Просмотр содержимого документа
«" Игровые методы и приёмы в развитии речи у детей подготовительной группы с ТНР"»
Родительское собрание в подготовительной группе для детей с ТНР
«Игровые методы и приемы в формировании предложно-падежных конструкций у детей с тяжелыми нарушениями речи»
У большинства детей с речевыми нарушениями отмечаются отклонения в понимании падежей и предлогов и неправильное их употребление. В дальнейшем школьном обучении это создаст трудности усвоения предметов гуманитарного цикла: русского языка, чтения, географии и т. д. В результате чего, эти дети попадают в разряд неуспевающих. Следовательно, проблему овладения предлогами необходимо решать в дошкольном возрасте.
Проблема формирования предложно-падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи является одной из самых актуальных в работе. Известно, что у детей с недоразвитием речи наблюдаются трудности, связанные с ориентацией в пространстве, вследствие чего оказываются несформированными пространственные понятия. Это в свою очередь приводит к трудностям формирования навыков правильного употребления грамматических форм, выражающих эти отношения.
Тема родительского собрания: Игровые методы и приемы в формировании предложно-падежных конструкций у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
Цель: создание информационного пространства для повышения уровня компетентности родителей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья о процессе коррекции предложно-падежных конструкций у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи на основе современных требований и использования инновационных технологий и методов.
Задачи:
- познакомить родителей с играми и упражнениями, направленными на формирование предложно-падежных конструкций, которые можно организовать в домашних условиях;
- создать условия для организации совместной деятельности детей и взрослых, направленные на сближение детей, родителей, педагогов;
- организовать профессиональный диалог по вопросам использования логопедических игр в коррекции предложно-падежных конструкций;
- показать участникам мероприятия эффективные технологии, методы и приемы формирования и усвоения предложно-падежных конструкций.
Предполагаемые результаты: привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению проблем формирования предложно-падежных конструкций у детей.
Форма проведения: собрание-практикум.
Материал и пособия: лист ватмана, разделенный вертикальной линией, «кирпичики» на каждого родителя из бумаги, дидактические игры.
3. Подготовка необходимого оборудования и материала для проведения мероприятия.
4. Съемка видеофрагментов игр.
План проведения:
1. Вступительное слово воспитателя.
2. Игровые методы и приемы в формировании предложно-падежных конструкций у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
3. Выставка дидактических игр.
4. Просмотр видеоролика «Играя, развиваемся».
5. Подведение итогов собрания. Рефлексия.
Ход собрания
1. Вступительное слово воспитателя
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Тема нашей встречи сегодня звучит так «Игровые методы и приемы в формировании предложно-падежных конструкций у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи». В ходе предварительного с вами анкетирования, мы выяснили, что вы имеете затруднения в плане практической помощи детям по употреблению ими предлогов в речи. Это и определило тему и содержание нашего собрания.
2. Игровые методы и приемы в формировании предложно-падежных конструкций у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Несформированность грамматического строя речи у детей с ОНР проявляется в неправильном употреблении предложно-падежных конструкций. Важную организующую роль в составе речи играют предлоги. Здесь важно для ребенка понять, что предлог – хотя и маленькое, но имеющее самостоятельное значение слово, и замена одного предлога другим меняет смысл высказывания, а это, в свою очередь, изменяет действие с предметом. Изучение употребления предлогов в детской речи чрезвычайно значимо для выяснения существенных моментов связи между процессами усвоения ребенком языка и развитием его познавательной деятельности: мышления, обогащение запаса представлений об окружающем мире. Результаты исследований показывают, что недостаточное усвоение предложного управления служит одной из причин проявления некоторых видов дисграфии у школьников.
Дети дошкольного возраста, имеющие диагноз ОНР, редко используют в речи предложные конструкции, с трудом понимают значения предлогов. В большинстве случаев нарушение понимания и употребления предложных конструкций проявляется в неправильном употреблении не только предлогов, но и падежных окончаний. В связи с этим проводится работа как над усвоением значения предлогов, так и над правильным оформлением в предложных конструкциях.
Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок:
- пропуск или замена предлогов. Чаще всего наблюдается опускание предлогов В, ИЗ, отсутствие предлогов НАД, ОКОЛО, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ. Замена предлогов НА и НАД, ПОД и ПО, НА и В по причине смешения их и в импрессивной речи из-за трудностей понимания грамматических значений этих предлогов («на столе» вместо «над столом», «по книжке» вместо «под книжкой»). В речи детей часто отсутствуют сложные предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.
- замена одной предложно - падежной конструкции другой (Дом стоит на реке).
- неправильное употребление падежного окончания существительного (Мальчик бежит с собака).
- неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания (Собака ест у миска).
Наиболее перспективным в формировании предложно-падежных конструкций является использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой. Именно в этой деятельности происходит развитие речи, личности, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, моторики, формирование умения управлять своим поведением. Игровые действия всегда включают в себя обучающую задачу. Как показывает практика, дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игра – основное занятие детей, их работа.
Играть в логопедические игры весело и занимательно. Дети соревнуются друг с другом. В логопедических играх часто встречаются не знакомые ребятам слова, и появляется повод к совместному обсуждению, уточнению, объяснению непонятных слов и к побуждению детей самим задавать вопросы, касающиеся текста игры. Во многих играх требуется активный поиск и употребление слов по заданным признакам (антонимы, синонимы, родственные слова и т.п.).
Для формирования предложно-падежных конструкций у детей нашей группы мы используем различные игры. С некоторыми из них я предлагаю вам познакомиться и поучаствовать.
3. Выставка дидактических игр
Целью предлагаемых игр является научить детей слышать в речи окружающих предлоги, правильно принимать их значение, пользоваться ими в собственной речи, дифференцировать, составлять распространенные предложения с использованием предлогов, формировать предложно-падежные конструкции в речевой практике.
Игра «Веселое путешествие»
Я вам предлагаю вставить «маленькое слово» (предлог). Читаю фразу и показываю картинку, а вы подбираете нужный предлог и проговариваете все предложение.
Мама садится …. в машину.
Коля бежит ….по дороге.
Автобус едет….по улице.
Петя любит ездить ….на велосипеде.
Игра с мячом «Добавь слова». Для этой игры я приглашаю вас встать в круг.
Я называю часть предложения и бросаю мяч. Поймавший мяч, должен закончить предложение, используя слова «справа», «слева», «впереди», «позади».
Стол стоит….
Полочка с книгами висит….
Мишка сидит….
Пирамидка стоит….
Кукла лежит….
Дверь находится….
Игра «Исправь ошибки»
Один рассеянный человек читал книгу и перепутал все слова. Вот как он прочитал:
«Дед в печи, дрова на печи». Исправьте предложение.
«На столе сапожки, под столом лепешки». А как надо сказать?
«Овечки в речке, караси у печки». А как правильно?
«Под столом портрет, над столом табурет». Исправьте его.
Игра «Солнечный зайчик»
Я с помощью зеркала показываю солнечного зайчика, а вы ищите зайчика, а найдете – ответьте, куда он спрятался.
Зайчик на скамейке.
Зайчик под столом и т.п.
Игра «Кто с кем? Кто с чем?»
Необходимо закончить предложение, правильно употребив существительное в творительном падеже.
Мальчик идет папа (с папой).
Девочка играет кот (с котом).
Девочка идет мама (с мамой).
Мальчик играет машина (с машиной).
Воспитатель. А сейчас я предлагаю Вашему вниманию практический материал, который имеется у нас в группе. Он представлен играми и упражнениями, которые мы используем в своей работе.
Воспитатель знакомит родителей с дидактическими играми, объясняет цели и ход игр:
«Что к чему?»
«Чей малыш?»
«Что на чём растёт?»
«Весёлая змейка».
«Разноцветные бабочки?»
«Кто, где живёт?»
«Маленькие слова» .
Предлагаю вашему вниманию видеофрагменты игровой деятельности в нашей группе. Мы продемонстрируем, как играем с детьми на занятиях и в свободной деятельности.
4. Просмотр видеоролика «Играя, развиваемся».
Игра «Куда села стрекоза?»
Цель: закрепление навыка правильного употребления существительных с предлогом НА.
Логопед держит в руке игрушку-стрекозу или её изображение и сажает её на различные предметы, а дети отвечают на вопрос: «Куда села стрекоза?».
Например, на стол, на картину, на лампу, на стекло, на стену и т.д.
Игра «Что в чем?» по лексической теме «Посуда»
Цель: закрепление формы предложного падежа существительных с предлогом В.
На доске выставлены картинки с изображением посуды. Логопед задает вопросы. Дети отвечают, выбирая нужную картинку.
- В чём варят суп? (Суп варят в кастрюле).
- В чем носят воду из колодца? (Воду носят в ведре).
- В чем хранят сахар? (Сахар хранят в сахарнице).
Игра «Кто у кого?»
Цель: закрепление родительного падежа существительных с предлогом У.
На фланелеграфе картинки с изображением животных и их детенышей. Воспитатель предлагает детям найти и назвать детенышей животных и их мам, ответить на вопрос «Кто у кого?».
Игра «Машина едет по дороге»
Цель: закрепление предложно-падежных конструкций.
Детям предлагается макет дороги, по которой «поедет» машина. С одной стороны дороги – гараж, с другой – магазин. Вдоль дороги располагаются макеты разноцветных домиков, горки, сквера, мостика.
Воспитатель. Таким образом, уважаемые родители, играя с детьми можно научить и закрепить полученные знания. Для закрепления полученных на занятиях знаний вам необязательно иметь специальные логопедические игры, можно обойтись теми предметами, что у вас есть дома. Мы предлагаем использовать те игры, с которыми вы сегодня познакомились. Играйте и разговаривайте с детьми дома, по дороге в детский сад, во время прогулки. И тогда у нас с вами все получится.
Воспитатель. Как ваше настроение? Было ли вам интересно на нашем мероприятии? Была ли наша встреча полезной для вас? (Высказывания родителей).А теперь, уважаемые родители, просим вас оценить продуктивность нашей встречи.
«Пирамида знаний». На мольберте прикреплен ватман, который разделен посередине вертикальной линией. Левая сторона называется «Пирамида полезных знаний», а правая сторона – «Пирамида бесполезных знаний». У каждого из вас есть кирпичик. Если вы полностью удовлетворены содержанием собрания и узнали что-то полезное для себя, то прикрепите свой кирпичик на левом поле, если вы не удовлетворены и ничего полезного не узнали, то на правом поле. Родители строят пирамиду своих знаний.
Воспитатель. Мы благодарим вас за сотрудничество. До новых встреч. Спасибо за совместную работу.
Решение родительского собрания:
1. Использовать в семье теоретический и практический материал, полученный на родительском собрании, в решении проблем формирования предложно-падежных конструкций у детей.
2. Поддерживать интерес детей к играм по формированию предложно-падежных конструкций в детском саду и дома.
Список литературы
1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. – 128 с.
2. Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя речи дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 48 с.
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
4. Володина В.С. Альбом по развитию речи. – М.: Росмэн-пресс, 2011.
5. Косинова Е.М. Развитие речи. (99 игр и заданий). – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 64 с.
6. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! – СПб.: Литера, 2001. – 208 с.
7. Нищева Н.В. Дидактический игровой материал серии «Играйка»