Просмотр содержимого документа
«Интегрированная образовательная деятельность с детьми старшей логопедической группы на тему: «Весенняя лаборатория»»
Интегрированная образовательная деятельность
с детьми старшей логопедической группы
Тема: «Весенняя лаборатория»
Цель: Создать условия для развития познавательной активности детей путём экспериментирования.
Задачи приоритетной образовательной области «Познавательное развитие»:
❖Закрепить с детьми характерные признаки весны, умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
❖Дать детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания, применяя метод экспериментирования.
❖Способствовать расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребёнка.
❖Создать благоприятные условия для становления познавательной компетентности детей.
❖Воспитывать у детей интерес к опытно – экспериментальной деятельности, отзывчивость, любовь и уважение к родной природе.
Задачи образовательных областей в интеграции:
❖Продолжать учить детей проговаривать предложения с разными интонационными оттенками (весело, удивлённо, грустно); учить подбирать антонимы к заданным словам.
❖Продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведениями о весне (стихами, загадками, приметами).
❖Развивать мелкую моторику рук путём различных движений и упражнений (рисуем по точкам для развития навыка письма.)
❖Развивать разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться.
❖Развивать логическое мышление и внимание, через различные виды деятельности.
❖Формировать умение владеть речью как средством общения и культуры, обогащать активный словарь, развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь.
Оборудование для педагога: иллюстрация о весне, иллюстрация «Птицы в весеннем лесу», запись голосов птиц, запись Вивальди «Времена года – Весна»; конверт; мольберт; кубик; маска совы; ёлки, деревья. Памятки «Берегите воду!»
Оборудование для детей: заготовки для упражнения «Соедини точки» с изображением контура облака; фломастеры синего, голубого цвета; стаканчики для фломастеров; атрибуты «облачки»; дорожка «здоровья».
Для опытно – экспериментальной деятельности: различные ёмкости, стаканчики с водой, тарелочки с кусочками льда, соломинки, сок, термос, зеркало или стёклышки, круглый поднос, цветы из бумаги.
Предварительная работа:
1. Беседы о значении воды для жизни человека, животных, растений.
2. Проведение опытно-экспериментальной деятельности «Свойства воды».
3. Беседы о весне, её приметах. Установление причинно-следственных связей между влиянием неживой природы на живую.
4. Наблюдение за птицами во время прогулок.
5. Чтение художественной литературы: С. Городецкий «Как птицы учились строить гнёзда», А. Шевченко «Гнёзда», Т. Нужина «Воробьи», «Ласточка», Сутеева «Весна» и др.
8. Дидактические игры «Назови птичку, которой не стало», «Перелётные, зимующие птицы», «Противоположности».
9. Разучивание стихотворений, чистоговорок о весне.
10.Прослушивание аудиозаписей «Наедине с природой», «Звуки окружающего мира», «Природа, птицы и животные», «Времена года».
Ход:
Валеологическая песня - распевка с оздоровительным массажем
«Доброе утро»(сл. и муз.О Арсеневской)
1. Доброе утро! «пружинка» Улыбнись скорее! И сегодня весь день хлопают в ладоши Будет веселее.
2. Мы погладим лобик, выполняют движения по тексту Носик и щёчки. Будем мы красивыми, встать на носочки, руки вверх Как в саду цветочки! Разотрём ладошки движения по тексту Сильнее, сильнее! А теперь похлопаемхлопают в ладоши Смелее, смелее! Ушки мы теперь потрём движения по тексту И здоровье сбережём. Улыбнёмся снова, Будьте все здоровы! разводят руки в стороны
Воспитатель: Прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?
Кто пришёл так тихо-тихо? Ну, конечно, не слониха,
И, конечно, бегемот. Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал, как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы, как зелёные травинки,
Сняв зелёные ботинки, тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел, и повсюду тишина,
Это значит, это значит: Тише всех пришла весна.
- Как удачно подметил поэт приход весны. Я думаю, вы уже догадались, о чём мне с вами хочется поговорить.
Игра «Эмоции»
Воспитатель предлагает проговаривать предложения с разными интонационными оттенками (весело, удивлённо, грустно):
- Пришла весна;
- Светит солнышко;
- Стало тепло.
Игра «Доскажи предложение» с кубиком
Воспитатель: Какое сейчас время года? Когда наступает весна?
Дети:После зимы.
Далее воспитатель начинает предложение, а дети самостоятельно его заканчивают.
