гимнастики “Заяц”, “Сидит белка на тележке”.
Разучивание подвижных игр “У медведя во бору”, “Зайка беленький сидит”.
Разучивание физкультминуток “Дикие животные”, “Звериная зарядка”, “Тигр на прогулке”
Оборудование:
Фотографии (А4): лиана лимонника, гималайский медведь, бурый медведь, амурский тигр.
Дидактические игры (карточки) «Дикие животные средней полосы», «Птицы средней полосы»
Схема хвойного дерева, цветные снежинки или шишки (красные, синие, желтые)
Содержание организованной деятельности детей.
Дети входят в группу, подходят к воспитателю. Около стульев, на полу, лежат зеленные кочки вырезанные из зеленного картона, которые ведут к декорации тайги, на декорации стоят фотографии - лимонника, кедра. Лежат шишки, орехи в тарелке, сухая ветвь лимонника и кедровая ветвь. Немного дальше декорации валежины медведя, на ней стоят фотографии бурого и белогрудого медведя. Около валежины, на полу лежат следы тигра, которые ведут к декорации леса с нарисованным тигром, стоит его фотография. Около окна стоят столы, на которых стоят: вода, краски, кисти, салфетки, маски.
1.Организационный момент. Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами вновь отправимся в путешествие по нашему краю. Как он называется?
Дети: Приморским краем.
Воспитатель: А какой наш край?
Дети: Красивый, богатый, необычный.
Воспитатель: Да, вы все правы. Наш край и богатый, и красивый и очень не обычный. А что бы еще раз убедиться в этом, мы посетим уссурийскую тайгу. Отправляемся в путь.
Воспитатель проговаривает вместе с детьми потешку.
Мы в волшебный лес идем
Кого же встретим? Что найдем?
Может быть волшебный клад.
Каждый будет очень рад.
Дети вместе с воспитателем шагают по кочкам к декорации леса.
Воспитатель: Тайга – самый огромный лес на земле. Царство колючей хвои. Сосны, кедры, пихты и ели. А какой в тайге воздух! Закройте глаза и вдыхайте лесной аромат. Чем пахнет в лесу?
Дети: Свежестью, хвоей, морозом.
Воспитатель: Много чудес хранит наша тайга (воспитатель показывает фото лианы лимонника). Посмотрите, какое удивительное растение. Не дерево, не куст. Ствол у него очень длинный и тонкий. Словно толстая веревка, канат. И очень ловко обвивает стволы других деревьев, как змея. Это лиана. У нас в тайге их несколько видов. Но одну можно сразу определить по запаху.
Воспитатель дает ребятам понюхать и потрогать на ощупь сухую лиану лимонника. Дети определяют, что лиана пахнет лимонном. Демонстрируется фотография плодов лимонника.
Это лиана лимонника. Плоды лимонника – оранжево – красные. Известен лимонник, как ценное лекарственное растение. Стоит съесть несколько ягодок и хорошо разжевать косточки, сразу заметишь, как проходит усталость, возвращаются силы.
Осмотритесь вокруг, обратите внимание, как много в лесу деревьев. Какие они ребята?
Дети: Высоких и красивых.
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Что же это за девица
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель, сосна, хвойное дерево)
- Вы правы, это хвойные деревья. Давайте с вами составим на стенде схему нашего дерева. Из чего оно состоит?
Дети отвечают, что хвойное дерево состоит из ствола, веток, хвои (уточняют что это ее листья), корней и составляют схему дерева на стенде.
Воспитатель: Хорошо вы справились с этим заданием.
Воспитатель: Правильно, это ветка кедра или сосны корейской.
- Чем пахнут кедровые иголки? Понюхайте.
Ребята нюхают веточку и определяют, что она пахнет смолой. Рассматривают кедровую шишку, замечают, что на ней есть капельки застывшей смолы.
Смола у кедра и других хвойных деревьев волшебная. Если ею помазать резанную рану, то рана не загноится и быстро заживет. А если в кедровом бору подольше походишь – от простуды вылечиться сможешь. Не любят простудные микробы ароматы хвои.
