Развлечение, организация праздников, утренников - именно так, чаще всего, рассматривается досуг в практике дошкольного образования. Однако, в настоящее время, такой подход является достаточно узким, исходя из всех форм, которыми может быть насыщена культурно – досуговая деятельность детей дошкольного возраста. Важно, именно в период дошкольного детства, формировать умения самостоятельно заполнять свое свободное время содержательной, интересной, непринужденно развивающей деятельностью.
Причинами инфантилизма и отсутствия навыков самоорганизации ребенка старшего дошкольного возраста может стать недостаточность представлений о множестве форм увлекательного времяпровождения. Ребенок становится зависим от наличия свободного времени взрослого, его воли и желания. Это сказывается на развитии последующей ступени, когда дошкольник становится школьником, возникает проблема организации внеучебного времени без участия взрослых. Отсутствие навыков самоорганизации полезного досуга заменяется компьютерными играми, вхождением в неблагополучные компании, становится – бесполезной тратой времени, которая может отразиться как на физическом, так и на психическом здоровье ребенка в негативной форме.
Итак, обратившись к энциклопедическому словарю педагога В.С. Безруковой, рассмотрим понятие досуга. Досуг – это время, свободное от обязательной нормативной деятельности (учения, работы) и занимаемое занятиями по личному усмотрению, добровольному выбору. Автор выделяет следующие виды досуговой деятельности: отдых, развлечения, самообразование, творчество, общение и добровольный выбор. Добровольное время определяется в рамках суток, путем вычета времени работы, учебы, сна, самообслуживания. Проводится как в активных формах – спорт, танцы, так и в пассивных – чтение, наблюдение. За время досуга человек восстанавливает свои физические и психические силы, развивается по индивидуальной программе, самореализуется, в свободном режиме устанавливает свои отношения с людьми и окружающим миром.
Досуговая деятельность - это своего рода отдельная культура индивида, которая рождается из деятельности определенного человека, направленная на удовлетворение его физических и духовных потребностей в свободное время от основных дел.
В свою очередь профессор А.Д. Жарков определяет культуру досуга как многомерное социальное явление, как систему по созданию, хранению, распространению и потреблению духовных ценностей, норм, знаний, а также значений и символов.
Известный исследователь досуга Ж.Р.Дюмазедье ключевым признаком досуга считал то, что личность предается ему по доброй воле, будучи свободной от выполнения профессиональных, семейных и гражданских обязанностей, затем выделил функции досуга:
Отдых – связывается с восстановлением физических и нервных сил, снятием стресса и напряжения, в последние годы в значении «отдых» используется понятие рекреации ( от лат. recreation – восстановление);
Развлечение – яркое положительное действие (состояние, переживание) парадоксального свойства, где высокая субъективная активность предполагает специфическое пассивное отношение «Я-Объект» развлекающегося к источнику развлечения. Развлечение отличается от отдыха субординированостью – субъективной подчиненностью к источнику развлечения, и перцептированностью – субъективной нацеленностью на восприятие и ощущение;
Саморазвитие личности – освобождение человека от автоматизма мышления и действий, как раскрытие новых возможностей, вырабатывает у человека творческие способности мышления и сохраняет на протяжении всей его жизни, способствует свободному выбору профессии, основанному на личных и общественных интересах.
Гармонично организованная досуговая деятельность способствует формированию культурно развитой личности ребенка. Л.С. Выготский предполагает, что культурное развитие ребенка представляет собой особый тип развития, где процесс «врастания» детей в культуру не может быть отождествлен только со стороны процесса органического созревания и не может быть сведен к простому механическому усвоению внешних навыков. Отсюда вытекает правомерное суждение, как и другое иное развитие, культурное становление личности подчинено своей закономерности, среде, рамкам и стадиям формирования.
Целью организации досуговой деятельности детей дошкольного возраста является заложение основ нравственно – эстетических ценностей, доброжелательного отношения к окружающему миру, любви к традициям, сохранения здоровья, то есть стремление к культурному отдыху. В дошкольном образовательном учреждении это является важной сферой воспитательно-образовательного процесса, в которой учитываются в первую очередь интересы детей. Учитывая индивидуальные особенности воспитанников, педагоги используют различные формы и методы организации свободного времяпровождения, при этом насыщая деятельность нравственным содержанием.
Обращаясь к программе « От рождения до школы », разработанной под редакцией Н.Е. Веракса, увидим следующие требования к организации культурно – досуговой деятельности детей разных возрастов: обеспечение отдыха каждому ребенку (активный, пассивный) и создание среды для формирования умений занимать свободное время.
