kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игры для развития пространственного гнозиса у детей с тяжёлыми нарушениями речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практический материал для педагов, работающих с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игры для развития пространственного гнозиса у детей с тяжёлыми нарушениями речи»

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ГНОЗИСА

У ДЕТЕЙ с ТНР



  • Игра «Дорисуй грибок»

Ц ель: учить воспроизводить пространственные отношения между предметами по словесной инструкции и словесно определять пространственные отношения между изображениями предметов на картинке.

Задание: логопед показывает ребенку изображение гриба на картинке и просит нарисовать:

- По шляпке гриба ползет червяк.

- Перед ножкой гриба растет цветок.

- Справа от ножки растет маленький грибочек.

- Слева от ножки сидит божья коровка.

- На шляпке лежит листок.

- Над грибом летает бабочка.

- Раскрась.

- Расскажи, кто и что у гриба на шляпке, над грибом, под ним справа, под ним слева, перед

ним. Используй слова: ползет, лежит, растет, вылезает, летает и т.п.


  • И гра «У реки»

Цель: формировать умение определять и обозначать на рисунке пространственное расположение предметов по отношению к человеку, стоящему напротив.

Задание: логопед показывает ребенку картинку с изображением мальчика, который стоит около реки лицом к нам. Логопед просит ребенка нарисовать:

- В правой руке мальчик держит удочку, в левой – ведро.

- В речке плавают три рыбки.

- Между мальчиком и березкой пень.

- На пне – одна птичка.

- Под елочкой два грибочка.

- Между мальчиком и ёлкой лежит сачок.

- На противоположном от мальчика берегу растут три камыша.

- Раскрась рисунок.


  • Игра «Подушечка»

Ц ель: учить определять пространственные соотношения между двумя и тремя предметами.

Задание: логопед просит ребенка рассмотреть картинку слева, рассказать о том, что на ней изображено:

- Где сидит кукла? Ответ: «На подушке».

- Как ты понимаешь это словосочетание «на подушке»? Что оно означает? Ответ: «Оно обозначает, что кукла находится сверху подушки, т.е. она сидит сверху на подушке».

- В какую сторону смотрит кукла: влево или вправо? Ответ: «кукла смотрит влево».

- Раскрась рисунок.



  • И гра «Расскажи, где что (кто) находится»


Цель: учить определять пространственные соотношения между предметами с помощью речи.


Задание: логопед показывает ребенку картинку с изображением детской комнаты Алеши, в которой много разных предметов.

Логопед просит ребенка рассказать о том, где находится каждый предмет, используя слова-предлоги и наречия на, под, перед, вверху, внизу, слева, перед и др.

- Раскрась рисунок.


  • Игра «В школе»

Ц ель: учить определять правую и левую стороны у человека, стоящего напротив.

Задание: логопед просит ребенка рассмотреть левую и правую картинки.

- Дай общее название этим картинкам.

- Где находится мальчик на картинке слева? Ответ: «Мальчик стоит перед доской».

- Что он делает у доски? Ответ: «У доски мальчик отвечает».

- В какой руке мальчик держит мел? Ответ: «Мальчик держит мел в правой руке».

- Как он повернулся: лицом к доске или спиной к доске? Ответ: «Мальчик повернулся спиной к доске».

- Раскрась рисунок.


  • Игра «В гостях у Тёти Кошки»

Цели: развивать мускулатуру пальцев, координацию движений; учить ориентироваться на листе бумаги и в строке; упражнять в штриховке по образцу, обведении контура, изображенного точками, раскрашивании картинок; закрепить пространственные предлоги.

Задание: логопед читает детям «Сказку о глупом мышонке» С.Я. Маршака.

- Какому отрывку сказки соответствует картинка?

- Как ты думаешь, кто поет песенку мышонку?

- Возьми карандаш и обведи по точкам изображение кошки.

- Где сидит кошка – за или перед кроватью? Раскрась кошку.

- Что находится за спиной кошки? «Повесь» на это окно занавеску, т.е. обведи её изображение и узор на ней по точкам.

- Сколько цветочков на занавеске? Раскрась их справа налево так: каждый первый цветок – красным карандашом, второй – синим, а третий – желтым. Какого цвета будет последний цветок?

- Что находится над хвостиком Тёти Кошки? Раскрась чайник. А что стоит над чайником? Раскрась горшочек меда.

- Что надевают на подушку и одеяло? Обведи карандашом ромбики на пододеяльнике и постарайся раскрасить их так, чтобы цвета не повторялись.

- Что находится перед кроваткой? Что стоит справа? Что стоит слева? Заштрихуй лампу по образцу.

- Обведи по точкам и раскрась конфету, мячик и пирамидку. Колечки пирамидки раскрась так: первое снизу – красным карандашом, третье снизу – зеленым. Колечко, которое находится под зеленым, раскрась синим карандашом, а то, которое над зеленым - фиолетовым карандашом. Шестое колечко снизу раскрась голубым карандашом, а то, которое находится под голубым - желтым карандашом. Верхушку пирамидки раскрась любым цветом.

- Заштрихуй по образцу и раскрась кошку-пирамидку.

- Раскрась картинки цветными карандашами по своему выбору.


Работа на разлинованной части страницы:

- Из каких фигур составлено изображение Тёти Кошки? Обведи по точкам овалы и кружочки. Дорисуй последней кошке ухо, усы, лапки.

- Кошка стоит лапками на очень ровной дорожке. Раскрась дорожку желтым карандашом. Эта дорожка называется строкой. На строке пишут буквы.

- Какие части изображения кошки находятся на строке?

- Раскрась узор из больших и маленьких кружков так: большие круги – синим, верхние маленькие – красным, а нижние маленькие – желтым карандашом.

- Раскрась оставшиеся картинки цветными карандашами по своему выбору.


  • Игра «Маша и медведь»

Цели: развивать мускулатуру пальцев, координацию движений; учить ориентироваться на листе бумаги и в строке; упражнять в штриховке по образцу, обведении контура, изображенного точками, раскрашивании картинок; закрепить пространственные предлоги.

Задание: логопед читает детям русскую народную сказку «Маша и медведь».

- Посчитай, сколько пирожков испекла Маша. Обведи на кустике малины столько же ягод.

- Обведи по точкам еще семь ягод. Сколько всего ягод стало? Раскрась весь кустик малины.

- Укрась штриховкой передник Машеньки. Укрась её сарафан цветами, обведи кружочки на платочке и рубашке.

- Какие насекомые здесь нарисованы? Чтобы стрекозы могли летать, обведи их крылышки.

- Какие времена года ты знаешь? Какое время года изображено на рисунке?

- Куда собрался медведь? «Надень» ему на голову шапочку, т.е. обведи по точкам изображение.

- Раскрась левую часть шапочки красным, а правую желтым карандашом.

- В лапах у медведя план, по которому он найдет дорогу к дому Машеньки. Обведи этот план по точкам.

- Что находится за спиной медведя? Раскрась бабочку.

- Что находится над медведем? Раскрась тучки.

- С какого дерева упал листок? Где грибов больше – слева или справа?

Работа на разлинованной части страницы.

- Раскрась первый слева кружок красным, второй желтым, третий синим карандашом. Следующие кружочки раскрась в таком же порядке.

- Дорисуй кружочки. Посчитай их. Раскрась их красным цветом.

- Обведи по точкам квадраты и кружочки.

- Раскрась второй слева квадрат зеленым карандашом, второй слева кружок – синим карандашом. Повтори по всей строке.

- Обведи по точкам и дорисуй грибки. Раскрась третий грибок.


  • Игра «Дорисуй картинку»

Цели: учить детей ориентироваться на листе в клетку при выполнении графического диктанта. Формировать изобразительно-графические способности детей.

Задание: Логопед просит детей: «Проведите от заданной точки линии: 5 клеток влево, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки вправо, 1 клетка по диагонали вправо вниз, 1 клетка влево,3 клетки вниз, 5 клеток влево, 3 клетки вверх».



- Куда вы пойдете учиться?

- Раскрасьте школу.


  • Игра «Что спряталось?»

Цели: учить детей ориентироваться на листе в клетку при выполнении графического диктанта. Формировать изобразительно-графические способности детей.

Задание: Логопед просит детей выполнить задания: «Проведите от заданной точки линии: 2 клетки влево, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 2 клетки влево, 2 клетки вниз, 5 клеток вправо, 3 клетки вверх, 1 клетка влево, 1 клетка по диагонали влево вверх, 1 клетка влево, 1 клетка по диагонали влево вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вниз».




- С чем ученик пойдет в школу?

- Зачем нужен портфель?


  • Игра «Подарок»

Цели: учить детей ориентироваться на листе в клетку при выполнении графического диктанта. Формировать изобразительно-графические способности детей.

Задание: Логопед просит детей выполнить задания: «Проведите от заданной точки линии: 1 клетка вправо, 2 клетки по диагонали влево вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 2 клетки по диагонали влево вниз, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки по диагонали вправо вниз».


- Что у Вас получилось?

- Что вы подарите учительнице в школе?

- Раскрасьте цветок цветными карандашами.


  • Игра «Собираемся в школу»

Цели: учить детей ориентироваться на листе в клетку при выполнении графического диктанта. Формировать изобразительно-графические способности детей.

Задание: Логопед просит детей выполнить задания: «Проведите от заданной точки линии: 3 клетки вверх, 2 клетки по диагонали вправо вверх, 3 клетки вниз, 2 клетки по диагонали влево вниз, 2 клетки по диагонали влево вверх, 3 клетки вверх, 2 клетки по диагонали вправо вниз».



- Какой предмет у вас получился?

- Зачем нужен ученикам дневник?


Игра «Кто где живет?»

Цель: учить детей правильно употреблять предлог В.

Задание: Логопед просит ребенка:

- Расскажи, где живет собака? Ответ: «Собака живет в конуре».

- А где живет птица? Ответ: «Птица живет в гнезде».

- А где живет рыбка? Ответ: «Рыбка живет в аквариуме».

- Соедини подходящие картинки друг с другом.

- Послушай и исправь мои ошибки: «Собака живет в гнезде...

- Раскрась картинку.
































8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Игры для развития пространственного гнозиса у детей с тяжёлыми нарушениями речи

Автор: Галина Кирилловна Молодкина

Дата: 12.11.2023

Номер свидетельства: 639692


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства