kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Инновационный проект в дошкольном образовании «Права и обязанности маленького гражданина»

Нажмите, чтобы узнать подробности

способствовать правовому воспитанию дошкольников, донести до сознания детей в доступной форме "Конвенцию о правах ребенка"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Инновационный проект в дошкольном образовании «Права и обязанности маленького гражданина»»


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №56 «Северяночка»











«Права и обязанности маленького гражданина»

























Составитель:

Воспитатель: Шпуй М.А

1 квалификационной категории








Паспорт инновационного проекта


Тема проекта

«Права и обязанности маленького гражданина»


Руководитель проекта

Ревкова Татьяна Владимировна, заведующий МАДОУ города Нижневартовска ДС № 56«Северяночка»

Разработчики проекта (Ф.И.О., должность, наименование организации)

Шпуй Марина Александровна, воспитатель

МАДОУ города Нижневартовска ДС № 56«Северяночка»

Исполнители проекта (Ф.И.О., должность, наименование организации)

Обучающиеся старшего дошкольного возраста МАДОУ города Нижневартовска ДС № 56«Северяночка», родители (законные представители), воспитатели, музыкальный руководитель

База реализации проекта

МАДОУ города Нижневартовска ДС № 56«Северяночка»

Интеграция образовательных областей

«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Вид проекта

Познавательный, социально - значимый

Цель проекта

способствовать правовому воспитанию дошкольников, донести до сознания детей в доступной форме “Конвенцию о правах ребенка”.


Задачи проекта

1Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав ребенка.

2. Познакомить детей с правами и обязанностями человека, воспитывать уважение к правам другого человека, формировать эмоционально-положительное отношение к важнейшим нравственным качествам (доброта, милосердие, сострадание, сочувствие) и умение проявлять их при взаимодействии с окружающими людьми.

3. Формирование доброжелательности и чуткости к окружающим, уважительного отношения к ним, привлечение внимания ребенка к своим правам и обязанностям, формирование нравственных норм и правил поведения (в детском саду, семье, обществе).

4. Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности.

5. Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности.

6. Закрепление полученных знаний в повседневной жизни и постепенное накопление опыта соблюдения прав и обязанностей.


Сроки реализации проекта

1 год

Ожидаемые результаты

1. Повышение уровня правового воспитания

2. Формирование навыков нравственно-патриотического поведения

3. Усвоение правовых понятий: закон, право, правонарушение, национальные отношения.

4. Повышение социальной компетентности дошкольников.

5. Формирование гражданских навыков: индивидуальность суждений, открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие вопросы в повседневной жизни конфликты правовыми способами.


Этапы реализации инновационного проекта

1 этап: Подготовительный:

 (информационно – накопительный, организационный)

- разработка проекта

определение гипотезы и проблемы проекта;

- постановка цели и задач;

- определение основных форм работы;

- сбор информации, литературы, дополнительных материалов;

- работа по составлению этапов и плана по реализации проекта;

2 этап: Основной (практический) - реализация проекта

3 этап Заключительный (обобщающий)

Обобщение знаний детей об их гражданских правах и обязанностях. Картотека фото и видео роликов .


















ПОМНИ: ЧЕМ БОЛЬШЕ ТЫ ЗНАЕШЬ О СВОИХ ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ, ТЕМ МЕНЬШЕ БУДЕТ ВЕРОЯТНОСТЬ ТВОЕГО ПОПАДАНИЯ В СЛОЖНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ!





Актуальность проекта



С давних пор люди понимали, что самое ценное – это дети. От того, как дети будут воспитываться, и жить, зависит, как будет жить в будущем страна, государство и мир в целом. Поведение, взгляды, жизненные позиции формируются у каждого человека в детские годы. И от того, как дети будут понимать права и, как они будут относиться к правам другого, зависит, и поведение взрослого человека. Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в любой жизненной ситуации. Но, как показывает практика, во многих случаях дети не имеют доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим вопросы правового положения несовершеннолетних. В 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребёнка, состоящая из 54 статей и закрепляющая права ребёнка. В 1990 году наша страна ратифицировала этот важнейший международный документ.

