Информационно-творческий проект "Я выбираю здоровье"
Информационно-творческий проект "Я выбираю здоровье"
Тема: «Я выбираю здоровье»
Тип проекта: информационно - творческий, краткосрочный.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Сроки реализации проекта: с 23 января по 30 января 2017 г.
Возраст детей: 5-6 лет.
Актуальность проекта:
Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе любого дошкольного учреждения. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Информационно-творческий проект "Я выбираю здоровье"»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 89»
Информационно – творческий проект « Я выбираю здоровье»
Разработали:
Кутуева Евгения Викторовна,
Воспитатель;
Пухова Антонина Александровна,
Воспитатель высшей
квалификационной категории
Березники, 2017
Аннотация.
«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд педагога. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский
Тема: «Я выбираю здоровье»
Тип проекта: информационно - творческий, краткосрочный.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Сроки реализации проекта: с 23 января по 30 января 2017 г.
Возраст детей: 5-6 лет.
Актуальность проекта:
Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе любого дошкольного учреждения. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Актуальность нашего проекта обоснована тем, что у детей недостаточно сформированы представления о значении для здоровья двигательной активности, полноценного отдыха, сбалансированного питания, состояния окружающей среды, поддержании здоровья с помощью закаливающих и профилактических мероприятий, использования полезных для здоровья продуктов. В то время как здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован. Зачастую и родители не прививают ребенку потребность в здоровом образе жизни. А нам хочется видеть детей здоровыми, бодрыми, ловкими, сильными и развитыми.
Таким образом, необходимым стало воспитание осознанного подхода к своему здоровью у детей старшего дошкольного возраста, изучение современных методик.
Цель проекта: Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов и воспитанников ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.
Задачи:
Обучающие.
Дать детям на доступном уровне необходимые знания в области гигиены, питания, физической культуры;
Расширять и закреплять знания детей о здоровом образе жизни.
Развивающие.
Формировать у дошкольников потребность в положительных привычках;
Формировать у детей жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие укреплению здоровья;
Создавать условия для проявления положительных эмоций;
Создание развивающей среды, обеспечивающее сохранение и укрепление здоровья детей;
Развивать коммуникативные способности;
Развивать память, мышление, внимание.
Воспитательные.
Воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью, к культуре поведения и общения;
Осуществлять просвещение родителей по вопросам физкультурно – оздоровительной работы, формирования культурно – гигиенических навыков.
Формы реализации проекта:
Беседы;
Разучивание пословиц, поговорок и загадок о здоровье;
Чтение художественных произведений;
Совместная творческая, игровая и трудовая деятельность;
Создание творческих работ детей;
Применение здоровьесберегающих технологий;
Наглядная информация для родителей.
Этапы реализации проекта:
Предварительный (19 – 21 января)
Разработка содержания проекта;
Составление плана совместной работы с детьми и родителями;
Подбор информации для реализации проектных мероприятий;
Подбор необходимого оборудования, материала и пособий для реализации проектных мероприятий;
Оформление папки – передвижки для родителей по теме «ЗОЖ»;
Беседы с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьезном отношении к образовательному процессу в ДОУ.
Основной (23 - 30 января)
Обогащение развивающей среды;
Активизация работы с детьми и их родителями по выбранной теме.
Заключительный (31января – 1 февраля)
Оформление выставки продуктов детской деятельности «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»;
Оформление альбома «Зимние виды спорта»;
Оформление папки консультаций для родителей «Здоровые дети!»
Приложения.
Тематическое планирование
Дата
Тема
Работа с детьми
Работа с родителями
23.01
«Гигиена – залог здоровья»
Беседа «Зачем мы моем руки», спортивная игра «Попади в цель», чтение: А. Барто «Девочка чумазая»,сюжетно-ролевая игра «Больница».
Консультация «Телевизор и компьютер - друзья или враги».
24.01
« Я и мое здоровье»
Беседа «Как я буду заботиться о своем здоровье», сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская», чтение пословиц о здоровье, чтение: К. И. Чуковский «Мойдодыр»; подвижная игра «К своему флажку».
Консультация «6 правил здоровья»
25.01
«Здоровое питание»
Гимнастика пальчиковая «Дружная семья», подвижная игра «Сбей кеглю», беседа «Где живут витамины», сюжетно – ролевая игра «Магазин продуктов», гимнастика дыхательная «Подуй на снежинку», чтение: С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала».
Консультация «Ребенок не хочет есть овощи...»
26.01
« Я со спортом подружусь»
Составление рассказа на тему «Чтобы быть здоровым», рисование на тему «Зимние виды спорта», беседа «Как уберечься от болезней», чтение: Е. Кан «Наша зарядка», спортивная игра «Эстафета».
