Просмотр содержимого документа
«Инновационные методические аспекты внедрения IT-технологий в образовательный процесс ДОУ»
Инновационные аспекты внедрения IT-технологий в образовательный процесс ДОУ
Сегодня развитие новых технологий идёт очень быстрыми темпами, практически все сферы жизнедеятельности человека внедряют всё новые и новые технологии, среди которых и цифровые. В связи с этим в обществе в последнее время стал популярным термин «цифровизация», но далеко не все понимают, в чём его суть. Обратимся к понятию этого слова.
Цифровизация – процесс преобразования информации в цифру. Так и цифровизацией образования можно назвать процесс перехода на электронную систему образования, где дошкольное – не исключение, что было подчеркнуто и в ходе обсуждения вопросов на IX Гайдаровском форуме, проходившего 15-16 января 2020г. в Москве, одной из тем которого была «Глобальные тренды, цифровизация, вызовы рынка труда, будущее системы образования». Но внедрение цифровых технологий – это не просто создание каких либо инструментов и платформ, которые будут работать сами по себе. Это технологии, которыми должен управлять и пользоваться ими человек. Самое главное в цифровой трансформации – фундаментальные изменения стереотипов мышления, методов работы и управления данным процессом внедрения.
В нашем современном мире на ровне со взрослыми растут и развиваются дети, в таких же условиях развивающегося цифрового пространства, которое стало неотъемлемой частью жизни. Для успешного вхождения в жизнь взрослых, ребенка необходимо развивать и учить на современных технологиях, что было подчёркнуто в послании Президента России В.В.Путина Федеральному собранию 1 марта 2018 года, где он внес ясность о перспективах развития системы образования: «Нужно переходить и к принципиально новым, в том числе индивидуальным технологиям обучения, уже с ранних лет прививать готовность к изменениям, к творческому поиску, учить работе в команде, что очень важно в современном мире, навыкам жизни в цифровую эпоху».
Актуальность внедрения цифровых технологий в дошкольной образовательной организации обусловлена нормативной базой, интересами и потребностями детей и родителей, а также педагогов. Внедрение цифровых технологий в дошкольную сферу образования обозначено и в Государственной программе «Развития образования» на 2018 – 2025 гг., утвержденной Правительством РФ от 26 декабря 2017г. № 1642 с последними изменениями на 29 марта 2019г., среди направлений которой является Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» со сроком 2019 – 2024гг. и целью: «Создание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и само образованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы. К 2024 году во всех субъектах РФ внедрена целевая модель цифровой образовательной среды. К 2024 году 100 процентов образовательных организаций будут обеспечены интернет-соединением, а также гарантированным интернет-трафиком.»
О необходимости внедрения цифровых технологий на уроне дошкольного образования прописано и в Законе «Об образовании»: «Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачу стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка», а также ФГОС дошкольного образования предъявляет высокие требования к материально-техническим условиям дошкольных учреждений и применению современных инновационных технологий.
Внедрение цифровых технологий в ДОО – это длительный путь формирования технологической среды детских садов.
Основной вид деятельности дошкольника – игра. Так вот и основное условие использования цифровых технологий для детей дошкольного возраста это игра. А самая распространенная цифровая игра – это компьютерная. Появление таких игр в жизни ребенка оказывает как положительное влияние на интеллектуальное развитие и подготовки его к жизни в информационном веке, так и отрицательное. Положительное влияние становиться возможным, потому, что помимо развлекательного направления, в последнее время все больше можно говорить об обучающих и развивающих играх, которые формируют и развивают у детей высшие психические функции – восприятие, память, мышление, речь.
Для реализации дошкольного образования важную роль играет формирование окружающей среды. Правильно подобранный материал и организация развивающей среды прямым образом влияет на умственное развитие детей дошкольного возраста. Так и в использовании цифровых технологий в дошкольной образовательной организации непосредственным условием является наличие необходимого цифрового оборудования соответствующего для организации деятельности детей данного возраста. Среди такого оборудования можно выделить наиболее известные: компьютеры, ноутбуки, планшеты, интерактивные доски; а также специально созданные цифровые устройства для обучения дошкольников: интерактивные скалодромы, интерактивные песочницы, столы, полы, тумбы, мультимедийные детские студии, интерактивные комплексы.
Интерактивные скалодромы – это стена, оборудованная выступами для лазания и меняющая свой дизайн в зависимости от выбора игры; обучающая игровая система, которая объединяет в себе инновационные технологии, физическую активность и образовательные задачи.
Интерактивные песочницы – комплексы, в которых с помощью технологий дополненной реальности обычный песок превращается в земную поверхность с озёрами и горами, вулканами и долинами.
Интерактивные детские мультстудии – это новая интерактивная система для изобретения мультимедийных историй.
Интерактивные полы – это горизонтальные интерактивные системы в виде пола, которые реагируют на движения тела человека.
Интерактивная тумба – это напольный проектор на колесиках, который проецирует изображения и игры прямо на пол.
Интерактивные комплексы – они включают в себя: интерактивную панель, встроенный компьютер с предустановленным программным обеспечением, набор методических материалов, реквизит для проведения тематических занятий.
Всё это оборудование позволяет детям быть участниками интерактивной деятельности – играть, рисовать, слушать, смотреть и тому подобное, где проявляется самостоятельность ребенка и даётся ему возможность самому делать открытия в новом цифровом мире, а также развивается самостоятельность, что имеет большое значение для будущей его взрослой жизни.
Данные устройства привлекают детей и поддерживают их личностный интерес в ходе общения с «умным предметом». А педагогу здесь важно определиться и решить, как и какое оборудование можно и нужно использовать в работе с детьми для их развития. Каждый педагог должен для себя выстроить так называемый план внедрения в свою работу с детьми использование цифровых технологий, тем более, что привлечение детей к данным устройствам имеет ограничение по времени в работе с ними. Так как дети увлекаются играми с цифровой техникой, то одной из основных задач педагога является сохранение здоровья детей при работе с цифровым оборудованием, пребыванием за экранами.
Педагог обязан следить и контролировать количество времени проводимого детьми в данной работе, а также за тем, чтобы были перерывы с включением пауз как двигательных, так и для расслабления глаз, разминкой мелкой моторики рук и суставов во время организации подобных занятий. В процессе решения виртуальных образовательных задач у детей развиваются творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость, трудолюбие, ответственность, что является целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования.
При внедрении и использовании новых образовательных цифровых технологий в дошкольной образовательной организации необходимо учесть еще одно условие – необходимость познакомить и обучить с работой с данными устройствами педагогический состав учреждений. А в реализации этого пункта можно активно использовать широко развитую сегодня сеть дистанционного обучения, где созданы очень удобные условия для обучения без отрыва от производства.
Цифровые технологии могут стать важным звеном в организации сотрудничества дошкольной образовательной организации с семьей, в том числе, при организации дистанционного обучения, создания социальных образовательных сетей и сообществ.
Так сегодня в работе с семьей мы очень часто используем интернет- ресурсы (чаты в социальных мессенджерах Viber, WhatsApp, Telegram) как для общения с ними, так и для размещения различной информации. Это удобно и при консультировании родителей (законных представителей) часто болеющих детей по вопросам образовательной деятельности проводимой в дошкольной образовательной организации во время его отсутствия.
Таким образом, в современном мире дошкольное образование невозможно с применением цифровых технологий, внедрение и применение которых расширяет возможности всех участников образовательного процесса ДОУ.