С наступлением XXI века проблема защиты детей обострилась и в мире, и в России:


Проблема.

Институт семьи и права в Российской Федерации становится всё менее популярен, растёт число неполных семей и число семей, проживающих за чертой бедности.

Снижается воспитательный потенциал семьи – появились «социальные сироты» - сироты при живых родителях.

Родители нередко используют методы физического и психологического давления на ребёнка, что наносит ущерб физическому, умственному, моральному и социальному развитию детей. При этом образование родителей значения не имеет.

Участились природные и экономические бедствия, вооружённые конфликты.

Похищение и эксплуатация детей, торговля детьми в любых целях и в любой форме принимают угрожающий характер для прогрессивного развития всего общества.

Ситуация в современном обществе отражается в первую очередь на детях. Дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, независимо от политического строя и вероисповедания. Дошкольное детство – это уникальный период в жизни человека. Это время формирования здоровья, развития личности, время, когда ребёнок полностью зависит от окружающих его взрослых – родителей и воспитателей.

Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстроменяющемся мире. Именно поэтому в дошкольном возрасте необходимо воспитывать у детей чувство уверенности в себе и социальной терпимости, самоуважение и уважение к другим, приучать детей соблюдать правила, помогающие жить дружно. Всё это – основа правового воспитания дошкольников. Знание прав – щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны взрослых.

Исходя из всего перечисленного, мы разработали Познавательный, социально - значимый проект ««Права и обязанности маленького гражданина»

с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.


Цель. Способствовать правовому воспитанию дошкольников, донести до сознания детей в доступной форме “Конвенцию о правах ребенка”.

Задачи. 

1.Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав ребенка.

2. Познакомить детей с правами и обязанностями человека, воспитывать уважение к правам другого человека, формировать эмоционально-положительное отношение к важнейшим нравственным качествам (доброта, милосердие, сострадание, сочувствие) и умение проявлять их при взаимодействии с окружающими людьми.

3. Формирование доброжелательности и чуткости к окружающим, уважительного отношения к ним, привлечение внимания ребенка к своим правам и обязанностям, формирование нравственных норм и правил поведения (в детском саду, семье, обществе).

4. Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности.

5. Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности.

6. Закрепление полученных знаний в повседневной жизни и постепенное накопление опыта соблюдения прав и обязанностей.


.

Предполагаемый результат.

1. Повышение уровня правового воспитания

2. Формирование навыков нравственно-патриотического поведения

3. Усвоение правовых понятий: закон, право, правонарушение, национальные отношения.

4. Повышение социальной компетентности дошкольников.

5. Формирование гражданских навыков: индивидуальность суждений, открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие вопросы в повседневной жизни конфликты правовыми способами.


Структура проекта.

1. Проект имеет перспективный план, рассчитанный на 1 года.

2. Мероприятия охватывают воспитанников старшей и подготовительной к школе группы и их родителей.

Вид проекта

Познавательный, социально - значимый

Возрастная группа

старший дошкольный возраст. 5-7 лет.


Интеграция образовательных областей

«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».


Участники проекта

В реализации проекта участвуют дети старшего дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги ДОУ, творческая группа, музыкальный руководитель.

Сроки реализации проекта

Проект реализуется 1 год

Этапы реализации проекта

 1 этап: Подготовительный: (информационно – накопительный, организационный)

- разработка проекта

определение гипотезы и проблемы проекта;

- постановка цели и задач;

- определение основных форм работы;

- сбор информации, литературы, дополнительных материалов;

- работа по составлению этапов и плана по реализации проекта;

2. этап: Основной (практический) - реализация проекта

3.этап Заключительный (обобщающий)

Обобщение знаний детей об их гражданских правах и обязанностях. Картотека фото и видео роликов

Гипотеза

если каждый ребёнок будет знать свои права, то он не будет нарушать права другого.          


Мероприятия в рамках проекта различной направленности:

  • Организованная образовательная деятельность.

  • Беседы.

  • Чтение художественной литературы.