Памятка «Упражнения для профилактики плоскостопия»;
27.01
«Физическое здоровье»
Дидактическая игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем», сюжетно – ролевая игра «Скорая помощь», чтение: В. Суслов «Про Юру и физкультуру».
Консультация «Босиком от болезней»
30.01
«Где чистота, там и здоровье»
Беседа «Полезные и вредные привычки», дидактическая игра «Угадай вид спорта», подвижная игра «Ловишки», чтение: С. Михалков «Как у нашей Любы», сюжетно – ролевая игра «Аптека».
Консультация «Здорово быть здоровым!»
«Телевизор и компьютер: друзья или враги?»
Телевизор и компьютер могут показаться хорошим способом занять дошкольника. Некоторые родители считают, что это простая и доступная возможность расслабиться и спокойно отдохнуть.
Но чем дольше ребенок сидит перед "голубым экраном", тем меньше остаётся времени для активной и творческой игры.
Компьютеры настолько прочно вошли в нашу жизнь, что на тех, кто не умеет быть с ним на «ты», смотрят искоса. Споры относительно пользы и вреда от компьютера ведутся на всех социальных уровнях, ученые проводят исследования о влиянии компьютера на человека, дети спорят с родителями, родители – с учителями, и так далее.
Современный ребенок рано знакомится с компьютером. Мы радуемся, глядя, как ловко малыш нажимает на кнопки домашней техники. Многим родителям нравится, что дети не балуются, не носятся по улице, а мирно сидят дома за компьютером. В результате, взрослые порой не подозревают, какую информацию черпает их ребенок из компьютера. Они не догадываются, что машина не только становится для ребенка игрушкой или источником знаний, но начинает эмоционально заменять ему родителей, особенно много работающих родителей. Постепенно ребенок проводит за компьютером все больше времени.
Итак, компьютер – друг или враг?
Компьютерные игры развивают у ребенка:
• быстроту реакции, мелкую моторику рук, визуальное восприятие объектов, память и внимание, логическое мышление, зрительно-моторную координацию
Компьютерные игры учат ребенка:
• классифицировать и обобщать, аналитически мыслить в нестандартной ситуации, добиваться своей цели, совершенствовать интеллектуальные навыки.
Ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий.
Игры на компьютере - это те же занятия.
Играя в компьютерные игры, ребенок попадает в волшебную сказку, где существует свой мир. Этот мир так похож на настоящий!
А что же тогда ПЛОХО?
Плохо то, что при не соблюдении режима компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру. Добрые замечательные игры, столь полезные для детей, могут стать и вредными для них.
Нагрузка на зрение является большой проблемой. И всё же телевизор и компьютер одинаково влияют на зрение. Чтобы зрение не ухудшалось, не стоит забывать о гимнастике для глаз и небольших перерывах.
Так детям 3-4 лет не рекомендуется сидеть перед экраном больше 20 минут, а ребятам 6-7 лет можно увеличить время ежедневной игры до получаса.
Дети и подростки нуждаются в самовыражении. За не имением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютеру и компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику
Говоря о профилактике компьютерной зависимости у детей, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер - это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение.
Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера - это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. А в этом поможет наша родительская культура, «знание врага в лицо», самообразование в этой области.
Поэтому время, которое дошкольники проводят за компьютером и просмотром телевизора, должно быть сбалансировано с развивающими мероприятиями. Физическая активность, творческие занятия, игры со сверстниками и игрушками, чтение книг и другие дела - вот, что по настоящему поможет ребёнку исследовать мир.
Эксперты считают, что:
- дети до двух лет должны держаться подальше от экрана.
- дети в возрасте от 2 до 5 лет могут проводить за компьютером и телевизором не более одного часа в день.
- детям старше 5 лет допустимо не более двух часов в день.
Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени - 10-15 минут.
Конечно, компьютер может быть хорошим инструментом для развития. Главное для этого выбрать соответствующую возрасту деятельность или игру.
Детям дошкольного возраста можно предложить:
- вводить буквы, слова или цифры в текстовых редакторах;
- смотреть обучающие презентации в программе PowerPoint;
- рисовать в простых графических редакторах;
- смотреть развивающие мультфильмы.
Существуют мультимедийные игры для дошкольников, но я считаю, что дошкольников не следует к ним приучать, потому что очень скоро ребёнок погружается в виртуальный мир, вырваться из которого будет очень не просто.
