Просмотр содержимого документа
«Игры для развития пространственного гнозиса у детей с тяжёлыми нарушениями речи»
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ГНОЗИСА
У ДЕТЕЙ с ТНР
Игра «Дорисуй грибок»
Ц ель: учить воспроизводить пространственные отношения между предметами по словесной инструкции и словесно определять пространственные отношения между изображениями предметов на картинке.
Задание: логопед показывает ребенку изображение гриба на картинке и просит нарисовать:
- По шляпке гриба ползет червяк.
- Перед ножкой гриба растет цветок.
- Справа от ножки растет маленький грибочек.
- Слева от ножки сидит божья коровка.
- На шляпке лежит листок.
- Над грибом летает бабочка.
- Раскрась.
- Расскажи, кто и что у гриба на шляпке, над грибом, под ним справа, под ним слева, перед
ним. Используй слова: ползет, лежит, растет, вылезает, летает и т.п.
И гра «У реки»
Цель: формировать умение определять и обозначать на рисунке пространственное расположение предметов по отношению к человеку, стоящему напротив.
Задание: логопед показывает ребенку картинку с изображением мальчика, который стоит около реки лицом к нам. Логопед просит ребенка нарисовать:
- В правой руке мальчик держит удочку, в левой – ведро.
- В речке плавают три рыбки.
- Между мальчиком и березкой пень.
- На пне – одна птичка.
- Под елочкой два грибочка.
- Между мальчиком и ёлкой лежит сачок.
- На противоположном от мальчика берегу растут три камыша.
- Раскрась рисунок.
Игра «Подушечка»
Ц ель: учить определять пространственные соотношения между двумя и тремя предметами.
Задание: логопед просит ребенка рассмотреть картинку слева, рассказать о том, что на ней изображено:
- Где сидит кукла? Ответ: «На подушке».
- Как ты понимаешь это словосочетание «на подушке»? Что оно означает? Ответ: «Оно обозначает, что кукла находится сверху подушки, т.е. она сидит сверху на подушке».
- В какую сторону смотрит кукла: влево или вправо? Ответ: «кукла смотрит влево».
- Раскрась рисунок.
И гра «Расскажи, где что (кто) находится»
Цель: учить определять пространственные соотношения между предметами с помощью речи.
Задание: логопед показывает ребенку картинку с изображением детской комнаты Алеши, в которой много разных предметов.
Логопед просит ребенка рассказать о том, где находится каждый предмет, используя слова-предлоги и наречия на, под, перед, вверху, внизу, слева, перед и др.
- Раскрась рисунок.
Игра «В школе»
Ц ель: учить определять правую и левую стороны у человека, стоящего напротив.
Задание: логопед просит ребенка рассмотреть левую и правую картинки.
- Дай общее название этим картинкам.
- Где находится мальчик на картинке слева? Ответ: «Мальчик стоит перед доской».
- Что он делает у доски? Ответ: «У доски мальчик отвечает».
- В какой руке мальчик держит мел? Ответ: «Мальчик держит мел в правой руке».
- Как он повернулся: лицом к доске или спиной к доске? Ответ: «Мальчик повернулся спиной к доске».
- Раскрась рисунок.
Игра «В гостях у Тёти Кошки»
Цели: развивать мускулатуру пальцев, координацию движений; учить ориентироваться на листе бумаги и в строке; упражнять в штриховке по образцу, обведении контура, изображенного точками, раскрашивании картинок; закрепить пространственные предлоги.
Задание: логопед читает детям «Сказку о глупом мышонке» С.Я. Маршака.
- Какому отрывку сказки соответствует картинка?
- Как ты думаешь, кто поет песенку мышонку?
- Возьми карандаш и обведи по точкам изображение кошки.
- Где сидит кошка – за или перед кроватью? Раскрась кошку.
- Что находится за спиной кошки? «Повесь» на это окно занавеску, т.е. обведи её изображение и узор на ней по точкам.
- Сколько цветочков на занавеске? Раскрась их справа налево так: каждый первый цветок – красным карандашом, второй – синим, а третий – желтым. Какого цвета будет последний цветок?
- Что находится над хвостиком Тёти Кошки? Раскрась чайник. А что стоит над чайником? Раскрась горшочек меда.
- Что надевают на подушку и одеяло? Обведи карандашом ромбики на пододеяльнике и постарайся раскрасить их так, чтобы цвета не повторялись.
- Что находится перед кроваткой? Что стоит справа? Что стоит слева? Заштрихуй лампу по образцу.
- Обведи по точкам и раскрась конфету, мячик и пирамидку. Колечки пирамидки раскрась так: первое снизу – красным карандашом, третье снизу – зеленым. Колечко, которое находится под зеленым, раскрась синим карандашом, а то, которое над зеленым - фиолетовым карандашом. Шестое колечко снизу раскрась голубым карандашом, а то, которое находится под голубым - желтым карандашом. Верхушку пирамидки раскрась любым цветом.
- Заштрихуй по образцу и раскрась кошку-пирамидку.
- Раскрась картинки цветными карандашами по своему выбору.
Работа на разлинованной части страницы:
- Из каких фигур составлено изображение Тёти Кошки? Обведи по точкам овалы и кружочки. Дорисуй последней кошке ухо, усы, лапки.
- Кошка стоит лапками на очень ровной дорожке. Раскрась дорожку желтым карандашом. Эта дорожка называется строкой. На строке пишут буквы.
- Какие части изображения кошки находятся на строке?
- Раскрась узор из больших и маленьких кружков так: большие круги – синим, верхние маленькие – красным, а нижние маленькие – желтым карандашом.
- Раскрась оставшиеся картинки цветными карандашами по своему выбору.
Игра «Маша и медведь»
Цели: развивать мускулатуру пальцев, координацию движений; учить ориентироваться на листе бумаги и в строке; упражнять в штриховке по образцу, обведении контура, изображенного точками, раскрашивании картинок; закрепить пространственные предлоги.
Задание: логопед читает детям русскую народную сказку «Маша и медведь».
- Посчитай, сколько пирожков испекла Маша. Обведи на кустике малины столько же ягод.
- Обведи по точкам еще семь ягод. Сколько всего ягод стало? Раскрась весь кустик малины.
- Укрась штриховкой передник Машеньки. Укрась её сарафан цветами, обведи кружочки на платочке и рубашке.
- Какие насекомые здесь нарисованы? Чтобы стрекозы могли летать, обведи их крылышки.
- Какие времена года ты знаешь? Какое время года изображено на рисунке?
- Куда собрался медведь? «Надень» ему на голову шапочку, т.е. обведи по точкам изображение.
- Раскрась левую часть шапочки красным, а правую желтым карандашом.
- В лапах у медведя план, по которому он найдет дорогу к дому Машеньки. Обведи этот план по точкам.
- Что находится за спиной медведя? Раскрась бабочку.
- Что находится над медведем? Раскрась тучки.
- С какого дерева упал листок? Где грибов больше – слева или справа?
Работа на разлинованной части страницы.
- Раскрась первый слева кружок красным, второй желтым, третий синим карандашом. Следующие кружочки раскрась в таком же порядке.
- Дорисуй кружочки. Посчитай их. Раскрась их красным цветом.
- Обведи по точкам квадраты и кружочки.
- Раскрась второй слева квадрат зеленым карандашом, второй слева кружок – синим карандашом. Повтори по всей строке.
- Обведи по точкам и дорисуй грибки. Раскрась третий грибок.
Игра «Дорисуй картинку»
Цели: учить детей ориентироваться на листе в клетку при выполнении графического диктанта. Формировать изобразительно-графические способности детей.
Задание: Логопед просит детей: «Проведите от заданной точки линии: 5 клеток влево, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки вправо, 1 клетка по диагонали вправо вниз, 1 клетка влево,3 клетки вниз, 5 клеток влево, 3 клетки вверх».
- Куда вы пойдете учиться?
- Раскрасьте школу.
Игра «Что спряталось?»
Цели: учить детей ориентироваться на листе в клетку при выполнении графического диктанта. Формировать изобразительно-графические способности детей.
Задание: Логопед просит детей выполнить задания: «Проведите от заданной точки линии: 2 клетки влево, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 2 клетки влево, 2 клетки вниз, 5 клеток вправо, 3 клетки вверх, 1 клетка влево, 1 клетка по диагонали влево вверх, 1 клетка влево, 1 клетка по диагонали влево вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вниз».
- С чем ученик пойдет в школу?
- Зачем нужен портфель?
Игра «Подарок»
Цели: учить детей ориентироваться на листе в клетку при выполнении графического диктанта. Формировать изобразительно-графические способности детей.
Задание: Логопед просит детей выполнить задания: «Проведите от заданной точки линии: 1 клетка вправо, 2 клетки по диагонали влево вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 2 клетки по диагонали влево вниз, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки по диагонали вправо вниз».
- Что у Вас получилось?
- Что вы подарите учительнице в школе?
- Раскрасьте цветок цветными карандашами.
Игра «Собираемся в школу»
Цели: учить детей ориентироваться на листе в клетку при выполнении графического диктанта. Формировать изобразительно-графические способности детей.
Задание: Логопед просит детей выполнить задания: «Проведите от заданной точки линии: 3 клетки вверх, 2 клетки по диагонали вправо вверх, 3 клетки вниз, 2 клетки по диагонали влево вниз, 2 клетки по диагонали влево вверх, 3 клетки вверх, 2 клетки по диагонали вправо вниз».
- Какой предмет у вас получился?
- Зачем нужен ученикам дневник?
Игра «Кто где живет?»
Цель: учить детей правильно употреблять предлог В.
Задание: Логопед просит ребенка:
- Расскажи, где живет собака? Ответ: «Собака живет в конуре».
- А где живет птица? Ответ: «Птица живет в гнезде».
- А где живет рыбка? Ответ: «Рыбка живет в аквариуме».
- Соедини подходящие картинки друг с другом.
- Послушай и исправь мои ошибки: «Собака живет вгнезде...