Просмотр содержимого документа
«"Игры для развития речи детей 4 лет"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №36 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей»
Проект по дополнительному
образованию детей 4-5 лет
«Волшебный мир оригами»
Воспитатель: Курганская Н.Г.
Рулькова Т.С.
Ачинск, 2024г
Актуальность
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.
Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.
Предлагаемый проект предназначен для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Оригами – это сложение различных фигур из разноцветных квадратных, прямоугольных листов бумаги. Сами эти цветные листы бумаги тоже называют по-японски оригами.
Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Таким образом, возникшее противоречие с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с техникой оригами, формирование у детей конструктивных и творческих способностей детей, и с другой стороны отсутствие целенаправленной , систематической работы привели к выбору данной темы проекта.
Объект проекта: детская творческая деятельность с бумагой, в технике оригами.
Предмет проекта: Совокупность методов и приемов и средств, направленных на ознакомление детей с техникой оригами.
Цель проекта: художественно эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами.
Задачи проекта:
1.Знакомить детей с основными геометрическими понятиями (круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., базовыми формами оригами).
5.Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
6. Развивать внимание, память, логическое мышление и пространственное воображение.
7. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
8 Развивать мелкую моторику пальцев рук и глазомер.
9. Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, воспитывать аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Срок реализации проекта: Октябрь- май
Ожидаемые результаты:
Для детей: Сформированные знания у детей об искусстве оригами.
Созданы условия для развития творческих и конструктивных способностей у детей
Для родителей:
Информированность об искусстве оригами
Проявляют интерес к деятельности детей в детском саду
Тематическое планирование занятий
Месяц
Тема занятия
Содержание занятия
Октябрь
1.Вводное занятие:
«Что такое оригами»
2.«Весёлый треугольник»
3.«Наливное яблочко»
4.«Кошечка»
знакомить детей с оригами, вызвать интерес к этой технике; рассказывать о правилах оригами, различных сортах бумаги. Учить работе с материалом (бумагой), бережному отношению к бумаге и готовым изделиям; стимулировать в создании игровых ситуаций. Формировать внимание; развивать мелкую моторику рук.
знакомить с понятием формы, правилами оригами. Формировать аккуратность, учить точности при складывании.
Научить детей находить противоположные углы и загибать их в одном направлении, закрепить выполнение базовой формы треугольник, нахождение и проглаживание линии сгиба, активизировать словарь, вспомнить понятия о геометрических формах.
Закрепить с детьми складывание и название базовых форм. Учить изготавливать туловище и голову отдельно из квадратов. Учить складывать треугольник пополам «косынкой», поднимать уголки от середины длинной стороны, но, не доводя до вершины верхнего угла.
Продолжать учить детей складывать базовую форму воздушный змей, сгибать заготовку пополам, продолжать учить детей пользоваться клеем. Учить детей вгибать острый угол внутрь, и оттягивать его вперёд.
Декабрь
1.«Цыплёнок»
2.«Лягушка»
3.«Теремок и медвежонок»
4.«Ёлочка»
Закреплять знания о домашних птицах. Развивать умение детей делать правильные, четкие сгибы, складывать квадрат по диагонали; продолжать формировать умение выполнять поделки, используя схему.
Познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путём складывания квадрата по диагонали (базовая форма – «треугольник»)
закрепить умение детей создавать изображения по технике оригами, складывать бумагу в разных направлениях.
создать хорошее настроение в предвкушении приближающегося новогоднего праздника; закрепить умение складывать базовую форму треугольник, находить противоположные углы.
Январь
1.«Снежинка»
2.«Зайчик»
3.«Как построить дом»
Продолжать учить детей мастерить игрушки в технике оригами, используя пооперационную карту. Закреплять умение следовать инструкциям педагога.
Закрепить умение перегибать квадрат «книжкой» и дважды «косынкой», опускать противоположные углы к центру квадрата, получая «конфетку».
Закреплять знания и представления детей о понятиях: квадрат, сторона, треугольник, угол, диагональ. Продолжать учить детей изготавливать поделку в основе с базовой формой «треугольник». Закреплять умения складывать лист бумаги в заданном направлении.
