Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный план педагогического сопровождения детей с ТНР музыкального руководителя и логопеда в ДОО»
Индивидуальный план педагогического
сопровождения детей с ТНР
музыкального руководителя и логопеда в ДОО
по развитию слухового восприятия и голоса
2017-2018 уч.г.
Успех коррекционного обучения детей с общим недоразвитием речи во многом зависит от того, насколько четко организовано взаимодействие всех педагогов детского учреждения. Целью специального обучения является преодоление или компенсация речевого нарушения. Важнейшей предпосылкой для решения коррекционных задач можно считать создание специальных условий, стимулирующих развитие ребенка.
У детей, страдающих нарушениями речи, наблюдаются следующие особенности развития:
Помимо собственно речевого нарушения, у таких детей наблюдаются нарушения общей, мелкой и артикуляционной моторики. Психомоторное развитие отстает от возрастной нормы: такие дети часто «неуклюжи», с трудом ориентируются в пространстве, их движения плохо координированы. Нарушение артикуляционной моторики проявляется в ограниченности, неточности, или слабости движений подвижных органов артикуляции – языка, мягкого неба, губ, нижней челюсти. Естественно, что нарушение артикуляции звуков приводит к их дефектному произношению, а часто и к общей невнятности, смазанности речи.
Отмечается нарушение психических процессов и свойств, проявляющееся в недостаточном развитии восприятия, внимания и памяти. У детей с общим недоразвитием речи нарушены процессы возбуждения и торможения (замедленное включение в деятельность, недостаточная заинтересованность).
Наблюдается недостаточное развитие личности ребенка (самосознания,
самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми, мотивации, волевых процессов).
Плохо развито дыхание: вдох и выдох очень слабые, распределение выдыхаемого воздуха неравномерное. Некоторые дети дышат прерывисто не потому, что у них короткое дыхание, а оттого, что не умеют им управлять.
Успешное преодоление речевого недоразвития у детей в специальных группах возможно при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегрированной основе. Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и речевая среда.
Основные задачи совместной работы музыкального руководителя и логопеда:
- развитие слухового восприятия, музыкального слуха, фонематического восприятия;
- развитие основных компонентов звуковой культуры речи: интонации, ритмико-мелодической стороны;
- формирование правильного речевого и певческого дыхания, изменение силы и высоты голоса в зависимости от контекста;
- обогащение музыкальных впечатлений детей при знакомстве с разнообразными музыкальными произведениями;
- обогащение словаря дошкольников с ОНР лексическим темам;
- развитие грамматического строя речи;
- развитие навыков в области слушания музыки, пения, музыкально-ритмического движения, игры на детских музыкальных инструментах.
Тема
Задачи
Репертуар
«Осень»
Учить петь напевно, вместе начинать и заканчивать пение, брать дыхание по фразам, подражать артикуляции педагога;
Согласовывать движения с музыкой, речью взрослого, пением;
Активировать словарный запас детей по теме.
1. Песня «Осень» (Муз. И. Кишко)
2. Песня «Осень к нам пришла»
(Муз. Скрипкиной Е. В.)
3. «Песня-танец осенних
листочков» (Муз. А.
Филиппенко)
Речедвигательная игра «Листья»
Игра-инсценировка «Грибочки» (Муз. И. Смирновой)
Пальчиковая игра «Грабли»
Песенка-попевка «Осень»
«Зима»
1. Учить петь без крика в подвижном темпе. Активно артикулировать при произнесении слов;
2. Двигаться ритмично в соответствии с 2-х частной формой музыки. Развивать внимание и память.;
3. Расширять знания детей о характерных признаках зимы;
4. Тренировать образование существительных множественного числа.
Песня «Голубые санки» (Муз. М. Иорданского).
Песня «Зимушка-зима» (Муз. Л. А Вахрушевой)
Пальчиковая игра «Снежок»
Речедвигательная игра «Снегири»
Песня-танец «Снег-снежок» (Муз. Макшанцевой)
Д идактическая игра «Один-много»
7. Песенка-попевка «Снег-снежок»
«Новый год»
Учить выразительно исполнять песни разного характера, передавать праздничное настроение, различать запев и припев, вступление и заключение;
Учить точно менять движения со сменой музыки, двигаться ритмично;
Активировать словарный запас по теме;
Закреплять умения детей подбирать и называть слова –определения.