  • Создание и решение проблемных ситуаций.

  • Непосредственное наблюдение.

  • Опытно-исследовательская деятельность.

  • Игровая деятельность.

  • Драматизация.

  • Продуктивная деятельность.

  • Трудовая деятельность.

  • Физкультурно-оздоровительная деятельность.

  • Совместные мероприятия воспитателей, детей и родителей (праздники, развлечения).

  • Самостоятельная деятельность детей.

  • Анкетирование, тестирование.

  • Консультирование.












План мероприятий по реализации проекта

«Права и обязанности маленького гражданина»


 

Мероприятие


Сроки проведения


Цель


1

«Каждый ребенок имеет право»

Сентябрь

  • Изучение Конвенции и нормативно-правовых документов по правам ребёнка в РФ.


2

«Дарим детям шар земной».

Октябрь

дать представление о защите прав ребенка закрепить понятие о том, что у каждого человека есть, не только права, но и обязанности;


3

«Моя семья»

Ноябрь


Закрепить и расширить представление о семье;

дать представление о защите прав ребёнка членами его семьи;

воспитывать ласковое, чуткое отношение

к близким людям, потребность радовать их своими добрыми делами.



4

«Рисуем свои имена»

Декабрь

Закрепить знания о том, что у каждого человека есть имя;

дать понятия о том, что такое отчество и фамилия и познакомить с их происхождением;

подвести к выводу: каждый человек имеет право на имя.




5

«Учим Незнайку»

Январь

Подвести детей к пониманию того, что они имеют право на образование Формирование у детей представления о значимости образования в жизни каждого человека;



6

«Путешествие по миру»

Февраль

Рассказать о том, что человек должен сохранять наш общий дом – Землю и своё жилище. Учить беречь всё, что создано природой и человеком. Уважать и ценить труд других людей. Воспитывать любовь к Родине, родному краю, родительскому дому.


7

«Я имею право быть здоровым и любимым»

Март

 Формировать у детей представления об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, личное положительное отношение каждого ребёнка к здоровью.


8

«Мои интересы»

Апрель

расширить представления о возможности получения информации из

разных источников, развитие любознательности.



9

«Я на солнышке лежу»

Май

Дать детям представление о том, что отдых необходим для сохранения здоровья; ввести понятия «пассивный отдых» и «активный отдых»





Планирование деятельности.

С детьми:

Беседы:

  • «Что такое право?»

  • «Мой первый документ»

  • «Что может быть важнее жизни?»

  • «Поговорим о здоровье»

  • «Разговор о правильном питании»

  • «Как важно быть грамотным»

  • «Наша родина Россия»

  • «Все люди на большой планете, должны всегда дружить»

  • «Что означает твое имя?»

  • «О вежливом отношении к членам семьи»

  • «О заботе взрослых членов семьи о детях»

  • «Обязанности детей в семье»

  • «Моя малая родина»

  •  «Улицы родного города»

  • «Здоровье и болезни»

  • «Значение флага и герба России»

Дидактические игры:


Играя, ребята учатся устанавливать новые связи и отношения с людьми, организовывать взаимодействие для достижения цели.

Разрешено - запрещено»

  • « Придумай правовой конец сказки»

  • « Кто из героев нарушает право»

  • « Права детей и взрослых»

  • « Я имею право»

  • « Я не должен»

  • « Загадывание желаний»

  • « Назови имя соседа»

  • « Волшебный сундучок»

  • «Назови друга ласково»

  • «Цепочка имен»

  • «Назови имена, отчества своих родных»

  • «Собери флаг»

  • «Найди герб и флаг России».


Чтение художественной литературы:

формировать у детей понятие «права», воспитывать любовь и уважение к окружающим, на примера из книг. Дать понятия об основных правах ребёнка,  учить внимательно слушать, развивать речь и память.

  • стихотворения об именах детей группы.

  • сказка «Похищенное имя»

  • «Добрый волшебник»

  • «Зарядка и Простуда»

  • Г. Остер: «Котенок по имени Гав»

  • «Шарик».

  • А. Барто «Как Вовка бабушек выручал».

