мВажно понимать, что основной задачей в организации дошкольного обучения и воспитания ребенка с РАС является не приспособление к существующим у него возможностям обучения, а помощь в постепенном и последовательном освоении более сложной и динамичной окружающей среды.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игры с аутичными детьми дошкольного возраста»
Игры с аутичными детьми дошкольного возраста
Подготовила: Обухова Н.М.
Каждый ребенок с РАС индивидуален и имеет отличные от других уровни потребностей. Своевременно начатая и правильно организованная коррекционная работа позволяет поддержать попытки ребенка вступить в более активные и сложные отношения с миром и предотвратить формирование наиболее грубых форм патологической аутистической защиты, блокирующей его развитие. Важно понимать, что основной задачей в организации дошкольного обучения и воспитания ребенка с РАС является не приспособление к существующим у него возможностям обучения, а помощь в постепенном и последовательном освоении более сложной и динамичной окружающей среды.
Для развития познавательной сферы при аутизме свойственна неравномерность. Недостаточность общего, и в том числе психического, тонуса, сочетающаяся с повышенной сенсорной и эмоциональной чувствительностью, обуславливает крайне низкий уровень активного внимания. С самого раннего возраста отмечается отсутствие внимания ребенка с РАС к предметам окружения, грубые нарушения целенаправленности и произвольности внимания. Однако яркие впечатления могут буквально завораживать детей.
Также для детей с РАС характерно своеобразие в реагировании на сенсорные раздражители. Это выражается в повышенной сенсорной ранимости, и в то же время, как следствие повышенной ранимости, для них характерно игнорирование воздействий.
В восприятии также отмечается нарушение ориентировки в пространстве, искажение целостности картины реального предметного мира. Для них важен не предмет в целом, а его отдельные части.
С самого раннего возраста у аутичных детей наблюдается хорошая механическая память.
Дети ориентируются на перцептивно яркие, а не функциональные признаки предметов. В итоге усваивается лишь часть признаков окружающей действительности, трудности в переносе усвоенных навыков из одной ситуации в другую.
Как известно, окружающий мир ребенок познает путем получения информации через различные сенсорные каналы. При аутизме внешний мир воспринимается как избыточный поток чувственной информации, поэтому вместо того, чтобы познавать и использовать его, ребенок учится отторгать его и отгораживаться от влияния внешнего мира. В результате нарушений обработки полученной сенсорной информации ребенок с РАС воспринимает мир как разнообразные кусочки пазлов, т.е. у него происходит фрагментарное восприятие окружающего мира. Это приводит к тому, что:
- ребенок не может определить правильное значение предметов, событий;
- не имеет целостного восприятия;
- не может устанавливать причинно-следственные связи;
- затрудняется в выполнении инструкций взрослого;
- не может выполнять некоторые элементарные действия, не говоря уже о последовательности действий;
- не понимает поведение и эмоции окружающих людей;
- не умеет переносить полученные знания на другие предметы и в другие ситуации.
Поэтому основная задача при обучении детей с РАС состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности. Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания – ощущений, восприятия, представлений. Формируя адекватные представления об окружающем посредством игровой деятельности, мы создаем чувственную основу для развития речи.
Игровые упражнения рассчитаны на детей с расстройствами аутистического спектра, задержкой психоречевого развития. При выполнении игровых действий охватываются важнейшие сферы развития, 4 из которых отвечают функциональным сферам развития:
Цель проведения игровых упражнений и организации игр:
Установление стойкого, продуктивного контакта с педагогом.
Развитие познавательной сферы и коррекция поведения детей с расстройствами аутистического спектра, задержкой психоречевого развития.
Игровые упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков.
Игровое упражнение " Подражание стуку" (имитация)
Цель: подражание при использовании различных предметов действиям взрослого как условие социального опыта.
Содержание: педагог сидит напротив ребенка, держа в руках два молоточка. Один молоточек дать ребенку. Сосредоточить внимание ребенка, двигая предметом на уровне его глаз туда и обратно. Затем постучать ритмично по столу. Ребенок должен повторить ваши движения. Если ребенок игнорирует выполнение задания, используем метод «Рука в руке». Поощряем самостоятельное выполнение задания заранее предусмотренным стимулом.
Цель: развитие визуального внимания памяти, удерживание
представления о предмете в течение короткого периода.
Содержание: взрослыйпоказывает ребенку игрушку и дает с ней немного поиграть. Затем забирает ее, кладет перед ребенком и быстро накрывает салфеткой. Ребенку предлагается найти игрушку, эмоционально, интонационно выразительно произнося фразу «Где игрушка? Найди!»
Игровое упражнение «Что в песке?»
Цель: развитие мелкой моторики, контроля и произвольности.
Содержание: мелкие игрушки, пуговицы, шишки в ящике с песком. Предложить ребенку поискать в песке игрушку. Найденный предмет положить в корзинку, проговаривая фразы: «Вот шишка; это машинка; я нашел (ла) мишку и т.д.»
Игровое упражнение: "Части тела и лица" имитация действий педагога
Цель: формирование пространственных представлений.
Содержание: сядьте напротив ребенка и обратите его внимание на себя.
Коснитесь указательным пальцем своего носа и скажите: "Это нос". Попросите ребенка повторить ваше движение, произнося фразу «Делай так» «Где нос, покажи» Если ребенок затрудняется выполнить это задание, используем метод «Рука в руке». Далее упражнение выполняется с другими частями тела и лица. Выполнение задания самостоятельно поощряется интонационно окрашенной похвалой.
Развитие психических процессов и познавательной сферы.
Игра «Вспомни и покажи».
Цель:развивать память, внимание.
Игровой материал и наглядные пособия: 4 карточки с разными картинками (зайчик, цветок, солнышко, машинка).
Содержание: разложить картинки перед ребенком, рассмотреть их. Затем перевернуть изображениями вниз, не изменяя их местоположение. Предложить ребенку показать, где спряталась та или иная картинка: «Сейчас мы проверим, кто здесь прячется? Молодец, правильно показал!»
Раскрыв все карточки, поменять их местами, фиксируя на этом внимание ребенка. Вновь перевернуть и повторить игру.
Игра «Поиграем с прищепками»
Цель: развивать мелкую моторику, тактильные ощущения. Игра тренирует логическое мышление, внимание, восприятие, память и мелкую моторику.
Игровой материал и наглядные пособия: шаблоны без определенных частей, для восполнения которых нужно прицепить прищепки к картинке в конкретных местах.
Содержание: нужно дополнить изображение, чтобы оно стало полноценным. Например, изображение солнышко, ребенок дополняет его лучиками. Или цветок — ему нужно сделать лепестки. Ежику нужно добавить иголки на спине, осьминогу — щупальца, стрекозе — крылья, рыбке — плавники, зайчику — уши, кактусу — шипы. При игре с шаблоном радуга прищепки нужно цеплять в соответствии с цветами, а при выборе шаблона в виде перчатки их нужно прикреплять к пальчикам.
Игра «Веселая гусеница»
Цель: развивать моторику пальцев рук через действие с предметами, обогащать чувственный опыт детей, развитие памяти, внимания, мышления, формирование знания основных цветов, понятий «большой - маленький».
Игровой материал и наглядные пособия: картинки с изображениями гусениц, состоящих из круглых деталей красного, желтого, синего и зеленого цветов (на каждой картинке детали расположены в разной последовательности), на каждую деталь наклеена липучка, набор мягких помпончиков разного цвета и размера.
Содержание: педагог поочередно раскладывает перед ребенком картинки и предлагает ему наложить помпончики согласно заданному изображению. Когда этот вариант игры будет освоен, предложить ребенку не просто накладывать помпончики соответственно цвету, но и обращать внимание на размер помпончиков.
Игра "Змейка"
Цель: учить складывать камушки, прикладывая один к другому; развитие мелкой моторики рук.
Игровой материал: камушки морские, камушки "Марблс".
Содержание: Педагог предлагает выложить длинную змейку так, чтобы все камушки лежали друг за другом без промежутка. На первом этапе можно использовать морские камушки, в дальнейшем использовать камушки "Марблс" разных цветов.
Усложнение: Педагог предлагает выложить змейку, используя один цвет, два цвета чередуя их.