- Погода весной (какая?):
- Весной травка вырастает (какая?):
- Солнце весной (какое?)
- Ручьи весной (что делают?):
- Сосульки весной (что делают?):
- Листочки на деревьях (что делают?):
- Снег (что делает?):
- Весной птицы (что делают?)
Игра «Противоположности»
- Зимой тучи тяжёлые, а весной … лёгкие;
- зимой лёд твёрдый, а весной … хрупкий;
- зимой холодно, а весной … тепло;
- зимой небо хмурое, а весной … ясное;
- зимой день морозный, а весной … солнечный;
- летом солнце печёт, а весной … греет;
- летом трава высокая, а весной … низкая;
- осенью листья жёлтые, а весной … зелёные;
- осенью природа засыпает, а весной … просыпается;
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним чистоговорки о весне:
ВЕСНА
НА – НА - НА – наступила вновь весна
ГА – ГА – ГА – тают белые снега
ЛЯ – ЛЯ - ЛЯ – ожила кругом земля
НУ – НУ – НУ – очень ждали мы весну
КО – КО – КО – солнце светит высоко
НА – НА – НА – травка первая видна
ДА – ДА – ДА –в ручейке журчит вода
УЛЬКИ – УЛЬКИ – УЛЬКИ – растаяли сосульки
ЕЛЬ – ЕЛЬ – ЕЛЬ – звенит звонкая капель
НЕ – НЕ – НЕ - очень рады мы весне
Воспитатель: Весной всё оживает, просыпается вокруг.
Воспитатель: Мы увлеклись заданием и не заметили, как звонко затрещала сорока. Интересно, что она хотела сообщить? Ой, посмотрите, что это там?! Да это же конверт.
Воспитатель читает письмо.
- Собирайтесь скорее в необычный поход. Ждут вас тайны лесные и тропинка зовёт. В лесу для вас открыта весенняя лаборатория.
Ребята, вы принимаете приглашение. Не за грибами, не за цветами, а в весеннюю лабораторию! (дети – «Да!») Тогда отправимся вот по этим тропинкам.
- В лес по сказочной тропинке
Попадём мы прямиком.
И по узенькой дорожке, через кочки мы пройдём.
Звучит музыка. Дети проходят по «тропинке» - дорожке «здоровья».
Воспитатель: Мы с вами уже близко.
Намольберте вывешены иллюстрации о весне.
Воспитатель: Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои!
Воспитатель: Посмотрите, какая картина. Что изображено? В какое время года природа бывает в таком состоянии.
Дети: Весной!
Воспитатель: Может это зима? А может лето? А может это весна? Какие признаки доказывают, что это весна?
Дети доказывают, что на картинах изображена весна, называют весенние признаки.
Воспитатель:Поговорили мы с вами о картине и я даже почувствовала улыбку весны.
Звучит звукозапись «Голоса птиц»
Воспитатель:Что вы слышите?
Дети: Мы слышим, как поют птицы в весеннем лесу.
Воспитатель:Каких птиц мы встречаем весной?
(Ответы детей).
Воспитатель: Весеннее солнышко пригрело и появились первые цветы. Какие первые весенние цветы вы знаете? (пролесок, сон-трава, мать-и-мачеха, подснежники, фиалка)
- Вы знаете, мы с вами можем интересно поиграть с пальчиками. Вы – цветы. Я буду читать стихотворение, а вы слушайте и делайте, как цветок в этом стихотворении.
Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Подснежник».
Вырос красивый цветок на полянке,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питание
Дружно дают под землёй корешки.
- Подснежник такой очаровательный цветок.
Воспитатель: Какая удивительная лаборатория. Ребята, я для вас приготовила необычное задание, посмотрите: белые листочки, но на них что-то зашифровано. Я предлагаю вам выполнить задание, соединить точки.
Дети соединяют точки.
Воспитатель: Посмотрите,
- Что получилось? Какие замечательные облака!
Воспитатель:Ой, а я вспомнила загадку.
В небе белая вода.
Душ включает иногда.
Хочет вымыть всё вокруг –
От дорожки и до рук.
А порой – летает быстро
В небе голубом и чистом.
Ночью звёзды закрывает…
Как же это называют?
Ответ, ребята, знаете
Вы, наверняка...
Подушки в небе ватные,
Конечно, ... (Облака).
Давайте отдохнём, я предлагаю вам стать маленькими весенними облачками.
