Просмотр содержимого документа
«Индивидуальные развивающие занятия для детей 3-4 лет (развитие зрительного внимания и сенсорного восприятия,мелкой моторики)»
Индивидуальные развивающие занятия для детей 3-4 лет (развитие зрительного внимания и сенсорного восприятия ,мелкой моторики)
Задачи:
способствовать развитию игровой деятельности;
способствовать снятию эмоционального напряжения, развивать уверенность в себе;
формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, двигательные умения и навыки;
развивать зрительно-моторные координации;
активизировать словарь в процессе расширения представлений об окружающем мире в соответствии с Лесной сказкой;
работать над пространственной ориентировкой на подносе с «сыпучей основой»;
развивать способность к коммуникации, проявлению инициативности и самостоятельности;
тренировать умение сосредотачиваться;
развивать внимание, память, гибкость и пластичность мышления.
Структурированность занятий
Организационный момент
Сенсорика
Игра «Чудесный мешочек»
«Психологическое поглаживание» («Я – хороший»)
Пальчиковая гимнастика
Игра-сказка (использование «сыпучей» основы)
Музыкально-танцевальная минутка
Выкладывание фигур из счетных палочек
Подвижная игра
Итог
Занятия включают в себя следующие компоненты:
организационный момент: используются ритуалы приветствия на выражение эмоций – «Поздороваемся с героем».
основная часть включает проработку темы: упражнения на развитие сенсорного восприятия, ориентацию в цвете, развитие тонкой моторки (выкладывание фигур из счетных палочек), развития умения ориентироваться и соотносить предметы разных размеров, игры-сказки (использование «сыпучей» основы. В данной программе сказки авторские [Л.О.]. Основная часть предусматривает элементы сказкотерапии, арт-методы. Данная часть содержит музыкально-танцевальные минутки, где используются песни Е.Железновой.
заключительная часть включает в себя подвижную игру, итог (завершение, релаксацию).
- Правильно, это ежик. Он пришел к нам в гости, давайте с ним поздороваемся.
«Ежик здоровается»
Цель: снятие эмоционального напряжения, настрой на сотрудничество.
- Давайт покажем, как разговаривают ежики, изобразим ежика.
Дыхательное упражнение (громкое выдыхание носом).
«Пых-пых»
Цель: развитие способов коммуникации.
Ожидаемый результат: глубокий вдох и на выдохе говорим: пых-пых-пых.
Сенсорика
Игра «Разложи маленьких ежат по домикам»
Цель: развитие сенсорного восприятия, ориентация в цвете.
Ожидаемый результат: раскладывание «колючих» мячиков по цвету круга, кольца.
- Как называют детей ежа?
- Ежата.
- Маленькие ежата заблудились. У каждого ежика свой домик: у красного ежика – красный домик.
- А у желтого ежика?
- Желтый домик.
- А какой домик у зеленого ежика?
- Зеленый домик.
- Давай поможем найти каждому ежику свой домик.
Массаж с помощью ежика
Цель: развитие сенсомоторики, координации речи с движением.
- Выбери одного из ежат, давайте с ним поиграем.
(Песня «Ежик»)
- Ежики-малыши проголодались. Знаешь, что едят ежата?
Игра «Чудесный мешочек»
Цель: развитие тонкой моторики, развитие умения ориентироваться и соотносить предметы разных размеров (большой – маленький).
- Достаем из мешочка грибы и кладем на тарелку. Большие грибы мы положим на тарелку к большому ежику, а маленькие грибы мы положим маленькому ежику.
Игра «Поварята»
Цель: активизация словаря по теме «Овощи»
Ожидаемый результат: умение правильно называть овощи (картофель, морковь, лук, помидор).
- Из больших грибов мы сварим суп (грибной), кладем их в кастрюлю.
- В суп нужно положить еще овощи.
- А какие овощи вы сейчас узнаете. Достаем и называем овощи.
- Кладем в кастрюлю. Солим пальчиками.
Пальчиковая гимнастика
Цель: развитие тонкой моторики.
«Грибной суп» (авторская)
Мы картофель рубим-рубим Ладошки движутся параллельно друг другу Мы морковь трем-трем Кулачки трут друг друга Лук кусками разрезаем, Рукой изображаем разрезание: вертикально поднимаем и опускаем одну руку Слезы с глаз мы вытираем. Руками протираем глаза Про грибы не забываем И в кастрюлю все бросаем, «Кидаем» все в кастрюлю А теперь солим, мешаем «Солим» щепоткой, размешиваем рукой И грибной суп получаем. Руками изображаем поднос, руки вытягиваем вперед.