Когда ребёнок проводит время за компьютером, вы можете помочь ему с тем, что происходит на экране. Большинству дошкольников понадобится ваша помощь, чтобы открыть нужную программу, сохранить или распечатать свою работу. Ваше участие поможет вашему ребёнку развить компьютерную грамотность.
Поговорите с ребенком о том, сколько времени он может провести за ПК. Предложите ребёнку несколько вариантов деятельности за компьютером, и пусть он выберет то, что захочет.
Выключайте ПК после завершения работы. Составьте семейные правила и придерживайтесь их всей семьёй.
Тема компьютера и ребенка очень спорная, до конца неизученная, а потому вопрос: "быть или не быть?" решаете только Вы!
Телевизор в гостиной, телевизор на кухне, телевизор в спальне… Современные дети превратились в телеманов. При включенном телевизоре дети играют, общаются с друзьями и родителями, едят и спят.
Они зависят от мерцания голубого экрана почти в той же мере, что и взрослые от алкоголя или сигарет. Последствия этого пристрастия могут быть довольно серьезными.
Дети, которые много смотрят телевизор, обычно имеют избыточный вес, менее подвижны, у них выше уровень холестерина в крови.
Советы родителям:
1.Откажитесь от привычки спихивать ребенка на телевизор, как на электронную няньку, даже если вы очень заняты. Вместе этого подыщите ему какое-нибудь дело - пусть учится рисовать или лепить, слушать музыку, развивайте интерес к книге.
2.Выберите достойные передачи. Просмотрите заранее программу на неделю и отметьте те передачи или фильмы, которыми, на ваш взгляд, следовало бы ограничиться.
3.Назначьте один день без телевизора. Объясните, что все, в том числе мама и папа, должны подыскать себе на этот день более полезные занятия.
4.Не ставьте телевизор в детской, если только не хотите окончательно потерять контроль над тем, какие передачи и в какое время смотрит ребенок.
5. Не оставляйте телевизор включенным для создания шумового фона. Если ребенок хочет услышать что-нибудь, пока рисует или занимается, включите радио.
6. Ребенок может работать за компьютером не более 15 минут в день.
7. Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня.
8. В течение недели ребенок может работать с компьютером не более трех раз.
9. Комната, в которой он работает за компьютером, должна быть хорошо освещена.
10. Мебель (стол и стул) по размерам должны соответствовать росту ребенка.
11. Расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превышать 60 см.
12. В процессе игр ребенка на компьютере необходимо следить за соблюдением правильной осанки ребенком.
13. После игры с компьютером нужно сделать зарядку для глаз.
14. Игровую деятельность с компьютером нужно сменить физическими упражнениями или играми.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Когда мы работаем за компьютером, наши глаза моргают в 6 раз меньше, чем в обычных условиях, и, следовательно, реже омываются слезной жидкостью. Это чревато пересыханием роговицы глаза.
Зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения и возникновение глазных болезней.
Ради справедливости стоит отметить: не только компьютер является причиной развития близорукости у ребенка.
Огромную роль здесь играют наследственность, телевизор, чтение при плохом освещении и многие другие факторы.
Комплекс упражнений для утомленных глаз
Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть глаза (6-8 раз). Укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц.
Быстрые моргания в течение 1-2 минут. Способствует улучшению кровообращения.
С меткой на стекле: смотреть вдаль 2-3 сек; перевести взгляд на метку, расположенную на расстоянии 20-30 см, смотреть 3-5 сек. (19-12 раз). Снижает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Выполняется сидя.
Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко. Через 1-2 сек снять пальцы с века (3-4 раза). Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.
Закрыть веки и массировать их указательными пальцами круговыми движениями в течение 1 минуты. Расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.
Комплекс упражнений для снятия глазного напряжения
Плотно закрыть глаза, затем широко открыть их (5-6 раз, интервал – 30сек).
Упражнение выполняется сидя с закрытыми и открытыми глазами. Смотреть, не поворачивая головы, влево-вправо, вниз-вверх, (6-8 раз).
Упражнение выполняется сидя с закрытыми и открытыми глазами. Вращать глазами по кругу по часовой стрелке (вниз-влево, вверх-вправо), против часовой стрелки (вниз-вправо, вверх-влево) (6-8 раз).
« 6 правил здоровья»
Закладывайте твердый фундамент здоровья ребенка еще в раннем детстве. Пока ветвь зеленая и гибкая, ее еще можно легко выпрямить.
Помогайте детям научиться обращаться с опасными предметами (например, такими, как молоток, гвозди, ножницы).
Научите детей плавать. Легче научить заранее, чем потом пытаться исправить упущения.
Даже если ребенок еще мал, научите его пользоваться небольшими и несложными приспособлениями: выключателями, водопроводным краном, дверной ручкой и т.д.
