«Индивидуализация медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и /или/ инвалидностью в условиях детского сада»
«Индивидуализация медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и /или/ инвалидностью в условиях детского сада»
статья предназначена для заведующих, педагогв психологов, учителей логопедов, работающих с детьми С ОВЗ
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Индивидуализация медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и /или/ инвалидностью в условиях детского сада»»
«Индивидуализация медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и /или/ инвалидностью в условиях детского сада»
Заведующая МДОУ
детский сад №53 «Солнышко»
Сечина Л.П.
Сегодня Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека с ограниченными возможностями здоровья. Вместе с тем, в настоящее время сохраняется ряд проблем, связанных с нормативно - правовыми, организационными, технологическими и содержательными аспектами при реализации воспитательно – образовательного процесса в интересах детей с ограниченными возможностями здоровья. В последнее время статистика детей инвалидов неутешительна. Как и во всем мире, на территории РФ количество больных детей стремительно растет. Показатели увеличиваются с каждым годом. Однако эксперты считают, что представленные цифры (600) занижены. На самом деле их около трех миллионов человек.
Многие родители не желают ставить ребенка на группу и официально оформлять его как больного, даже если сын или дочь страдают тяжелым недугом. Ежегодно, на территориальную МППК приходит порядка 40 детей, это дети старшего дошкольного возраста, зачастую, с тяжелыми формами задержки психического и речевого развития. И только вовремя начатое и адекватно организованное медико –психолого -педагогического сопровождение ребенка в дошкольных учреждениях поможет воспитаннику до 5 лет справиться со значительным недугом. Все сказанное подтверждает актуальность проблемы и требует деликатного и гибкого профессионального подхода к ее решению.
Следует отметить, что дошкольное образование детей с ОВЗ может быть организовано как совместно со здоровыми детьми, так и в отдельных группах и осуществляется по адаптированной программе.
Разрабатывая Программу, мы опирались, прежде всего, на исследования и практический опыт отечественных ученых, в частности Николая Николаевича Малафеева, имеющийся опыт учреждения, статистические данные по округу, передовой опыт педагогов – практиков дошкольных учреждений России. Противоречивость взглядов на качественную оценку коррекционного процесса и его практического осуществления в образовательных учреждениях свидетельствует о существовании проблемы индивидуализации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Полученные нами в ходе исследования инновационные продукты, помогут родителям и практическим работникам округа в работе с детьми ограниченных возможностей здоровья.
Наше учреждение комбинированного вида имеет 2 коррекционные группы компенсирующей направленности с ОВЗ, которые посещают 24 ребенка с тяжелыми нарушениями речи. Кроме того, в группах общеразвивающей направленности обучается 2 ребенка - инвалида и 8 детей с разными нарушениями развития; ежегодное зачисление детей в коррекционные группы проходит в мае на районной ТМППК. Согласно требованиям стандарта, с данной категорией детей работа ведется по адаптированной программе. В тоже время, коррекционные группы дошкольников не однородны, в них входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых бывает различна:
с первичным дефектом недоразвития речи;
замедленным темпом формирования высших психических функций центральной нервной системы;
дети, у которых сочетаются два и более первичных нарушения (например, порок сердца и задержка психического развития и др.)
Следует отметить, что в течение 3- х лет, нами внедрялась технология инклюзивного образования - совместное пребывание здоровых детей и детей – инвалидов, сопровождение ребенка по индивидуальному образовательному маршруту. Увеличение детей в групповых в связи с переходом на подушевое финансирование ограничило наши возможности по инклюзии.
В штате детского сада 22 педагогических работника, из них 2 учителя – логопеда, педагог-психолог, 2 медработника. В детском саду работает врач – педиатр, это позволяет нам во взаимодействии всех специалистов индивидуализировать медико - психолого-педагогическое сопровождение детей с проблемами в развитии. Коллектив готов к инновационной работе.
Объект : система медико - психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и \или инвалидностью в условиях дошкольного учреждения.
Предмет: организация коррекционного процесса с детьми от 2 до 8 лет данной категории.
Цель: обосновать и применить принцип индивидуализации медико-психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью.
Задачи:
1. Изучение теоретических основ индивидуализации медико- психолого- педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ и/или инвалидностью.
2. Разработка: медико-психолого-педагогических средств осуществления индивидуального сопровождения ребёнка с ОВЗ; системы комплексного наблюдения за ходом развития ребёнка; модели ОИМ; комплекса условий для эффективного применения медико–психолого-педагогического сопровождения; программы психологической помощи практическим работникам и семьям, воспитывающих детей с проблемами в развитии.
3. Подбор и адаптация методов индивидуального медико-психолого-педагогического сопровождения ребёнка.
4. Обеспечение эмоционального благополучия его в условиях инновационной работы, поэтапного рефлексивного сопровождения инновационной работы.
Методы исследования
В процессе проведения инновационной работы предполагается использовать разнообразные методы: теоретические, экспериментальные, статистические, осуществлять подбор разнообразных методик исследования. Использование статистических методов исследования потребует серьезного подхода при обработке собранного материала, анализа количественных и качественных экспериментальных данных.
Условия для проведения исследования.
Правовые. Намиполучено согласие родителей, органов самоуправления – Управляющего Совета, педагогического совета о работе в инновационном режиме, инновационная работа внесена в Устав. В дальнейшем будет утверждено Положение об инновационной площадке, рабочей группе, написаны приказы и другие локальные документы, регулирующие деятельность учреждения в условиях инновационной работы.