Игра «Вкусный суп»
(статическое упражнение)
Цель: развитие физиологического дыхания.
Ожидаемый результат: вдох носом, пауза, под счет «раз», «два», «три» выдох ртом.
- Ах, какой вкусный суп! Как он пахнет!
- Вдыхаем аромат грибного супа.
- Молодец, какой чудесный суп мы сварили!
- Можно и себя похвалить.
«Психологическое поглаживание»
(«Я – хороший»)
Цель: удовлетворять детскую потребность в уважении и самоуважении; подтверждать уверенность ребенка в том, что он хороший, «психологическое поглаживание».
«Я – хорош (ий/ая)» - гладят себя по груди.
Выполняют те же движения при словах «Я – любимый».
- Значит, вы все, какие? Хорошие и любимые.
Пальчиковая гимнастика
Цель: развитие тонкой моторики.
Раз, два, три, четыре, пять! Мы идем грибы искать. «Шагают» пальчиками по столу. Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик резать стал, Этот пальчик все съел, Оттого и потолстел. Загибать поочередно пальчики, начиная с мизинца
Игра-сказка (использование «сыпучей» основы)
Цель: развитие творческих способностей, упражнение на развитие пространственной ориентации, мелкой моторики.
- А сейчас мы с вами поиграем. У каждого из вас есть картон, на котором насыпана манка. Вы будете изображать, рисовать пальчиками небольшую сказку.
Сказка «Грибок»(авторская)
Выглянуло солнышко. Давай нарисуем круг и лучики. Проснулся ежик, вылез из норы и побежал по лесной тропинке. Давай оставим след от его лапок. Вдруг, на небе появилась большая туча и закрыла солнце. Нарисуем тучу. Пошел дождик. Изображаем капли, которые подают на землю. Следы пропали. Разглаживаем рукой. Когда дождь закончился, на опушке вырос большой грибок. Рисуем гриб – ножку и шляпку.
Музыкально-танцевальная минутка
Цель: развитие чувства ритма, развитие слухо-моторной координации, умения действовать в коллективе.
- Посмотри, у нас тоже вырос один очень большой гриб, давайте его рассмотрим. Подходи ко мне.
- Посмотрите, кто на нем сидит?
- Бабочки, божьи коровки.
- Ой, а кто это там выползает из грибочка?
- Маленький червячок.
- Он приглашает поиграть и потанцевать с ним. Давайте возьмемся за руки и потанцуем.
Е.Железнова «Танец Червячков»
- Ежик приглашает за стол.
Выкладывание фигур из счетных палочек
«Ежик»
Цель: развитие зрительного внимания и восприятия, умения соотносить образец с выполненным заданием.
Пыхтя, тащил домой грибок Проворный маленький зверек Ни головы, ни ножек, — конечно, это ежик.
Педагог с зайчиком подходит к ребенку, здоровается, побуждая его к ответу, называя его имя.
Давайте с ним поздороваемся.
Игра «Зайцы бывают...»
Цель: игра способствует развитию внимания, координации движений.
Педагог описывает зайца, а ребёнок должен изобразить это в действии, например: «Зайцы бывают длинноухие (махать руками над головой, изображая уши), прыгучие ( прыгать), маленькие ( присаживаться на корточки)».
Сенсорика
Игра «Разложи маленьких зайчат по домикам»
Цель: развитие сенсорного восприятия, ориентация в цвете.
Ожидаемый результат: раскладывание мягких мешочков по цвету круга, кольца.
- Как называют детей зайца?
- Зайчата.
- Маленькие зайчата заблудились. У каждого зайчика свой домик: у красного зайчика – красный домик.
- А у желтого зайчика?
- Желтый домик.
- А какой домик у зеленого зайчика?
- Зеленый домик.
- Давай поможем найти каждому зайчику свой домик.
- Молодец, а теперь давай потанцуем с зайчатами.
Музыкально-танцевальная минутка
Танец с зайчиком и зайчатами
Цель: развитие чувства ритма, развитие слухо-моторной координации.
«Зайка серенький сидит»
Зайка серенький сидит И ушами шевелит. Делаем ручками ушки на голове и ими шевелим Вот так, вот так И ушами шевелит. (2 строки 2 раза) Зайке холодно сидеть Надо лапочки погреть. Хлопаем в ладоши Вот так, вот так Надо лапочки погреть.(2 строки 2 раза) Зайке холодно стоять Надо зайке поскакать. Прыгаем Вот так, вот так Надо зайке поскакать. (2 раза) Волк зайчишку испугал. Зайка прыг и убежал.
Игра «Чудесный мешочек»
Цель: развитие тонкой моторики, развитие умения ориентироваться и соотносить предметы разных размеров (большой – маленький).
- Наши зайчата потанцевали и проголодались, давай их накормим.
- Что едят зайцы?
- Правильно, морковь и капусту.
- Достаем из мешочка морковку и кладем на тарелку. Большую морковь мы положим на тарелку к большому зайцу, а маленькую морковку мы положим маленькому зайчику.
Пальчиковая гимнастика
Цель: развитие тонкой моторики.
- У нас осталась капуста, ее мы посолим.
«Капуста»
Мы капусту рубим — рубим, Ударяем ребрами ладоней об стол Мы капусту солим — солим, «Солим» щепотками обеих рук Мы капусту трем — трем, Потираем ладошки Мы капусту жмем — жмем. Сжимаем и разжимаем кулачки
- Молодец, какая чудесная капуста получилась!
- Можно и себя похвалить.
«Психологическое поглаживание»
(«Я – хороший»)
Цель: удовлетворять детскую потребность в уважении и самоуважении; подтверждать уверенность ребенка в том, что он хороший и любимый, «психологическое поглаживание».
«Я – хорош (ий/ая)» - гладить себя по груди.
Выполнять те же движения при словах «Я – любимый».
- Значит, ты какой ? Хороший и любимый.
Пальчиковая гимнастика
Цель: развитие тонкой моторики.
«Зайка»
Средний и указательный палец – ушки зайки, остальные сложены щепотью и изображают мордочку зайки.
- Скачет, скачет зайка,
- Ты его поймай-ка!
Ловит «зайку» другой рукой (или ребенок ловит, или «зайки» ловят друг друга…)
Игра-сказка (использование «сыпучей» основы)
Цель: развитие творческих способностей, упражнение на развитие пространственной ориентации, мелкой моторики.
- Сегодня, я расскажу историю про Солнышко, Тучку и Зайчика. Ты будешь не только слушать мой рассказ, но и изображать. Сказка «Зайка» (авторская)
Вышло Солнышко погулять. Солнышко тёплое, весёлое, ласковое. Гуляло Солнышко, гуляло, и вдруг выскочила из-за облаков Туча. Она была тёмная, и сердитая. Туча была такая большая, что закрыла солнышко. И пошел Дождик, он был теплый, веселый. Появился Ветер и прогнал Тучку. В небе появилась Радуга, которая осветила все небо разноцветными красками. Вновь появилось доброе Солнышко, которое пригрело землю, травку. Из норки вылез зайчик и поскакал по лесной тропинке. Он радовался Солнцу и улыбался всем окружающим. (Е.Железнова «Зайка»)
Танец
Цель: развитие чувства ритма, развитие слухо-моторной координации.
Выкладывание фигур из счетных палочек
Цель: развитие зрительного внимания и восприятия, умения соотносить образец с выполненным заданием.
«Морковка»
Я – морковка, рыжий хвостик. Приходите чаще в гости. Чтобы глазки заблестели, Чтобы щечки заалели, Ешь морковку, сок мой пей, Будешь только здоровей!
- Зайка хочет съесть морковку. Давай ему выложим ее из счетных палочек.
Подвижная игра. «Зайчик в домике»
Цель: упражнять в прыжках; учить отталкиваться от пола; побуждать действовать по сигналу.
- Сейчас мы превратимся в маленьких зайчат, которые будут прятаться в свои домики от серого волка.
Содержание игры.
Обручи лежат на полу — это домики зайчиков. Зайчики прыгают по комнате, бегают. По сигналу педагога «Серый волк!» бегут в свои домики. Затем игра продолжается. В игре может участвовать один ребенок или несколько детей.
- Молодцы, зайчата! Все убежали от волка!
Итог
- Ты – молодец, хорошо занимался.
- Кто приходил к нам гости?
- Что понравилось?
Занятие 3. «Птички-невелички»
Оборудование: игрушка птичка, три емкости (большая, средняя, маленькая), каштаны, шишки, фасоль, «волшебные» мешочки с горохом, рисом, внутри которых различные формы, предметы, музыкальная запись «Ой, летали птички» (народная мелодия), поднос с «сыпучей» основой, счетные палочки, шапочки или эмблемы с изображением птичек.
Организационный момент
- Сегодня к нам в гости прилетели птички.
Игра «Села птичка на ладошку»
Цель: развитие внимания, умения ориентироваться в пространстве.
Педагог свистит в птичку-свистульку:
Села птичка на ладошку Посиди у нас немножко! Подожди, не улетай, Улетела птичка….Ай!
