kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Индивидуальные образовательные траектории для детей старшего дошкольного возраста ( теоретический материал)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание

Введение

Теория и практика сопровождения индивидуальных образовательных траекторий в образовании.

  1. Индивидуальные образовательные траектории: теория и история вопроса

  2. Организация сопровождения индивидуальных образовательных траекторий детей старшего дошкольного возраста

  3. Педагогические условия сопровождения индивидуальных образовательных траекторий

Введение

Актуальность проблемы.

На сегодняшний день на первое место вышла проблема создания индивидуальной траектории развития старшего дошкольника (и не только его). Наше общество формирует социальный заказ на воспитание и образование гражданина РФ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальные образовательные траектории для детей старшего дошкольного возраста ( теоретический материал) »

Содержание

Введение

Теория и практика сопровождения индивидуальных образовательных траекторий в образовании.

  1. Индивидуальные образовательные траектории: теория и история вопроса

  2. Организация сопровождения индивидуальных образовательных траекторий детей старшего дошкольного возраста

  3. Педагогические условия сопровождения индивидуальных образовательных траекторий


Введение

Актуальность проблемы.

На сегодняшний день на первое место вышла проблема создания индивидуальной траектории развития старшего дошкольника (и не только его). Наше общество формирует социальный заказ на воспитание и образование гражданина РФ.

В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника.

Деятельность дошкольных образовательных учреждений регламентируется Федеральными государственными требованиями к основной общеобразовательной программе дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 № 655 “Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования”).

ФГТ (они утратили свою силу, расматриваем только по ФГОС) определяют направленность педагогического процесса. Изменения в организации образовательного процесса, которые предусмотрены ФГТ, а именно переход от формально организованных занятий к видам педагогической деятельности, предусматривающим решение программных образовательных задач в совместной деятельности со взрослыми, в самостоятельной деятельности и в играх детей, — неминуемо будет вести к индивидуализации как целенаправленно организованного обучения, так и в целом образования.

В связи с этим возникает проблема реализации индивидуального подхода в массовом образовательном учреждении: как достичь поставленных перед педагогами благородных целей, одновременно обучая всех по разному?!

В науке распространено два способа – дифференциация обучения и индивидуализация через построение собственного пути образования применительно к каждой образовательной области, т. е. построение индивидуальной образовательной траектории развития определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника.

Цель исследования: проанализировать психолого-педагогическую литературу о педагогических условиях эффективного сопровождения индивидуальных образовательных траекторий детей старшего дошкольного возраста.

Объектом нашего исследования является: процесс сопровождения индивидуальных образовательных траекторий детей старшего дошкольного возраста

Предмет исследования: педагогические условия сопровождения индивидуальных образовательных траекторий детей старшего дошкольного возраста

Гипотеза исследования: процесс сопровождения индивидуальных образовательных траекторий детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным при следующих педагогических условиях:

  • формирование готовности родителей к работе с индивидуальными образовательными траекториями;

  • Развитие субъектности и самостоятельности детей;

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

  • Анализ психолого-педагогической проблемы сопровождения индивидуальных образовательных траекторий детей старшего дошкольного возраста;

  • Изучение особенностей организации сопровождения индивидуальных образовательных траекторий детей старшего дошкольного возраста.


Теория и практика сопровождения индивидуальных образовательных траекторий в образовании.


1. Индивидуальные образовательные траектории: теория и история вопроса.

В связи с происходящими новыми реформами в системе дошкольного образования произошёл переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми.

После анализа нормативно-правовых документов Министерства образования РФ следует акцентировать внимание на важность и необходимость индивидуального подхода к ребёнку, при этом поддержка индивидуальности признаётся одним из основополагающих моментов дошкольного воспитания.

Индивидуализация образовательной деятельности в ДОУ должна основывается на принятии уникальности личности каждого ребенка, поддержке всего его индивидуальных потребностей и интересов.

Среди методологических принципов, на которых должно строиться российское образование в XXI веке важное место занимает принцип индивидуализации.

Проблема индивидуально-дифференцированного обучения детей не является новой в современной педагогике и психологии. Решение этого вопроса связано с поиском оптимальных характеристик всех звеньев воспитательно-образовательного процесса: содержания, методов и форм обучения и уходит своими корнями в прошлое.

Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной.

Уже в педагогической системе Я. А. Коменского - великого чешского педагога – четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических наблюдений.

Особое место занимают труды Жан-Жака Руссо. Согласно теории Руссо, воспитывать ребенка необходимо природосообразно, следовать естественному ходу его развития. А для этого надо тщательно изучать ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности. Руководство взрослых по воспитанию ребенка, подчеркивал Руссо, должно быть продуманным, тактичным и тонким.

Замечательный русский педагог К.Д. Ушинский разработал обширную методику приемов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек. В то же время он высказал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к ребенку нельзя давать какие-то определенные рецепты, тем самым, подчеркнув творческий характер решения проблемы.

Педагоги и общественные деятели дореволюционной России уделяли внимание разработке теоретических положений индивидуального подхода к детям дошкольного возраста, внедрению их в практику.

Так, Е.Н. Водовозова указывала на необходимость знания воспитателями и родителями научных основ психологии и физиологии ребенка, для того чтобы уметь всесторонне анализировать его поступки. В воспитании детей она отводила большую роль труду, считая его самым действенным, самым лучшим воспитательным средством. Она также предупреждала, что невозможно выработать единые правила подхода ко всем детям, без исключения, так как дети по своим индивидуальным особенностям очень разные.

Критически используя наследие дореволюционной педагогики, Н.К.Крупская рассматривала развитие индивидуальных качеств каждого ребенка как обязательное и необходимое условие его всестороннего воспитания.

Н.К.Крупская в вопросе об индивидуальном подходе к детям, обращала большое внимание на то, что при условии воспитания ребенка в коллективе может полностью раскрыться его индивидуальность, способности: «Мы считаем, что лишь в коллективе личность ребенка может наиболее полно и всесторонне развиться. Коллектив не поглощает личность ребенка, но влияет на качество воспитания, на его содержание».

Н.К.Крупская отмечала особое значение индивидуального подхода в развитии интересов и способностей детей. Прежде всего, говорила она, необходимо развивать такие способности, которые будут играть большую роль в подготовке детей к жизни, к практической деятельности, которые необходимы для любой профессии. «…Есть целый ряд способностей,-писала она,-которые нужны для громадного числа профессии, например, зрительная память, глазомер, развитие чувства осязания, умение координировать свои движения…».

В работах Н.К.Крупская раскрывает значение индивидуального подхода для всестороннего развития личности ребенка в условиях воспитания в коллективе, развитие самого раннего возраста нравственных качеств, способностей, интересов в соответствии с задачами подготовки детей к жизни, к труду. Ее советы ориентируют педагога-воспитателя на гуманное отношение к ребенку, уважение его индивидуальности, стремление понять его сложный духовный мир.

А.С.Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например, при организации и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. А.С.Макаренко считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка – это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям. Поэтому у каждого ребенка, прежде всего, нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности. С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность, инициативу.

Объективный воспитательный процесс практически реализует такое общественное явление, как воспитание, в его движении и развитии. В нем выявляются его структурные составляющие и та основа «клетка», в которой или благодаря которой осуществляются воспитательные изменения в человеке, происходит формирование его личности. А.С. Макаренко дал следующее определение объективного воспитательного процесса: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но , прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающей деятельности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка. Весь этот «хаос» не поддается как будто никакому учету, тем не менее, он создает в каждый данный момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им – задача воспитателя». Предавая большое значение индивидуальному подходу, А.С. Макаренко не рекомендовал какие-то специальные методы. Один и тот же метод или прием можно использовать по-разному, в зависимости от определенных условий и  индивидуальных особенностей воспитанника. Педагог всегда должен выбирать соответствующие средства, исходя из сложившейся ситуации, причем каждое средство будет иметь значение лишь тогда, когда применяется не изолировано от общей системы воспитания.

Огромная заслуга А.С. Макаренко состоит в том, что он не только обосновал, но и фактически осуществил в своей практической деятельности основные положения индивидуального подхода к детям.