На верхних ветках кедра вырастают большие шишки (детям демонстрируются шишки кедра). Осенью на них поспевают орехи. А вы любите такие орешки?
Дети: Да
Воспитатель: Полезны ли они?
Дети: Да, содержат питательные вещества, дают силу животным и птицам.
Воспитатель: Ребята, а вы знали, что если съешь горсть очищенных орешков, то совершенно не хочется больше есть. Оказывается, они не просто вкусны, но еще очень полезны и сытны, так как в них очень много масла. Эти замечательные плоды кедра любит не только человек, но и зверье лесное.
- Много, кто из лесных обитателей не прочь полакомиться кедровой шишкой. Отыщите их?
Детям даются карточки, разложенные на столе, с лесными обитателями. Они должны отыскать тех, которые питаются кедровыми орехами, и назвать их.
Воспитатель и дети подходят к медвежьей валежине.Показывает фото гималайского медведя
Воспитатель: Здесь дети спит наш медведь. Этого медведя часто называют черным или белогрудым. Почему?
Дети: У него белый воротничок, белое пятно на груди.
Воспитатель: А еще, какой медведь живет в нашей тайге?
Дети: Бурый.
Воспитатель: Показывает фото бурого медведя.
- А что сейчас делает медведь?
Дети: Спит.
Воспитатель: Как называется место, где спит медведь?
Дети: Берлога, валежина.
Воспитатель: Что заставило его уснуть?
Дети: Голод, зимние холода.
Воспитатель: А вы знаете, что спят медведи 4 месяца. Но сон у них чуткий. И если вблизи его берлоги зашумят – встанет, выйдет из берлоги и пойдет по лесу бродить. Такого медведя как называют?
Дети: Медведь – шатун.
Воспитатель: Почему люди дали ему такое прозвище?
Дети: Медведь не спит зимой, ходит по лесу, в поисках пиши.
Воспитатель: А голодный шатун – зверь опасный. Вот и мы не будем шуметь, а пойдем дальше.
Дети с воспитателем подходят к тигриным следам.
Воспитатель: Посмотрите внимательно под ноги, как вы думаете, чьи это следы? Дети: Тигра.
Воспитатель: Давайте пойдем по ним. Может мы, увидим и самого тигра, а не только его следы.
Воспитатель показывает фотографию тигра
Воспитатель: Это Амурский тигр – не просто большой зверь, это самая крупная кошка в мире! Посмотрите, какой он красивый, яркий и сильный. Это одно из самых редких животных, они занесены в красную книгу (детям демонстрируется красная книга). Тигры замечательные охотники, в основном они охотятся ночью, а днем отдыхают или исследуют новые территории.
- Давайте вспомним, на кого охотятся тигры? Найдите этих животных на картинках и назовите их.
Дети выбирают из картинок лесных жителей, тех, кто являются добычей тигра, называют их.
Дети: кабан, олень, косуля, заяц.
Воспитатель: По-видимому, наш тигр уже пообедал, он для нас пока не опасен, давайте с ним поиграем.
Дети с воспитателем становятся на паласе в круг и выполняют упражнения.
2. Физкульминутка
«Тигр на прогулке»
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел тигр погулять.
Запереть его забыли.
Раз, два, три, четыре, пять.
Он по улице идёт,
Ни к кому не пристает,
Но от тигра почему-то
Разбегается народ.
Кто на дерево забрался,
Кто укрылся за ларёк,
Кто на крыше оказался,
Кто забился в водосток.
Видит тигр - город пуст:
"Дай-ка, - думает, - вернусь.
В зоопарке веселей,
Там всегда полно людей!"
Поворот головы вправо – влево
Ходьба на месте
Наклоны туловища вправо – влево
Руки к щекам, наклоны вправо – влево
Ходьба на месте
Приседания
Повороты вправо – влево руки в стороны
Бег на месте
Забирается на дерево
Присели, голову закрыли
Встали, закрыли глаза
Обняли себя руками
Ходьба на месте
Бег на месте
Воспитатель: Ну что? Отдохнули, набрались сил в уссурийской тайге? А как себя нужно вести в лесу, что бы не нарушать его покоя? Давайте с вами вспомним наши правила?