Будьте всегда примером для ребенка, пользуясь транспортом, лифтом, соблюдая правила дорожного движения.
Старайтесь соблюдать в выходные и праздничные дни тот же распорядок дня, что и в детском саду. Найдите время погулять с ребенком на свежем воздухе и не пренебрегайте дневным сном.
Помните, что просмотр телепередач для ребенка - не только большая зрительная, но и психоэмоциональная нагрузка. В дни посещения детского сада просмотр телепередач для детей следует ограничить до 15 минут, а в выходные ~ до получаса. Более длительные просмотры перегружают нервную систему ребенка, мешают ему заснуть. Оптимальное расстояние для зрения 2,0 - 5,5 м от экрана. Детям следует сидеть не сбоку, а прямо перед экраном, освещение при этом может быть как естественным, так и искусственным. Однако свет не должен попадать в глаза, а источники света не должны отражаться на экране телевизора.
Помните, что от правильного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья взрослого человека. Старайтесь, чтобы оно было полноценным и разнообразным.
Включайте в домашнее меню травяные чаи, настои, коктейли. Использование лекарственных трав способствует повышению защитных сил организма, профилактике заболеваний.
Приучайте детей всегда соблюдать правила поведения в общественных местах, приема пищи, самостоятельно выполнять гигиенические процедуры. Развивайте в ребенке понимание того, что он делает и почему.
Поощряйте движение детей и принимайте активное участие в подвижных играх и упражнениях. Создайте дома, по - возможности, уголок для спортивных занятий.
Используйте все средства закаливания ребенка (солнце, воздух, вода). Помните, что важно не их количество, а систематичность, последовательность, постоянство в их проведении.
Соблюдайте меру в приобретении игрушек и учитывайте, какое действие они оказывают на здоровье детей. Приобретение игрушек должно зависеть не от бюджета семьи, а от педагогической и экологической ценности игрушки. Они должны нести познавательную нагрузку.
Уделяйте ребенку больше внимания. Чаще идите на физический контакт с ним: обнимайте его, чтобы он чувствовал, как Вы его любите и цените.
Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах. Дети, уверенные в себе, лучше учатся и быстрее соображают.
Старайтесь снизить до минимума эмоциональную и психологическую напряженность в семье, т.к. она может сыграть роль тормоза для роста и развития ребенка.
Помните, что здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.
Правило 1: Нет тепличным растениям!
Первое, что рекомендуют всем мамам врачи и педагоги - это отказаться от тепличных условий. Больше свежего воздуха, больше ходьбы босиком или на босу ногу, воздушные ванны, частые контакты с другими детьми (на площадках, в гостях и пр.) - все это поможет ребенку как можно безболезненней пройти акклиматизацию в детсадовском коллективе. И не старайтесь создавать дома стерильную обстановку - это нанесет ребенку больше вреда, чем обычное количество окружающих нас бактерий.
Правило 2: Вы хотите поговорить об этом?
Как это ни странно, но психическое здоровье и душевное равновесие ребенка оказывает немалое влияние на его иммунную систему. Поэтому важно, чтобы ребенок не заливался слезами перед входом в садик, а шел туда осознанно и с интересом.
Правило 3 : Доверяй, но проверяй!
Не смотря на то, что ваш ребенок выглядит здоровым и бодрым, перед походом в сад нужно пройти диспансеризацию. В первую очередь это нужно вам самим, чтобы потом не кусать локти, что вовремя не распознали ту или иную болезнь. А во-вторых, это простое правило поведения человека в коллективе - если сам болен, не заражай других.
Правило 4: Сбалансированное питание - основа здоровья ребенка!
Ни для кого не секрет, что основа здорового образа жизни не только взрослых, но и детей - это качественное, разнообразное и сбалансированное питание. Так что организуйте питание своего ребенка так, чтобы ежедневно в его меню входили разные группы продуктов, богатых витаминами, минералами и микроэлементами.
Диетологи считают, что лучше всего использовать в меню «родные» продукты, т.е. выросшие в той полосе, где рожден ребенок. К примеру, для нас, жителей средней полосы, черная смородина является более полезным продуктом богатым витамином С, нежели южные апельсины.
Организм человека на 80% состоит из воды, поэтому каждый человек должен потреблять в сутки хотя бы небольшое ее количество. К сожалению, мы часто забываем о воде, особенно, когда речь идет о детях: заменяем ее на сладкие соки, компоты и чаи! Безусловно, это восполняет запасы жидкости в организме, но качество этих запасов оставляет желать лучшего.
Правило 5: Если хочешь быть здоров - закаляйся!
Ещё с советских времен всем нам хорошо известна магическая формула абсолютного счастья: «если хочешь быть здоров - закаляйся!» И правда, статистика утверждает, что среди закаленных детей больных в разы меньше. Дрожа за здоровье малыша, мы надеваем на ребенка лишнюю пару колгот вместо того, чтобы поутру окатить его кувшином холодной воды, и добиваемся обратного эффекта: получаем избыток тепла, в результате которого ребенок потеет и простужается с еще большей вероятностью. Но все хорошо в меру, поэтому и закалка тоже требует системного подхода, в противном случае есть риск добиться обратного эффекта.
Правило 6: Страховой полис для иммунитета .
Существует множество медикаментозных способов поддержать хрупкий детский иммунитет - от иммуномодуляторов до физиопроцедур. Но применять их самим не стоит, для начала нужно проконсультироваться с педиатром, а еще лучше с иммунологом. Ведь известно, что большинство имунномодуляторов, например, при постоянном применении угнетают естественные функции иммунитета.
Однако существуют и другие маленькие хитрости, не требующие вмешательства докторов. Одна из таких хитростей - это промывание носоглотки ребенка после возвращения из детского сада. Для промывания используется (0,85 - 1%-ный) раствор поваренной соли или же специальные препараты на основе морских солей, продающиеся в аптеках. После промывания можно смазать нос оксолиновой мазью. Помимо этого нужно не забывать мыть руки с мылом после прогулок и перед едой и по- возможности избегать мест повышенного скопления микробов.
«Ребенок не хочет есть овощи...»
Ешьте овощи и фрукты-
Это лучшие продукты.
Вас спасут от всех болезней.
Нет вкусней их и полезней.
В меню детского сада очень часто входят блюда из овощей, как сырых, так и тушеных. Многие из детей отказываются их есть, и это очень большая проблема, так как многие родители с детства не приучили малыша есть овощи. Может быть кому-то поможет совет, который дают ученые: прикорм малыша нужно начинать не с фруктов, а именно с овощей. Попробовав один раз сладкое фруктовое пюре, ребенок уже не захочет есть овощное.
Диетологи всех стран не устают твердить о пользе овощей, о том, что они должны быть в рационе каждый день, как у больших, так и у маленьких граждан, и обязательно быть разнообразными. Но сложность заключается в том, что не всякий ребенок любит овощные блюда, и вряд ли в столь нежном возрасте ему можно объяснить, что еда должна быть не только вкусной, но и полезной. Маленьким детям до пользы овощей вообще нет никакого дела. И в еде они руководствуются лишь своими вкусовыми предпочтениями, а не мнением ученых или доводами мамы. А мамы и сами не всегда знают, какое это чудо овощи! Поэтому не очень-то и стараются приучать ребенка к ним, услышав несколько раз: «Не буду я это кушать». Быстренько на столе у маленького привереды появляются блинчики с вареньем, и вопрос на первый взгляд кажется закрытым. Но ведь вы хотите, чтобы вашему малышу было хорошо не только сейчас, но и когда он вырастит из маленьких штанишек. Именно поэтому давайте поговорим о полезных свойствах овощей.
Начнем с того, что овощи – фавориты среди других продуктов питания по количеству минеральных веществ, витаминов и клетчатки. И если игнорировать их, то из маленького «отказника» вырастить здорового человека задача практически невыполнимая.
Овощи способны значительно усиливать выработку пищеварительных соков и повышать их ферментную активность. Поэтому мясные, рыбные и другие белковые блюда лучше усваиваются, если есть их с овощами. А овощной суп усиливает секрецию пищеварительных желез и тем самым подготавливает пищеварительный тракт к перевариванию белковой пищи. Роль овощей в питании такова, что без них организм не сможет обеспечивать себя необходимыми питательными веществами.
Овощи нужны организму ежедневно, независимо от времени года. Недостаток овощей, отмечающийся в рационе зимой и ранней весной, — одна из причин снижения иммунитета, из-за чего организм хуже сопротивляется простудам и инфекционным болезням.
Один ребенок может с удовольствием съесть предложенное ему овощное угощение, а другой только отвернется. Что делать, если детка наотрез отказывается есть овощи.
Начните со сладкого.
Вы знаете, что есть сладкие овощи? У тыквы, морковки и свеклы сладковатый привкус, попробуйте приготовить запеканки и рагу с этими овощами. Только помните, что эти овощи имеют яркий цвет, поэтому есть риск появления аллергии.
Выбирайте качественные продукты.
Вкус блюда зависит от многих факторов. Одна и та же свекла в салате с яблоками и в салате со сметаной будет разной. Но дело не только в том, что и с чем вы соединили.