  • В. Осеева «Печенье», «Сестры».

  • чтение и обсуждение пословиц, заучивание стихотворений о родине, о флаге;

  • загадки о вредных и полезных привычках.

  • чтение стихотворений: «Зачем соблюдать режим?»

  • «Я хочу быть здоровым»

  • «Чистим зубы».

  • Шалаева Г. П «Правила для воспитанных детей», «Как Антон полюбил ходить в детский сад».

  • Рассказ Л. Н. Толстова «Бабушка и внучка»

  • сказки: «Гуси-лебеди», «Кукушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,  «Морозко».


Художественное творчество:

 развивать творческие способности детей, учить выражать в своих работах свои мысли и чувства, учить доводить начатое дело до конца, прививать аккуратность в работе.

  • изготовление альбома «Моя семья».

  • изготовление макета дома «Чудесный дом».

  • изготовление ромашки с моими правами.

  • аппликация «флаг России»,

  • рисование «Природа России», «Моя малая родина», «Моя любимый детский сад».


Драматизации:

учить слушать музыку, выполнять движения в такт музыки, умело входить в роли героев сказок, развивать дружелюбие по отношению друг к другу.

  • стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».

  • этюды: «Конкурс лентяев», «Капризуля», «Задавака» (нормы поведения).

  • Прослушивание и разучивание песен: «Песенка Чебурашки», слова Александр Тимофеевский, музыка Владимира Шаинского;

  • «Песенка Мамонтёнка», слова Непомнящий Д., музыка Шаинский В.;

  • «Дважды два четыре», слова Пляцковский М., музыка Шаинский В.; 

  • «Песенка про доктора» в исполнении  Леонида Сергеева;

  • песни группы «Барбарики» «Про дружбу», «Далеко от мамы»; «Моя семья» музыка и слова А. Ермолова.

  • Драматизация по сказке «Репка», «Колобок», "Волк и семеро козлят", "Заячья избушка".


Решение проблемных ситуаций:

Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию. Принятие задач.

Создание игровой мотивации, доступно для понимания детей дошкольного возраста, с опорой на детский личный опыт. Заинтересовать каждого ребенка.


  • «Кто виноват?»

  • «Странная девочка»

  • «Репка»

  • «Как бы ты поступил?»

(обсуждение поступков героев произведений и составленных ситуаций).


Сюжетно-ролевые игры:

  • «Семья»

  • «Больница»

  • «В гостях»,

  • «Мы помощники»,

  • «Детский сад»;


С родителями:

  • консультация «Права ребенка»

  • «Как открыть ребенку свою любовь»

  • «Четыре заповеди мудрого родителя»

  • «История праздника «День защиты детей»

  • «Конвенция о правах ребенка»


Беседы: 

  • «Обязанности ребенка дома»

  • «Чего у ребенка больше: прав или обязанностей?»

  • «Какие права вам труднее всего выполнять?»


Итоговые мероприятия:

  • Изготовление книги «Конвенция прав ребенка»

  • макет «Наш Дом»

  • «Книга моего имени»

  • «Ромашка»

  • «Праздник: Непослушания».

  • Видео ролик «Права и обязанности маленького гражданина»

  • Литературно- правовая викторина « Герои сказок»






Основная идея работы по правовому воспитанию дошкольников – это признание ребенка полноценной и полноправной личностью: свободной и ответственной, знающей свои права. Конвенция провозглашает ребенка самостоятельным субъектом права и наша задача донести до сознания детей конвенцию в доступной форме. И такую работу лучше начинать с детьми старшего дошкольного возраста. Т.к. дети 5-7 лет адекватно воспринимают этот материал, управляют своим поведением. К концу дошкольного возраста ребенок становится активным, осознающим себя субъектом собственной деятельности отношений со взрослыми и сверстниками.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шпуй Марина Александрона

Дата: 05.12.2023

Номер свидетельства: 641364


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
2110 руб.
2640 руб.
1790 руб.
2240 руб.
2430 руб.
3040 руб.
1690 руб.
2110 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства