Инновационные модели образования. Использование здоровьесберегающих технологий в условиях внедрения ФГОС ДО.
Инновационные модели образования. Использование здоровьесберегающих технологий в условиях внедрения ФГОС ДО.
Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменеий в сфере образовательно-воспитательного процесса. В этих условиях особую актуальность приобретает проблема здоровьесбережения, которая отражает новые подходы к здоровьеформирующей деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Инновационные модели образования. Использование здоровьесберегающих технологий в условиях внедрения ФГОС ДО. »
Пахомова Ирина Николаевна
Инструктор физического воспитания
МАОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя России Игоря Ржавитина» с/п детский сад г.Ревда
«Использование здоровьесберегающих технологий
в условиях внедрения ФГОС ДО».
Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.
Работая инструктором физического воспитания, я еще глубже поняла всю значимость и ценность периода детства в формировании основ здорового образа жизни: маленькие дети учатся владеть своим телом, осваивают элементарные гигиенические навыки, у них развивается двигательная сфера, а это есть освоение основ физической культуры и здорового образа жизни. Анализируя опыт использования таких упражнений, я оценила их эффективность и значимость для здоровья дошкольников, для формирования целевых установок на ведение здорового образа жизни.
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и развития детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения. Процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.
Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются:
гиподинамия (нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения)
детские стрессы (нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе)
тревожность (недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье, недостаток информации).
Не первый год педагогический коллектив нашего учреждения осуществляет свою деятельность с учётом основополагающей необходимости формирования, сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса.
Все этапы, целевые установки и прогнозируемые результаты работы коллектива по развитию здоровьеформирующей среды детского сада отражены в разработанном и реализуемом проекте «Здоровье», который составляет основу части образовательной программы ДОУ, формируемой участниками образовательного процесса с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников, и в которой отражена перспектива здоровьесберегающей деятельности на три года (2011 г.)
Этапы реализации проекта «Здоровье»:
I этап ( 2011 - 2012 уч. г.) – аналитический, включающий:
Анализ созданных условий в детском саду.
Проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережению детей:
исследований состояния здоровья детей,
диагностика физической подготовленности дошкольников;
анализ профессиональной компетенции воспитателей,
тематическая проверка состояния физкультурно - оздоровительной работы,
исследование среди родителей на тему здоровьесбережения.
IIэтап ( 2012 - 2013 уч. г.) –исследовательский
Изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность МОУ по здоровьесбережению.
Изучение современных инноваций в области образовательного пространства ДОУ;
Выработка алгоритма деятельности.
На этом этапе определены прогнозируемые результаты:
Оптимизация воспитательной системы ДОУ через использование современных образовательных технологий: здоровьесберегающих, личностно-ориентированных, развивающих;
Повышение качества образования за счет уменьшения негативного воздействия образовательного процесса на психофизиологический статус воспитанников ДОУ;
Отсутствие отрицательной динамики в здоровье детей и педагогов, совершенствование здоровьесберегающего пространства ДОУ, увеличение доли детей, соблюдающих нормы и требования здорового образа жизни;
разработка рекомендаций для родителей и педагогов, позволяющих систематизировать работу по проблеме здоровьесбережения;
Развитие системы кружковых занятий по формированию ЗОЖ;
Включенность родительской общественности, социальных партнеров в процесс управления реализацией проекта «Здоровье».
IIIэтап ( 2013 - 2014 уч. г.) – практический.
Выбор, апробация и внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих образовательных технологий.
В процессе реализации проекта «Здоровье» создана модель системы целостного здоровьеформирующего пространства, которая включает области образовательной среды и мероприятия, на основе использования здоровьесберегающих образовательных технологий.
Концептуальная идея модели: формирование ценности здоровья и здорового образа жизни посредством создания здоровьеформирующей образовательной среды на основе использования здоровьесберегающих технологий, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями участников образовательного процесса.
В качестве приоритетных определены задачи работы педагогического коллектива:
совершенствование содержания образования и педагогических технологий, адаптированных к разным категориям воспитанников, осуществление постоянного медико-физиологического и психолого-педагогического мониторинга;
апробирование и активное внедрение адаптационных здоровьесберегающих технологий, проведение просветительской работы по формированию ЗОЖ с воспитанниками, родителями и сотрудниками учреждения;
создание и обновление банка программно-методических материалов, основанных на принципах здоровьесбережения.
выравнивание стартовых возможностей детей, создание необходимых условий для естественного процесса адаптации ребенка при переходе к обучению в начальной школе.
Классификация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании - определяется по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду. Технологии изучения, апробирования и внедрения традиционных и нетрадиционных методик физической культуры и оздоровления воспитанников, дозированные нагрузки, подбор и подготовка необходимого оборудования, использование и разработка комплексов гимнастики (дыхательной, пальчиковой, ритмопластики, стретчинга, фитболгимнастики, гимнастики для профилактики распространенных заболеваний), определение цели и этапов внедрения в практику работы считаю инновационными.
В практике работы детского сада апробированы виды здоровьесберегающих технологий:
медико-профилактические;
физкультурно-оздоровительные;
технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
валеологического просвещения родителей,
которые применяются в различных оздоровительных режимах (адаптационных, гибких, щадящих, по сезонам), в комплексе закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, “топтание” в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика), на физкультурных занятия всех типов, занятиях в бассейне. Для оптимизации двигательного режима равно используются традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики:
медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;
комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.
Для этого:
создана и поддерживается в хорошем состоянии материально-техническая база для организации физкультурно-оздоровительной работы: имеется оборудованный спортивный зал, необходимый и разнообразный спортивный инвентарь, что очень важно для организации физкультурно-оздоровительной работы.
систематически проводятся физкультурные занятия - два раза в неделю, одно из которых проводится на улице. Для организации физкультурно – оздоровительной работы с воспитанниками используются такие формы как: физкультурные развлечения, спортивные праздники, соревнования, в том числе совместно с обучающимися школы в рамках работы по организации преемственности;
проводятся психологические тренинги, мастер-классы для педагогов по формированию благоприятного морально- психологического климата в коллективе, технологиям сохранения здоровья;
оперативные совещания на тему «Учет особенностей состояния здоровья», позволяют планировать деятельность и анализировать полученные результаты работы по организации здоровьесберегающего воспитательного процесса.
Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении. Анализ созданных условий показал, что в нашем детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а так же для восстановления и отдыха. Оборудован физкультурный зал со спортивным комплексом, где представлено разнообразное физкультурное оборудование, а так же пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективность занятий. Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе, в детском саду есть небольшая лыжная база. На участке ДОУ имеется спортивная площадка, спортивно-игровое оборудование.
Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группах созданы уголки движений, которые учитывают возрастные особенности детей, их интересы. Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, равновесии используются различные дорожки, косички, змейки, для «подлезания» - дуги, гимнастические стенки, составные мягкие цветные модули. Во всех группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, для подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия. Воспитатели проявляют творчество и изобретательность в изготовлении пособий из бросового материала для пополнения физкультурных уголков. Мелкое физкультурное оборудование размещено так, что оно доступно для детей
Таким образом, в структурном подразделении детский сад работа по поддержанию и развитию здоровьесберегающех условий обучения и воспитания является ведущей, проводится планово и систематически. Условия обучения и воспитания приведены и сохраняются в соответствии с нормативными требованиями и санитарными правилами. Формируется банк данных о состоянии здоровья воспитанников.
В рамках работы по организации преемственности и создания благоприятных условий для безболезненного перехода воспитанников к школьной жизни, в практике совместной работы педагогов используются такие формы как: физкультурные развлечения, спортивные праздники, соревнования совместно с обучающимися школы, в этом году на высоком эмоциональном уровне прошли «Весёлые старты», спортивный праздник «Навстречу Олимпиаде в Сочи!», обучающиеся школы для ребят детского сада провели «Олимпийские уроки».
Педагогическое просвещение педагогов, воспитанников, родителей по развитию здоровьеформирующего пространства строится на основе тесного сотрудничества, наиболее продуктивные формы: методические консультации, педагогические советы, семинары и мастер – классы различного уровня. Взаимодействие с родителями, на мой взгляд, является обязательным условием эффективности профессиональной деятельности педагога. В этом году популярна новая форма работы с родителями: спортивные часы различной целевой направленности: обучающей, развивающей, досуговой. Главным положительным результатом считаю установление контакта с родителями, воспитателями, детьми, эффект эмоционального сближения.
Показателями эффективности модели здоровьесбережения, на основе результатов мониторинга служат:
количественные и качественные характеристики здоровьесберегающих мероприятий;
подбор, реализация и использование здоровьесберегающих программ, технологий, учебно-методических пособий, диагностического инструментария педагогами детского сада;
положительная динамика физического и психического развития, снижение уровня заболеваемости воспитанников.
формирование личностных компетенций здоровьесбережения, уровень которых выявлен посредством наблюдений, бесед, анкетирования.