Кадровые. В инновационной деятельности примут участие педагоги, владеющие современными образовательными технологиями, в том числе ИКТ, имеющие практику работы с детьми ОВЗ и /или/ инвалидностью, опыт работы в условиях федеральной, краевой экспериментальной площадки, прошедшие курсовую подготовку по данной проблеме .
Материально - технические. В разделе материально - технических условий планируется пополнение содержания кабинетов учителя - логопеда, педагога-психолога, медицинских работников и создание адекватной целям и задачам исследования предметно - пространственной развивающей среды. Уже сегодня согласно плану «доступная среда», установлены тактильные полосы, поручни, откидной пандус, но предстоит выполнить не менее затратный объём работы для свободного перемещения инвалидов в учреждении.
Методические. Информационная поддержка участия педагогов в различных мероприятиях по представлению, обобщению опыта; создание благоприятного психологического климата в коллективе, проведение открытых дискуссий по проблеме инновационной работы. Получен дистанционно информационный доступ к образовательному продукту «Инновационная среда системы дошкольного образования» после победы во Всероссийском конкурсе «Образцовый детский сад.»
Медико - психолого-педагогическое сопровождение детей ОВЗ по индивидуальным образовательным маршрутам будет осуществляться с детьми от 2 до 8 лет. В результате целенаправленной медико-психолого-педагогической помощи детям возрастет эффективность коррекционной работы, что позволит создать модель индивидуального образовательного маршрута на основе анализа детско - родительских отношений в семье, состояния здоровья, уровня эмоционально - волевой и познавательной сферы каждого ребёнка.
Коррекционно - образовательный процесс достигнет оптимального уровня, если будут разработаны:
мониторинг за ходом развития ребёнка;
индивидуальный образовательный маршрут;
программа медико – психолого - психологической помощи практическим работникам и семьям, где воспитывается ребёнок с проблемами в развитии.
Определив цель инновационной работы, мы сориентированы на выполнение намеченных задач, они емкие и требуют серьёзного подхода. Медико – психолого - педагогическое сопровождение ребёнка определяется нами как целенаправленно проектируемая адаптированная образовательная программа; как система конкретных совместных действий участников образовательных отношений по разработке индивидуального образовательного маршрута развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Индивидуальный образовательный маршрут – это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка и его семьи, при осуществлении медико - психолого - педагогического сопровождения в образовательном учреждении специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития. В чем его особенность?
В нем будет определяться конкретное для данного ребенка соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и содержание, специфические психолого-педагогические технологии, дидактические и методические материалы, медицинский контроль.
Исследование планируется отработать в несколько этапов в течение 3- х лет.
Этапы инновационной работы
1. Диагностический
Анализ литературы по проблеме; сбор информации, изучение условий, необходимых для реализации инновационной работы.
2. Прогностический
Прогнозирование результатов инновационной работы.
3. Организационный
Подготовка документов, комплекса условий, необходимых для проведения инновационной работы.
4. Практический
Реализация гипотезы, корректировка планов, проведение начальной и промежуточной диагностики.
5. Заключительный
Анализ результатов инновационной работы, обобщение, оформление и распространение опыта
Ожидаемые результаты.
На 1 этапе будет изучаться литературы, опыт работы, условий, необходимых для реализации инновационной работы; определена готовность педагогов к проведению инновации; получен анализ состояния деятельности детского сада по коррекционной работе; сбор и уточнение информации о родителях воспитанников с проблемами в развитии, результатов диагностики психофизического развития воспитанников; анализ ситуации социального окружения ребенка; создан банк данных о развитии ребенка из медицинских карт; протоколов ПМПК.
2. Прогностическийэтап.
Заключены договоры о сотрудничестве МДОУ и МИДЦ управления образования администрации Новоалександровского городского округа, КСЦОН, МОУ СОШ №12, ГБУ СК «Новоалександровская Районная Больница», доработана программа инновационной работы. Проведен анализ 2 этапа инновационной работы. Выявление особенностей физического, психического развития, личностной и познавательной сферы ребенка; педагогическая диагностика, речевого развития, трудностей в обучении; определение уровня актуального развития; фиксирование характера отклонений в развитии; выявление личностного ресурса, определение зоны «ближайшего развития».
3.Организационныйэтап.
1.Составлен пакет локальных актов, необходимых для проведения инновационной работы.
2.Повышение квалификации педагогических работников по проблеме индивидуализации психолого- медико- педагогического сопровождения коррекционного процесса.
3.Промежуточная диагностика психофизического развития воспитанников.
4.Разработка блочно-тематического планирования, структуры взаимодействия специалистов.
5.Анализ 3 этапа инновационной работы.
4. Практический результативный этап.
Разработка модели индивидуального образовательного маршрута детей с проблемами в развитии. Индивидуальные и групповые занятия с психологом, логопедом, воспитателем, наблюдение врача. Максимальное раскрытие личностных ресурсов ребёнка и включение его в образовательное пространство ДОУ. Консультирование и привлечение родителей к реализации маршрута.
5. Заключительный этап.
1.Внедрение модели индивидуального образовательного маршрута детей с особыми образовательными потребностями.
2.Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Составление прогноза относительно дальнейшего развития ребёнка.
3.Разработка программы медико-психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и детям – инвалидам.
Распространение результатов по завершению инновационной работы.
По завершению инновационной работы планируется проведение районного семинара по теме; участие в мастер-классах, вебинарах; выпуск буклетов; публикация статей в методических сборниках, на сайтах педагогических сообществ.
Детский сад может выступать в роли базового учреждения для детских садов различных типов и видов округа по данной проблеме.