Первое: на вкус влияет состояние овоща. В каких условиях его вырастили, какой сорт, в каких условиях хранили.
Второе: важно и то, сколько влаги в овоще. Некрасивая, засохшая свекла не привлечет внимание карапуза. Другое дело – упругий и свежий корнеплод. Не последнюю роль играет то, сварили ли вы овощ в кожуре или почистили его, как вы приготовили блюдо (в кастрюле или духовке), сколько добавляли воды. Что вы выбрали для заправки (растительное или сливочное масло)? В общем, один и тот же овощ при определенных обстоятельствах может прийтись по вкусу малышу, а может вызвать негативные эмоции.
Играйте.
Вернувшись с прогулки, вы превращаетесь в голодного зайца, и единственное, что может вас спасти - это кусочек капусты (яблоко, морковка, перец, огурец). Вы скачете на кухню и с удовольствием съедаете заветный листочек. Включайте в игру и ребенка - он теперь не просто ребенок, а малыш-кролик. Можете даже нарисовать ему носик и усы косметическим карандашом. Главное - создать антураж и вызвать азарт, чтобы игра захватила ребенка целиком. Ребенку не по нраву определенный овощ? Не пытайтесь кормить его насильно. Витаминов много и в других продуктах.
Предложите приготовить салат вместе.
Нарежьте кружочками помидор и огурец, перец - полосками, разложите листочки и веточки зелени. Пусть ребенок красиво уложит овощи - в виде мордочки или цветка. Непременно дайте попробовать малышу его произведение. Если такую же тарелку он сделает и для папы, а тот его еще и похвалит, то любовь к овощам обеспечена. Вам понадобится фантазия в оформлении блюда: выложите из овощей человечка, грибочки, кораблики, геометрические фигуры – заодно совместите и с развивающими играми.
Помните, что дети обычно «едят» глазами, поэтому блюдо должно им нравиться внешне - тогда будет большее желание съесть его.
Устройте детскую грядку.
Попробуйте вместе с ребенком вырастить овощи на подоконнике или на грядке на даче. Выращенные собственными руками овощи вряд ли окажутся невкусными.
Экспериментируйте.
Берите перекусы из овощей на улицу, подавайте такие продукты в красивой детской посуде с любимыми мультяшными героями, занятно и смешно ее украшайте, посмотрите мультфильм «Рататуй», а потом попробуйте приготовить рататуй вместе. Пока готовите, рассказывайте детям о каждом овоще и фрукте - как и где оно растет и что из них можно приготовить.
Для улучшения вкуса овощей можно припустить их на сливочном масле, а затем уже тушить. Из свежего помидора и щепотки специй и зелени при малыше сделайте домашний кетчуп - с ним блюдо будет вкуснее.
Выбирайте овощи, которые малыш больше любит - сладкую кукурузу, болгарский перец, помидоры, а нелюбимые овощи, мелко порезав, в небольшом количестве прячьте среди любимых.
Не забывайте разнообразить меню - из тыквы и моркови можно делать печенье и кексы, запеканки, а из кабачка и цветной капусты - оладьи. Варите каши с овощными пюре, делайте с ним соусы, добавляйте овощи в котлеты. Берите перекусы из овощей на улицу, подавайте такие продукты в красивой детской посуде, разрешайте детям готовить самим.
Если ребенок любит одни овощи и совсем не любит другие, не делайте трагедии, давайте ему те, что он любит. Предпочтения детей часто меняются, через некоторое время ваше чадо полюбит и другие овощи.
Если ребенок вообще отказывается от овощей, давайте ему больше фруктов. Употребляя достаточное количество фруктов, молока и витаминов, он восполнит все питательные вещества, которые есть в овощах.
Ни в коем случае не заставляйте детей есть овощи силой. Для малыша это может быть чревато если не эмоциональной травмой, то отказом от любых овощей на протяжении длительного времени обязательно.
Упражнения для профилактики плоскостопия
Для правильного формирования свода стопы нужны частые тренировки, особенно полезны прогулки босиком по песку, камешкам, траве, по любой неровной поверхности. Дома также можно сделать подобные поверхности, например, камешки заменить горохом.
Игровые упражнения
"Гусеница"
Упражнение «гусеница» — ребенок сидит на полу с согнутыми коленями, пятки прижаты к полу. Сгибая пальцы ног, он подтягивает пятку вперед к пальцам, затем пальцы снова распрямляются и движение повторяется (имитация движения гусеницы). Продвижение пятки вперед за счет сгибания и выпрямления пальцев ног продолжается до тех пор, пока пальцы могут касаться пола.
"Художник"
Упражнение «художник» — ребенок карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой, упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой
"Подъемный кран"
Упражнение «Подъемный кран» — ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки для белья, елочные шишки и др.), и складывает их в кучки. Другой ногой он повторяет то же самое. Затем без помощи рук перекладывает эти предметы из одной кучки в другую. Следует не допускать падения предметов при переносе
"Добрые ножки"
Упражнение «Добрые ножки» — ребенок, сидя на полу с вытянутыми ногами, колени выпрямлены, большим пальцем одной ноги проводит по подъему другой ноги по направлению от большого пальца к колену. «Поглаживание» повторяется 3 — 4 раза. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
"Мельница"
Упражнение «мельница» — ребенок, сидя на полу с выпрямленными коленями, описывает ступнями круги в двух направлениях
"Сильные ножки"
Ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу. Движениями пальцев ноги он старается подтащить под пятку разложенное на полу полотенце (или салфетку), на котором лежит какой-нибудь груз (например, камень). Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
"Серп"
Упражнение «серп» — ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, ставит подошвы ног на пол (расстояние между ними 20 см). Согнутые пальцы ног сперва сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте. Упражнение повторяется несколько раз
Упражнения с предметами
Очень эффективны для укрепления мышц сводов стопы различные предметы.
Массажные мячики при прокатывании их стопами массируют стопу и увеличивают кровообращение.
Гимнастические палки, канаты, тугие веревки, обручи. Очень полезно ходить по палке или обручу носочками, серединой стопы
Мячик - пожалуй, самый любимый детский предмет. И, конечно, его можно также использовать при профилактике плоскостопия.
«Босиком от простуды и других болезней».
К сожалению, во многих семьях ребёнок, проявляющий естественное стремление побегать босиком, пошлёпать по тёплым лужам, встречает категорическое запрещение: «Не смей, простудишься!». Да и не только по земле, а даже если ребёнок вздумает по собственной квартире пробежаться босиком, это может стать причиной плохого настроения в семье.
На самом деле, хождение босиком – прекрасная закаливающая процедура. Конечно, ребёнка к этому нужно подготовить. Дело это стоящее, и лето – самая подходящая пора начинать. Иногда, мы взрослые, демонстрируем детям плохой пример в этом отношении. Утром, ещё не успев встать с постели, нащупываем тапочки. А слышали ли вы о так называемых мокроступах? Так называли крестьяне особые меховые лапти. Ходьба в них была не простой, а закаливающей. С таким же успехом ходьба босиком как средство закаливания, укрепления здоровья использовалась с незапамятных времён и другими народами.
В Древней Греции, например, где физическая культура стояла на большой высоте, босохождение являлось своего рода культом. В те далёкие времена дети получали право на ношение обуви только с 18 лет.
Александр Суворов ежедневно по утрам, даже в сильные морозы, совершал прогулку босиком, после чего обливался холодной водой. Этим он преодолел свою природную слабость и казался всем окружающим «существом сверхъестественным».
Хождение босиком в качестве эффективного средства профилактики и лечения многих болезней впервые в научной медицине предложил использовать известный немецкий учёный – гигиенист конца прошлого столетия Себастьян Клейп. «Самая лучшая обувь – это отсутствие обуви!», «Каждый шаг босиком – лишняя минута жизни!». Среди последователей этого учения был и Лев Николаевич Толстой.
Ходьба босиком, являющаяся своеобразным точечным массажем, тонизирует организм и способствует поддержанию его в рабочем состоянии. Многие знают поговорку: «Держи голову в холоде, а ноги в тепле». Она родилась отнюдь не случайно. Всё дело в том, что на коже стоп гораздо больше, чем на каких-либо других участках поверхности тела, так называемых терморецепторов, реагирующих на тепло и холод. Так вот, обувь создаёт для ног постоянный комфортный микроклимат. И приучать ребёнка к ходьбе босиком нужно с самого раннего возраста, практически с того момента, когда он освоит ходьбу как таковую.
Как и все виды физической тренировки, закаливание ходьбой босиком должно быть постепенным и систематическим. Очень хороши и специальные резиновые коврики с шиповым рифлением. Каждое утро вместе со своим ребёнком вы можете начинать утреннюю зарядку с ходьбы босиком по этому коврику. При ходьбе босиком человек испытывает удовольствие, увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, стимулируется кровообращение во всём организме, улучшается умственная деятельность.
«Сорви надоевшую обувь, ходи по земле босым», - призывал поэт Александр Яшин. Можно ли устоять перед таким призывом?
"Быть здоровым - здорово!"
Здоровье - одна из главных ценностей нашей жизни. Хорошо, когда ребенок катается на велосипеде, плавает, бегает не уставая, играет с ребятами, а главное - не болеет. Мы радуемся, когда наши дети энергичные, сильные, бодрые. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, в спорте. Нормой жизни и поведения каждого человека должно стать осознанное и ответственное отношение к своему здоровью как к великой ценности. Неоспоримо, что состояние здоровья, как и уровень жизни во многом определяется моделью поведения, сформировавшейся с детства. Необходимым условием является формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды. Люди являются частью природы. Мы все отвечаем за то, чтобы природа сохранилась везде на нашей планете: в лесу – куда мы ходим отдыхать; в реке – где мы плаваем: в городе – где мы живем. Каждому из нас просто необходимо заботиться и о себе, своем здоровье, окружающих людях, чистоте воздуха и воды.
Давайте вспомним пословицы и поговорки о здоровье, есть среди них известные, а есть такие, которые употребляются редко, но во всех заключена великая мудрость народа по отношению к своему здоровью:
В здоровом теле – здоровый дух.
Где здоровье, там и красота.
Дал бы бог здоровья, а счастье найдем.
Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял - многое потерял, здоровье потерял - все потерял.
Здоровому все здорово.
Здоровьем слаб, так и духом не герой.
Здоровья за деньги не купишь.
Если хочешь быть здоров - закаляйся.
Здоров будешь - все добудешь.
Чистота - залог здоровья.
К сожалению, здоровый образ жизни пока не занимает первого места в иерархии ценностей человека в нашем обществе, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и духовно. Работа по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей, должна осуществляться в тесном взаимодействии семьи и дошкольного учреждения. Родители - первые педагоги своего ребенка. В условиях семьи формируется эмоционально-нравственный опыт, определяется уровень содержание эмоционального и социального развития ребенка Доказано, что состояние здоровья родителей — один из ведущих факторов, оказывающих непосредственное воздействие на здоровье ребенка. Это воздействие не только чисто биологическое
(наследственное), но и проявляется опосредованно через систему условий, характеризующих образ жизни матери и отца, их установку на здоровье. Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители привычно выплескивают на детей. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается и на его психическом здоровье. Многочисленными исследованиями установлено отрицательное влияние на здоровье ребенка раннего искусственного вскармливания, нерационального режима дня, нерегулярного и недостаточного пребывания на свежем воздухе, малой физической активности и вредных привычек родителей. Наибольший эффект оздоровительных мероприятий отмечается в тех случаях, когда родители становятся сторонниками здорового образа жизни. Только активная позиция семьи и сотрудничество с дошкольным учреждением позволяют добиться результатов по поддержанию здоровья ребенка.
Правила, помогающие быть здоровым:
1. Соблюдайте режим дня!
2. Обращайте больше внимания на питание!
3. Больше двигайтесь!
4. Спите в прохладной комнате!
5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
7. Гоните прочь уныние и хандру!
8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
10. Желайте себе и окружающим только добра!
Дома со своими детьми чаще используйте паузы покоя:
- посидим молча с закрытыми глазами;
- посидим и полюбуемся на горящую свечу;
- ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы- помечтаем под эту прекрасную музыку.
Для укрепления зрения используйте зрительные паузы:
- закрыть и открыть глаза;
- посмотреть вдаль и на предмет рядом.
Для снятия эмоционального напряжения полезны эмоциональные разминки:
- похохочем;
- покричим так, как будто кричит огромный, неведомый зверь.
Для развития и укрепления мышечной системы необходимы физические минутки:
- потянуться как кошка;
- поваляться как неваляшка;
поползать как змея без помощи рук.
Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем, однако люди не заботятся о здоровье так, как надо.
Но важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем. Мы все хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми.
Ведь здоровье – это бесценный дар.
В результате проделанной работы:
Дети:
Умеют поддерживать беседу по вопросам, высказывать свою точку зрения;
Имеют представление, откуда берутся болезни, о роли витаминов в жизни человека;
Владеют знаниями, как устроен человек, что полезно, а что вредно для организма, что нужно знать и делать для сохранения здоровья;
С интересом участвует в подвижных и дидактических играх;
Выражают положительные эмоции (интерес, удивление, восхищение) при прочтении литературного произведения;
Владеют знаниями, как заботиться не только о своём здоровье, но и о здоровье окружающих;
Педагоги:
Накопление материала;
Установление социально-коммуникативных контактов между педагогами, детьми и родителями.
Родители:
Ориентированы и мотивированны на повышение педагогической культуры в вопросах здорового образа жизни.