Педагог произносит слова и на ладошку кладет птичку, на последнем слове – убирает или прячет.
Игра: «Где у птички клювик?»
Педагог с игрушкой подходит и спрашивает: «Где у птички глазки? Покажи, где у птички клювик», «Что птичка делает клювиком? Зернышки клюет? Как она клюет, покажи».
Педагог подставляет ладошку и дает ребенку птичку. Ребёнок показывают, как птичка клюет с ладони зернышки.
То же самое с глазками, хвостиком, крылышками.
Затем педагог предлагает показать , где глазки, ручки, ножки и т.д.
Сенсорика
Игра «Соберем зернышки»
Цель: развитие мелкой моторики, сенсорики.
Ребёнок повторяет движения:
Вышла курочка гулять Свежей травки пощипать, А за ней цыплятки, Желтые ребятки Ко-ко-ко, ко-ко-ко, Не ходите далеко, Лапками гребите, Зернышки ищите!
Затем предлагается три емкости – большая, средняя и маленькая, в которые нужно собрать каштаны, шишки и фасоль.
Игра «Чудесный мешочек»
Цель: развитие тактильных ощущений, воображения, мелкой моторики.
Материал: мешочки с горохом, рисом, внутри которых различные формы, предметы.
Из «Волшебных мешочков», необходимо достать все предметы, рассмотреть, назвать цвет, форму, сравнить по величине и т.д. Затем все сложить обратно в мешочек.
«Психологическое поглаживание»
(«Я – хороший»)
Цель: удовлетворять детскую потребность в уважении и самоуважении; подтверждать уверенность ребенка в том, что он хороший и любимый, «психологическое поглаживание».
«Я – хорош (ий/ая)» - гладят себя по груди.
Выполняют те же движения при словах «Я – любимый».
Пальчиковая гимнастика
Цель: развитие тонкой моторики.
Птичка
Кто стучится к нам в окно? Это вы, синички? Я проснулась уж давно, Заплела косички. (Перекрестить кисти рук).
Игра-сказка (использование «сыпучей» основы)
Цель: развитие творческих способностей, упражнение на развитие пространственной ориентации, мелкой моторики.
Сказка «Птички»(авторская)
Выглянуло солнышко, его лучики стали пригревать землю (рисуем круг и лучики). От весеннего солнышка проснулись птички – воробышки. Они спустились с веточек деревьев и стали клевать зерна. Вдруг из земли вылез большой червяк, он прополз мимо воробьев, оставляя за собой волнистый след. Сытые воробьи замерли, они смотрели ему вслед. Червяк заполз обратно в землю. Неожиданно пошел дождь (рисуем тучку и капли дождя). Его крупные капли падали на землю. Воробьи улетели на дерево. Когда дождик закончился, и на небе появилось солнце (рисуем круг и лучики), птички спустились вниз и стали играть и радоваться.
Музыкально-танцевальная минутка
«Ой, летали птички» (народная мелодия) Цель: развитие чувства ритма, развитие слухо-моторной координации. Ой, летали птички, птички – невелички Все летали и летали, крыльями махали - 2 раза На дорожку сели, зернышек поели, Клю-клю-клю, клюю-клю-клю, Как я зернышки люблю – 2 раза Присаживаться на корточки и стучать пальчиками по полу Крылышки почистим, чтобы было чисто, Вот так, вот так, чтобы было чисто – 2 раза Как будто отряхиваются ручками.
Педагог берет собаку и говорит:
«А собака прибежала и всех птичек распугала!»
Ребёнок убегает, садится на стульчик и делает «домик» над головой. Игра повторяется.
Выкладывание фигур из счетных палочек
«Скворечник»
Цель: развитие зрительного внимания и восприятия, умения соотносить образец с выполненным заданием.
- Давай нашим птичкам сделаем домик, в котором они будут жить.
Мы строим скворечник. У нас есть чертеж, Чтоб домик наш был На скворечник похож. М. Гусева
Подвижная игра«Птички»
Цель: обогащать двигательный опыт; побуждать к выполнению элементарных правил игры; поощрять самостоятельность; вызывать чувство удовольствия от общения со взрослым , а также от выполнения движений.
Материал: шапочки или эмблемы с изображением птичек.
Содержание игры:
Ребёнок изображает птичек. Взрослый обозначает гнезда . По сигналу взрослого «Птички захотели полетать!» птички вылетают из гнездышек, машут крыльями, приседают, клюют зерна, летают по всему обозначенному участку. По сигналу «Птички, в свои гнездышки!» птички занимают свои гнезда.