ИНФОРМАЦИОННО-КОМУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ИНФОРМАЦИОННО-КОМУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В докладе раскрывается система работы воспитателя мини-центра по использованию информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. Выделены основные направления внедрения ИКТ. Приведены примеры занятий по развитию речи. Графически показаны виды работы с использованием ИКТ.
Ключевые слова:
Информационная технология, преимущества использования компьютерных технологий, электронные образовательные ресурсы, игры для развития связной речи, использование проектора и экрана.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ИНФОРМАЦИОННО-КОМУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА »
Роза Сайлашевна Салимжанова
мини-центр «Солнышко»КГУ «Средняя школа № 26» акимата г. Усть-Каменогорска
Казахстан, Усть-Каменогорск
ИНФОРМАЦИОННО-КОМУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
В докладе раскрывается система работы воспитателя мини-центра по использованию информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. Выделены основные направления внедрения ИКТ. Приведены примеры занятий по развитию речи. Графически показаны виды работы с использованием ИКТ.
Ключевые слова:
Информационная технология, преимущества использования компьютерных технологий, электронные образовательные ресурсы, игры для развития связной речи, использование проектора и экрана.
Развитие современного общества неразрывной нитью связано с научно-техническим прогрессом. Человечество вступило в новую эпоху нового развития, которая получила название «информационное общество». Внедрение информационно-коммуникативных технологий ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому. В системе дошкольного образования происходят большие перемены. Процесс информационных технологий в дошкольном образовании обусловлен социальными потребностями в повышении качества обучения и развития детей дошкольного возраста, требованиями современного общества. Использование информационно-коммуникативных технологий в мини-центре становится очень актуальной проблемой современного дошкольного образования, и занимают особое положение в нашем современном мире модернизации. Современные инновации способствуют повысить качество обучения и образования и позволяют каждому ребёнку успешно и быстро адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Информационная технология – это совокупность методов, средств, которые объединены в одну цепочку, которая обеспечивает сбор, хранение, обработку, вывод и распространение необходимой информации. Использование информационно-коммуникативных технологий способствуют не только достигнуть максимально нового качества образования среди дошкольников, развивает логическое мышление детей, но повышают мотивацию детей к получению новых знаний, знакомят детей с социальным миром, создают новые средства воспитательного воздействия. Каждый педагог должен использовать инновационные технологии, так как использование информационно-коммуникативных технологий является одним из приоритетов образования и успешно входит в нашу практику, так как современное общество – это век всеобщей компьютеризации. Надо идти в ногу со временем.
Цель работы: показать эффективность систематического использования ИКТ-технологий, направленных на познавательное развитие детей дошкольного возраста. По сравнению с традиционными формами обучения компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
- предоставляет возможность индивидуализации обучения;
- ребенок сам регулирует темп и количество решаемых обучающих задач;
- в процессе своей деятельности за компьютером ребенок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
- позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
- компьютер позволяет самостоятельно исправить ошибки.
Для реализации поставленных задач использую средства, которые можно разделить на:
Электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные порталы в Internet, мультимедийные универсальные энциклопедии, виртуальные экскурсии, дидактические игры и др.).
Чаще всего в работе я использую мультимедийные презентации - это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику. Использование презентационных инструментальных средств позволяет привнести эффект наглядности в занятия и помогает ребенку, быстрее, полнее и качественнее усвоить материал в полном объеме. С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления, музыкальные физминутки. На экране монитора появляются картинки – символы различных упражнений. Дети любят и упражнения, и мультимедиа. "Танец утят", "Тренажер Базарного", "Зимний лес" и др. упражнения они выполняют, глядя на экран. Движения глаз детей соответствуют движениям предметов на экране. Диски с презентациями воспитанники получают и для выполнения упражнений дома. В "Рекомендациях" мы помещаем тексты описания выполняемых упражнений, адресовали их родителям, дедушкам и бабушкам для проведения упражнений в целях профилактики и коррекции зрительных нарушений в домашних условиях. Однако, хочется отметить, что использование компьютерных заданий не заменяет привычных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и его наставника; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе. При составлении описательных рассказов использую опорные картинки. Последовательно меняющиеся иллюстрации или схемы служат наглядным планом для пересказа или заучивания стихотворений. Очень удобно использовать электронный вариант, как сюжетных картинок, так и репродукций картин известных художников для составления рассказов. Также использую различные игры для развития связной речи. Например, занятие по теме: «Расскажи сказку». На экране появляется фрагмент из сказки, а дети должны отгадать, что это за сказка и воспроизвести небольшой фрагмент из данной сказки.