Дети:
Нельзя шуметь и кричать, включать громко музыку!
Нельзя разжигать костры и раскидывать мусор!
Нельзя разрушать птичьих гнезд и разорять муравейники!
Нельзя ломать ветки просто так!
Воспитатель: И если мы будем соблюдать эти простые правила, лес будет всегда красивым и чистым, будет помогать людям, делиться своими дарами.
Ну что же, наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться в нашу группу. Давайте поблагодарим нашу тайгу и его обитателей, которых мы сегодня встретили.
А чтобы не забывать о наших сегодняшних приключениях, давайте сделаем сувениры, маски тигра. Они будут напоминать о наших лесных друзьях.
3. Роспись маски тигра:
Дети подходят к столу, где уже лежат краски, кисточки, вода, салфетки, приготовленные на прошлом занятии заготовки масок – тарелки с вырезанными отверстиями для глаз.
Садимся за свои места и приступаем к работе. Какого цвета у тигра шерсть? (оранжевая с черными полосками)
Правильно, окраска у тигра очень яркая. А кто помнит, как нам получить оранжевый цвет? (смешать желтый и красный). Хорошо, теперь мы начнем раскрашивать нашу маску, покрываем ее краской, широкими мазками. Не забываем про уши.
Когда дети раскрасят маску, воспитатель загадывает загадку, что бы фоновая краска немного высохла:
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А, проснувшись, стал реветь,
Это зверь – лесной… Медведь
Стройный, быстрый,
Рога ветвисты.
Ест траву весь день,
Кто же это… Олень
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный?
Кто в зайчатах знает толк?
Ну конечно, серый… Волк
Он огромен и усат,
Мех роскошен, полосат.
Все движенья очень ловки,
Поддаётся дрессировке.
С ним на воле не до игр.
Что за хищник это? Тигр
Посмотрите, краска высохла. Чего еще не хватает нашему тигру (черных полосок, глаз, усов). Правильно,теперь нанесем на нее полоски черной краской, делаем мазки тонкие, плавные. Как это сделать? (концом кисти). Теперь рисуем глаза, нос и рот (дети уточняют, что у тигра он называется пасть).
Когда дети закончат свою работу, они складывают их в одном месте на столе.Воспитатель: Сколько у нас много тигров получилось. На следующем занятии мы с вами, сделаем по краям дырочки и вставим резинку. И эти маски можно смело одевать на утренник или бал – маскарад.
4. Рефлексия:
Дети вы много сегодня интересного узнали о нашем лесе – тайге. Какие растения и животных мы сегодня встретили? (кедр, или сосну корейскую, лиану лимонника, медведя и тигра)
Дети и воспитатель подходят к стенду со схемой хвойного дерева.
- Ребята вам понравилось наше путешествие? Какие вы эмоции получили? (радостные, веселые, было интересно).
Давайте наши впечатления, оставим на нашем дереве и пусть, они радуют нас целый день. Представьте, что ваши эмоции - это разноцветные снежинки (шишки). Кому понравилось наше путешествие, прикрепите к нашему древу красную снежинку, кто немного заскучал – желтую, а кому не понравилось – синюю.
Дети делают свой выбор, прикрепляя снежинки к дереву.
Список используемой литературы:
Маркина, М. В. Путешествие по родному краю. Методическое пособие по краеведению и экологическому образованию/ Маркина М. В. - БРОК, 2001.
Богатеева, З. А. Чудесные поделки из бумаги: книга для детского сада и родителей/ З. А. Богатеева. – М. : Просвещение, 1992.
Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию!: рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. Старшая группа: в 2 ч. / О. А. Воронкевич. – СПб.: Детство – Пресс, 2002.
Скоролупова О. А. Дикие животные. М.: Издательство Скрипторий, 2006.
Сладков Н. Разговоры о животных. М.: “Стрекоза – Пресс”, 2002.
Соболева А. В. Загадки – смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. M.: Издательство “Гном и Д”, 2000г.