Февраль
1.«Стаканчик»
2.«Рубашка для папы»
3.«Самолётик»
4.«Составим картину»
Научить детей складывать стаканчик, используя известные приёмы сложения, аккуратно проглаживать линии сгиба.
развивать творческие способности у детей; знакомить детей со способами преобразования квадрата.
Совершенствовать навыки аккуратного сложения квадрата в треугольник, чётко проглаживать линии сгиба. Учить отгибать углы в противоположные стороны.
продолжать учить детей мастерить поделки в технике оригами, повышать интерес к этой деятельности через новую форму работы — составление картинок к небольшим стихотворениям
Март
1.«Цветы для мам»
2.«Улица родного города»
3.«Весёлые рыбки»
4.«Шапочка»
учить детей изготовлению цветов в технике оригами; помочь каждому ребёнку добиться желаемого результата.
Учить детей преобразовывать квадраты в части дома: основание и крышу. Использовать художественное оформление; из прямоугольников выполнить окна, дверь и трубу.
продолжать знакомить детей с основными приемами складывания базовой формы — треугольника; научить различным приемам работы с бумагой.
Вспомнить получение базовой формы треугольник. Научить детей отгибать часть треугольника, тщательно проглаживая линию сгиба, выворачивать отогнутую часть наружу.
Учить детей изготавливать новые поделки из квадрата, круга, треугольника, учить пользоваться обозначениями линии разреза на заготовке, упражнять в свободном выборе цвета и формы бумаги, поощрять самостоятельность, творческую инициативу.
учить детей мастерить поделки из прямоугольного листа бумаги путём складывания его пополам и загибания уголков к середине, соединяя четыре готовые детали; закрепить работать по пооперационной схеме и карте.
продолжать учить преобразовывать одну бумажную фигурку в другую, используя пооперационные карты; закрепить умение соединять две части поделки, вставляя их одну в другую; учить детей работать в парах.
познакомить детей с изготовлением поделки в технике оригами из прямоугольного листа бумаги; упражнять в свободном выборе цвета
Май
1.«Весенние букеты»
2.Коллективная работа панно «Бабочки»
3.«Гусеница»
4.«Цветик-семицветик»
На основе базовой формы треугольник научить изготавливать бутоны тюльпанов и ирисов, листья.
Закрепить умение складывать из квадрата треугольник, совмещая противоположные углы, проглаживая полученную линию сгиба. Научить отгибать полученные противоположные углы в разные стороны.
Научить детей мастерить гусеницу из пяти квадратов склеенных между собой, загибать уголки к центру.
Вспомнить последовательность выполнения базовой формы конфетка, стремится к самостоятельному выполнению. Закрепить название частей цветущего растения.
Работа с родителями
Консультации для родителей. «Что такое оригами?»
Анкетирование родителей по теме:«Значение оригами для развития умственных и творческих способностей у детей».
Буклет на тему: «Оригами – через игру к творческому развитию»
Мастер-класс для родителей по оригами «Собачка»
Выставка детско-родительских работ «Мы любим оригами»
Май: Выставка фотографий «Оригами и мы!»
Литература:
Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей. – М.: Просвещение, 1992.
Жихарева О. М. Оригами для дошкольников. Конспекты тематических занятий и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ / О. М. Жихарева. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006. -48с.
Сержатова Т.Б. «Оригами. Лучшие модели», М., «Москва-пресс», 2009.
Соколова С. В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. -64 с., цв. вкл.
Соколова С. В. Школа оригами: Аппликация и мозайка. – М.: Издательство Экспо; СПб.; Валерии СПД, 2003. – 176с.
Соколова С. В. Сказки оригами: Игрушки из бумаги. М.: Издательство Экспо; СПб.: Валерии СПД; 2003. -240 с.
Ступак Е. А. «Оригами. Игры и конкурсы», М., «Айрис – пресс», 2008.
Сухаревская О.Н. «Оригами для самых маленьких», М., «Айрис-пресс», 2009.