1. Песня «Вот какая елочка» (Муз.
Т. Попатенко)
2. Хоровод «Елочка, заблести
огнями» (Муз. Л. Олифировой)
3. Песня «Дед Мороз» (Муз. А.
Филиппенко)
4. Сюжетные танцы (снежинки,
петрушки,
зайцы, медведи)
5. «Игра со звоночками» (Муз. В.
Роновской)
6. Дидактическая игра «Подбери
признак» (Какой, какая)
7.Песенка-попевка «Дед – Мороз»
«8 Марта»
Учить петь легко, весело, ясно произносить слова, вместе брать дыхание по фразам;
Вслушиваться в ритмический рисунок музыки, передавать его хлопками, отстукиванием шумовыми инструментами;
Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Песня «Поздравляем маму» (Муз. З. Роот)
Песня «Мы запели песенку» (Муз. Р. Рустамова)
Танцы
Речедвигательная игра «Маме надо отдыхать»
Дидактическая игра «Назови ласково»
Пальчиковая гимнастика «Бабушка»
7. Песенка-попевка «Мама, мама, мамочка, я тебя люблю»
«Весна»
1. Совершенствовать работу
артикуляционного аппарата,
укреплять певческое дыхание;
2. Соотносить движения в
танцах и играх и игру на
металлофонах со звучанием
музыки;
Активизировать словарный
запас по теме;
Закреплять знания о весенних
признаках и приметах.
1. Песня «Зима прошла» (Муз. Н.
Метлова)
2. Песня «Весенняя песенка» (Муз.
А. Филиппенко)
3. Подвижная игра «Найди свой
домик»
4. Дидактическая игра «Четвертый
лишний»
5. Хоровод «Веснянка»
6. Речедвигательная игра «Клен»
7. Пальчиковая игра «Скворечник»
8. Песенка-попевка «Кап-кап, звенит капель»
«Лето»
Закреплять усвоенные знания, умения, навыки;
Согласовывать движения с пением и словом;
Активизировать словарный запас детей по теме;
Тренировать в подборе определений.
Хоровод «Мы на луг ходили» (Муз. А. Филиппенко)
Песня «Лесная песенка» (Муз. В. Витлина)
Речедвигательная игра «На лужайке»
«Хоровод в лесу» (Муз. М. Иорданского)
Дидактическая игра «Какой, какое, какая?
Пальчиковая гимнастика «Ой, ду-ду»
Песенка-попевка «Василек»
Речедвигательные игры.
Старшая группа.
1. «Листья».
«Листья осенние тихо кружатся, (Кружатся на носочках, руки в стороны.)
Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают )
И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками вправо-влево.)
Будто опять закружиться хотят». (Поднимаются, кружатся,)
2. «Снегири». Н. Нищева
«Вот на ветках, посмотри, (4 хлопка руками по бокам.)
В красных майках снегири. (4 наклона головы в стороны.)
Распушили перышки, (На первое слово каждой строки –
Греются на солнышке. частое потряхивание руками. На
второе – один хлопок по бокам.)
Головой вертят, (По 2 поворота головы на каждую
Улететь хотят. строку.)
- Кыш! Кыш! Улетели! (Дети разбегаются по залу,
За метелью! За метелью!» взмахивая руками как крыльями.)
3. «Маме надо отдыхать».
Движения выполняются соответственно каждой части: на тихую музыку – движения на носках; на громкую – движения на пятках. Игра сопровождается пением:
«Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу,
Маму я не разбужу».
Дети движутся по кругу друг за другом на носочках. В кругу сидит «мамочка» - это может быть воспитатель. Проигрыш: ходьба на носках по всему залу в разном направлении. С началом новой музыкальной фразы дети снова собираются в круг и на слова:
«Тук-тук-тук, тук-тук-тук,
Раздается пяток стук.
Мои пяточки идут,
Прямо к мамочке ведут» -
Выполняют следующие движения: повернувшись лицом к стулу, где спит «мама», движутся к ней, топая ногами.
С последними словами дети сходятся у стула, где спит «мама». «Мама» просыпается и шутливо догоняет детей.
4. «Клен». С. Коган
«За окном сосулька тает, (Дети стоят лицом в круг. 4 прыжка
на носочках, руки на поясе.)
Ветер тучи рвет в клочки. (Руки вверх, наклоны туловища в стороны.)