Также использую игру «Узнай сказку». Где дети по небольшим фрагментам из сказок, запечатлённых на картинках, отгадывают сказки.
Игра «Найди недостающего героя сказки».
На экране появляется картинка, на которой спрятан герой. Дети должны догадаться, какого героя не хватает на данной картинке.
После того, как они отгадают, на пустом месте появляется недостающий герой.
Накопленный опыт по работе с ИКТ позволяет сделать вывод, что использование ИКТ в коммуникативной деятельности позволяет повысить эффективность работы по развитию речи, оптимизировать образовательный процесс, индивидуализировать обучение детей с недостаточным развитием речи, а также формирует успешность детей, повышает мотивацию, существенно сокращает время усвоения материала.
Таким образом, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс обучения младших школьников с и значительно повысить эффективность любой деятельности.
Использование проектора и экрана осуществляется для показа презентаций, слайдов, клипов и видеофрагментов во время занятий. Это позволяет стимулировать познавательную активность детей, делает непосредственную образовательную деятельность современной, интересной и привлекательной для детей, помогает решать образовательные задачи с опорой на наглядность. Такие занятия проходят очень эмоционально. Дети рассматривают красивые фотографии, картинки и иллюстрации, смотрят интересные видеофрагменты, слышат звуковые эффекты и слушают музыку. Для развития познавательной активности созданы серии презентаций по темам: «Космос», «Путешествие вокруг света», «Времена года», «Край, в котором мы живём», «Профессии», «Что такое время?» и другие. А также созданы обычные и мультимедийные презентации в программе PowerPoint, подобраны фотографии, клипы, фрагменты обучающих и развивающих фильмов в Интернете. Анализ собственной практической деятельности позволяет сделать вывод, что активное применение ИКТ активизирует познавательную активность и способствует развитию психических познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста. Это подтверждают результаты диагностики:
Диагностика познавательной активности
Уровни
Начало года
Конец года
Высокий
28%
41%
Средний
62%
59%
Низкий
10%
-
Диагностика психических познавательных процессов
Уровни
Начало года
Конец года
Высокий
22%
52%
Средний
58%
48%
Низкий
20%
-
Применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс обучения младших школьников и значительно повысить эффективность любой деятельности. Кроме того, в процессе замысла, создания новых заданий для развивающих занятий с использованием компьютера и мультимедийного проектора, развиваются и совершенствуются креативные качества педагога, растёт уровень его профессиональной компетентности. Желание взрослого разнообразить деятельность детей, сделать занятия ещё более интересными и познавательными, выводит их на новый виток общения, взаимопонимания, развивает личностные качества учащихся, способствует отличной автоматизации полученных на занятиях навыков на новом коммуникативном этапе педагогического воздействия. Таким образом, компьютер, мультимедийные средства – инструменты для обработки информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и старших дошкольников.
ЛИТЕРАКТУРА
1. Горвиц, Ю. М. Зачем нужны компьютеры в детском учреждении? [Текст] / Ю. М. Горвиц // Информатика и образование. — 1994. — № 3. — С. 99–103.
2. Интеграция традиционных и компьютерных игр в дошкольном образовании [Электронный ресурс] // URL:http://www.superinf.ru/view_article.php (дата обращения: 04.08.2014)
3. Новые информационные технологии в дошкольном образовании [Текст] / под ред. Ю. М. Горвица, [и др.] — М.: Линка-Пресс, 1998. — 328 с.
4. Петку, Г. П. Педагогические условия познавательного развития старших дошкольников в режиссерской игре с применением компьютерных средств [Текст]: дис. … канд. пед. наук / Г. П. Петку. — М.: [б. и.], 1992. — 192 с.
5. Сиденко, А. Игровой подход в обучении [Текст] / А. Сиденко // Народное образование. — 2000. — № 8. — С. 134–137.
6. Тараненко, О. Ю. Модель предметно-ориентированной компьютерной среды развивающего обучения детей дошкольного возраста [Текст]: дис. … канд. пед. наук / О. Ю. Тараненко. — СПб.: [б. и.], 1999. — 235 с.