Правильная организация культурно - досуговой деятельности детей 5-6 лет предполагает решение педагогом следующих задач:
Отдых
приучать детей в свободное время заниматься содержательной и интересной деятельностью;
формировать основы досуговой культуры, такие как прогулка, походы, рисование, чтение книг, конструирование, лепка и т.д.
Развлечения
создавать условия для проявления культурно-познавательных потребностей, интересов, запросов, предпочтений, использования полученных знаний и умений для проведения досуга;
способствовать проявлению спортивных увлечений, стремления заниматься спортом.
Праздники
формировать у детей представления о будничных и праздничных днях;
вызывать эмоционально положительное отношение к праздникам, желание активно участвовать в их подготовке;
воспитывать внимание к окружающим людям, стремление поздравлять их с памятными событиями, преподносить подарки, сделанные своими руками.
Самостоятельная познавательная и художественная деятельность
создавать условия для развития индивидуальных способностей и интересов.
Творчество
продолжать формировать художественные наклонности в пении, рисовании, музицировании;
поддерживать увлечения детей в разнообразной художественной и познавательной деятельности;
создавать условия для дополнительного посещения кружков и студий.
Из вышеперечисленных требований организации культурно – досуговой деятельности следует, что досуг в преобладающей степени связан с удовлетворением собственных потребностей, которые в свою очередь отражаются в духовности, а зачем в их предметности. У детей старшего дошкольного возраста, свободная деятельность основана на интересе и желании ее выполнять, при этом учебная деятельность, в чистом виде, уступает место удовлетворению физических, духовных и познавательных потребностей.
М.Б.Зацепина выделяет многообразие видов культурно – досуговой деятельности в следующей классификации:
Отдых – состояние покоя, либо такого рода культурно - досуговая деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и духовные силы человека. Отсюда следует, что ребенка необходимо учить распределять свои силы между умственным, физическим трудом и отдыхом. Отдых делится на виды:
активный - включает в себя занятия физкультурой, гимнастикой, занятием на садовом участке, подвижные игры;
пассивный - подразумевается снятие напряжения, рассматривание красивых вещей, произведений искусства, включение в непринужденную беседу.
Созерцание – это свободное безотносительно к практическим целям наблюдение за объектом, предметом, явлением. Созерцание способствует развитию восприятия, формирования вкуса у ребенка, возникновение интереса, любознательности и наблюдательности к окружающему миру.
Развлечения – вид культурно – досуговой деятельности имеют компенсационный характер, возмещая издержки будничности и однообразия окружающей обстановки. Развлечения способствуют эстетическому и всестороннему развитию ребенка, так как в это время появляется возможность познакомиться с различными видами искусств: музыкальным, изобразительным, театральным и т.д.
Различает виды развлечений по степени активности и участия детей:
Дети являются только слушателями или зрителями. С целью активизации детей привлекают к оформлению группы, изготовлению атрибутов или пригласительных билетов;
Дети – непосредственные участники. Более широкое включение детей в процесс подготовки и исполнения, они сами готовят номера и выступления, разыгрывают роли;
Участниками являются взрослые и дети. Позволяет расширить общение детей и взрослых, привлечение родителей, что необходимо для развития детей.
Развлечения можно классифицировать по содержательной направленности:
Театрализованные развлечения;
Познавательные;
Спортивные;
Музыкально – литературные концерты.
По типу отношения к организации досуга:
полное безразличие, то есть педагогическая безнадзорность;
излишняя заорганизованность, когда ребенку не предоставляется права выбора;
соединение познания и развлечения, наполнение досуга нравственно – эстетическим содержанием.
В критериях работы ДОУ досуговая деятельность имеет безусловно добровольный характер, базируется на принципах удовольствия и интереса, опирается на чувственную базу ребенка. Известный воспитатель и педагог С.А.Шмаков выделяет следующие формы организации досуга:
Организованный – свободное время применяется педагогически целесообразно;
Стихийный – спонтанно протекающий процесс свободного времени;
Из вышеперечисленного следует, что виды, формы организации досуга детей в условиях дошкольной образовательной организации отражают многообразные грани:
- досуг основан на добровольных началах выбора занятий, степени активности и включенности;
- формирует и развивает личность ребенка;
- выражает все стороны развития физиологический, психологический и социальные аспекты;
- способствует раскрытию природных талантов, формирует основу ценностных ориентаций;
- является источником хорошего настроения, обеспечивает персональное удовольствие.
Таким образом, сущность детского досуга осуществляет творческое поведение детей совместно с разновозрастными детьми и взрослыми, в свободной форме выбора занятий, направляемое, но не навязываемое педагогами.