Развитие индивидуальности А.С. Макаренко связывал не только с особенностями человека, но и с темпераментом, с чертами характера. Он считал, что учет проявлений характера и темперамента сложен и должен быть очень тонок по своей воспитательной инструментовки: «Цели индивидуального воспитания заключаются в определении и развитии личных способностей и направленностей в области не только знания, но и характера…».

Методологическое обоснование и теоретические положения в трудах Н.К. Крупская и А.С. Макаренко, являются исходными для дальнейшего развития педагогике проблемы индивидуального подхода к детям.

Вскрыв сущность индивидуального подхода в воспитании, установив его связь с жизнью, они обосновали положение о том, что методы и подходы индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения зависят от общих целей и задач воспитания, учета возрастных и индивидуальных особенностей и характера деятельности ребенка. Индивидуальный подход к детям осуществлялся ими в плане проектирования лучших качеств личности, а не только как процесс перевоспитания и исправления недостатков.

Проблема индивидуального подхода к детям получила всестороннее развитие в практическом опыте и в педагогическом учении В.А. Сухомлинского. Он подчеркивал важность развития индивидуального своеобразия личности ребенка.

Путь изучения индивидуальных особенностей ребенка В.А. Сухомлинский считал нужным начинать с его семьи, одновременно подчеркивая необходимость педагогического просвещения родителей: «По моему глубокому убеждению, педагогика должна стать наукой для всех…». При этом он отмечал, что общие формы работы с родителями необходимо сочетать с индивидуальными, так как в каждой семье свой уклад жизни, традиции и сложные взаимоотношения между ее членами.

В.А.Сухомлинский находил интересные формы работы для развития индивидуальности каждого ребенка при воспитании его эстетических чувств.

Вопрос об индивидуальном подходе к детям занимает значительное место в трудах и других отечественных педагогов. Е.А. Аркин развивал данную проблему в физическом воспитании, Р.И. Жуковская - в игровой деятельности, А.П. Усова - в процессе обучения и умственного развития детей на занятиях. В работах Е.А. Флериной , Н.А. Ветлугиной, Н.П. Сакулиной рассматриваются методы и приёмы индивидуального подхода к детям при развитии их творческих способностей и дарований.

Проблема индивидуального подхода к детям не может быть успешно решена без знаний педагогом психологии. Советские психологи А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин и другие занимались проблемой индивидуального подхода в связи с решением задач формирования личности.

Современная психология выделяет следующие существенные признаки понятия личности: личность – индивидуальность, то есть неповторимое сочетание физических и психологических особенностей, присущих конкретному человеку и отличающих его от всех людей ; в мировоззрении, устремлении, делах личности проявляется человек как гражданин ; чем богаче его духовный мир, тем прогрессивнее его взгляды, тем большую пользу принесет он обществу своим трудом.

Таким образом, анализ педагогической и психологической литературы позволяет сделать вывод, что индивидуальный подход к детям необходим для всестороннего развития личности ребёнка в условиях воспитания в коллективе.

Так как с недавнего времени условием повышения качества дошкольного образования является реализация ФГОС в структуре общеобразовательной программы ДОУ, а индивидуализация образования в широком смысле предполагает переориентацию его на личность, на неповторимую индивидуальность воспитанника, то это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу на создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника.

Важность индивидуального подхода подчеркивается в ФГОС ДО: поддержка индивидуальности признается одним из основополагающих моментов дошкольного воспитания: только на её основе могут осуществляться полноценное развитие личности дошкольника, раскрываться его особенности, уникальные способности.

В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности.

Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуальной образовательной траектории.

Понятие “индивидуальная образовательная траектория” (Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др.), обладает широким значением и предполагает несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект).

А.В. Хуторской рассматривает индивидуальную образовательную траекторию как персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Под личностным потенциалом ученика здесь понимается совокупность его оргдеятельностных, познавательных, творческих и иных способностей.

Процесс выявления, реализации и развития данных способностей учащихся происходит в ходе их образовательного движения по индивидуальным траекториям.

Н.Н.Суртаева трактует индивидуальные образовательные траектории как определенную последовательность элементов учебной деятельности каждого учащегося по реализации собственных образовательных целей, соответствующую их способностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляемую при координирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога во взаимодействии с родителями.

С.А.Вдовина Г.А.Климов, В.С.Мерлин рассматривают данное понятие как проявление стиля учебной деятельности каждого учащегося, зависящего от его мотивации, обучаемости и осуществляемое в сотрудничестве с педагогом.

Вывод: это мы не пишем, добавить ученных и не увидела понятия из словарей и документов.

Таким образом, понятие индивидуальной образовательной траектории на наш взгляд отражает прежде всего идеи индивидуализации и дифференциации обучения. Индивидуальная образовательная траектория представляет собой целенаправленную образовательную программу, обеспечивающую воспитаннику позиции субъекта выбора, разработки, реализации образовательного стандарта при осуществлении воспитателем педагогической поддержки, самоопределения и самореализации.


2. Организация сопровождения индивидуальных образовательных траекторий детей старшего дошкольного возраста.

На современном этапе развития образования сопровождение ребенка понимается как система профессиональной деятельности разных специалистов по созданию условий принятия оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.

Сопровождение — это помощь ребенку в ситуации развития, подразумевающая такой подход к ребенку, когда ничто не может быть изменено во внутреннем мире воспитанника помимо его интересов, его собственного желания.

Цель сопровождения состоит не в том, чтобы «заглянуть» во внутренний мир ребенка и узнать, как он устроен, а в том, чтобы организовать сотрудничество с детьми для развития у них самопознания, умения управлять собой и делать личностный выбор.

Сопровождать — значит разработать и применить систему психолого-педагогических средств, обеспечивающих физический и личностный рост воспитанника.

В мире не существует двое детей, которые могли бы учиться и развиваться совершенно одинаково. Так как, во-первых, индивидуальные особенности не равнозначны, а во – вторых, разные семьи, разная среда, условия жизни семьи, в которой воспитывается ребенок.

В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка и, в свою очередь, не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями дошкольной образовательной организации задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника, поэтому в настоящее время назрела острая необходимость перейти к индивидуальной образовательной траектории ребёнка. В нашей работе мы рассмотрим организацию ИОТ для детей старшего дошкольного возраста.

Понятие «индивидуальная образовательная траектория» (Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др.), обладает широким значением и предполагает несколько направлений реализации:

  • содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут);

  • деятельностный (специальные педагогические технологии);

  • процессуальный (организационный аспект).

Индивидуальную образовательную траекторию можно рассматривать как персональный путь компенсации трудностей в обучении, а также и как реализацию личностного потенциала ребенка:

  • интеллектуального,

  • эмоционально-волевого,

  • деятельностного,

  • нравственно-духовного.

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория ориентирована на:

  • развитие ребёнка, т.е. формирование ЗУНов сохраняется, но не является самоцелью;

  • психолого-педагогические цели и задачи реализации образовательных областей,

  • развитие интегративных качеств, которые представлены в портрете выпускника.

Также при организации сопровождения индивидуальной образовательной траектории старшего дошкольника не стоит останавливаться только на системе дидактических мер, обеспечивающих полноценное развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, но и следует также учитывать специальный заказ родителей.

Успешное согласование этих запросов возможно лишь при наличии единого целевого ориентира, а именно, развития и личностного роста каждого участника образовательного процесса.

Нельзя забывать и о специфике дошкольного детства, которою также следует учитывать при составлении индивидуальной образовательной траектории ребенка, где главным является психолого-педагогическое сопровождение – создание ситуаций развития, в которых ребенок и сопровождающий его взрослый вступают в особый тип взаимоотношений, в рамках которых ребенок проживает полноценный детский опыт, решая задачи возраста, а взрослый передает ребенку необходимые средства, позволяющие решать данные задачи.

Индивидуальная образовательная траектория может быть выявлена в соответствии со следующими условиями:

  • продумана развивающая среда, позволяющая раскрыть индивидуальную характеристику ребёнка;

  • представлена возможность родителям выбора способов взаимодействия с педагогом и образовательным учреждением;

  • наличие специалистов, владеющих техникой педагогического воздействия на ребёнка, способных сформировать у детей осознанные способы действий.

Принципы построения ИОТ:

  • Принцип антропоцентризма (ребенок – целевой и организационный центр образования, самостоятельно интегрирует в сознании разные информационные и культурные тексты).

  • Принцип психологической комфортности (предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя "как дома")

  • Принцип демократизаци предполагает распределение прав, полномочий и ответственности между всеми участниками процесса.

  • Принцип гуманизма обеспечивает равнодоступный для каждой личности выбор уровня, качества, направленности образования, способа, характера и формы его получения, удовлетворения культурно-образовательных потребностей в соответствии с индивидуальными ценностными ориентациями. Переориентация учебного процесса на личность ребенка.

  • Принцип интеграции и дифференциации (выражает способ самоорганизации образования. Интеграция и дифференциация представляют собой неделимую пару, каждое понятие из которых служит средством содержательного наполнения другого.)

  • Принцип развивающего обучения (обучение обеспечивающее условия для зоны ближайшего развития ребенка на основе усвоения им теоретических знаний, выполнения содержательного анализа изучаемого материала, планирования и рефлексии, в отличие от традиционного образования - способствует развитию у ребенка новообразований (В.М.Полонский).

  • Принцип творчества (предполагает максимальную ориентацию на творческом начале в деятельности воспитанников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Компоненты ИОТ:

  • целевой (постановка целей и задач образовательной работы);

  • содержательный (отбор содержания образовательного материала на основе образовательной программы ДОО, в том числе и программы дополнительного образования);

  • технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем воспитания и обучения с учетом индивидуальных возможностей ребенка);

  • мониторинговый (определение системы мониторингового сопровождения);

  • результативный (формулируются ожидаемые результаты и сроки их достижения).

Этапы создания ИОТ:

1. Этап наблюдения и начального мониторинга.

  • Определение причин трудностей ребенка (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные)

  • Выявление одаренных дошкольников.

  • Этап конструирования индивидуальной образовательной траектории.

Построение индивидуальных образовательных траекторий для дошкольников, определение методов педагогической поддержки, содержания работы.

3. Этап реализации.

Организованная деятельность (подгрупповые, фронтальные, индивидуальные занятия), организация совместной деятельности педагога с детьми, создание условий для самостоятельной деятельности дошкольников.

4. Этап итогового мониторинга.

Выявление результатов действия индивидуальной образовательной траектории.

Определение направлений ИОТ связано с:

  • запросом родителей;

  • индивидуальным уровнем развития детей;

  • условиями ДОО;

  • уровнем профессионализма педагогов;

  • содержанием курсовой подготовки и самообразования педагогов

При составлении ИОТ важно обращать внимание на следующие вопросы:

  • Поддержка интересов ребенка со стороны взрослых.

  • Интеграция разных видов детской деятельности.

  • Актуализация разнообразных форм самовыражения.

  • Проблематизация содержания образования, создание поисковых ситуаций незавершенности, многозначности и гибкости.

  • Поощрение инициативы и самостоятельности.

  • Развитие у ребенка открытости миру, общению.

  • Ознакомление родителей с задачами развития детей и формами работы. Согласование с ними ИОТ, учет конструктивных пожеланий.

Важнейшим показателем удачно спланированной индивидуальной образовательной траектории старшего дошкольника, несомненно, будет умение ребенка генерировать индивидуальные замыслы, идеи, сообщения; выдвижение гипотез и способы их проверки, использование различных средств вербальной и невербальной коммуникации.

Вывод: Организация сопровождения индивидуальных образовательных траекторий детей старшего дошкольного возраста это осуществление педагогического процесса с учетом особенностей учащихся (возрастной специфики ребёнка, раскрытие потенциала воспитанника, темперамент, характер, способности, склонности и другое, в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях, а также запроса родителей), который предполагает ориентацию педагога на личность ребенка, чтобы раскрыть его внутренний потенциал. Для этого необходимо организовать индивидуально-направленное движение старшего дошкольника в образовательном пространстве.

ИОТ старшего дошкольника составляет гибкое использование форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ребенку.

3 Педагогические условия




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Наумова Надежда Михайловна

Дата: 30.05.2015

Номер свидетельства: 216396


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства