Просмотр содержимого документа
««Играем пальчиками- развиваем речь»»
Мастер-класс «Играем пальчиками - развиваем речь»
Разработала
воспитатель Аптукова И.И
Цель мастер-класса: Познакомить педагогов
с опытом работы по теме «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» Задачи: 1. Закрепить теоретические знания педагогов по развитию мелкой моторики рук дошкольников 2. Познакомить участников мастер-класса с этапами разучивания и разнообразными видами пальчиковых игр. 3. Содействовать появлению желания участников мастер-класса применять полученные знания в практике.
Ход мастер-класса: Активизация участников: – Крикните громко и хором, друзья, Деток вы любите? Нет или да? Пришли на собрание, сил совсем нет, Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.) Я вас понимаю. Как быть, господа? Проблемы детей решать нужно нам? (Да.) Дайте мне тогда ответ: Помочь откажетесь мне? (Нет.) Последнее спрошу вас я: Активными все будем? (Да.) Спасибо!
Здравствуйте, уважаемые педагоги, я рада видеть вас на нашем мастер-классе. Сегодня мы с вами поговорим о важности развития мелкой моторики рук для развития речи, об одном из способов ее развития – пальчиковых играх. В начале я хочу спросить у вас: для чего нужны пальчиковые игры и что они развивают?(ответы). Да, правильно, молодцы. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить. Важно начинать работу по развитию мелкой моторики с рождения. В нашем случае с раннего дошкольного возраста. Уважаемые коллеги, я попрошу вас побыть в роли детей дошкольного возраста и поиграть со мной в пальчиковые игры. Для начала давайте разогреем ручки Сначала я предлагаю вам посмотреть, а затем поиграем вместе со мной. 1. «Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
Очень холодно зимой, Мёрзнут ручки: ой, ой, ой! Надо ручки нам погреть, Посильнее растереть.
3. «Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки. Пилим, пилим мы бревно, Очень толстое оно. Надо сильно постараться, И терпения набраться. Теперь разогреем пальчики
1. Растирание пальцев - руку сжать в кулак, резко разжать (5 раз) «Крепко пальчики сожмём, После резко разожмём» -
2. «Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза. Мы точили карандаш, Мы вертели карандаш. Мы точилку раскрутили, Острый кончик получили.
3. Одной рукой поддерживать один палец другой руки (начинать с большого) и энергично встряхивать. «Пальчик крепко я держу И легонька потрясу».
- Еще один способ развития мелкой моторики - пальчиковые игры с предметами. Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. В качестве предметов можно использовать массажные мячи, карандаши, прищепки. Предлагаю вам проиграть одну из таких игр с карандашом. Карандаш в руках держу, Поиграть я с ним хочу. Карандаш в ладони взяли, И немного пошуршали.
А сейчас мы с вами порисуем. Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики. Широко известны такие приемы, как рисо-вание на подносе и изготовление панно. Мелкую крупу можно использовать для пальчикового рисования. Давайте и мы попробуем:
При рисовании и письме на подносе с манной крупой можно использовать тонкие палочки, либо рисовать разными пальцами. Рисовать можно все, что угодно: линии, до-мики, круги, заборы, облака. Можно изучать форму, буквы и цифры. После выполнения каждого задания поднос можно аккуратно встряхнуть, чтобы поверхность опять стала ровной. А мы с вами порисуем стихи.
«Рисуем стихи». Каждая пара получает поднос (30х40см) с манкой. Стихи читает взрослый, а ребенок рисует, затем ребенок читает текст, а взрослый дорисовывает детали к изображению.
«Скворечник» Мы строим скворечник У нас есть чертеж, Чтоб домик наш был На скворечник похож (М. Гусева.)
«Мой мишка» Я рубашку сшила мишке. Я сошью ему штанишки. (рисуем штанишки.) Надо к ним карман пришить (рисуем карман.) И платочек положить. (Вкладываем в карман платочек.)
В играх с предметами так же можно использовать макароны, нанизывая их на нитку как бусы, фасоль белую и красную, перемешав ее и предложив ребенку перебрать по цвету и многое другое. Следующий вид пальчиковых игр – игры-манипуляции. Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. Уважаемые участники, вы все прекрасно знаете такие игры как «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока», «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка» и т. п.) .Я покажу вам игры, которые я использую в своей работе.
«Заготавливаем капусту» Мы капусту рубим, рубим! (прямыми напряженными ладонями имитируем движение топора – вверх и вниз) Мы капусту режем, режем! (энергичные движения прямыми ладонями вперед-назад) Мы капусту солим, солим! (пальцы собрали «щепотью» и «солим») Мы капусту жмем, жмем! (энергично сжимаем пальцы в кулаки – одновременно на двух руках или поочеред-но) Мы морковку трем, трем! (рука в кулаке – «морковка» ритмично движется вверх и вниз по ладони другой ру-ки. Потом меняем руки)
«Изучаем названия пальцев»: В гости к пальчику большому (загибаем большой палец) Приходили прямо к дому
Указательный и средний, (загибаем указательный и средний) Безымянный и последний. (загибаем) Сам мизинчик-малышок Показался на порог. Вместе пальчики друзья (разгибаем и сгибаем все пальцы) Друг без друга им нельзя.
Пальчиковые игры под музыку Уважаемые педагоги, я прошу желающих тоже поделиться своим личным опытом и показать свою пальчиковую игру! Я благодарю вас за внимание и вашу активность! И призываю всех использовать пальчиковые игры в работе с детьми: в режимных моментах и образовательной деятельности.