ПСИХОГИМНАСТИКА «ВЕСЕННЕЕ ОБЛАЧКО»
- Бывало, спит облачко зимой, и дышит.
Откроет один глазик, посмотрит, нет весны и спит дальше.
Откроет второй глазик, посмотрит, нет весны, и спит дальше.
Открыло облачко два глазика и решило весну будить.
Проснулось облачко, встрепенулось, улыбнулось,
Расправило свои капельки, полюбовалось ими, вот так и думает:
«Дай я свои капельки пересчитаю, не потерялись ли капельки»
(1-2-3-4-5-6-7-8-9-10)
Понравилось облачку и решило оно ещё раз быстро пересчитать свои капельки.
Все капельки на месте.
Развеселились капельки и побежали по дорожке топ, топ, топ.......
Пошлёпали по водичке шлёп, шлёп, шлёп........
Нырнули в пруд и поиграли с рыбками буль, буль, буль.....
Поиграли с солнечными зайчиками ах, ах, ах.....
Половили проснувшихся мух хлоп, хлоп, хлоп....
Полетали с ветерком ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш
Устали и легли под кустиком
И думают, что мы забыли сделать.
Забыли погладить друг друга.
Погладили друг друга и приласкали маму - Облачко и легли отдыхать.
Воспитатель:Ребята, скажите, какие условия необходимы для хорошего роста растений?
(Ответы детей)
Воспитатель:Ребята, назовите, пожалуйста, какие свойства воды вам известны?
(Ответы детей: вода прозрачная, может быть холодной, тёплой, горячей)
Воспитатель:Давайте в этом убедимся, помогут нам эксперименты.
Опыт «Какой бывает вода?»
Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды (вода не имеет вкуса, запаха).
Материал: стаканы с водой и стаканы с соком, соломинки
Ход
Опыт. Воспитатель приглашает детей к столу, где стоят стаканы с водой и с соком, предлагает попить воды (через соломинку). Спрашивает, есть ли у неё вкус? Какой вкус у воды? Даёт им для сравнения попробовать сок. Ещё раз вместе с детьми пробует воду. Дети убеждаются, что у воды нет вкуса.
Вывод:вода не имеет вкуса, запаха.
Опыт «Вода жидкая, может течь, вода не имеет формы»
Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.
Материал: кувшинчик, тарелка, стаканчики.
Ход
Опыт. Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами раскроем ещё один секрет о воде.
Предлагает детям перелить воду из одного стакана в другой. Льётся вода? Почему? Потому что она жидкая.
Дети наливают воду в кувшин, тарелку, стакан. Вода меняет формы, она принимает форму того предмета, в котором находится.
Вывод:вода жидкая, может течь, вода не имеет формы.
Опыт «Лёд – твёрдая вода»
Цель: Продолжать знакомство со свойствами воды.
Материал: сосулька или кусочек льда.
Ход
Опыт.Воспитатель показывает детям сосульку или кусочек льда, предлагает понаблюдать, что с ней произойдёт в тепле. Лёд - это что? (Вода твёрдая.)
Вывод: лёд – это твёрдая вода.
Воспитатель:Сегодня я хочу познакомить вас с одним свойством воды – это пар. Давайте проведём опыт.
Опыт «Пар - тоже вода»
Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.
Материал: термос с кипятком, стёклышко.
Ход
Опыт. Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети видели пар. Доказываем, что пар - это тоже вода. Помещаем над паром стекло, на нём образуются капельки воды.
Вывод: пар – тоже вода.
Воспитатель:Ребята, воду надо беречь вода – это основа жизни на Земле! Подойдите, пожалуйста, к волшебному озеру, опустите эти бутоны цветов. Посмотрите, какое чудо! Цветы раскрываются!
(Дети кладут бумажные заготовки цветов на воду)
Воспитатель: Известный французский поэт и писатель Антуа́н де Сент-Экзюпери́, автор «Маленького принца» говорил о воде: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… ты самое большое богатство на свете…»
- А на память вам хочу передать эти памятки «Берегите воду!». Подарите и нашим гостям.
- Как здорово в весенней лаборатории! Вам понравилось? Что вы запомнили больше всего?
(Ответы детей)
Воспитатель: Я очень рада, что вы пришли ко мне. Мне тоже понравилось, не напрасно вы сюда сходили, но нам пора возвращаться.
Воспитатель: Давайте я провожу вас в детский сад.
- По дорожкам мы пройдём, в группу дружно мы вернёмся.